Полная версия
Правовой статус личности
В юридической литературе высказывается мнение, что в некоторых случаях основные права гражданина распространяются также на человека[82]. Такой подход не оправдан, поскольку, говоря о статусе гражданина, подразумевают наличие его специфической связи с данным государством, что и составляет содержание института гражданства. Несомненно, понятие лица, имеющего гражданство конкретного государства, то есть гражданина иногда характеризуется определенными особенностями. В частности, германское право и законодательство, включая Основной закон, говорят не о гражданах Федеративной Республики Германии, а о немцах[83], Конституция Испании – об испанцах[84]. В некоторых основных законах права граждан формулируются как права народа[85].
В частности, Конституция Республики Армения в вопросе приобретения гражданства оказывает облегченный подход по отношению к армянам по национальности, закрепляя, что армяне по национальности приобретают гражданство Республики Армения в упрощенном порядке (часть 2 статьи 11.3)[86].
Правовой статус личности иногда выделяется некоторыми особенностями, например, когда это обусловлено фактом двойного или множественного гражданства. В последнее время выросло число государств, которые законодательно закрепили возможность приобретения своими гражданами гражданства другой страны (стран)[87].
В рамках исследуемой темы положительным является то, что двойное гражданство в вопросе обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека создает дополнительные гарантии, в частности, предоставляет право проживания в двух государствах, свободно возвращаться, передвигаться на территории двух стран, при смешанных браках возможность иметь единое гражданство и др.
Основной закон Российской Федерации гражданам государства предоставляет право получения второго гражданства и закрепляет: «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Однако двойное гражданство, как правовой институт, имеет и положительные, и отрицательные стороны[88]. Поэтому, по нашему мнению, для Российской Федерации на современном этапе при уточнении направлений внутренней и внешней политики в вопросах гражданства важна необходимость рассмотрения всех сторон двойного гражданства в совокупности. При этом наиболее актуальным аспектом является то, что возникает надобность соответствующими международными договорами уточнить и (или) по возможности нейтрализовать отрицательные стороны двойного гражданства.
В юридической литературе разграничение статуса человека и гражданина непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства, права и закона. Такой подход расширяет сферу самостоятельности личности, то есть человек воспринимается не только в качестве гражданина государства, но и свободного члена общества[89]. Поэтому под «правами человека» должны понимать такие права, действие которых не ограничивается определенным кругом лиц, то есть этими правами может воспользоваться каждый.
Каждый человек в обществе с момента своего рождения наделяется правами и свободами, которые обусловлены обстоятельством его проживания и жизнедеятельности именно в данном обществе, его социальными потребностями. К правам человека, принадлежащим ему от рождения, можно отнести право на жизнь, право неприкосновенности достоинства личности, право свободы, право собственности, право на общение с себе подобными, право продолжения рода, право на нормальные условия человеческой жизнедеятельности и так далее. Совокупность этих прав называется естественным правом. Эти права призваны обеспечить, в первую очередь, достоинство, свободу, безопасность человека не только от государства, но и от любого произвола и вмешательства, а государство призвано оберегать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. По нашему мнению, в связи с этим к месту процитировать статью 2 Декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным собранием Франции 26 августа 1789 г., согласно которой: «Цель каждого государственного союза составляет защита естественных и неотъемлемых прав человека»[90].
Естественно-правовой подход к правам человека нашел свое выражение и во Всеобщей декларации прав человека, в преамбуле которой указывается: «… признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира». А статья 1 закрепляет, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах[91]. Вместе с этим предусматривается также, что «… необходимо защищать права человека властью закона». Статьи 6, 8, 29 и другие указанной Декларации не только закрепляют принципы неотъемлемости естественных прав человека, их свободы и правового равенства, а также имеющиеся обязанности перед обществом, статус субъекта права и право на правосудие человека: право восстановления своих нарушенных прав, предусмотренных Конституцией или законом, посредством уполномоченных судов.
Методологически тождественный подход проявлен также и в Уставе ООН (в преамбуле которого также закреплена приверженность к основным правам человека, его достоинству), Международном Пакте о гражданских и политических правах (16.12.1966), Уставе Совета Европы[92], Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (04.11.1950).
Особого внимания достойна Парижская хартия для Новой Европы (21.11.1990), где говорится: «…Права и основные свободы человека принадлежат всем людям от рождения, они неотъемлемы и гарантируются законом». Добавляется также: «Их защита и поддержка – первичная обязанность правительств»; «Их уважение – существенная гарантия в противовес государства, имеющего большую власть».
По поводу указанного достойные внимания примеры конституционных решений содержит Конституция Европейского Союза, статья 2 которой закрепляет, что «Союз основан на таких ценностях, как человеческое достоинство, свобода, демократия, равенство, верховенство права и уважение прав человека».
Все представленные примеры однозначно свидетельствуют, что проблема обеспечения верховенства конституции, в конечном счете, сводится к гарантированной защите достоинства человека, его прав и свобод путем обеспечения гармоничного сотрудничества разделенных и сбалансированных властей. Отметим, что Конституция Российской Федерации закрепляет права и свободы человека как высшую ценность.
Однако не все основные законы бывших республик СССР после его распада закрепили конституционную норму с аналогичным содержанием. В частности, содержание статьи 4 Конституции Республики Армения от 5 июля 1995 года свидетельствовало, что нет четкого отношения к признанию прав человека как высшей и неотъемлемой ценности. И, что самое существенное, достоинство человека закреплялось не как объект конституционного права, а как объект уголовного[93] и гражданского[94] права, тогда как, достоинство личности – основа его прав и свобод и должно быть уважаемо и защищаемо со стороны государства[95].
И только в ноябре 2005 года в результате осуществления конституционной реформы в Основном законе Республики Армения появилась статья со следующим содержанием: «Человек, его достоинство, основные права и свободы являются высшей ценностью. Государство обеспечивает защиту основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права. Государство ограничено основными правами и свободами человека и гражданина, являющимися непосредственно действующим правом» (статья 3).
В юридической литературе в системе прав и свобод человека принято выделять их основные и дополнительные (второстепенные) виды. Однако в юридической литературе нет единого мнения по вопросу характера и содержания основных прав человека[96]. Некоторые специалисты под основными правами человека понимают права, закрепленные в конституции того или иного государства[97]. Такой подход получил широкое распространение в середине XIX века, когда в специальной литературе стало обычным рассматривать конституционные права как основные права[98].
Такой подход справедливый, но полностью не выражает соответствие прав и свобод человека современному уровню восприятия общечеловеческих ценностей и принятым в международном сообществе стандартам. Задача в том, что в современном мире, когда защита прав человека вышла за границы отдельных государств, возникла необходимость создания универсальных международно-правовых стандартов. Ряд международных правовых актов, таких как Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека, Европейская социальная хартия, предусмотрев универсальный перечень основных прав и свобод человека, гарантировали каждому условия свободного развития и достойной жизнедеятельности.
Из сказанного вытекает, что под основными правами человека необходимо понимать имеющие естественное происхождение, закрепленные основным законом государства или общепризнанными международными правовыми актами такие неотчуждаемые, жизненно необходимые и гарантируемые государством возможности, которые позволяют ему свободно и осознанно распоряжаться материальными и духовными благами.
При этом декларированное общепризнанными принципами и нормами международного права и другими международными правовыми актами основное право человека должно признаваться и защищаться со стороны каждого государства-участника, независимо от обстоятельства закрепления данного права в конституции государства. Об этом свидетельствуют статьи 15 и 55 Конституции Российской Федерации.
Особая подчеркнутость основных прав не означает умаление остальных прав человека или отведение им второстепенной роли, или применение меньших усилий по их защите и обеспечению со стороны государства, так как производные права человека вытекают из основных прав, содержат потенциал для дополнительных действий и поступков и не являются менее важными для человека, общества и государства. В частности, статья 22 Конституции Российской Федерации закрепляет право свободы и неприкосновенности каждого. Из этого основного права вытекают многочисленные производные права человека, которые нашли свое выражение в Гражданском кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовном процессуальном кодексе Российской Федерации, Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации и других нормативных правовых актах.
В отечественной юридической литературе проблеме обязанностей уделяется недостаточное внимание, хотя в последние годы некоторые ее аспекты становилась объектом исследования ученых[99]. Следует признать, что обязанности вытекают из факта социального бытия человека и в единстве с правами образуют универсальный принцип демократической организации общественной жизни[100]. Об указанном свидетельствует и конституционная практика целого ряда современных государств (Армения, Болгария, Венгрия, Италия, Испания и др.). Основные обязанности играют ключевую роль в определении границ государственной власти в ее отношениях с человеком, поскольку, во-первых, гарантируют ее от произвола государства, и, во-вторых, служат важной гарантией принципа правового государства. Это является подтверждением того, что обязанности человека и гражданина детерминированы правами, а ответственность – свободой. Все эти структурные элементы правового статуса личности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом предполагается, что основные обязанности индивида связывают, в первую очередь, государство и гражданина данного государства.
В перечне рассматриваемых проблем особого внимания требует вопрос, с какого момента человек или гражданин считаются субъектом основного права, с какого момента могут самостоятельно осуществлять принадлежащие им права. Все лица (человек и гражданин) со дня рождения и до смерти считаются субъектами основного права. То есть несовершеннолетние также являются носителями всех основных прав, другой вопрос, с какого момента эти лица могут пользоваться своими правами[101]. В данном случае необходимо руководствоваться следующими положениями: «Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью»[102], если характер соответствующего основного права не предполагает ничего другого.
Основные права человека обусловливают также существование толерантности, необходимой для демократического общества и государства. Современное государство не может предоставить себе право в несправедливой форме и мере посягать на человека или его убеждения, если последние не угрожают демократии, безопасности страны, правам и свободам других лиц. С другой стороны, основные права человека позволяют правовому государству, опираясь на демократический закон, предотвратить случаи, представляющие угрозу для прав и свобод каждого. В частности, в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., все полномочия Конституционным Судом Российской Федерации осуществляются «в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации…» (статья 3). В эти полномочия входит также разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле и др.
В 2020 году в Конституции появилась новелла о проверке Конституционным Судом России по запросу Президента Российской Федерации конституционности проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации.
Следует отметить, что аналогичные по содержанию нормы содержат и законы других постсоветских республик. К примеру, согласно Конституции Республики Армения Конституционный суд в установленном законом порядке определяет соответствие Конституции законов, постановлений Национального Собрания, указов Президента Республики, постановлений Правительства, Премьер-министра, органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 100).
Указанное свидетельствует, что в некоторых случаях могут отменяться правовые акты или некоторые их положения, которые противоречат Основному закону государства. Фактически получается, что отменяется принятое большинством «решение».
Важно и то, что, согласно статье 55 Закона Республики Армения «О Конституционном суде»[103], при рассмотрении дел, предусмотренных пунктом 1 статьи 100 Конституции Республики Армения Конституционный суд Республики Армения выясняет соответствие Конституции указанного в запросе акта, принимая за основу также необходимость защиты, свободного осуществления закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, пределы и основания их допустимых ограничений.
В юридической литературе основные права человека классифицируют следующим образом: абсолютно основные права и относительно основные права[104]. Абсолютно основные права – это принадлежащие человеку от рождения, существующие независимо от государства, безусловные и неизменные и поэтому неприкосновенные для власти права. Относительно основные права – это ограничивающие по закону права, носителям (субъектам) которых, в отличие от абсолютных прав, соответствуют определенные обязанные лица.
В рамках рассматриваемой темы считаем важным также анализ существующих различий между правами человека и свободами человека. Эти различия имеют глубокий смысл и разрабатывались в ногу с историческим прогрессом науки конституционного права и общечеловеческой практики.
Свобода человека очень сложное и многозначное понятие и, как таковое, связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека и выражается в возможности выбора им самостоятельного поведения в пределах, предусмотренных конституцией и другими законами государства[105]. Свобода человека обеспечивается и защищается, но не регламентируется государством. При пользовании свободой человек не должен злоупотреблять ею или наносить вред другим лицам, то есть государство, законодательно защищает правомерное поведение человека, но в то же время ограничивает выход за рамки допустимых границ свободы.
А право человека – это предоставленная ему возможность по собственному усмотрению определять меру своего поведения. Можно сказать, что права человека в современном обществе – это комплекс существующих прав и свобод для характеристики правового статуса личности, а также средство приобретения основных материальных и духовных благ, реализации его способностей, талантов.
Наряду с этим права человека – это признанные международным сообществом важнейшие универсальные ценности, предоставленные каждому возможности, которые выражают сущность характера отношений между человеком и государством, личностью и властью, обязанности и ответственности государства в вопросе их обеспечения и защиты. Однако это не окаменевшие и неподвижные явления: они непрерывно развиваются и изменяются. Эти ценности овладевают все новыми и новыми сферами общественных отношений, в которых неизбежны неустойчивые и опасные для общества колебания и потрясения. По этой причине для реального обеспечения и защиты прав и свобод человека особенно важны стабильное развитие общества и наличие солидарности среди сограждан данного общества.
Классификация прав и свобод человека производится и по другим критериям, например, по сферам жизнедеятельности, различают личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные права; по характеру субъектов права – «права индивида» и «коллективные права»; по времени возникновения – первое, второе и третье, в последнее время и четвертое[106] поколение (волны) прав человека[107].
Первым поколением прав и свобод человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые сформировались в процессе осуществления буржуазных революций, а в дальнейшем конкретизировались и расширялись в законодательстве и сфере деятельности демократических государств. Здесь в основном речь идет о личных (гражданских) (праве на жизнь, неприкосновенность человеческого достоинства, свободу и равенство, защиту чести и доброго имени, справедливый, независимый, беспристрастный, компетентный суд, свободное передвижение и выбор места жительства, гражданство, частную собственность, неприкосновенность личности, свободу совести, мысли и вероисповедания, создание семьи и воспитание детей, неприкосновенность жилища и др.) и политических прав и свобод (прав и свобод на участие каждого гражданина в организации государственной власти, органов местного самоуправления и осуществление государственной власти).
Второе поколение прав человека содержит социальные, экономические и культурные права и свободы. Это поколение сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня и повышение культурного статуса (так называемые «позитивные права»). Следует подчеркнуть, что для реализации и защиты указанных прав, в отличие от прав первого поколения, требуется разработка многосторонних и эффективных социальных программ, активная экономическая и организационная деятельность государства.
После Второй мировой войны с большой скоростью начало формироваться третье поколение прав и свобод человека, которое охватывает коллективные по своему характеру права на развитие[108], мир, здоровую окружающую среду, объективную информацию и коммуникации, безопасность, общее наследия человечества, высококачественную пищу и другие продукты, защиту от международного терроризма[109], другие права и свободы различных групп и объединений людей. Специфика прав этого поколения заключается в том, что они имеют коллективный характер и могут осуществляться разными группами, объединениями людей, нациями.
Очевидно, что стержнем отношений международного и внутригосударственного права, государства и индивида являются права и свободы человека и сам человек, который во всех случаях участвует в реализации прав и свобод трех поколений, однако при осуществлении прав третьего поколения он выступает как член каких-либо объединений, общностей и озабочен судьбой данной группы. Поэтому особенность защиты прав и свобод третьего поколения человека заключается в том, что обязанностью любого государства является не только обеспечение и защита индивидуальных прав и свобод членов, входящих в данную группу, но и прав и свобод, установленных для всей группы.
В XXI веке формируется четвертое поколение прав человека, тенденции становления которого пока полностью не очерчены. Однако они представляются как новые модификации права индивида на труд, образование, охрану здоровья, информацию, безопасность, защиту частной жизни, экологических и авторских прав в связи с беспрецедентным прогрессом науки, развитием Интернета и компьютеров, а также с борьбой протия терроризма.
Кроме этого, в связи с попытками клонирования человека, появляется проблема естественной идентичности личности. Постоянно растут демографические проблемы, усложняются возможности пользования элементарными благами (чистый воздух, вода, продукты, медицинская помощь, санитарно-гигиеническая безопасность и т. д.).
Права и свободы человека всех поколений признаются Российской Федерацией и получают свое закрепление в Конституции и (или) других нормативных правовых документах. Однако для Российской Федерации, даже после тридцатилетних реформ, вышеуказанные проблемы требуют актуального решения: особенно важны разработка Концепции устойчивого развития прав человека и гражданина и ее реализация. В связи с этим, полагаем, в основе правовой защиты прав человека необходимо положить гарантирование и охрану основных прав человека. Исходя из этого целесообразно разработать Концепцию предупреждения нарушений прав и свобод человека, в дальнейшем – и федеральный закон. В концепции можно сформулировать условия и причины нарушений основных прав человека, разработать соответствующие средства предупреждения, уточнить формы и способы их предотвращения.
Таким образом, права и свободы человека – это признанные международным сообществом общечеловеческие высшие ценности, предоставленные каждому возможности, которые выражают сущность характера отношений между человеком и государством, индивидом и государственной властью, конституционной обязанности и ответственности государства в вопросе их признания, соблюдения, обеспечения и защиты.
Раздел 2
Внутригосударственные механизмы соблюдения и защиты прав человека
Тема 1
Права человека в правовом государстве
Права и свободы человека – важнейшие из ценностей современной всемирной цивилизации. В национальном праве для признания прав человека потребовались тысячелетия, а в ряде государств этот процесс до сих пор находится на начальной стадии. При этом будущее нашей цивилизации зависит от всеобщего признания и соблюдения прав человека. Развитие и становление этих общечеловеческих ценностей позволяют выявлять тип человеческой цивилизации, ее этап, поскольку сущность той или иной цивилизации, а также наличие правового или неправового государства обусловливаются качеством отношений между человеком и государством.
На современном этапе развития человеческой цивилизации в государственно-правовых формах организации общества строительство правового государства занимает центральное место. Это преимущественно обусловлено международным признанием идеи правового государства в виде концепции «Rule of Law»[110], в связи с чем можно сослаться на Документ копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению, где подробно перечислены наиболее важные признаки правового государства[111]. Задача в том, что на современном этапе развития цивилизации правовое государство является объективной целью, к достижению которой стремится все международное сообщество, в том числе и Российская Федерация.
Статья 1 Конституции Российской Федерации закрепляет: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». А цель существования правового государства и его гуманитарный критерий – защита прав человека[112]. Следует отметить, что в юридической литературе существуют разные определения правового государства[113], однако наряду с различиями конкретных структурных элементов, включенных в эти определения, неизменным остается свобода человека, которая объективируется в системе его неотъемлемых прав. Таким образом, развитие идей и доктрины правовой государственности неотделимо от становления понятий прав и свобод человека, ставших тем центральным звеном, вокруг которого и во имя которого развивались и выстраивались принципы правового государства[114].