Полная версия
Дыхание империй. Река времени
Несмотря на то, что в человеческой истории мы имеем достаточно много информации, о разных жертвах и зверствах по отношению к человеку, прижигание или отрезание грудей маловероятно. Амазонки не оставались девственницами до конца дней своих и периодически встречались с мужчинами, от которых рожали детей, а без груди как кормить ребенка? Или мужчины этим занимались?
Для того чтобы иметь войско численностью 120 тысяч всадников, общее количество населения должно быть как минимум в 10 раз выше, т.е. более миллиона человек, 120 тысяч из которых должны оставаться на месте для охраны границ и порядка, чтобы не взбунтовались мужчины, занятые рабским трудом и домашней работой. Нужны и пастбища, для выпаса такого количества лошадей. Казаки, например, в ХVIII—XIX веках выставляли в военное время около 300 тысяч человек кавалерии, при 5-миллионной численности казачьего населения. А амазонкам, для воспроизводства собственного народа, надо было ежегодно отлавливать четверть миллиона мужиков, чтобы, совокупившись с ними, рожать затем нужное количество детей, половина из которых могла быть мальчиками. Как, историки-оптимисты, представляют себе систему жизнеобеспечения общества, полностью лишенного материнских инстинктов, в экстремальных условиях?
Нерожавшая амазонка, в своем первом бою могла быть убита или покалечена, а это могло служить препятствием, для рождения здорового ребенка. И беременные амазонки, так же скакали на лошадях, и участвовали в военных действиях? Для них должны были существовать соответствующие условия, что было бы в то время практически невозможным. А может быть, и не было никаких амазонок, история существования которых не поддается логическим представлениям? Для того чтобы быть объективным, в исследовании вопроса, нужно взять и другую сторону, исторического наследия предков, которое ничего не говорит об амазонках. Библия, например, но и там демагоги пытаются отыскать следы амазонок в дочерях Адама. В Библии, или в истории Рима можно увидеть, что все упоминания об амазонках кончаются там, где историческое повествование подтверждается разными источниками при наличии материальных свидетельств. С 282 года до н. э. начинается история римских завоеваний, начатая войной Рима с Тарентом, на помощь которому пришел царь Эпира. Сведения об этом сражении сохранились в истории в виде крылатого выражения «Пиррова победа».
Ничего об амазонках с этого времени мы не знаем, хотя от встречи Александра Македонского, с царицей амазонок Фелестрой, разница во времени около 40 лет. За такой короткий период народы, пользующиеся большой популярностью, не уходят с лица земли. Фелестра, славившаяся своими военными подвигами (?), прибыла в Гирканию, на встречу с Александром Македонским с конвоем из 300 амазонок, оставив войско на границах Гиркании. Казалось бы, вот есть ориентиры для исторического поиска, когда известно место встречи, а территория царства амазонки, по словам историка, доходила почти до Синопа. По легенде, великий полководец провел с Фелестрой две недели, прежде чем отправиться дальше. Но родила ли она кого-либо, после этой встречи, никто не знает, хотя казалось бы, эта информация, должна была сохраниться в первую очередь, пока был жив полководец. Также неизвестно, потомками которой из амазонок были правители Пантикапея, передавшие власть с 438 года до н.э. царям, носившим имена Спартокидов. Ничего не говорят об амазонках и римские хроники, периода правления императора Аврелиана, пленившего Зенобию – царицу-воительницу из Пальмиры, объявившую независимость от Рима. Разбив в 284 году 70-тысячное войско Зенобии, Аврелиан вновь подчинил Риму Пальмирское царство, а Зенобия была проведена через Рим в золотых цепях.
В местах, где предположительно жили амазонки, были найдены захоронения женщин, в которых находились луки, стрелы и дротики, но отсутствовали останки доспехов, мечей, боевых топоров и другого боевого оружия. Найденные же в этих захоронениях кинжалы указывают на аристократическое происхождение погребенной, или её статус жрицы. По легенде амазонки поклонялись богине охоты Артемиде, имеющей свои отличительные атрибуты в виде лука со стрелами и дротика. Жрицы этой богини, число которых могло доходить до нескольких сотен человек, вооруженных луками и дротиками, могли послужить историческим казусом, когда путешествующий афинянин, не проспавшись, как следует, мог увидеть армию воинственных женщин. Их он впоследствии и изображал, на вазах и барельефах, в компании богов и героев. По свидетельству А. А. Тахо-Годи, племя женщин-воительниц происходит от Ареса и Гармонии. Вооружены амазонки луком, боевым топором, лёгким щитом, они сами изготовляют шлемы и одежду. Амазонки поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Получается так, что Арес со своей дочерью Гармонией, как и полагается божествам, произвели на свет племя воинственных женщин. Это говорит о том, что амазонки являются персонажами мифологии. Геракл, совершающий по приказу царя Еврисфея очередной подвиг, отправился в поисках золотого пояса царицы амазонок Ипполиты, который подарил ей отец – бог Арес. Богиня Гера, желающая зла греческому герою, сделала так, что для получения пояса Гераклу пришлось убить Ипполиту. В мифологии, амазонки упоминаются наряду с Посейдоном, Сциллой и Харибдой, сиренами и горгонами, не считая того, что они контактировали с Артемидой и другими богами. «Эти женщины, – писал Диодор Сицилийский, – жили на границах обитаемого мира». Так их и надо воспринимать, как сказочных персонажей, потому, что как не хотели бы любители клубнички, но для империи амазонок в имеющейся истории нету места, между империей персов и империей «Искандера двурогого».
Появление женских вооруженных отрядов предполагалось как оставшаяся без мужчин, погибших в бою, часть женщин готских племен, которые со временем научились владеть оружием и составили ядро племени амазонок. Логически эта версия правдоподобна, но по времени несопоставима, т.к. готы жили много позднее первого упоминания об амазонках. Причину появления вооруженных женщин на сцене истории надо искать в другом.
Проведем аналогию между войсковыми подразделениями древних и современных армий, в которых служит много женщин с оружием в руках. Мы знаем о том, что в армиях средневекового периода количество маркитанток, следующих за войсками, доходило до половины численного состава. А во время боя маркитантки, умеющие обращаться с оружием, часто составляли значительный резерв, помогающий победить противника. Так же и в древности, в греческих войсках могли затесаться тамошние «кавалерист-девицы», ведь практически вся война амазонок была только с Афинами, возможно, в тот период, когда разница полов не имела большого значения. Вооруженные женщины могли находиться в качестве охраны, участвующей в сражении дочери царя, или какой-то знатной женщины. Так во время боя, нарвавшись на женскую группу охраны, кто-то, спасаясь бегством от разъяренных фурий, мог подумать, что из них состоит вся армия. У понтийского царя Митридата Евпатора, например, личная охрана состояла из женщин, которые хорошо владели оружием и могли находиться в обнаруженных захоронениях. Как было уже сказано выше, с мастерством и уверенностью могли обращаться с луком и дротиком жрицы из храма Артемиды, которые могли участвовать в военных действиях при нападении чужой армии.
Римская империя
Ведь, если звезды зажигают —значит – это кому-нибудь нужно?Значит – кто-то хочет, чтобы они были?Написавший эти строки Владимир Маяковский, задает риторический вопрос, для понимания смыслов о преопределенности бытия, когда зажигается звезда, значит кто-то этого хочет. Значит это предопределено судьбой. Так и история с Римом, имеет свое метафизическое начало, связанное с преемственностью, от какого-то сакрального действа, когда становление Рима связывается с легендарной Троей. Это происходит потому, что основателем Рима считается Эней, герой, согласно легенде, родившийся от Венеры, и которого боги несколько раз спасали от неминуемой смерти. Скитания Энея, легли в основу эпической поэмы Вергилия «Энеида», указывающей на предопределённое богами происхождение Рима, а также прославляющей Октавиана Августа, через его «божественного» приёмного отца Гая Юлия Цезаря. Таким образом, мы видим, переплетение судеб связывающих цепью исторических событий, когда в «Истории от основания города» Тита Ливия, есть описание пути Энея из Трои в Италию.
А начинается все с того, что в древнем мире, родственники богов, как правило, имели царское достоинство, и носили царственную тиару. Сам Эней, относился к царскому роду, одного из союзных троянцам народов, и был зятем короля Приама. На этом основании, Эней принял активное участие в защите города Трои, от объединенных греческих войск, под предводительством микенского царя Агамемнона. Осаждавшие Трою объединенное греческое войско, после многолетней осады, хитрым ходом «лошадью», проникли за крепостные стены, производя разрушения древнего города. После падения Трои, собрав всех оставшихся защитников города, Эней, построив с ними двадцать кораблей, отплыл в поисках новой родины, сначала во Фракию. Оттуда, Эней с товарищами посетил оракула, получив от Аполлона прорицание плыть в Италию, где троянцы сошли на берег в царстве Латина.
После высадки в Италии, Эней объединил троянцев, и аборигенов в единый народ латинов, построив город Лавиний. Для латинов, сражение с объединённым войском рутулов и этрусков, было удачным, однако, в ходе этого сражения, Эней погиб. Миф, относительно завершения жизни Энея, содержится в «Метаморфозах» Овидия. Асканий, сын Энея, покинул Лавиний и основал новый город Альба-Лонга, вблизи Альбанского озера. Его потомками стали Ромул и Рем, основавшие Рим. Так логическая связь от Трои к Риму, перекинута, и культ Энея, в Древнем Риме, был особо популярен среди патрициев, и римская знать считала себя потомками энеатов, прибывших из Трои спутников Энея. Патрицианский род Юлиев, возводил свою генеалогию к Энею, и его матери Венере, и в связи с этим, Гай Юлий Цезарь считал своей покровительницей Венеру.
Итак, Альба-Лонга согласно римской традиции, была основана Асканием, сыном Энея, через поколение после падения Трои. Хронология Вергилия, исчисляющая время от Энея до Ромула в 333 года, Ливий якобы предполагает о 400-летней истории Альба Лонги, и перечисляет предков в четырнадцати поколениях, отделявших Ромула и Рема от Аскания. Эту преемственность, обще принятым традиционным образом, античные авторы выстроили от персонажей общеизвестного божественного пантеона.
1-й царь Рима
По преданию, Рем и Ромул (642 – 617), принадлежали к роду царей Альба-Лонги, и были детьми весталки Реи Сильвии и бога Марса, которые родились в результате тайной и противозаконной связи Они были брошены на берегу реки, по приказу захватившего власть Амулия. Брата царя Альба-Лонги Нумитора. Пришедшая на водопой волчица, накормила мальчиков своим молоком, а дятел принёс им немного еды в клюве. Повзрослев, Ромул и Рем вернули власть над родным городом своему деду, царю Нумитору, а сами решили основать новую общину. Не договорились о месте для города, и о разделе власти, они рассорились, в результате чего Ромул убил Рема. После этого Ромул основал город, названный в его честь Римом, и стал первым его царём (в 754/753 году до н. э.). При нём был учреждён сенат, граждане были поделены на патрициев и плебеев, на патронов и клиентов, были сформированы первые легионы. Чтобы расширить общину, Ромул раздавал гражданство бродягам, преступникам и беглым рабам, организовал похищение сабинянок. Несколько лет его соправителем был сабинянин Тит Таций. Ромул одержал ряд военных побед, и подчинил Риму соседние общины. После долгого правления он, согласно мифам, вознёсся на небо, или был убит сенаторами. Говорят, что Ромул исчез из среды людей в возрасте пятидесяти четырех лет, на тридцать восьмом году своего царствования. Есть несколько версий, повествующих об истории рождения близнецов, и последующего воцарения Ромула.
Его происхождение от Энея, связывает Рим с греческим миром, а принадлежность к царскому дому Альба-Лонги, связывает с древней Италией. С именем Ромула, связан ряд этиологических мифов, объясняющих происхождение, главных культурных символов Римского государства, связанных с зооморфизмом, и храмом Весты, который стоял у подножия Палатинского холма. Жрицы Весты, известные как весталки, управляли ее храмом и наблюдали за вечным огнем. Их существование в Альба-Лонге связано с ранними римскими традициями, поскольку Сильвия, мать Ромула, была жрицей. Это важная часть религиозной составляющей Рима, когда здесь же, на вершине горы Монте-Каво, находился древний храм, посвященный Юпитеру Латиарису. Есть мнение, что это место было выбрано Асканием, который, основав Альбу, пригласил всех латинян праздновать там жертвоприношения Юпитеру. Вероятно, начиная с Аскания, Великий понтифик был и жреческим царём, и руководил фламинами и весталками. В период республиканского Рима, Великий понтифик, выбирался сенатом. Этот порядок был отменён во времена диктатуры Луция Корнелия Суллы (82—79 до н. э.), но в 63 году до н. э. восстановлен, народным трибуном Титом Лабиеном. После Августа, должность Великого понтифика получали, главным образом, императоры. Позже Верховными понтификами стали называться римские папы, начиная со Льва I (440 г.).
Урбанизация Рима, была результатом культурного влияния, распространявшегося в Этрурии и Лации из греческих городов, откуда были приневсены, вооружение, письменность, храмовое строительство. Античные историки полагали, что Рим развился из поселения на холме Палатин, основанного выходцами из латинского города Альба-Лонга, в течении всего периода царств. 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.
Первоначально, население Рима было организовано в 3 трибы (племени) и 30 курий. Курии возникли как объединения мужчин, и имели собственные помещения, сохранившие черты древних «мужских домов». Со временем, главы наиболее значимых родственных групп, и их родственники (патриции), сосредоточили в своих руках руководство римской общиной. Они образовывали сенат. Остальное население Рима, занятое в основном земледелием и разведением скота, было подчинено им в качестве клиентов. Сенаторы выбирали и контролировали действия царя, которому простой народ приносил присягу. Ранние цари исполняли священнодействия в календарных обрядах, возглавляли армию и выносили судебные решения. Последние три царя принадлежали к семье Тарквиниев, происходившей из Этрурии. Это стало основанием для предположения о периоде этрусского господства в Риме.
2-й царь Рима
Нума Помпилий (716 – 674), родился в день основания Рима (21 апреля 753 года до н. э.), по происхождению сабинянин. Однажды, находясь в Альбанских горах, он встретил нимфу Эгерию, которая обучила его законотворчеству. После смерти Ромула, сенат избрал Нуму Помпилия, считая, что это может укрепить союз между римлянами и сабинянами. Правление Нумы Помпилия ознаменовалось тем, что была проведена инвентаризация земель, принадлежащих Риму, и осуществлено межевание земли каменными столбами. Нума Помпилий, учредил религиозные культы Термина и Фидес, ввёл должность жрецов для служения Юпитеру, Марсу и Квирину. Ввёл поклонение богине Весте, и учредил, для служения ей, должность весталок, установил должность понтификов, и запретил человеческие жертвоприношения. Нума Помпилий ввёл новый лунно-солнечный календарь, каждый год которого состоял из 355 дней. При Нуме Помпилии не было вооружённых конфликтов, но на седьмой год правления Нумы Помпилия, в Италии разразилась эпидемия, в результате которой погибли тысячи человек.
3-й царь Рима
Тулл Гостилий (674 – 642), по своим свойствам схож с Ромулом. Когда Ромул, и Тулл Гостилий удвоили население Рима, организовали армию, воевали с соседними государствами, смерть обоих царей была сверхъестественной. Тулл Гостиллий, по политическим мотивам, объединил Рим и Альба-Лонгу, введя в состав римского Сената 100 патрициев из Альба-Лонги, удвоив население и территорию. По легенде увлекшийся войнами, Тулл Гостилий забыл о служении богам, и в наказание за малодушие, Юпитер молнией убил царя и сжёг его дом.
4-й царь Рима
Анк Марций (642 – 617), внук Нумы Помпилия со стороны матери, продолжил миролюбивую политику Нумы Помпилия, которая спровоцировала нападение на Рим, соседних племен латинов, сабинян, этрусков и вольсков. Анк Марций, успешно начал войну, взял города противника, население которых было переселено на Авентинский холм, и стало основой плебейского сословия, а владения Рима, расширились до самого устья Тибра. Чтобы обезопасить Рим от нападений этрусков, Анк Марций, укрепил крепость Яникул по ту сторону Тибра, а через Тибр построил первый деревянный мост.
5-й царь Рима
Луций Тарквиний Приск (617 – 579), по происхождению, сын одного из вождей этрусков, назначенный начальником конницы, и опекуном над царскими сыновьями. По легенде, Луций Тарквиний Прииск, на своей колеснице, уже подъезжал к Яникулу, орёл закружился над головой будущего царя, схватил его шлем, поднял в воздух, а потом опять возложил его на голову. После смерти царя Анка Марция, Луций Тарквиний убедил Народное собрание в том, что именно он, а не кто-то из малолетних детей Анка Марция, должен стать царём Рима. После своего избрания на царство, Луций Тарквиний, сумел подчинить Этрурию, и сабинян и при нём Рим окончательно стал главой латинского союза, увеличив сенат до 300 человек, за счёт новых членов из бедных родов. Сыновья Анка Марция, повзрослев, подослали к Тарквинию убийц, которые убили его ударом дубинки.
6-й царь Рима
Сервий Туллий (579 – 535), – согласно античным представлениям, «народный» царь. Все имеющиеся сведения о происхождении, вызывают сомнения и противоречивы, но тем не менее, раз он был избран на царство, то имел на то право. Сервий Туллий, обрёл славу царя, проводившего антипатрицианскую политику, и покровительствовавшего плебеям. Сервия Туллия свергли в результате заговора, устроенного его дочерью и зятем. По легенде, когда Туллия ехала на колеснице по улице, где лежало тело только что убитого отца, то приказала вознице не останавливаться и продолжать путь. Из тела бывшего царя брызнула кровь, которая запятнала Туллию, и, в крови собственного отца, она вернулась домой царицей. Эта легенда несёт воспоминание о том, что Сервий пал жертвой заговора патрициев, лидером которого был сын или потомок бывшего царя.
7-й царь Рима
Луций Тарквиний Гордый, или Тарквиний II (534—509), – последний, седьмой царь Древнего Рима был сыном Луция Тарквиния Прииск. Известен своей тиранией. Сразу после своего избрания на царство, Луций Тарквиний окружил себя ликторами, и начал проводить политику репрессий, против приверженцев погибшего Сервия Туллия. Численность сената, рассчитывавшего на то, что Луций Тарквиний вернёт патрициям былые привилегии, сократилась в результате козней и доносов почти вдвое. Царь не только не пополнял его, но и стал созывать как можно реже. Луций Тарквиний Гордый, проводил активную завоевательную внешнюю политику. Тирания царя, и злоупотребления его сыновей, в отношении населения, настроили против него все слои общества. Тарквиния Гордого не впустили в Рим, и он был вынужден с тремя младшими сыновьями искать убежище в Этрурии. В изгнании Луций Тарквиний пытался захватить Рим, но был разбит, бежал в греческую колонию Кумы к царю Аристодему, где и скончался в 495 г. до н. э.
Республика (5—3 вв. до н. э.)
После изгнания Тарквиния Гордого из Рима, функции царя были переданы двум, ежегодно избиравшимся, должностным лицам – преторам, а затем консулам. На время бедствий, они передавали власть диктатору, с неограниченными полномочиями, который слагал их по выполнении поставленной задачи. Толкование права сначала оказалось в руках понтификов, а исполнение календарных обрядов – жреца, с титулом «царь священнодействий», затем вопросы религии, и семейного права являлись прерогативой куриатных комиций. Ранняя Республика, стала переходным периодом, в процессе формирования гражданского общества, и государственных институтов в стране. Когда сложилась система выборных, коллегиальных и неоплачиваемых должностей (магистратур): цензоры, консулы, преторы, эдилы, квесторы и плебейские трибуны. Они избирались на 1 год, и могли быть привлечены к ответственности, по окончании срока своих полномочий. Высшим органом власти, считались собрания граждан, выбиравшие магистратов, и принимавшие законы. Эти функции, были разделены между собраниями, по центуриям на Марсовом поле, и собраниями по трибам на Форуме. Фактически ведущая роль, в управлении гос-вом принадлежала сенату, численность которого возросла до 300 чел. Сенат, ведал государственным имуществом и финансами, внешней политикой, военными делами, вопросами религии и культа, наблюдал за внутренней безопасностью.
Античные историки, описывали раннюю Республику, как эпоху борьбы плебеев, за уравнение в правах с патрициями. К началу этого периода, патрицианские семьи разрослись в разветвлённые роды, заключавшие браки только с патрициями. Только патриции становились сенаторами и магистратами. 200 лет плебеи, добивались допуска к гражданским и жреческим должностям, отмены долгового рабства, и допуска к фонду общественной земли, комплектовавшемуся за счёт завоёванных территорий. Борьба за землю и ресурсы, стала причиной распространения римской власти на территории соседних общин, которые становилась римскими трибами. Часть местного населения переселялась в Рим, а на их место, выводились римские поселенцы, а граждане новых триб, в большинстве своем, становились плебеями. Для удержания в подчинении завоёванные народы, римский нобилитет, принял греческую модель полисного устройства общества, в которой каждый мужчина-гражданин был потенциальным воином. Однако, существовали ситуации, когда должников, кредиторы в армию не отпускали, а держали их скованными в цепях, чтобы получить с них долги. Римское гражданское общество, строилось на единстве прав, и обязанностей граждан, и обеспечивала им прожиточный минимум за счёт эксплуатации покорённых народов. Рим был связан системой союзов, с подчинёнными городами и странами, имевшими по отношению к нему разный статус, когда на покорённых территориях стали выводить колонии, с римским или латинским правом. В этот период, римляне использовали достижения греков, водопровод и дорожное строительство, которые до сих пор находятся в рабочем состоянии.
Борьба за землю и ресурсы, с целью подчинения соседних латинов, вольсков, эквов, герников, и вывела Рим за пределы Лация, в Этрурию и Кампанию. Рим постоянно находился в войнах, наиболее известны из которых:
• 495 год до н.э. – Битва при Ариции – консул, Публий Сервилий Приск Структус, побеждает аурунков. Сервилий, предлагал пойти на уступки, в виду военной опасности, и издал указ, запрещавший кредиторам держать должников в цепях и неволе, лишая возможности записаться в войско. Также запрещалось, пока римский гражданин находится на войне, отчуждать его землю, и забирать в рабство его детей и внуков. Это распоряжение, было с встречено с одобрением должниками, которые поспешили вступить в консульскую армию. Патриции, отменили указ консула Сервилия, который пытался взбунтовать население, и был смещен со своей должности.
• 493 г. до н.э. – Битва при Кориоли, – армия Вольсков терпит поражение, благодаря деятельности Гнея (Гая) Марция, взявшего столицу вольсков Кориол в 494 году до н. э. Здесь парадокс в том, что Марций возмутив против себя плебеев, был вызван в суд трибунами, и отправился в добровольное изгнание к вольскам, которых только, что победил. Затем возглавил войско вольсков, и повел его на Рим, но прислушавшись к просьбе родственников, он отвел войско вольсков от Рима, и был убит ими за предательство.
• 390 г. до н. э. Битва на реке Аллия, между армией Рима, и галлами из Северной Италии. Когда галлы осадили этрусский город Клузий, римляне вмешались, и недалеко от Рима, на реке Аллия, римская армия встретила галлов, но потерпела сокрушительное поражение. Атака галлов была стремительна, и сразу же сокрушила строй римлян, обратившихся в бегство. По сообщению Тита Ливия: «никто не погиб в сражении, все убитые были поражены в спину, когда началась давка, а толчея затрудняла бегство». Паническое бегство привело к тому, что ворота Рима оказались даже не запертыми. Битва при Аллии, навсегда осталась чёрной страницей в истории побед римского оружия, и день поражения при Аллии (18 июля), считался в Риме траурным днём. Оставшиеся жители Рима заперлись в Капитолии, когда галлы взяли в осаду, которая длилась около 7 месяцев. По преданию, однажды ночью, галлы уже взобрались было на стену Капитолия, но проснувшиеся в храме Юноны священные гуси криками выдали их приближение, и осажденные отразили неприятеля. Тогда галлы вступили в переговоры, и римляне были вынуждены согласиться на тяжкую контрибуцию, которую они выплатили галлам.