bannerbanner
Главные ключи к Духовной Свободе
Главные ключи к Духовной Свободе

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
13 из 14

Я хочу, чтобы было ясно, что вы были сотворены с предопределённой божественной идентичностью в качестве основы для роста вашего самоосознания. Когда вы находитесь в воплощении, вашей задачей является выражение этой идентичности в материальной вселенной, а для этого вы должны сначала соединиться с ней. Вы должны, так сказать, привести свою Омега-идентичность, созданную вами с момента вашего вхождения в этот мир, в согласие с вашей Альфа-идентичностью, чтобы вы могли быть здесь внизу всем, кем вы являетесь вверху. Для некоторых людей это, вероятно, звучит, как будто их принуждают быть кем-то, кем они быть не хотят. Но реальность такова, что до вашего прихода в этот мир ваше высшее существо, несомненно, хотело выразить свою индивидуальность в этом мире. Утратив связь со своим высшим существом, вы забыли об этой цели и выборе, сделанном вашим высшим существом. Но у вас остаётся подсознательная память об этом, и вы никогда не испытаете истинного удовлетворения, пока не исполните цели своего существования. Таким образом, достижение сонастроя со своим высшим существом не является каким-то принуждением. Это ваше истинное желание, и это ключ к вашей целостности и исполнению цели жизни.


* * *


Давайте вспомним о том, что вы начинаете своё путешествие в этом мире, обладая ограниченным чувством идентичности. Психологи открыли, что новорождённый на Земле видит себя центром своего непосредственного окружения. Ребёнок думает, что окружающая его среда – это своеобразная машина, в которой каждая часть спроектирована так, что должна служить ему. Он видит себя центром своего мира, мира, который спроектирован, чтобы исполнять его потребности. Когда ребёнок растёт, это мировоззрение должно быть заменено более широким взглядом на мир. Ребёнок понимает, что индивидуум живёт во внешнем мире, мире, который создан не только для удовлетворения его потребностей. Напротив, мир содержит много неодушевлённых форм и отдельных существ, которые не обязательно будут удовлетворять потребности ребёнка.

Можно сказать, что первая стадия в развитии ребёнка – избавиться от чувства, что он является центром своего окружения. Хотя освобождение от этого чувства может оказаться болезненным, даже травматичным, фактически оно является основой для роста ребёнка. Только так ребёнок может развить реалистичное чувство идентичности и выстроить свою собственную индивидуальность. Нечто подобное происходит с новыми учениками в духовной школе. Ученик должен избавиться от своего чувства, что он находится в центре своего окружения, и затем открыть и начать развивать новое чувство. Это включает несколько элементов:


Я. Ученик должен открыть свою духовную индивидуальность и интегрировать её в собственное чувство Я. Пребывая в материальном мире, он должен выстроить чувство идентичности, которое отражает его духовную идентичность.

Мир. Ученик должен понять, что он не является продуктом своей среды, что он более, чем материальное существо. Только осознав это, ученик может исполнить свою роль – принять владычество над материальной вселенной и принести царство Божье на Землю.

Другие. Ученик должен принять, что он не является единственным существом, живущим в этом окружении. Он должен научиться уравновешивать свои сотворческие усилия, чтобы возвышать целое, а не стремиться возвысить себя. В конце концов, он должен понять, что наилучший способ возвысить себя – это возвысить целое, потому что вся жизнь едина.


Мы возвращаемся к факту, что всё имеет Альфа– и Омега-аспект и что устойчивый рост может произойти, только когда оба аспекта уравновешены. Каждый из вышеуказанных элементов имеет аспекты Альфы и Омеги, и если они не сбалансированы, то ученик может зайти слишком далеко в одну из двух крайностей. Если у ученика преобладает Альфа-полярность, то есть расширяющая сила, то всё может зайти слишком далеко. Если преобладает Омега, сдерживающая сила, то дела не могут сдвинуться вперёд. Давайте посмотрим, как это затрагивает каждый элемент:


Я. Цель состоит в развитии реалистичного чувства Я, которое поможет достичь истинного чувства собственного достоинства. Это чувство рождается в процессе единения со своим собственным высшим существом. Если преобладает Альфа, ученик разовьёт раздутое чувство собственного достоинства и начнёт думать, что он лучше других. Если преобладает Омега, ученик будет иметь очень низкое чувство собственного достоинства, считая, что он не достоин исполнять свою роль в принятии владычества над Землёй. На планете Земля вы можете видеть множество примеров того и другого. Некоторые люди думают, что они относятся к элите власти и имеют право властвовать над населением. Другие считают, что они жалкие грешники, которые ничего не могут сделать правильно, потому что по Божьему замыслу они являются грешниками.

Мир. Цель заключается в исполнении роли обретения владычества над материальной вселенной, оставаясь в рамках закона Бога. Если преобладает Альфа, ученик будет думать, что он имеет право принуждать других людей или что он может устанавливать свои собственные законы. Если преобладает Омега, ученик будет рассматривать себя продуктом своего окружения и считать, что не имеет силы или права изменить это окружение. На Земле вы можете видеть людей, которые думают, что цель может оправдывать средства, и они пытаются взять Небеса – и Землю – силой. Они думают, что могут делать всё, что хотят, с Землёй и другими людьми. Вы также можете видеть людей, которые думают, что человеческие существа чужды природе, не являются её частью и не имеют права изменять свою среду. Они полностью отказываются использовать свои сотворческие способности, чтобы владычествовать над Землёй.

Другие. Цель состоит в развитии чувства единства со всеми другими существами, которое приходит при стремлении к единству со своим собственным высшим существом и понимании, что все другие существа вышли из одного истока. Если преобладает Альфа, ученик попадает в ловушку сравнения себя с другими, стремясь выглядеть лучше других. Это может привести к бесконечному циклу соперничества, даже к попытке возвысить себя посредством принижения других или уничтожения тех, кто угрожает вашему чувству превосходства. Если преобладает Омега, ученик подчиняется контролю со стороны других, стремясь быть ближе к тем, кто будет принимать решения за него. Как правило, это стирает всякое чувство идентичности и делает человека биологическим роботом, контролируемым внешними силами. На Земле вы можете видеть много людей, которые в бесконечном цикле сражаются с другими, стремясь к контролю или превосходству. Вы можете видеть много людей, которые не выражают никакой индивидуальности, а похожи на животных, ведомых основными инстинктами. Они как медузы, которые бездумно движутся в потоках загрязнённого океана массового сознания.


Теперь мы видим, что первоочередной целью ученика является развитие сбалансированного чувства идентичности. Если вам не нравится ситуация, в которой вы в настоящее время находитесь, причина этого в том, что в прошлом вы развили несбалансированное чувство идентичности. Цель для любого искреннего духовного искателя – невзирая на чувство идентичности, которое вы сейчас имеете, – развивать истинное чувство идентичности как продолжения Бога, которым вы сотворены быть. Однако, чтобы добраться с того места, где вы сейчас находитесь, до места, где вы хотите быть, вам необходимо понять, как вы потеряли связь со своим высшим существом и своими духовными учителями.


* * *


Как я сказал, ученик начинает свой путь с очень узко сфокусированного чувства самоосознания, во многом схожего с сознанием новорождённого ребёнка. Он имеет только интуитивное чувство своей божественной индивидуальности и живёт в среде, которая требует его внимания. Таким образом, естественно, что внимание нового ученика в основном сосредоточено на развитии чувства того, кем он является по отношению к данной среде. Другими словами, он начинает определять свою идентичность, основываясь на требованиях своей среды. В защищённой среде духовной школы это не является реальной проблемой – в противоположность нынешним условиям на Земле. Но вероятнее всего, новый ученик выстроит чувство идентичности, сформированное его средой, и поэтому до некоторой степени не будет находиться в гармонии со своей божественной индивидуальностью. Таким образом, когда ученик будет взрослеть, начнёт открывать свою божественную индивидуальность и соединяться с ней, ему нужно будет превзойти своё прежнее чувство идентичности. Он должен заменить своё земное чувство идентичности истинной, божественной идентичностью.

Можно сказать, что вначале, естественно, ученик позволяет своей среде доминировать над ним, но в идеале, по мере взросления он должен прийти к познанию своей божественной индивидуальности и вернуть власть над своим чувством Я. Важно не то, каким ваша среда хочет вас видеть; важно быть тем, кем вы являетесь в действительности. Вам необходимо объединиться со своей божественной индивидуальностью и затем выражать эту индивидуальность через всё, что вы делаете в материальном мире. Это, конечно, полностью отличается от тех состояний, которые вы испытывали на Земле, где родители и общество хотят, чтобы вы росли в соответствии с их нормами.

Когда ученик становится более зрелым, он достигает критической стадии своего развития, которую можно сравнить с подростковой стадией на Земле. В это время ученик должен начать развивать чувство самодостаточности, и это означает, что духовный учитель до некоторой степени должен перестать давать наставления. На начальных стадиях ученик находится под постоянным наблюдением, как маленький ребёнок на Земле. Но учитель должен теперь дать ученику простор для самопознания. Различие между духовной школой и Землёй состоит в том, что учитель не стремится контролировать ученика, так что ученик не имеет причин для протеста. Но чтобы стать самостоятельным, ученик действительно нуждается в том, чтобы учитель отошёл в сторону.

Такое поведение учителя является возможностью и необходимостью, без которой ученик не смог бы стать самодостаточным. Здесь действительно присутствует риск. Когда учитель даёт ученику простор, то появляется возможность, что ученик начнёт скрывать что-то от учителя. Поскольку учитель питает абсолютное уважение к свободной воле ученика, это позволяет последнему развивать несбалансированное чувство идентичности и стремиться в то же время скрыть это от учителя. В реальности от учителя ничего нельзя скрыть, но учитель позволяет ученику что-то скрывать и не мешает ему делать это, если тот принимает решение утаить что-то от учителя. Если бы учитель подходил к этому иначе, то ученик не смог бы стать самодостаточным, так как вы не можете достичь самодостаточности в контролируемой среде – вас не могут силой заставить стать самостоятельным, вас не могут силой заставить стать свободным.

На более высоких стадиях духовного учебного процесса учитель идёт на просчитанный риск, и это позволяет ученику постепенно выстроить чувство идентичности, когда ученик не желает работать с учителем. В конечном счёте это может привести ученика к сознательному и обдуманному выбору уйти – скрыться – от учителя, что разрушает связь между учителем и учеником. Но чтобы понять, почему это происходит, нам необходимо исследовать одну из ошибочных идей о Боге, в которую многие люди безоговорочно верят.


* * *


Как мы увидим позже, человеческое эго имеет ненасытное желание контролировать. Единственный способ контролировать ситуацию – предсказать, что произойдёт в следующий момент, и предсказуемость должна быть основана на порядке. Таким образом, у человеческих существ есть большое желание превратить вселенную в организованное место, которое следует установленным ими самими правилам. Это явно прослеживается во многих религиях, которые утверждают, что всё подчинено Божьей воле. Ирония состоит в том, что наука нанесла смертельный удар по этому представлению, но давайте сначала посмотрим на историю науки.

Во время и после эпохи Возрождения многие учёные верили, что материальная вселенная представляла собой не что иное, как огромную машину, в которой все индивидуальные части были соединены зубцами и колёсами. Если вы представляете устройство машины и знаете её начальное положение, то можете предвидеть всё, что произойдёт в будущем. Другими словами, в этом предопределённом взгляде на мир не оставалось места для неопределённости. Альберт Эйнштейн начал подрывать такую детерминистическую[4] науку своей теорией относительности, квантовые физики подняли науку выше детерминизма. Они открыли, что на самом глубоком уровне материальной вселенной – где энергия становится материей в форме субатомных частиц – вселенная не является детерминистической. Невозможно точно предвидеть, что произойдёт в какой-либо ситуации, так как можно только предвидеть вероятность. Это открытие было чрезмерным для Эйнштейна, который отреагировал так: «Бог не играет в кости во вселенной!»

В реальности Бог действительно играет в кости с материальной вселенной в том смысле, что Творец даровал своим сотворцам владычество над Землёй и свободную волю. Свободная воля свободна в том смысле, что невозможно предвидеть, какой выбор сделает самоосознающее существо, и что оно будет делать. Можно посмотреть на предыдущие выборы, сделанные каким-то существом, и определить вероятность того, как оно отреагирует на конкретную ситуацию, но никогда нельзя предвидеть этого определённо. Причина в том, что Сознательное Я может в любой момент изменить своё представление о себе, что неизбежно изменит его реакцию на ситуацию.

Этот вопрос требует некоторого размышления, так как логический ум сделает вывод, что, поскольку Сознательное Я сотворено из Существа Творца, оно должно реагировать так же, как Творец. Но Творец обладает всеобъемлющим сознанием, и поэтому предсказуемо, что Он сделает такой выбор, который будет наилучшим для Всего. Напротив, Сознательное Я индивидуального существа сконцентрировано в одной точке Всего, и оно видит вселенную с определённой – потенциально очень ограниченной – перспективы. Поэтому оно может делать выборы, которые не соответствуют тому, что является лучшим для целого, а основаны на оценке того, что служит наилучшим образом ему самому в данной ситуации. Такие эгоистические выборы не могут быть предсказуемыми. В этом вопросе Творец не хочет, чтобы индивидуальные выборы были предсказуемыми, так как самодостаточность может развиваться только в условиях свободы. И рост самоосознания, ведущий к самодостаточности Богосознания, является целью мира форм.

Я хочу сказать, что, даже когда новый ученик помещён в защищённую среду и находится под наблюдением просветлённого учителя, невозможно точно предсказать, каков будет выбор этого ученика в определении своей идентичности. Таким образом, становится возможным, что ученик может выстроить несбалансированное и эгоистическое чувство идентичности и стремиться скрыться от учителя, постепенно выстраивая идентичность отделённого существа до тех пор, когда он не сможет больше поддерживать сознательную связь со своим учителем или собственным высшим существом.

Ученик может пасть в низкое чувство самоосознания как существо, которое отделено от учителя, своего Высшего Я и своего Бога. Это может создать нисходящую спираль, которая, в конце концов, заставит ученика идентифицировать себя как человеческое существо, жизнь которого определяется наследственностью и факторами окружающей среды на планете Земля. Тот, кто был сотворён духовным Существом и должен принять владычество над Землёй, теперь опустился до такого состояния, что позволяет Земле властвовать над ним. Именно этот процесс Библия описывает как Падение Человека, и мы позже рассмотрим эту библейскую историю и истинное значение, стоящее за её символами.


* * *


Сейчас мы подошли к моменту, когда можем увидеть главную проблему на планете Земля, истинную причину всего человеческого страдания. Проблема состоит в том, что большинство человеческих существ отделило себя от своих духовных учителей и выстроило чувство идентичности отделённых существ. Это привело к выстраиванию несбалансированного чувства идентичности, и через эту идентичность они создали свои индивидуальные ситуации. Человеческие существа коллективно создали нынешнюю несбалансированность на планете. Но это не входило в подлинный замысел для Земли, а стало результатом того, что человеческие существа отделили себя от духовных учителей. Они начали использовать свои творческие способности неуравновешенным способом, что заставило их испытывать последствия собственных выборов.

Мы можем сказать, что Земля является гигантской школой, в которой все люди являются учениками, независимо от того, откуда они пришли с самого начала. Ученики учатся, испытывая последствия своих выборов, и, если их выборы основаны на отделённом чувстве идентичности, они неизбежно приведут к страданию. Единственным способом избавиться от страдания для любого ученика является восстановление его связи со своим высшим существом. Но из-за плотности физической материи существует огромный разрыв между вибрациями вашего высшего существа и вибрациями материальной вселенной. Таким образом, невозможно восстановить связь с вашим высшим существом без помощи посредника, духовного учителя, который имеет непосредственное восприятие духовного царства и может представлять ученикам Христосознание. Первоочередной шаг для любого духовного искателя – восстановление связи со своим духовным учителем. Следовательно, вы должны прийти к более глубокому пониманию того, как вы потеряли контакт с учителем, и сознательно изменить те решения, которые привели к этому. Можно сказать, что это и есть истинная суть духовного пути, по крайней мере, на начальной стадии.

Каждый ученик – индивидуальность, и у каждого своя причина, по которой он отделился от учителя. Но есть несколько общих тенденций, и основные из них заслуживают дальнейшего объяснения. Как я сказал, в каждой ситуации есть Альфа– и Омега-аспект, а принцип Сына заключается в уравновешивании обоих аспектов. Так что есть три основные тенденции, которые привели учеников к потере контакта со своими учителями:


Неуравновешенность в Альфа-аспекте, расширяющей силе. Как это ни парадоксально, ученики, которые стали несбалансированными в Альфа-аспекте, были наиболее усердными в изучении своих уроков, стараясь делать всё правильно. Но при таком рвении у них появилось желание контролировать всё и всех, чтобы быть уверенными, что они сами всегда поступают правильно. Затем они попытались взять небеса силой, используя расширяющую силу для контроля и навязывания своего эгоистического чувства относительно того, что является правильным, самому себе, другим ученикам, своему окружению и даже учителю. Как я сказал, любое неуравновешенное использование любой из двух сил не будет работать должным образом, но ученики не готовы признать это. Они стали жертвами своих несбалансированных желаний делать всё правильно и пытались скрыть свои ошибки от учителя. Они рассуждают, что если бы у них было некоторое время, чтобы учитель не видел их ошибки, они бы нашли способ их исправить. Тогда они смогли бы вернуться к учителю и он никогда бы не узнал об их ошибках.

Неуравновешенность в Омега-аспекте, сдерживающей силе. Ученики, которые стали несбалансированными в сдерживающей силе, были наименее заинтересованы делать всё правильно. Они не проявляли рвения учиться на своих ошибках и предпочитали, чтобы эти ошибки не раскрывались. Они начали использовать сдерживающую силу, чтобы приспособиться к условиям на Земле и не владычествовать над ней. Когда это приводило к неизбежному страданию, они обвиняли других или учителя и, в конце концов, приходили к убеждению, что учитель подвёл их. Они нашли оправдание, почему им не нужно слушать совета учителя, и замкнулись в состоянии отрицания, отказываясь признать, что страдание, которое они испытывали, было результатом их собственных выборов. Они просто хотели, чтобы их оставили одних, и учителю не оставалось ничего другого, как позволить им учиться на последствиях их выборов.

Неуравновешенность в аспекте Сына, Христоразуме. Роль Христоразума заключается в поддержании равновесия между расширяющей и сдерживающей силами. Таким образом, обе предыдущие категории были вызваны неспособностью применить Христоразум при использовании обеих сил. Однако существует третья потенциальная возможность, а именно, что ученики умышленно могут неправильно использовать Христоразум – или, вернее, они могут использовать противоположную полярность Христоразума – ум антихриста. Роль Христоразума заключается в обеспечении того, что ваши действия находятся в согласии с законами Бога, а это означает, что у Христоразума есть абсолютный стандарт для определения того, какие действия являются конструктивными, а какие не конструктивными. Любое действие, возвышающее вас и всю жизнь, – это использование вашей творческой силы, придающее новый импульс жизни. Любое действие, которое ограничивает другие частицы жизни, будет также ограничивать вас самих и, таким образом, является действием, принижающим жизнь.


Только Христоразум может дать вам поистине свободный выбор, так как, только когда вы знаете закон Бога и последствия действий против него, вы можете делать свободный выбор: следовать ли закону или нарушать его. Но создание Христоразума в сочетании со свободной волей привело к созданию противоположности, а именно ума антихриста. Этот ум основан на отделении от закона Бога и, таким образом, ведёт учеников к потере абсолютного стандарта для оценки своих действий. Вместо использования стандарта Христа они теперь устанавливают свой собственный стандарт, основанный на ограниченном взгляде на мир и эгоистических желаниях.

Это позволяет ученикам всё дальше отделяться от учителя. Пока вы понимаете, что ваше страдание вызвано вашим неуравновешенным использованием расширяющей или сдерживающей силы, вы, по крайней мере, знаете, в чём состоит проблема. Но, погружаясь в сознание антихриста, вы устанавливаете свой собственный стандарт того, что является правильным, а что неправильным, что добром, а что злом. Поэтому у ученика появляется возможность нарушать законы Бога, будучи полностью убеждённым, что он поступает правильно. Ученик потерял связь с реальностью законов Бога и теперь определил ряд собственных законов, которые он возвысил до статуса божественных. Ученик думает, что поступает правильно, и, таким образом, верит, что он не нуждается в духовном учителе, который представляет Христа. Фактически он будет использовать рассуждения ума антихриста для отрицания любого истинного учителя, и это означает, что ученик теперь недосягаем для истинного духовного учителя, который никогда не пойдёт на нарушение Закона Свободной Воли. Ученик стал необучаемым.

Теперь мы можем видеть, что у падения есть стадии. Все ученики начали отделять себя от учителя из-за несбалансированного использования расширяющей или сдерживающей силы. Но падение стало полным, только когда они использовали ум антихриста для оправдания своей отделённости. Они могли поступать так только потому, что отказались достигать Христоразума внутри себя, и это означает, что их Сознательные Я отказались сохранять положение Христа в своих существах. Они отказались принимать ответственность за уравновешивание нижнего и высшего аспектов своих существ, за приведение материи к единству с Духом. Таким образом, вместо того, чтобы принять владычество над собой и затем над Землёй, они позволили Земле – и сознанию антихриста – определять их судьбу. Чтобы полностью понять этот процесс, нам необходимо тщательно рассмотреть сознание антихриста. Понимание этого анти-разума абсолютно необходимо для любого духовного искателя на Земле.

Ключ 9


Понимание сути Христа и антихриста

С вами никогда не бывало такого, чтобы вы, прогуливаясь в густом лесу или в чужом городе, заблудились и не знали, где вы находитесь или как добраться до места назначения? Почему вы потерялись? Может быть, это произошло из-за ограниченного поля зрения, ограниченного представления в этой ситуации? А если бы вы могли подняться на вертолёте и увидеть ситуацию сверху, вам было бы легче найти свой путь. Или если бы вы могли позвонить кому-нибудь, находящемуся на вертолёте, и тот человек мог бы руководить вами со своей более высокой перспективы.

Есть много людей на Земле, которые заявляют о своей религиозности или духовности, стремятся к более высокому состоянию жизни, называют ли они это вознесением, внутренней жизнью, нирваной, высшим сознанием, просветлением или как-то ещё. Некоторые из этих людей действительно нашли верный путь, который ведёт к более высокому состоянию, в то время как другие просто обманывают себя. В чём разница между теми, кто нашёл, как говорил Иисус, прямой и узкий путь и теми, кто следует широкой дорогой, которая ведёт к погибели? (От Матфея 7:13-14). Разница в том, что нашедшие истинный путь поняли, что ключом к жизненному прогрессу является расширение их взгляда на жизнь, изменение того, как они смотрят на всё, и превосхождение своего ограниченного состояния сознания. В отличие от этого те, кто следуют ложным путём, думают, что они нашли единственно верную систему убеждений и что эта внешняя истина гарантирует им спасение.

На страницу:
13 из 14