Полная версия
Money and power. Биография Кендрика Ламара
Были популярны и треки, резко отличавшиеся от всего мейнстрима. Например, гангстерская сказка P.S.K. What Does It Mean? филадельфийца Schoolly D, но скорее это было редкое исключение. Я вырос в Бронксе, знаменитом месте зарождения хип-хопа, и никогда не думал, что жанр, рожденный моим районом, когда-нибудь будет по-настоящему освоен кем-то за пределами трех штатов. Когда летом 1988 года я уезжал из Нью-Йорка в Атланту, священным Граалем рэпа был только что вышедший альбом Public Enemy It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back (и еще долгие годы оставался величайшим хип-хоп-альбомом всех времен). Потребовались пьяные крики кучи студентов со всей страны, живущих в общежитии, и старания диджеев колледжа, которые пытались угодить озабоченным потным тусовщикам-подросткам во время вечеринок, чтобы я обратил свое внимание на таких исполнителей, как E-40, 2 Live Crew, Eazy-E, Ice-T, Too Short, N.W.A, J. J. Fad и Sir Mix-a-Lot, большинство из которых были родом из солнечной Калифорнии.
Десятилетия спустя Голливуд увековечил группу N.W.A в биографическом фильме 2015 года «Голос улиц» («Straight Outta Compton»), но фильма про Public Enemy так и не существует. По данным Forbes, состояние Dr. Dre, спродюсировавшего их дебюбтный альбом и многие другие треки, ставшие культовыми, сейчас составляет 800 миллионов долларов. Его последний большой вклад в развитие хип-хоп-культуры таков: в 2012 году он подписал контракт с андеграундным рэпером Кендриком Ламаром и выпустил на своем лейбле Aftermath Entertainment его первый альбом good kid, m.A.A.d city.
Мое взросление пришлось на хип-хоп 1980-х и 1990-х годов, и я отчетливо помню, как менялась культура в времена. Культурный амбассадор Fab Five Freddy (художник граффити, одно время MC, приятель Жан-Мишеля Баския) телепортировался в гостиные по всей стране, ведя передачу «Yo! MTV Raps», и открыл десятки рэперов золотой эпохи всем подросткам-бунтарям, гикам, готам и избалованным детям из богатых семей. Шоу MTV было своего рода «великим уравнителем», который давал одинаковые шансы Geto Boys (из Хьюстона), Tone Lōc (Лос-Анджелес), Will Smith (Филадельфия), Digital Underground (Окленд), De La Soul (Лонг-Айленд) и всем остальным. В 1990 году Ice Cube, самый талантливый текстовик из группы N.W.A, привлек нью-йоркскую продюсерскую команду Public Enemy для создания своего первого сольного шедевра AmeriKKKa’s Most Wanted – раннего свидетельства того, что поклонников рэпа не просили выбирать ничью сторону в «войне побережий». Однако это в любом случае не помешало некоторым из нас сделать свой выбор. Впрочем, в тот далекий год, когда я воротил нос от первой работы Dr. Dre, которую услышал от симпатичной первокурсницы из Калифорнии, хип-хоп медленно распространялся за пределы моего родного города, претворяя в жизнь мечты начинающих МС о богатстве, о которых они кричали в микрофоны по всей Америке.
Особо упертые любители хип-хопа до последнего придерживались идеи «войны побережий», пока конец этому не положил выход альбома Dr. Dre The Chronic. Компания парней из студенческого братства забралась в какую-то дурацкую машину, мчавшуюся по шоссе I-59, ради семичасовой поездки на Марди Гра, проигрывая на повторе magnum opus Dr. Dre. Меня это бесило, и я тщетно пытался всем доказать, что сэмплы из творчества крестного отца фанка Джорджа Клинтона – это чуть ли не единственная хорошая вещь в альбоме, помимо появления Snoop Dogg. Однако на подъезде к Теннеси я уже был обращен в «новую веру» – политически сознательная эра хип-хопа была мертва. Существует теория заговора, в которую верят те же типы, которые верят в речи рабовладельца Вилли Линча[3]: белые власть имущие на звукозаписывающих лейблах приняли сознательное решение отодвинуть на задний план вдохновляющую и вселяющую силы рэп-музыку, продвигая и инвестируя в контент, прославляющий гангстерскую анархию, порабощение женщин и бойню между черными. В The Chronic, конечно, есть пропаганда всего это, однако она сдобрена щепоткой «долемитовского» юмора от Dr. Dre и компании.
В то время, пока распадалась продюсерская команда Public Enemy, а культурно-националистические группы вроде Poor Righteous Teachers столкнулись с проблемами, школа рэпа из Калифорнии уверенно набирала обороты. Голливуд сделал не меньший вклад, чем Комптон, в ускорении этого процесса. Премия «Оскар» сделала покойного Джона Синглтона самым молодым режиссером в истории, получившего приз как лучший режиссер за фильм «Ребята по соседству» («Boyz n the Hood»), трагедию о тяжелой жизни в южной части центрального Лос-Анджелеса, главную роль в которой сыграл Ice Cube. А фильм «Авторитет» («Juice») сделал кинозвезду из Тупака Шакура, красивого, харизматичного MC, выпустившего в прошлом году выдающийся альбом 2Pacalypse Now. По Тинсельтауну прокатилась волна так называемых «фильмов про район», которые прославляли жизнь банд и гетто и одновременно очеловечивали ее. Саундтреком ко всему этому стал калифорнийский хип-хоп и его новые голоса: Cypress Hill, MC Eiht и DJ Quik. Альбом The Chronic сам по себе был кинематографическим по масштабу: он смешивал основу фанк-музыки и ее характерными синтезаторными мелодиями от клавишника P-Funk Берни Уоррелла с громоподобным низом и хитовыми хуками. Представьте себе Кендрика Дакворта в возрасте пяти или шести лет, танцующего неловкие детские танцы на вечеринках в доме своих родителей в Лос-Анджелесе, когда ему уже давно пора спать. Наряду с такой классикой, как Nuthin’ but a ‘G’ Thang, Let Me Ride и Fuck wit Dre Day, песни из альбома The Chronic стали главными хитами на вечеринках 1993 года по всем Штатам от Комптона до Бруклина.
В моей памяти социально-политические события 1990-х годов тесно переплетены с личными. В тот день, когда я решил отправиться на поиски какого-то далекого тату-салона на окраине Атланты, пробираясь в жару по железнодорожным путям в части города, где я никогда раньше не был, город был буквально в огне. Было 29 апреля 1992 года, и я так и не сделал эту татуировку (салон закрылся раньше обычного). К тому времени, как я прибыл по указанному адресу, мне стало ясно, что что-то не так. Ходили слухи, что Стоун Маунтин – это территория Ку-клукс-клана, но я не проходил даже близко к тому району. Однако у меня было четкое ощущение, что на меня смотрят чьи-то глаза. Я чувствовал страх. Я чувствовал Их.
«Так ваши проблемы не решить», – сказала мне белая женщина средних лет через разбитое окно машины. Не в гневе, а скорее с мольбой. Загорелся зеленый, и она уехала. Единственный раз, когда до этого незнакомцы из Атланты разговаривали со мной, сидя на безопасном расстоянии в машине, они кричали мне «ниггер».
Оставшись без татуировки, я вернулся на общественном транспорте обратно в свою комнату за пределами кампуса на шоссе Буфорд. Мои соседи сидели, застыв у телевизора, и наконец я понял, в чем дело. Всех четырех полицейских, обвиненных в нападении и злоупотреблением силой против калифорнийского автомобилиста Родни Кинга, только что оправдали. Наш местный корейский винный магазин, расположенный прямо посреди университетского центра Атланты, сгорел дотла после того, как студенты и жители близлежащих жилых проектов освободили это место от всех элитных напитков. В тот день мой близкий друг начал карьеру фотографа, снимая разгоравшиеся по всему городу восстания и продавая свои снимки газете Atlanta Journal-Constitution. Вечером того же дня вышел в эфир заключительный эпизод «Шоу Косби». Но это было почти последнее, о чем кто-либо думал. К полуночи ведущие ночных новостей перечитывали тексты песен Ice Cube в поисках ответов. К 4 мая полиция арестовала более двенадцати тысяч человек, более двух тысяч были ранены, а шестьдесят три человека погибли. В результате восстания где-то четыре тысячи зданий пострадали либо сгорели дотла, городу был нанесен суммарный ущерб на сумму более миллиарда долларов.
Нет необходимости переосмысливать прошедшие события, чтобы сделать вывод о том, что приговор О. Дж. Симпсону, вынесенный три года спустя, послужил расплатой общества за морально необоснованное решение по делу Родни Кинга. Мы все видели ту двухминутную видеозапись, на которой офицеры снова и снова нападали на Кинга с дубинами и избивали его до потери сознания. Оправдание полицейских лишь разделило нас на тех, кто ожидал справедливости, и тех, кто с самого начала предполагал, что судебная система будет столь же коррумпирована, как и полицейский департамент Лос-Анджелеса. Дело О. Дж. Симпсона разворачивалось аналогично, только в реальном времени.
Помню, как 17 июня 1994 года я сидел в гостиной на северо-востоке Бронкса с социальным адвокатом и рассказывал о сексуальном нападении на сестру-подростка моей подруги. Телевизор работал без звука, программа прервалась, затем началась сюрреалистическая погоня на высокой скорости по автостраде Лос-Анджелеса. Мы ожидали автокатастрофы, выстрелов по шинам, самоубийства. Арестованный за убийство своей бывшей жены и друга, О. Джей Симпсон нанял высокопоставленного адвоката, и телевизионный процесс превратился в главное телевизионное событие года. Хип-хоп всегда был моим своеобразным саундтреком, аудиофоном к жизни. Эта музыка начала доминировать в моей голове над поп-культурой в 1990-х годах, когда мне было двадцать лет. Поэтому в моем сознании погоня за Симпсоном смешалась с убийством Тупака Шакура, которое произошло в ноябре того же года. Суд по делу об убийстве начался в январе 1995 года и закончился в октябре, в тот месяц, когда Тупак вышел под залог после приговора по делу о сексуальном насилии. Когда был вынесен вердикт по делу О. Джея, я был студентом-юристом в Лондоне и был разочарован тем, что пропущу «Марш миллионов мужчин» через две недели.
В годы, когда Кендрик Дакворт полюбил рэп, наряду с эпизодами «Шоу Мартина» и «Симпсонов», с экрана телевизора звучали выпуски новостей, которые эхом разносились по дому. Когда в 1994 году был принят законопроект президента Билла Клинтона о преступности, по которому преступники афроамериканского и азиатского происхождения лишались свободы на беспрецедентные сроки, Кендрик Дакворт мог не обратить на него внимания – ему было всего семь лет, – но его община в Комптоне определенно ощутила все последствия. По крайней мере, в его поле зрения попали новости о скандале с Моникой Левински в 1998 году[4]. Хотя, возможно, юный Кендрик и не обратил внимание на беспорядки, вызванные Родни Кингом[5], выход О. Джея на свободу[6], освобождение Нельсона Манделы, ренессанс черного кино, объявление о положительном ВИЧ-статусе Мэджика Джонсона и Eazy-E или любые другие актуальные события 1990-х годов, он, определенно, обратил внимание на Тупака. Когда в ноябре 1995 года ради съемок клипа на California Love Death Row Records закрыли молл The Slauson Swap Meet, находившийся в двадцати минутах езды от дома Ламара – строения грязно-голубого цвета с тремя спальнями, расположенного по адресу 1612 West 137th Street, – его отец сразу же помчался туда на своем Cadillac Seville.
«Среда, окружающая Кендрика, была небезопасна. Возможно, сейчас она немного джентрифицирована, но она никогда не была безопасной. У него была возможность наблюдать, а не участвовать в событиях, в то время как его современники принимали в них непосредственное участие. В некотором смысле это облагораживало в его глазах гангстерский рэп, потому что он мог вживую наблюдать все это. Он знает ребят, на счету которых есть убийства, а некоторые из его друзей и вовсе были убиты. Как наблюдатель, он имеет привилегию говорить о гангстерском дерьме и одновременно не быть его участником». – Кевин Л. Кларк.
«Кендрик собрал вокруг себя большую и разнообразную аудиторию. И для каждого поклонника его творчество и личность значат что-то свое просто потому, что его слушают все. В этом его сила. Когда речь заходит о его музыке или о том, как он представляет свою личность, одни видят лишь выдуманную оболочку, а другие видят его искренность. Это и есть его фишка – независимо от того, касаются ли его тексты религии или духовности, невежественны они, интеллектуальны или вдохновляющи, все они подлинны и реальны. Люди и ищут то самое «настоящее и реальное», независимо от того, как оно выглядит». – Иви Эни.
Пола Оливер и Кеннет Дакворт, школьные возлюбленные из Чикаго, поженились 4 ноября 1991 года. Где-то в 1984 году они переехали на запад, в Калифорнию, на поезде Amtrak до Сан-Бернардино с двумя большими мешками для мусора вместо чемоданов и с пятью сотнями долларов на двоих. Дакворт вырос в печально известном чикагском районе «Домов Роберта Тейлора» и, по слухам, был членом банды Gangster Disciples в Чикаго. Он бросил все это ради «Золотого Штата» – солнечной Калифорнии, где они с женой трудом сводили концы с концами.
Молодожены отказались от своего плана переехать в Сан-Бернардино после того, как сестра Полы Тина (жившая в часе езды от Комптона) предложила поселить их в местном отеле, пока они не найдут жилье. В течение нескольких лет Пола и Кенни подрабатывали на разных низкооплачиваемых должностях (иногда легальных в KFC и McDonald’s, иногда не очень легальных) и ночевали в мотелях, машинах или общественных парках. В конце концов пара воспользовалась программой помощи малообеспеченным гражданам с жильем – Жилищной секцией 8 – и стала числиться в списках муниципального социального обеспечения, при этом продолжая подрабатывать. 17 июня 1987 года в медицинском центре Домингес в Комптоне родился их первый сын, Кендрик Ламар Дакворт. Они назвали ребенка в честь Эдварда Джеймса Кендрика, более известного как Эдди Кендрикс, сооснователя и солиста легендарной группы The Temptations лейбла Motown Records. Уже во время поездки домой из роддома малыш Кендрик познакомился с хип-хопом: в машине звучал Big Daddy Kane 1987 года.
«Новый музыкальный информационный картель фактически спас музыкальную индустрию. Порталы Eskay, Lowkey, OnSmash, 2DopeBoyz сделали все возможное, чтобы вы были в восторге от музыки. Эти ребята предоставляли ее в той эксклюзивной форме, в которой ее нельзя было услышать по радио, в той форме, к которой не имели доступа звукозаписывающие лейблы. Все это стало возможным благодаря комментариям в тредах Твиттера и разговорам в микроблогах музыкантов и продюсеров о том, у кого что есть. Но в то время Твиттер был еще в самом начале своего развития, поэтому не был основной площадкой для получения новостей. Для Кендрика источником информации о новой музыке стал онлайн-портал 2DopeBoyz. Когда TDE смогли выпустить те первые несколько видео, в которых продюсерская команда Aplusfilmz все режиссировала, у площадок были возможности показать все действо чуть ли не в реальном времени». – Кевин Л. Кларк.
Кендрик, выросший на западе Комптона, поступил сначала в начальную школу Роналда Э. Макнейра, затем учился в средней школе «Учебный центр Вангард», а старшие классы посещал в школе Сентенниал. В возрасте пяти лет он первый раз стал свидетелем убийства: парню, продающему наркотики неподалеку от дома Кендрика, выстрелили в грудь из дробовика. В возрасте восьми лет он увидел еще одно убийство: темнокожий делал заказ в забегаловке Tam’s Burgers и был убит через окно выдачи. Кендрик упоминал еще несколько случаев насилия: например, когда ему было пятнадцать, его избили около супермаркета прямо на глазах у матери.
Однажды она обнаружила его во дворе дома свернувшимся в позе эмбриона и всего в слезах – в него стреляли. Семья Даквортов выгнала собственного сына из дома на два дня после того, как полиция обвинила его в участии в местной перестрелке. В те же месяцы, записывая свой первый микстейп, Кендрик пережил два налета сотрудников полиции Лос-Анджелеса – они толкали его в спину своими ботинками и светили ему в глаза фонариком[7]. Для жителей бедных городов спорт и музыка часто кажутся единственными способами спастись от насилия. Баскетболист Аррон Аффлало, подписавший контракт с клубом «Детройт Пистонс» в 2007 году, был уроженцем Комптона. Теннисистки Венера и Серена Уильямс совершенствовали свое мастерство, играя на общественных кортах в Комптоне. Андре Янг и Дэвид Блейк окончили старшую школу Сентенниал, в которой учился Кендрик (в 1983-м и 1988 годах соответственно). Их всемирная слава как Dr. Dre и DJ Quik придет позже. Спустя два года после того, как восьмилетний Кендрик увидел на сцене торгового центра Slauson Super Mall выступление Dr. Dre и Тупака, он сделал выбор в пользу музыки и начал записывать сочиненные рифмы в толстые тетради.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
«Я обычно общаюсь с теми же ниггерами, с которыми рифмую / Но это хип-хоп, эти ниггеры должны знать, какой сейчас ветер дует / Это касается Jermaine Cole, Big K. R.I.T., Wale/Pusha-T, Meek Millz, A$AP Rocky, Drake / Big Sean, Jay Electron’, Tyler, Mac Miller / Я вас всех люблю, но постараюсь уничтожить вас, ниггеры / Попытаюсь сделать так, чтобы ваши фанаты никогда больше не услышали о вас, ниггеры / Они не захотят больше услышать ни одного существительного или глагола от вас, ниггеры».
2
От остальных поклонниц групи отличает то, что они стремятся оказывать сексуальные услуги любимым музыкантам, следуя за ними во время туров и выступлений. – Прим. ред.
3
«Дисциплинировать непокорных, вешайте их, как Вилли Линч» – из трека Кендрика Play with fire.
4
«Manipulated Bill Clinton with desires» / «Манипулирует Билом Клинтом и его желаниями» – из трека Кендрика King Kuta.
5
«Ever since the Rodney King riots / Mind militant, nigga don’t try it» / «Со времен беспорядков из-за Родни Кинга / Думай как боец, но, чувак, не лезь» – трек Intro (HOVA Song Freestyle). А также: «Couple stolen TVs and a seat belt for my safety / Played the passenger, I think it’s five years after ’87 / Do the math, ’92, don’t you be lazy» / «Пара краденых теликов, я пристегнут для безопасности / Будто просто пассажир, думаю, это было пять лет после 87-го / Считай сам, это 92-й, не ленись» – трек County Building Blues.
6
«A baller slash killer like O. J. Simpson / Close to the mic like Scottie Pippen» / «Убийца-балерина, как О. Джей Симпсон / Близко к микрофону, как Скотти Пиппен» – трек Go DJ.
7
«Uncle Bobby got the house raided back in 9–6 / Kick in the door / K9s all in the kitchen way before I even heard of Mike Vick» / «Дядя Бобби устроил обыск в доме еще в 9–6 / Пинок в дверь / Отряд К9 на моей кухне бывал задолго до того, как я услышал о скандале с Майком Вики» – трек Look Out for Detox.