bannerbanner
Парафраз
Парафраз

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Наталья Рожненко

Парафраз


В центре внимания книги под названиваем «Парафраз» – «диалектика бытия».

Философские категории: пространство, время, движение, – помогают Наталье Рожненко с помощью элементов языка (слов, словосочетаний, предложений) раскрыть основание своих чувств и мировоззрения.

Данная книга является откровением автора. Ее страницы раскрывают жизнь во всех ее проявлениях.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Жизнь есть квинтэссенция. Ее сущность – проявление пространственно-временных событий. В связи с этим конкретика в книге «Парафраз» разная, абстракции одни и те же.

Название книги неслучайно. Так, «парафраз» в переводе с древнегреческого языка означает пересказ. Это способ, на мой взгляд, изложения прозаического текста в стихи и наоборот.

В университете основным предметом была история искусств, предметом особого интереса – философия; первая давала знания о человеческом прошлом для будущего писательства; вторая помогла достичь объективного определения ценностей. Я обнаружила, что первую можно изучить, но вторую создать самой.

Моя философская концепция основана на представлении о человеке, нравственно оправданной целью жизни которого является «диалектика бытия». Ее аспекты я своевременно смогла определить благодаря способу человеческого познания древнегреческого философа, имя которому – Аристотель.

Априори назначение искусства заключается в созидании художественной реальности в соответствии с философской позицией художника. Эта точка зрения в данной книге представлена в виде новеллы «Солнце».

Наталья Рожненко

Вечер встречи


Давай устроим вечер встречи вместе с тобой?

Давай вспомним, как хотели обойти шар земной?

Давай вернемся туда, где солнца закат золотой?

Кто сказал, что нет пути назад, милый друг мой?

Время улетает, словно птица, на это есть причина.

Оно ускользает, очевидно, сквозь твои пелерины.

Сместить на миг забытой песни условные границы,

Встретиться с тобой, перелистнув грусть страницы.

В прекрасном и яростном мире


Мы будем стоять на месте

Так, думаю я, интереснее

В прекрасном и яростном мире.

Найти бы себе спасение,

Чтоб не видно было слез

В пелене сладостных грез.

В прекрасном и яростном мире

Найти бы себе оправдание,

Как теория относительности,

Вероятно, в истории физики.

Пусть мир несется за нами,

Буду удерживать его я руками.


P.S: «…Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – я чувствовал свою особенность человека…» А.П.Платонов

Вроде бы


Вроде жив, а вроде нет.

В общем, все бред.

Передавай всем привет.

Все ждут от тебя побед.

Нет смысла, нет воли,

Получается, что хожу

По белу свету

Не по своей доле.

От боли ломает изнутри,

И от щемящей тоски

Загоняю себя в тиски.

Не вынести, снести все,

Что есть внутри.

Наконец пойми:

То, что было, не вернуть,

И, очевидно, в этом суть.

Если говорить на духу,

То не хватит воздуха.

Без окраса остался свод.

Тишина жалит как овод.

Без нот остался мой сброд.

Заполнить пустоту поможет мне

Не опрокинутый стакан на дне.

Наконец пойми:

Послышится звук как выстрел в ночи –

Прекратится чье-то мерцание звезд.

В тени завтрашнего дня


В тени завтрашнего дня

Не увидишь и не услышишь меня.

Как бы не верилось, но до самого утра

Я буду правдиво гореть для тебя, как свеча, –

Ищущая игры света, опалившего мои очи без ночи.

Что солнце? Буду я снова твоей звездой.

Не может быть. Я каждый раз жду провала.

Болит душа, не знающая неземной покой.

Как пить, – нечем тебе платить…

Свеча спалила все дотла.

Его глаза


Его глаза блестят огоньками ночных городов.

Его голос робкий, словно шелест листьев в ночи.

Его парфюм вдыхаешь, будто аромат цветов.

Его поцелуи срывают с разводных мостов.


Его таинство – лунный свет, лишающий цветов.

Его сердца стук только ты слышишь в ночи.

Его руками ощущаешь будто цепи оков.

Его объятий так пылко ты жаждешь в ночи.

Желание жить


Постучалась отчасти на части разрывным гулом в окошко война.

На всей земле не осталось места – не обошла стороной она.

Ты знаешь, друг мой, так хочется безумно жить.

Ты знаешь, могу прокричать: всем нужно дорожить.

Живо течет по жилам кровь, над бровью дрожь.

Всерьез встретиться с тобой желает незваный гость.

Ты знаешь, не пытайся себе изменить – будут дети помнить.

Ты знаешь, друг мой, не растеряй веру в жизнь и желание жить.

В одну минуту взять и отпустить то, что сердцу было мило.

В одночасье все плохое забыть и простить, казалось, невозможно.

Ты знаешь, друг мой, пусть горит путеводной звездой любовь.

Ты знаешь, пусть в сердце расцветет душистой веточкой сирень.

В миг, когда тебе придется, я знаю, сложить оружие вниз,

Ты, словно птицей ввысь, в небо посмотри сизокрыло.

Желать лучшего


Мне остается желать лучшего.

Мне так хочется найти человека

Подлинного родного душой.

Мое призрение – повиновение

Верности, неистовости, ценности.

Искать среди света в темноте

Блуждающий взгляд на себе.

Что может быть лучше?

Обнять или унять пыл?

Сколько было потерь

В суматохе этих дней.

Давай, кричи…

Тебя ломает изнутри.

А что останется потом?

Ничего, смотри…

Ищи ветер в чистом поле.

Поскольку тебе ничего не жаль,

Да услышишь молитву одну:

«Да святится имя твое…»

Жизнь-калейдоскоп


Наша жизнь как калейдоскоп –

Основательно я прыгаю в окоп;

Сполна она наполнена до дна.

Налей-ка, нам красного вина,

В тебя сил нет, как влюблена,

Вниманием твоим я не обделена.

Жизнь-сказка


Жизнь моя настолько глубока:

Она впадает в море, как река.

Хмурой тучей и без веры в чудеса

Плывут отчаянно по руслу паруса.

Где бы я ни была, повсюду поют мне оду.

Господа, вот оказалась без прикрас

В поле зрения красивых и лживых фраз.

Бывает так: кричу в пустоту и никак.

Мне хочется глупенькой сказки,

Без особо подневольной ласки, –

Взять и почувствовать чей-то крой – мой рай.

Найти бы человека, способного понять,

Лишь улыбкой одной с колен поднять.

– Постой! – говорю это я. И верю…

Настанет день и час – озарится мир вокруг нас.

Так, в который час? СЕЙЧАС!

Конфетти


– Обертка от конфеты как конфетти.

– У нас с тобой все не так, прости.

– Дай выбраться мне из пропасти.

– Освободи меня от своей тоски.

– Я легко попался в твои сети.

– Мы были одной мечты дети.

– Не ты ли свет на моем пути?

– Прости, больше нас не спасти.

Лицезреть


Потерянные лица – улететь бы в Ниццу,

Потертые страницы – в спину мне спицы.

Не терпится мнимой птице освободиться,

Дитятке милой водицы бы напиться.


Потрепанные души – мне, чтоб не душно,

В бездну кануть – камнем лицезреть.

Мне бы с Уралом породниться,

В один только миг с ним уединиться.

Любовь не делится на два


– Любовь не делится на два.

В этом уверяю я Вас точно.

– А точно? В этом вся награда?

– «Есть одна награда – смех».

В этом уверяю я Вас точно.

– А точно? Смех без причины?

– Да, когда ужасно легко хохочется.

В этом уверяю я Вас точно.

– А точно? В этом и весь секрет?

– Тайна взглядов и сердец –

это наш с тобой секрет.

В этом уверяю я Вас точно.

– А точно? Все так просто?

– Да! Все легко и просто,

как дважды два – четыре.

В этом уверяю я Вас точно.

Люди-краски


Мы у времени в плену –

Запечатлеть тебя хочу.

Без лица останется портрет:

– О нет, – услышу я в ответ.

Срывается из уст грусть:

Все стихи знаю наизусть.

Как сон, только наяву

У времени мы в плену.

Лютиком в ответ

Шлю тебе привет.

Люблю недостатки,

Ведь люди – краски.

Мамины слова


Припомню я слова,

Что говорила мама:

«Лучше синица в руке,

Чем журавль в небе».

Не найти свободы –

Смотрю сквозь своды,

Играя в преферанс,

Чтоб отпустить синицу

На шанс

Заарканить журавля.

«Шерше ля

Фам».

Невеличка синичка,

Как та

Птичка…

Порхнула без следа.

Не оценила счастья,

Не протянула руку я.

Значит, все – вода.

Мечтающий художник


Я – веселый и простой,

Я – наивный и смешной.

И ввожу в который раз

Всех я в антураж на раз.


Я – мечтатель-обыватель

С незапамятных времен.

Я – художник-живописец

С превосходных всех сторон.

Мне двадцать два


Неужели мне двадцать два?

Мне хочется прожить до конца

Беспристрастную плеяду дней,

В ней я несомненно плебей.


Неужели мне это сойдет с рук?

Мне хочется веры без мук.

Давно пора на следующий срок,

Не нажать мне заранее курок.


Неужели мне просто так

Придется сжать волю в кулак?

Мне хочется записать в постулат,

Жаль, в словах немного скуповат.

Мне нравится


Мне в нем нравится безумно все:

Его курьезность, его ребячество,

Его обаятельность, его предательство,

Как он смущается, как он щурится,

Как он смеется и мило улыбается,

И как он ругается, знаете, тоже.

Мне в нем все безумно нравится:

И его показуха как его сила духа,

С которой не все могут справиться;

И – его искренность, – так из глаз

Сыпятся маленькие искорки;

И его дерзкие шутки, слова колки,

Как осколки; они для меня жутки.

Мне в нем нравится безумно все:

Его упрямство пятилетнего ребенка,

Его упорство мужчины лет тридцати.

Мой гений


Гений взял в руки кисть

И стал писать на милость

Бриз – мой каприз на бис.

Свет луча дневного навис

На разогретое и неодетое

Побережье моего ожерелья.

Его творчество –

Лучшее средство от одиночества.

Его грация не подлежит реставрации.

Его искусство есть память чувств –

Будто окна распахнуты настежь…

Мой друг


Он смотрел на все происходящие вокруг,

Будто перед ним картина «Страшный суд».

Горечь, унижение и блуд…

Он смотрел на все, как через призму мук.

Он сошел с пьедестала, – поняла я вдруг,

Что он мой лучший друг…

Моя половина


Моя половина не повинна слушать повесть.

Она давно не новость и не весть.

Откровенно: Ваше Величество,

Мне хорошо без покровительства.

Трудно вериться, что совершеннолетнюю –

Тебе не послышалось – совершенно летнюю

Пронзительно, как стрела, окутала зима.

Рассудок взял вверх над покорною девой-душой,

Как ветер над сломленной нами свободой.

Не сыгранные роли окажутся без боли.

Слышать мне не ново от тебя привет.

Он теплом большой любви согрет.

С тобою мы горели, чтобы другие среди мглы

Ярко пылающий увидеть свет могли.

Навечно


Мне будет очень тебя не хватать,

Но буду ждать долго-долго и верно.

Ты пойми, что ночами не буду спать.

Пусть недолго, но в сердце ты навечно.

На тропе войны


На тропе войны есть трубка мира.

Дорогуша, не сотвори себе кумира.

Они – мужчины есть подобие богам,

Чтобы нравиться, как можно больше нам.

Подобный Зевсу – яростный полковник.

Всему ему виной – выстрел в спину.

С тех пор упирает на порядок.

Подобный Аполлону – примерный теоретик.

Под эйфорией несет ахинею,

Но при этом не делает ошибок.

Подобный Прометею – добряк-весельчак.

Сажает всех себе на шею,

Своего рода, Емеля-простофиля.

Подобный Гермесу – критичный старичок.

Напоминает Емельяна,

Да угасает очень рано.

Подобный Дионису – циничный романтик.

Не терпит он рутину,

Был тихий, да сорвался с якоря.

Небосвод


Небо сводит мосты,

Мы с тобой просты.

Вокруг нас мерцание –

Огней очарование.

Невзначай


Мне теория вероятности понятна:

Через призму взаимоотношений

Ощущать язык телодвижений.

Могу ли я уловить импульсы внятно:

Губ касание – мне, что в умиление…

В одно мгновение, на удивление

Нахожу себе спасение невзначай.

Значит, снова приглашу тебя на чай.

Незвучно


Прозвучит, да незвучно, может, эгоцентрично,

Тебе покажется все это цинично немелодично:

Терпко пьется тобой, милый мой, не спеша

Душа моя, что не выпита, а выбита из колеи.

Если что не так, ты меня прости и просто лети.

Незачем держать, одной мыслью мне противиться.

Ты не вещь, чтобы терять, искать одновременно.

У нас с тобой, как ни странно, все было временно.

Верится с трудом, но у нас с тобой все вверх дном.

Неслучайная встреча


Нечаянно случайностью покажется встреча,

Отчаянно от чая случаем обернется она.

По бездорожью без до-мажора до вечера

Бренно несвоевременно бредет она одна,

Та самая девочка, что временно сама по себе.

Быть может, остро подмечено, речь твоя

Пронзительно зрителем станет сама по себе.

Нечаянно вечером морем будет она для тебя,

Отчаянно ясной тенью окажешься ты для нее.

Он

Он вышел из тени деревьев

И очутился на берегу озера.

Ощутив прилив сил,

Он отправился туда,

Где другой бы потерялся.


Он не хотел быть снова

Пешкой в чьих-то руках.

Он, словно мишень в тире, –

В чьих-то чужих глазах.

Он всем сыт по горло…


Он не желал лезть в те дебри,

От которых все сходят с ума.

Он и так без ума от чар,

От которых идет дрожь по коже.

О Господи…


Он мысленно решил спастись.

Для него лес, как родной дом,

Где никто не может потревожить

Его душу, его мысли, его самого.

О Боже…


Он по зову идет на помощь,

Чтобы оборвать неощутимые цепи.

Он вернется туда обязательно.

Мысли о доме – доказательства

Путешествия сердца.

Папе


Папа говорит мне:

Не витай в облаках,

Не думай об алых парусах.

На деле всё на дне:

Принц в призрачных снах,

Папа всё в своих делах.

Парафраз


Да, ты прав: не все то золото, что блестит.

Но и мы с тобой, знаешь, не бриллиант.

Но между нами определенно магнит.

Да, ты прав: пара фраз брошена в глаза.

Но и мы с тобой, знаешь, никак не алмаз.

Но между нами определенно страсть.

Да, ты прав: наша пара – золотая старость.

Полярное сияние


Между нами шумели еле-еле, тихо ели.

Нам не страшны с тобой стальные метели.

Свиристели зазвенели, значит, скоро вновь капели.

В сердце входишь, как волна, для меня ты – новая весна.

Взгляд твой манит, как магнит, улетаю, изнутри сгорая.

Вместе мы бегали по кругу, разгоняя все сильнее бурю.

Мир замирает в эту ночь, – мы с тобой – прочь.

Не будем беспокоить, тревожить зря, здесь не наступит никогда заря.

Нам поведал один ученый, – мерзлый пар среди зимы рождал пожар.

И не дал шанс вернуться нам к началу, к нашему с тобой причалу.

И мы с тобой горели, ведь пожарные приехать не успели.

Потерянный принц


Ты, словно путник из другой планеты.

Не обыватель явно, потому что светел.

Так хочется слышать от тебя приветы,

Но куда важнее видеть, как ты весел.

Правдивые слова


Дни идут на убыль тайной своей тропой.

Ищу в сказке иной раз правдивые слова.

Какой глупой я была, что по течению плыла.

Спасибо, дорогой, за то, что не со мной.


В памяти прекрасная пора – пролистаю я года.

Линия одна, между нами нескончаемые провода.

Откроется, возможно, для тебя и меня секрет:

В кране вода заполняет пробел в памяти лет.

Птице


Изложены твои мысли не ложные на бумаге.

Обернется мне искомым бумеранг на ранге.

Лучше найти дорогу или проложить ее самому?

Тебе ли не знать, что происходит наяву?

«Я должен продолжать идти», – слова твои точны.

Попытки перепрыгнуть через реку-тьму тщетны.

В отсутствии тепла не легче, будто в хмеле мотылек.

Имею право упорствовать в ошибке – грешно в убыток.

Тебе ли не знать, что от потери плачу я сильнее?

Сквозь годы память берегу, убегая от чужих мне мыслей.

Молчание громче слова; однозначно на знакомом берегу

«Со временем и мы меняемся», – прочту у воды я на бумаге.

Радужные сны


Все настоящие сны забрали птицы в дальние края,

Чтоб не приснились они до весны, – скажу я, не тая.

Солнце как точная копия глаз – зеркало души.

Так являешься ты явным местом для отдушины.

Лужи сказочные служат, как орудие от ледяных рук.

Облака плывут, а рядом по соседству сердца стук.

Счастье без ума


Счастье есть – ума не надо,

Только горстку шоколада.

Только не грусти, родной,

Не судьба нам быть с тобой.

Меня волнует моря ветер,

В плане этом и ты хитер.

Твои comeback'и, как скрижали, –

Скрежет их как спираль по стали.

Они мне, к сожаленью, надоели.

Вместе мы уже, как две недели,

Значит, все серьезно – неужели.

Тихой ночью


Не увидишь мой плач

Тихой ночью, палач.

Не могу потерпеть крах –

В этом состоит мой страх.

Холодно мне тебя ждать,

Да от себя не убежать.

Тревожно на сердце


Тревожно на сердце до изнурения.

Нет терпения – крайнее истощение.

Нотки грусти на лице, примите гостью,

С минуты одной показавшейся тенью.

С самой собой, наедине от сует, независимо,

Видимо, в беспечном мире сверхурочно,

Ночью, так точно, пережить все еще можно.

Сложно оставить все до потери рьяной яви,

Забыться, не думать о том, что ждет впереди.

_____

Перед тобой открыты двери: «Ну же, иди».

Тебе не просто так слышится отголоска звук,

Должно быть, голоса глас и, конечно же, стук.

Ночью, в тиши ты не спеши, все еще впереди.

Пойми: пройдено тобой ни одного пути

От края до края в вечном поиске рая.

Ты


Ты – корабль в морской пучине.

Тебе завидует сам Аль Пачино.

Ты – камень над пропастью во ржи.

Тебе привет из самой моей Москвы.

Извини, что не обращаюсь к тебе на Вы.

Просьба: пожалуйста, больше мне ты не жужжи.

У Средиземноморья


У Средиземноморья нас было двое.

Среди земли, но у моря было трое.

В небе луна нам вдвоем освещает путь.

Пусть царит вокруг суета, ты просто будь.

Быть хорошим, не значит, быть любимым.

Выживание внутренне: не быть любым другим.

Опостылело совершать постыдные поступки.

Иди ко мне на встречу, на мимолетные уступки.

Отче, сбереги нас матерых от фатальных судеб.

От человека ни мира сего, поверь, не убудет.

Хочу тебя встретить


Тебя встретить я хочу,

Обнять и не заметить

Любви ушедшей тень.

Тебя не в силах я забыть

Теперь похоже никогда.

Только от избытка

Обремененной пылью были,

Уходя, не закрывая двери,

В темноте могу оставить свет.

КЛЕТКА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


От автора


Представьте себе человека, у которого в избытке было все, что его украшает: справедливость, доброта, благородство, честь, только в одном судьба могла отказать – в счастье. В конце концов, ему было суждено прожить короткий, но славный век.

Сейчас я Вам расскажу историю о том самом простом человеке, что смог прожить отменный век. Возлюбленная его по своей натуре добрая и искренняя. Последняя черта характера несет в себе значение: ее желание познать саму себя. Иногда искренность можно воспринять за кротость. Так посчитал наш герой, за что в дальнейшем расплатился.

Глава I

Две стороны одной медали


Итак, то был старик, в беседе с которым я узнала его историю любви.

– Я заметила, что у тополиного листика, который Вы мне соизволили подарить (я знаю, что это просто знак внимания; подарок не стоит воспринимать всерьез). Так вот, верхняя и нижняя стороны имеют разный цвет: темная верхняя (солнечная) и светлая нижняя (лунная). Знаете, будто две стороны одной медали.

– Что Вы этим хотите сказать? – Солнце палило так, что в любой момент можно было схватить солнечный удар. Старик сидел задумчиво.

– Я думаю, это значит то, что существуют разные проявления одной сущности, но при этом они неразрывно связанные.

– Знаете, чувство любви подвигло меня обратиться к Вам. Не думал изначально, что милая особа смогла бы вынудить меня на беседу. Наша с Вами встреча не случайна. Я решил поделиться своей историей о любви. Вы желаете, чтоб я был услышан? Признайтесь, Вам любо знать.

– Да, сгораю от любопытства.

– Хорошо. Слушайте. Ни правда ли, что сегодня солнце ясно светит. На примере листка я Вам вот что скажу: соединение разных проявлений одной сущности есть воспроизведение связей, которые свойственны этой реальности. Это система в целом. Более того замкнутый круг. Так в атмосфере выделяется кислород, который служит защитой оттого, чтоб наша планета не была уничтожена в мгновение ока. Солнечный свет является синтезом в этой системе. Но с наступлением темноты все происходит самостоятельно. Представьте себе: солнце поднимается высоко над землей, при этом излучает много света. Под его воздействием лист видно только с одной верхней стороны. Если воспроизвести параллель между листком и жизнью человека, то в нашей жизни все аналогично: стечение обстоятельств, из которого трудно найти выход, есть безвыходное положение. Солнце светит всем одинаково. Только мало кому видны переживания человека.

Подлинный герой тот, кто смог победить собственные страсти. От того я просто человек, которому суждено прожить короткий, но славный век. К сожалению, я погиб. Смерть – продолжение жизни. Сейчас я будто бы воскрес и сижу перед Вами. От того мне больно, что поздно смог узреть божий глас. К счастью, мои глаза смогли увидеть Бога.

Я имел достаток в жизни, только утешить меня было некому. Однажды я встретил свою возлюбленную. Мы с ней познакомились так же, как и с Вами, в парке. Только в тот день шел, не переставая, дождь (предвестник разлуки). Но мы неслись навстречу друг к другу, не замечая никаких знаков.

По стечению обстоятельств, она подвергла себя опасности, возвращаясь поздно домой. Я в то время шел из редакции, озадаченный выходом нового номера. Увидев ее, я не мог допустить, чтобы столь прекрасную особу ограбили, словом, обидели.

– Вы в порядке? С Вами все хорошо? – Я смотрел на нее, на тот момент она не осознавала, что произошло. Видимо, по ее телу пробежала дрожь. Потому что потом она смотрела на меня так, будто искала защиты.

– Простите, что? Извините, я в порядке. – Вид у нее был напуганный. Я прижал ее к себе. – Спасибо. – Сказала она робко. У меня возникло чувство долга: нести ответственность за сказанное, более того праздное слово.

– С вашего позволения я проведу вас домой. – Она молча подала мне руку, еще дрожавшую от волнения и испуга. Это был знак. Он символизировал опять-таки ответственность перед человеком, которого приблизили к себе, сделали другом.

– Спасибо, что не оставили меня одну в трудную минуту. Спасибо за поддержку. – Еще немного и слезы бы выступили на ее лице. Я ничего не смог сделать, потому что был в оцепенении.

На страницу:
1 из 2