Полная версия
И цзин. 64 пути к переменам. Изд.2
Образ гуа – это родник, вытекающий из горы и превращающийся в журчащий ручей. Затем ручей превращается в великую реку, питающую мириады существ. Однако, протекая по земле, река становится грязной. В данной гуа этот образ используется для объяснения важности просветления и воспитания невежественных существ, находящихся на стадии младенчества.
Для объяснения гуа используются две аналогии. Одна из них связана с образованием, другая – с браком. В «И цзине» нижнее гуа занимает позицию, уступающую верхнему гуа. Здесь элемент ян на втором месте играет важную роль. Он представляет собой учителя, который просвещает и обучает невежд. Поскольку это твердая линия в нижнем гуа, она символизирует качество великодушия. Вокруг нее расположены четыре уступающие линии: одна внизу и три вверху. Символически эти уступающие линии представляют собой невежд, которые должны быть просвещены. Китайцы считали, что каждый невежественный человек индивидуален. Согласно древней китайской традиции, их следует учить в соответствии с их способностями. Непросветленные должны быть смиренными и набожными и сделать первый шаг к просветлению. Иными словами, они должны быть готовы и желать принять образование. С другой стороны, тот, кто выступает в роли источника просветления, также должен быть терпелив и снисходителен.
Образ этого гуа – Гора над водой. В «И-Цзине» гора символизирует семью, а вода – среднего сына. Четыре линии инь вокруг линии ян можно рассматривать как четырех женщин, приближающихся к мужчине и намеревающихся выйти за него замуж. Твердая линия на втором месте – это элемент ян, мужчина. Уступающая линия на пятом месте – элемент инь, женщина. Они соответствуют друг другу, так как оба находятся в центральном месте и являются инь и ян – идеальная пара.
5. Сюй • Нуждающийся
Когда вещи находятся в детстве, ими нельзя пренебречь, не обеспечив их питанием. Таким образом, после детства следует нужда. Сюй – это Дао еды и питья.
Архетипическое действие: ждать чего-то, осматриваясь вокруг себя.
Дао указывает на то, что нам необходима пища, чтобы питать тело и дух. В самых ранних сельскохозяйственных обществах главной заботой было выращивание урожая. Крестьяне не беспокоились о солнечном свете, воздухе и почве – их всегда было в избытке. Их главной заботой была вода. Вода в значительной степени зависела от осадков. Без дождей им нечего было бы есть и пить.
Древняя идеограмма Сюй показывает эту потребность в дожде. Существует два варианта интерпретации этого изображения. Первое толкование заключается в том, что это просто изображение дождя. На идеограмме изображены капли дождя, падающие из облаков. Горизонтальная линия вверху символизирует Небо. Две вертикальные линии слева и справа обозначают границу облаков. Внутри облаков находятся четыре капли дождя. Вертикальная линия посередине и четыре изогнутые линии в нижней части идеограммы представляют собой движение капель вниз. Это изображение напоминало древним людям о том, что главной потребностью дао еды и питья является дождь.
Вторая интерпретация заключается в том, что это изображение человека, молящегося и ожидающего дождя. Верхняя часть идеограммы представляет собой еще не выпавший дождь в облаках. Нижняя часть символизирует мужчину. Четыре изогнутые вертикальные линии изображают усы и бороду пожилого мужчины, который, возможно, является жрецом племени, молящегося о дожде.
Когда человек нуждается в чем-то и не может получить это немедленно, необходимо ждать. Таким образом, значение нужды распространяется и на ожидание. Это действительно потребность в ожидании. Но «ожидание» не является основным смыслом Сюй. Символ этого гуа показывает, что на небе собираются тучи, но дождь еще не пошел. Такая ситуация требует терпения. Если символ расположить на горизонтальной плоскости, то его смысл становится понятным. Если в вертикальной плоскости изображен Дождь над Небом, то в горизонтальной плоскости символ представляет собой Небо, противостоящее Воде. Атрибут Неба – сила, а атрибут Воды – опасность. Когда сила мешает, требуется терпение. Если человек верит и сохраняет стойкость, то его будущее будет светлым.
Потребность, идущая после Начала и Детства, представляет собой начальную стадию достижения. На начальном и неопределенном этапе «Нужда» призывает к терпению. Прежде чем начать действовать, нужно напитать организм и накопить силы. В этой ситуации выжидание абсолютно необходимо, но оно не означает сдачи. Дождитесь подходящего времени для осуществления задуманного. В период ожидания необходимо воспитывать в себе уверенность, стойкость, прямоту, быть осторожным в каждом шаге, тогда результат принесет удачу.
Символом этого гуа является образ Воды, опережающий образ Неба. Небо символизирует силу, Вода – опасность. Получается образ силы, противостоящей опасности. В древности переправа через реку была трудным и опасным делом. Поэтому вода символизирует опасность. Однако Небо – это чистейшая энергия ян, полная силы и мощи. Пока человек уверен в себе, его ждет успех. Смысл этого гуа в том, что верность и стойкость приносят удачу. Нужда, а также Начало и Детство состоят из Воды, то есть одним из их основных гуа является Вода. Поскольку вода символизирует опасность или трудности, все эти гуа призывают к терпению, уверенности, верности и стойкости, но при этом обладают большим потенциалом успеха. Все они являются благоприятными гуа.
6. Сонг • Раздор
Нужда, борьба за пищу, обязательно возникнут разногласия.
Таким образом, после Нужды следует Раздор.
Архетипическое действие: разрешить конфликт с помощью соглашения, суметь договориться.
Идеограмма Сун представляет собой объединение двух иероглифов – речи и общества. Левая часть идеограммы представляет собой изображение лица человека с открытым ртом в нижней части, что символизирует прямое высказывание. Правая часть состоит из двух частей. Верхняя часть состоит из двух штрихов – левого и правого, представляющих собой изображение движения в противоположных направлениях и разделенных поровну. Нижняя часть идеограммы представляет собой древний иероглиф, обозначающий «я». Если соединить верхнюю и нижнюю части иероглифа, то получится символ противостояния эгоизму и справедливости. Соединение частей идеограммы создает яркую картину того, как человек выносит дело на всеобщее обозрение и прямо говорит, требуя справедливости.
Верхнее гуа – Небо, воздух, поднимающийся вверх; нижнее гуа – Вода, жидкость, текущая вниз. Это образ конфликта и разногласий. Вода символизирует опасные и злые намерения, а Небо – сильный и твердый характер.
Человек, обладающий этими двумя характеристиками, неизбежно будет вступать в конфликты и споры с другими людьми. По этим причинам в качестве названия гуа выбрано «Противостояние». Древние люди стремились не к разжиганию розни, а к компромиссному разрешению споров. Согласно их опыту, в конце любого спора нельзя было получить полностью удовлетворительный результат. Поэтому в решении говорится: «Середина – удача. Конец: несчастье». Середина – это ключ к разрешению споров.
Тема гуа раскрывает истину о необходимости избегать разногласий. В жизни человека конфликт между различными мнениями или интересами возникает повсеместно. По мнению древних китайцев, спор, независимо от того, побеждает человек или проигрывает, не приносит удовольствия. Лучше решить проблему, чем доводить ее до ссоры. Если знать, как остановить ссору до того, как она зайдет слишком далеко, то в любой ситуации можно остаться в выигрыше. Как правило, спор возникает из-за злого умысла и слишком своевольного поведения человека, неспособного гибко подходить к ситуации других людей. Древние мудрецы советовали искать точки соприкосновения, а не высказывать разногласия. Так можно избежать разногласий.
7. Ши • Множество
Там, где есть раздор, обязательно возникнет множество.
Таким образом, после Раздора следует Множество.
Архетипическое действие: идти в то место, где много людей.
Идеограмма этого гуа состоит из двух частей. Слева – дуй, означающий множество или кучу. Правая часть – цза, которая обозначает круг или может означать «обходить». Когда эти две части соединяются, образуется новый иероглиф, представляющий собой картину множества людей, собравшихся вместе и вращающихся вокруг стержня. Когда подчеркивается стержень, ши указывает на учителя, мастера или человека, заслуживающего уважения общества. Когда подчеркивается «множество», то имеется в виду множество людей, а не военная сила. В древних словарях «ши» обозначает группу из 2500 человек.
В Древнем Китае не существовало ни особой группы людей, содержащейся как армия, ни особого сословия, называемого солдатами. В то время крестьяне и солдаты были объединены в одну группу. В обычное время крестьяне работали на полях, а в свободное от сельхозработ время проходили военную подготовку. Только в военное время их призывали защищать свою страну. Древние считали, что содержание армии чревато неприятностями. Армия таила в себе опасность: подобно текущей воде, она иногда могла выйти из-под контроля. Крестьяне же были покорны, стабильны, как земля. Таким образом, символом этого гуа является вода под землей, указывающая на то, что военная сила должна храниться не в армии, а во множестве людей, как вода хранится в земле. Для древних война была злом. К ней нельзя относиться легкомысленно, а только в случае крайней необходимости. И цель военного дела должна быть праведной. Руководить военными делами мог только человек с благородным характером и высоким авторитетом.
В большинстве английских переводов это гуа называется «Армия». Однако в древнем Китае солдаты не отличались от крестьян, не существовало особого класса, называемого армией. По этой причине я принимаю оригинальное значение «Множество». Гуа не поощряет военные действия. Напротив, оно указывает на то, что если спор не разрешить должным образом, то он может привести к применению силы. Древние считали, что применение силы – это зло, и учили, что к участию в военных действиях следует подходить с осторожностью, а цель войны должна быть праведной. По их мнению, только два вида войны могли считаться праведными: свержение тирана или защита страны от вторжения.
Эта гуа является продолжением предыдущей. Царь Вэнь понял, что в споре с тираном ему не победить. Он изменил тактику, поняв, что единственный способ спасти народ от бездны страданий – это свергнуть тирана. Он готовился к войне, но придерживался мнения, что военные действия должны идти праведным путем. Не было никакой вины, если во главе толпы стоял человек благородного духа.
8. Би • Союз
Во множестве должны быть узы единения.
Таким образом, после Множества следует Объединение.
Архетипическое действие: повторять действия другого человека, танцевать с другим человеком, делая одинаковые движения.
В древности би являлось основной единицей китайской системы регистрации домохозяйств. Каждые пять домохозяйств составляли единое целое, называемое би. В каждом би назначался глава, который заботился о районе. Таким образом, «би» также означает «сосед» и символизирует тесную связь людей в общине.
Древняя идеограмма Би проста: на ней изображены два человека, стоящие близко друг к другу. Структура гуа такова: вода вверху, земля внизу. Когда земля содержит воду, она становится мягкой. Когда вода находится на земле, она течет. Древний царь извлекал пользу из тесной взаимосвязи воды и земли, создавал многочисленные государства и поддерживал тесные отношения с подчиненными ему владыками.
В этом гуа раскрывается важность любви и заботы в союзе. Люди, живущие рядом друг с другом, должны любить и заботиться друг о друге. В нашей повседневной жизни нет ничего более вредного, чем постоянные конфликты, и нет ничего более благоприятного, чем гармоничные отношения между людьми.
Структура гуа – Вода над землей. Здесь Вода символизирует беспокойный ум.
Сплошная линия на пятом месте – единственная сплошная линия в этом гуа. Она является хозяином гуа. Ее качество – твердость и сила, а место – центральное и правильное. Она символизирует правильного человека на правильном месте, который обязательно окажет большое влияние на свое окружение. Имеется пять уступающих линий. Все уступающие линии подчиняются сплошной линии на пятом месте, кроме уступающей линии вверху. Эта линия представляет собой того, кто выходит за рамки дозволенного.
9. Сяо Сюй • Небольшое накопление
Множество в гармоничном союзе, несомненно, приводит к чему-то, что нужно накопить.
Таким образом, после Объединения следует Небольшое Накопление.
Архетипическое действие: есть какая-то ошибка, которую нужно исправить, для этого необходимо вернуться на несколько шагов назад. Нужно найти эту ошибку. Действие: остановиться, смотреть или представлять сосуд, из которого капает протекает вода.
Название этого гуа состоит из двух китайских иероглифов. Первый иероглиф, сяо, означает «маленький». Второй иероглиф означает разведение скота или накопление чего-либо. Сюй можно применить к накоплению пропитания, силы или даже добродетели.
Есть две идеограммы, которые демонстрируют значение этого гуа. Первая идеограмма означает «мало». Она состоит из трех штрихов – левого и правого, причем третий вертикальный штрих проходит сверху вниз между левым и правым штрихами. Этот иероглиф символизирует акт разделения. По мнению древних мудрецов, после деления все становится маленьким. Вторая идеограмма состоит из двух частей. В нижней части изображено поле, а в верхней – две кучи травы, уложенные одна на другую и прикрытые сверху крышкой. Вся идеограмма представляет собой изображение накопления или хранения.
Структура гуа представляет собой образ Ветра вверху, Неба внизу. На пять линий ян приходится только одна линия инь. Очевидно, что элемент ян сильнее элемента инь. Царь Вэнь увидел, что на западном небе собирается буря и клубится туча, но дождь не идет. Он понял, что влаги в облаке было недостаточно для образования дождя. Там было лишь небольшое скопление влаги. Рано или поздно дождь должен был пойти. Он также понял, что, когда пять линий ян полагаются на одну инь для питания, инь становится трудно. Инь нужно время, чтобы накопить энергию и силу. Когда энергии и сил не хватает для выполнения задачи, нужно сделать перерыв, чтобы собраться с силами для дальнейшего выполнения. Перерыв должен быть временным, но достижение – непрерывным. Это основная тема гуа.
В «И цзине» среди шестидесяти четырех гуа есть два, символизирующих накопление. Один из них – образ Малого накопления (9), а другой – образ Великого накопления (26). Малое накопление подчеркивает накопление питания, Великое накопление – накопление добродетелей.
В данном гуа образ «Тучи сгущаются, а дождя нет» используется для выражения ситуации, когда накопления скрытой энергии и силы недостаточно. Необходима небольшая передышка. Не время для осуществления задуманного. В процессе развития прогресс часто заходит в тупик. Может возникнуть небольшое препятствие, связанное с отсутствием опыта или недостатком сил. В такой ситуации необходимо накапливать энергию, готовясь к следующему шагу. Главное наставление гуа – быть искренним и правдивым. Это ключ к взращиванию множества с малым.
Сначала должно произойти накопление, а затем возможно дарование. Накапливать – значит запасать, а даровать – значит плавно передавать. В том, что облака сгущаются, но дождь не идет, проявляется двоякая истина. С одной стороны, прежде чем помогать другим, необходимо накопить собственные знания, силы и добродетели. С другой стороны, для того чтобы помогать и поддерживать друг друга, люди должны быть искренними и правдивыми. Древние учили, что «работая вместе, с единым сердцем и единым умом, песчинки, сложенные в кучу, образуют пагоду».
10. Люй • Исполнение
После того, как все накоплено, следует проявить вежливость и праведность. Таким образом,
после Небольшого Накопления следует Исполнение.
Архетипическое действие: быть готовым ко всему, быстро принимать решения, быстро отвечать.
Люй – это обратная сторона предыдущего гуа «Малое накопление», которая указывает на ситуацию, когда в процессе продвижения лучше сделать перерыв. Эта гуа – исполнение – символизирует выполнение своего долга. Идеограмма Люй представляет собой сложное, состоящее из четырех частей изображение человека, идущего в обуви. В верхней части идеограммы имеется одна горизонтальная линия, идущая слева направо, затем справа налево и до самого низа левой стороны. Изогнутая горизонтальная линия изображает голову человека, а длинный вертикальный штрих – человеческое тело, стоящее вертикально. Остальная часть идеограммы разделена на две части. Слева расположены три изогнутых штриха, символизирующие отпечатки трех маленьких шагов. Справа вверху изображен башмак. Под башмаком находится еще одна идеограмма, символизирующая действие ходьбы.
Первоначальное значение слова Люй – пара обуви. От обуви значение было расширено до наступания на что-то и последующего выполнения долга или соглашения. В китайском языке слово «выполнение» состоит из двух иероглифов: люй син. Буквально люй означает обувь, а син – ходьба. Для китайцев хождение в обуви символизирует движение вперед твердыми шагами, продвижение к достижению цели.
Древняя поговорка гласит: «Вежливость – это подчинение принципов тому, что подобает. Праведность – это соответствие действий тому, что правильно». Вежливость и праведность – это обязанности, которые должен выполнять каждый человек.
Структура гуа: вверху – изображение Неба, внизу – изображение Озера. Атрибуты Неба – сила и энергия, атрибуты Озера – кротость и мягкость. Этот образ вдохновил Вэня на то, что осторожный человек справляется с опасной ситуацией, как будто наступает на хвост тигра. В этом гуа «Исполнение» заложены основы нравственного поведения. Главная тема заключается в том, что мудрый человек выполняет свой долг с такой же осторожностью, с какой он наступил бы на хвост тигра, и тогда можно ожидать удачи.
В этом гуа раскрывается принцип осуществления своего идеала или выполнения своего долга в трудной ситуации. Действовать следует в соответствии с тем, что уместно в данной ситуации. Образ наступающего на хвост тигра призван посоветовать заранее принять меры предосторожности и уберечься от скрытых трудностей и опасностей. Хозяином этого гуа является линия уступания в третьем месте. Это единственная уступающая линия в данном гуа. Уступающая линия, наступающая на две твердые линии, дает устойчивое представление о том, что человек ступает на твердую почву. Однако уступающая линия находится посреди пяти сплошных линий, что говорит о тяжелой ситуации. Психологически человек в этом месте будет чувствовать себя очень неуютно. С другой стороны, благодаря уступчивости она способна преодолеть твердое и прочное. Мысль о том, что мягкое может преодолеть твердое, является частью мудрости, заложенной в «И-Цзин», а также в китайской культуре.
В древности китайские иероглифы «исполнение» и «вежливость» имели одинаковое звучание. Так, Конфуций трактует «лю» как «вежливость». В древнем феодальном обществе был создан этический кодекс, который предусматривал, что люди разных сословий должны относиться друг к другу с подобающими манерами. Для конфуцианских ученых выполнение этического кодекса являлось моральным долгом каждого человека. Так, в «Последовательности гуа» говорится: «После накопления вещей следует исполнять вежливость и праведность».
11. Тай • Продвижение
После хладнокровного выполнения своего долга человек чувствует себя умиротворенным и в безопасности. Таким образом, после Выполнения следует Продвижение.
Архетипическое действие: человек может с помощью своих рук изменить течение. Действие – открываем кран и с помощью рук меняем направление воды.
Тай – одно из самых благоприятных слов в китайском языке. Первоначально оно означало «больше, чем» или «самый». В целом оно обозначает состояние, когда все более чем прекрасно. Тай также означает мир, безопасность, защищенность, хорошее здоровье; или же оно предполагает продвижение, движение вперед.
Идеограмма Тай состоит из двух частей. Верхняя часть символизирует величие. Древние китайцы считали, что Небо и Земля велики, и люди также велики. Поэтому идеограмма выглядит как человек, стоящий с широко расставленными руками и ногами. Под двумя ногами находится идеограмма воды – суй. Она выглядит точно так же, как первичное изображение Гуа Кань, или Вода, стоящая вертикально. Эта идеограмма представляет собой образ бегущей воды, которая плавно и легко движется вперед. Это и есть основное значение Тай в И-Цзине.
Небо вверху, а земля внизу – это естественное явление, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни. Однако в данном гуа Цянь (Небо) опускается в нижнее гуа, а Кунь (Земля) поднимается в верхнее гуа. Ситуация кажется неуместной. Естественно, что Небо стоит вверху и движется вниз, а Земля стоит внизу и движется вверх. Однако в Тай Небо и Земля движутся вместе, в единстве. Таким образом, они реализуют свою двойственность.
На восточном побережье Китая есть гора Тай. Гора Тай считалась священной горой, соединяющей Небо и Землю. Каждую весну император поднимался на вершину горы и с большим благоговением делал там подношения. Это делалось для того, чтобы попросить о гармонии между людьми и окружающей природой. Китайцы верили, что если между людьми и окружающей средой установится гармония, то в мире, безопасности, защищенности и хорошем здоровье они будут с легкостью продвигаться вперед и вперед. Таким образом, значение слова «Тай» включает в себя все эти благоприятные смыслы. На протяжении тысячелетий китайцы стремились к гуо тай минь ань – процветающей стране и мирному народу.
Традиционно этот гуа представляет собой первый месяц китайского лунного календаря. Он несет в себе послание о том, что на Земле вновь наступает весна. Небо и Земля приносят мир и благословение всем живым существам. Мириады существ обновляют свою жизнь и снова движутся вперед. Эта концепция отражает действительный смысл праздника Тай. Это благоприятное время процветания и мира. Есть древняя китайская поговорка, что из глубины несчастья приходит блаженство. Это блаженство и есть Тай.
В этом гуа значение союза Неба и Земли используется для того, чтобы показать важность союза между людьми. Когда люди общаются искренне и правдиво, возникает гармония, и все достигается легко и непринужденно. В китайском языке такая ситуация называется тай, продвижение.
В этом гуа также проявляется мудрость поддержания состояния процветания и сохранения периода блаженства. В человеческом обществе трудно начать любое дело, но еще труднее сохранить достигнутое. Не следует засыпать на достигнутом и успокаиваться, а, наоборот, осознавать, что, достигнув кульминации, достижение начинает идти на спад. Взаимосвязь Неба и Земли служит примером взаимного общения между людьми. Люди с одинаковой верой и целями должны сохранять взаимную любовь, заботиться и поддерживать друг друга, тогда блаженная ситуация продлится дольше.
12. Пи • Помеха
Тай – это продвижение без помех, но это состояние не остается навсегда.
Таким образом, за Продвижением следует Препятствие.
Архетипическое действие: Ситуация, когда чувствуем себя немощным. Действие: вырвать корни какой-то травы. Важно, достать именно корни, которые вырываем. Это способ разблокировать эту гексаграмму.