Полная версия
Психология человеческих возможностей. Символика Таро: Философия оккультизма в рисунках и числах. Странная жизнь Ивана Осокина
Если вы проявите достаточную настойчивость, то сумеете выполнять это в течение двух минут. Таков предел вашего сознания. А когда попробуете повторить данный эксперимент вторично, то заметите, что вам сложнее, чем в первый раз.
Этот эксперимент показывает, что человек в своем естественном состоянии с огромным усилием способен осознавать один объект (самого себя) лишь в течение двух минут или меньше.
Самый важный вывод, который можно сделать в результате правильного проведения этого эксперимента, заключается в том, что человек себя не сознает. Иллюзия самосознания создается памятью и процессами мышления.
Например, человек идет в театр. Если он привык к этому, то не сознает своего пребывания в театре, хотя видит происходящее и наблюдает, наслаждается представлением или испытывает отвращение; он может запомнить его, запомнить встреченных людей и так далее.
Когда человек возвращается домой, он помнит, что посетил театр, и определенно полагает, что был при этом сознательным. Поэтому он не сомневается в своем сознании и не понимает, что оно может полностью отсутствовать, пока он разумно действует, думает, наблюдает.
В целом существуют четыре состояния сознания. Они таковы: сон, бодрствование, самосознание и объективное сознание.
Но хотя у человека есть возможность этих четырех состояний сознания, в действительности он живет только в двух: одна часть его жизни проходит во сне, а другая – в том, что называется бодрствованием, хотя в действительности последнее мало чем отличается от сна.
В обычной жизни человек ничего не знает об объективном сознании, и никакие эксперименты в этом направлении невозможны. Третье состояние (самосознание) человек себе приписывает, то есть он полагает, что им обладает, хотя в действительности он сознает себя только в очень редкие мгновения, и даже тогда не всегда отдает себе в этом отчет, поскольку не понимает, каково обладание этим состоянием. Эти вспышки сознания приходят, как правило, в исключительных ситуациях, в состояниях эмоционального напряжения, в моменты опасности, в новых и неожиданных обстоятельствах, а иногда в обычной обстановке, когда ничего особенного не происходит. Но в привычном или «нормальном» состоянии человек не может им управлять.
Что касается содержания нашей памяти, мы помним только моменты осознания, хотя этого и не понимаем.
Что означает память в техническом смысле, и какими видами памяти мы обладаем, я объясню позднее. Сейчас я просто хочу обратить внимание на наблюдения, касающиеся вашей собственной памяти. Вы заметите, что помните события в различной степени. Некоторые – очень ярко, другие – смутно, а иных не помните вовсе. Вы знаете только то, что они случились.
Вы будете очень удивлены, когда обнаружите, как мало вы в действительности помните. Это связано с тем, что вы помните только те моменты, когда были сознательными.
Поэтому в отношении третьего состояния сознания можно сказать, что моменты самосознания для человека редки, они оставляют яркие воспоминания об обстоятельствах, им сопутствующих, но сам человек над ними не властен. Они приходят и уходят сами собой, будучи обусловлены внешними обстоятельствами, случайными связями или воспоминаниями об эмоциях.
Возникает вопрос: можно ли обрести контроль над этими преходящими мгновениями сознания? Вызывать их чаще, сохранять дольше и даже сделать их постоянными? Другими словами: можно ли стать сознательным?
Это чрезвычайно важный вопрос. Для начала необходимо понять, что этот вопрос даже в виде теории был оставлен без внимания всеми современными психологическими школами без исключения.
Только после того, как этот момент понят, становится возможным серьезное изучение психологии.
Таковое изучение должно начинаться с исследования ограничений собственного сознания, потому что сознание может начать развиваться лишь тогда, когда хотя бы некоторые из них будут устранены.
В последующих лекциях я буду говорить об этих ограничениях, главными из которых являются наше незнание себя и ошибочное убеждение в том, что мы (во всяком случае, в некоторой степени) знаем себя, тогда как в действительности мы себя совершенно не знаем и ни в чем не можем быть уверены.
Мы должны понять, что психология в действительности означает самопознание. Это второе определение психологии.
Нельзя изучать психологию так же, как астрономию, то есть в отрыве от самого себя.
Вместе с тем к самопознанию следует подходить так, как если бы речь шла об изучении новой сложной машины. Человек должен знать составляющие ее части, главные функции, условия правильной работы, причины неправильной работы и многое другое, что сложно описать, не используя специальный язык, который также необходимо знать для того, чтобы изучать эту машину.
У человеческой машины имеются семь разных функций.
1. Мышление (интеллект).
2. Чувство (эмоции).
3. Инстинктивная функция (вся внутренняя работа организма).
4. Двигательная функция (вся внешняя работа организма, движение в пространстве и так далее).
5. Половая функция (функция двух принципов, мужского и женского, во всех проявлениях).
Кроме упомянутых пяти существуют еще две функции, для которых нет названия в обычном языке. Они появляются только в высших состояниях сознания. Первая – высшая эмоциональная функция, которая проявляется в состоянии самосознания; вторая – высшая умственная функция, которая проявляется в состоянии объективного сознания. Поскольку мы не находимся в этих состояниях сознания, мы не можем изучать эти функции или экспериментировать с ними; мы узнаем о них только благодаря тем, кто достиг или испытал их.
В религиозной и ранней философской литературе разных народов есть много упоминаний о высших состояниях сознания и высших функциях. Дополнительные сложности в понимании этих упоминаний появляются из-за недостаточного разделения высших состояний сознания. То, что называется самадхи, экстаз, просветление или (в работах последнего времени) космическое сознание, может относиться к одному или другому: иногда – к переживаниям самосознания, а иногда – к переживаниям объективного сознания. Это может показаться странным, но в нашем распоряжении есть гораздо больше данных о наивысшем состоянии, то есть объективном сознании, чем о промежуточном состоянии самосознания, хотя первое способно прийти только за вторым.
Самопознание должно начинаться с изучения первых четырех функций: мышления, чувства, инстинктивной и двигательной функций. К изучению половой функции следует приступать значительно позднее, лишь после того, как будут достаточно хорошо изучены первые четыре. В противоположность некоторым современным теориям, половая функция на самом деле формируется позднее, уже после того, как полностью проявлены первые четыре. Поэтому изучение половой функции имеет смысл только тогда, когда первые четыре функции присутствуют во всех своих проявлениях. В то же время необходимо понимать, что любое серьезное нарушение или отклонение половой функции делает невозможным саморазвитие и даже самопознание.
Теперь мы попытаемся понять четыре главные функции.
Я полагаю, вам ясно, что я подразумеваю под интеллектуальной или мыслительной функцией. К ней относятся все умственные процессы: осознание впечатлений, формирование представлений и понятий, рассуждение, сравнение, утверждение, отрицание, формирование слов, речь, воображение и так далее.
Вторая функция – это чувства или эмоции: радость, горе, страх, изумление и так далее. Если вы уверены, что вам ясно, как и чем эмоции отличаются от мыслей, то я все же посоветовал бы вам проверить свои представления. В обыденном мышлении и повседневной речи мы смешиваем мысли и чувства, но для того, чтобы начать самопознание, необходимо ясно их различать.
Для понимания следующих двух функций – инстинктивной и двигательной – потребуется гораздо больше времени, потому что ни в одной из обычных систем психологии вы не найдете их правильного описания и разделения.
Слова «инстинкт» и «инстинктивный» обычно употребляются в неверном смысле, а нередко и вообще безо всякого смысла. В частности, к инстинктивным обычно относят внешние функции, которые в действительности являются двигательными, а иногда – эмоциональными.
Инстинктивная функция человека включает в себя четыре различных класса функций.
1. Вся внутренняя работа организма, вся физиология (пищеварение и усвоение пищи, дыхание, кровообращение, работа всех внутренних органов, образование новых клеток, удаление отработанных веществ, работа желез внутренней секреции и так далее).
2. Так называемые пять чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) и все прочие чувства (чувство тяжести, температуры, сухости, влажности и так далее), то есть различные ощущения, которые сами по себе не являются ни приятными, ни неприятными.
3. Все физические эмоции, то есть все физические ощущения, которые приятны или неприятны. Чувство боли, все виды неприятных ощущений (неприятный вкус или запах), а также все виды физических удовольствий (приятный вкус, запах и так далее).
4. Все рефлексы, даже самые сложные (смех, зевота); все виды физической памяти (память о вкусе, запахе, боли), которые на самом деле являются внутренними рефлексами.
Двигательная функция включает в себя все внешние движения (ходьба, речь, письмо, еда) и память о них. К этой функции относятся и те движения, которые в обычном словоупотреблении именуются «инстинктивными», такие как машинальное подхватывание падающего объекта.
Различие между инстинктивной и двигательной функциями весьма отчетливо и может быть легко обнаружено, если попросту запомнить, что все инстинктивные функции без исключения являются врожденными и их не нужно осваивать для того, чтобы использовать; тогда как ни одна из двигательных функций врожденной не является, и их необходимо осваивать подобно тому, как ребенок учится ходить, говорить или рисовать.
Кроме нормальных двигательных функций существуют и странные, которые представляют бесполезную работу человеческой машины. Природа их не предполагала, но они занимают очень значительное место в человеческой жизни и расходуют огромное количество энергии. Речь идет о мечтаниях, воображении, грезах, беседах с собой, всех разговорах ради разговоров и, в целом, обо всех неконтролируемых проявлениях.
Прежде всего необходимо понять все проявления четырех главных функций (интеллектуальной, эмоциональной, инстинктивной и двигательной), а затем наблюдать эти проявления в себе самом. Такое самонаблюдение, опирающееся на понимание состояний сознания и различных функций, создает основу для самопознания и представляет собой начало психологии.
Важно помнить, что в ходе наблюдения за различными функциями полезно наблюдать их связь с различными состояниями сознания.
Возьмем три состояния сознания – сон, состояние бодрствования и возможные вспышки самосознания, а также четыре функции – мышление, чувство, инстинктивную и двигательную функции. Все четыре функции могут проявляться во сне, но такие их проявления беспорядочны и ненадежны, ими невозможно пользоваться, они совершенно неуправляемы. В состоянии бодрствования или относительной сознательности они в некоторой степени способны служить для ориентирования. Их результаты поддаются сравнению, проверке и исправлению. Хотя они могут порождать разнообразные иллюзии, в обычном состоянии бодрствования нам не остается ничего иного, как пользоваться ими, насколько это возможно. Если бы мы знали, сколько неверных наблюдений, теорий, выводов и заключений было сделано в этом состоянии, нам пришлось бы немедленно перестать себе доверять. Но люди не знают, какими обманчивыми бывают их наблюдения и теории, и продолжают в них верить. Именно это мешает человеку замечать те редкие моменты, когда его функции проявляют себя во взаимосвязи с проблесками третьего состояния сознания – самосознания.
Таким образом, каждая из четырех функций может проявлять себя в каждом из трех состояний сознания. Но результаты их проявлений при этом совершенно различны. Когда мы обретем способность наблюдать эти результаты и их различие, то поймем взаимоотношения между функциями человека и состояниями его сознания.
Но прежде чем приступить к рассмотрению различий функционирования в зависимости от состояния сознания, необходимо понять, что сознание человека и его функции представляют собой феномены, имеющие различную природу и причины. Также следует осознать, что одно способно существовать без другого. Функции могут существовать без сознания, а сознание может существовать без функций.
Вторая лекция
Продолжая изучение человека, нам необходимо подробнее рассмотреть различные состояния сознания.
Как я уже говорил, существуют четыре уровня сознания: сон, состояние бодрствования, самосознание и объективное сознание, но человек живет лишь в двух из них: частично во сне и частично в так называемом состоянии бодрствования. Он как будто имеет четырехэтажный дом, но живет только на двух нижних этажах.
Первым, или низшим, состоянием сознания является сон. Это состояние субъективно и пассивно. Человек окружен снами. Все его психические функции работают хаотично. Нет логики, последовательности, причины и результата. Исключительно субъективные картины – отражения либо прошлого опыта, либо спутанного восприятия настоящего момента (например, звуков, доносящихся до спящего, телесных ощущений, несильных болей, чувства мышечного напряжения) проносятся, оставляя в памяти слабый след, но чаще не оставляя никаких следов.
Вторая ступень сознания приходит, когда человек пробуждается. Это второе состояние, в котором мы сейчас находимся. Именно в нем мы работаем, разговариваем, считаем себя сознательными существами и так далее; нередко мы называем его состоянием бодрствования или ясным сознанием, тогда как на самом деле его следовало бы назвать «сном наяву» или «относительным сознанием». Последний термин будет объяснен чуть позже.
Необходимо понимать, что первое состояние сознания (сон) не исчезает при наступлении второго состояния (после пробуждения человека). Сон, со всеми его образами и впечатлениями, остается. К этому лишь добавляются более критичное отношение к своим впечатлениям, более связные мысли, более дисциплинированные действия. И из-за яркости чувственных впечатлений, желаний и чувств – особенно чувства противоречия или невозможности, которое полностью отсутствует во сне, – сны становятся невидимыми, так же как звезды и луна невидимы в сиянии солнца. Но они все еще существуют и часто влияют на мысли, чувства и поступки, иногда даже сильнее, чем восприятие настоящего.
В связи с этим необходимо заметить, что речь идет не о том, что современная психология называет «подсознанием». Это просто неверное выражение, неправильное название, которое ничего не означает и не связано ни с какими реальными фактами. В нас нет ничего, что постоянно было бы бессознательным, поскольку нет ничего, что было бы постоянно осознаваемым. Не существует никакого подсознания, так как нет никакого сознания. Чуть позже вы узнаете, как появилась данная ошибка и почему неверная терминология стала общепринятой.
Но вернемся к состояниям сознания, которые действительно существуют. Первое – это сон. Второе – «сон наяву» или «относительное сознание».
Первое, как я уже говорил, чисто субъективное состояние. Второе менее субъективно, в нем человек уже различает «Я» и «не-Я», отделяя свое тело от иных объектов, и он может до определенного предела ориентироваться среди этих вещей, знать их положение и качества. Но нельзя сказать, что человек в этом состоянии бодрствует, поскольку он все еще находится под сильным влиянием сновидений и живет скорее во сне, нежели в действительности. Все абсурдности и противоречия людей и человеческой жизни в целом становятся понятны, как только мы понимаем, что люди живут и действуют во сне, не понимая, что они спят.
Полезно помнить, что таков внутренний смысл многих древних доктрин. Самой известной из них для нас является христианство, в котором идея того, что человек может жить во сне и прежде всего должен пробудиться, положена в основу объяснения человеческой жизни, хотя ее крайне редко понимают правильно, в данном случае буквально.
Вопрос состоит в том, как человеку проснуться?
Христианство требует пробуждения, но не говорит, как его достичь.
Но психологическое исследование сознания показывает, что, лишь осознав, что он спит, человек способен встать на путь, ведущий к пробуждению. Он не может проснуться, пока не осознает, что спит.
Два этих состояния, сон и сон наяву, являются теми состояниями сознания, в которых живет человек. Кроме них есть еще два, которые становятся доступны человеку лишь после серьезных и продолжительных усилий.
Эти два высших состояния сознания называются «самосознанием» и «объективным сознанием».
Мы привыкли считать, что обладаем самосознанием, то есть что мы сознаем себя или, во всяком случае, можем сознавать себя, если захотим. Но правда в том, что мы приписываем себе самосознание безо всяких на то оснований. Объективное сознание – это состояние, о котором нам ничего не известно.
Самосознание – это состояние, в котором человек занимает объективную позицию по отношению к себе, а объективное сознание – состояние, в котором он соприкасается с реальным или объективным миром, который прежде был скрыт от него чувствами, мечтами и субъективными состояниями сознания.
Другое определение четырех состояний сознания может быть сделано с точки зрения предоставляемой ими возможности познания истины.
В первом состоянии сознания, то есть во сне, мы ничего не знаем об истине. Даже если некие реальные чувства и восприятие доходят до нас, они смешиваются с грезами, и в состоянии сна мы не отличаем сны от реальности.
Во втором состоянии сознания, то есть во сне наяву, мы знаем только относительную истину, поэтому и существует термин «относительное сознание».
В третьем состоянии сознания, то есть в состоянии самосознания, мы обретаем истинное знание о самих себе.
В четвертом состоянии сознания, то есть в состоянии объективного сознания, мы обретаем истинное знание обо всем: мы познаем «вещи сами по себе», «мир, каким он есть».
Это последнее состояние так далеко от нас, что мы даже представить себе его не в силах. Мы должны понять, что даже отблески объективного сознания появляются только при полностью развитом состоянии самосознания.
В состоянии сна порой возникают проблески относительного сознания. В состоянии относительного сознания случаются проблески самосознания. Но если мы хотим получить более продолжительные периоды самосознания, а не просто его проблески, то должны понять, что они не могут появиться сами по себе, необходимы волевые действия. Таким образом, это означает, что частота и продолжительность моментов самосознания зависят от того, насколько человек собой владеет. Следовательно, сознание и воля – это почти одно и то же; во всяком случае, они представляют собой два аспекта одного явления.
Тут следует понять, что первым препятствием на пути развития самосознания человека является его убежденность в том, что он уже им обладает (или же способен осознать себя в любой момент, когда пожелает). Очень сложно убедить человека в обратном, и прежде всего по той причине, что природа всякий раз играет с ним забавную шутку.
Если вы спросите человека, сознателен ли он, или скажете ему, что он несознателен, он ответит, что сознателен, и утверждать обратное было бы абсолютным абсурдом, поскольку он вас слышит и понимает.
И он будет прав и одновременно не прав. Это шутка природы. Он прав, потому что ваш вопрос или утверждение заставили его на мгновение осознать происходящее. В следующий момент сознание исчезнет. Но он запомнит этот разговор и будет считать, что сознателен.
В действительности же для обретения самосознания необходима длительная и усердная работа. Может ли человек согласиться на эту работу, если думает, что он уже обладает тем, что ему обещают в награду за долгий и тяжелый труд? Естественно, он не начнет эту работу и не посчитает ее необходимой до тех пор, пока не убедится, что не обладает ни самосознанием, ни всем, что с ним связано, то есть внутренним единством или индивидуальностью, неизменным «Я» и волей.
Все это подводит нас к вопросу о школах, потому что методы развития самосознания, внутреннего единства, неизменного «Я» и воли могут быть даны только в специальных школах. Это необходимо твердо усвоить. Люди на уровне относительного сознания не способны найти эти методы самостоятельно; эти методы также не могут быть описаны в книгах или переданы в обычных школах по той простой причине, что для разных людей они различны, и, следовательно, не существует универсального метода, который подходил бы всем.
Иными словами, это означает, что тот, кто хочет изменить состояние своего сознания, нуждается в школе. Но сперва он должен осознать эту необходимость. До тех пор пока он думает, что может достичь чего-то сам, школа ему не поможет, даже если он ее найдет. Школы существуют только для тех, кто нуждается в них и знает об этом.
Идея школ – изучения различных видов школ, изучение принципов и методов школ – занимает очень важное место в изучении того рода психологии, которая связана с идеей развития; ибо вне школы развития не существует. Человек не может даже начать, потому что не знает, как это сделать, и тем более не способен продолжить или чего-то достичь.
Это значит, что, освободившись от первой иллюзии (иллюзии того, что человек уже имеет то, что он может иметь), человек должен освободиться и от второй (иллюзии того, что он может достичь чего-либо сам), поскольку сам он не способен достичь ничего.
Эти лекции – не школа и даже не ее начало. Школа требует гораздо более напряженной работы. Но в этих лекциях тем, кто желает слушать, я расскажу, как работают школы и как их можно найти.
Прежде я уже давал два определения психологии.
Во-первых, психология представляет собой изучение возможностей развития человека, а во-вторых, изучение себя самого, самопознание.
Я отмечал, что только психология, исследующая развитие человека, достойна изучения, а психология, занимающаяся только одной фазой развития человека, ничего не зная о других, явно не полна и не может обладать никакой ценностью, даже исключительно в научном смысле, то есть с точки зрения эксперимента и наблюдения. Это так, поскольку существующая фаза, исследуемая обычной психологией, в реальности не существует как нечто отдельное, а состоит из множества переходных этапов, которые ведут от низших фаз к высшим. Более того, те же эксперимент и наблюдение показывают, что человек не может изучать психологию подобно любой другой науке, с собой не связанной.
Сложив вместе, во-первых, то, что мы знаем о следующей фазе развития человека (то есть то, что следующая фаза означает обретение сознания, внутреннего единства, постоянного эго и воли), и, во-вторых, определенные данные, которые мы получаем путем самонаблюдения (то есть осознание отсутствия в нас многих сил и способностей, которые мы себе приписываем), мы сталкиваемся с новой сложностью в понимании значения психологии и с необходимостью нового определения.
Два определения, данные в предыдущей лекции, недостаточны, так как человек не знает возможностей своего развития, не знает он и нынешнего уровня своего развития, приписывая себе качества, присущие высшим фазам эволюции. На самом деле, он не может исследовать себя, будучи не способным различать воображаемое и действительное.
Что такое ложь?
В повседневном значении ложь означает искажение (в некоторых случаях – сокрытие) истины или того, что люди таковой считают. Подобная ложь играет очень важную роль в человеческой жизни, однако существуют и худшие ее формы, когда люди не знают, что они лгут. Я говорил в последней лекции, что в своем нынешнем состоянии мы не знаем истину, она открывается нам лишь в состоянии объективного сознания. Тогда как же мы можем лгать? Кажется, что здесь таится противоречие, но в реальности это не так. Мы не знаем истины, но притворяемся, что знаем ее. И это ложь
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.