bannerbanner
Психология жизни моей, или Моя лирика как самотерапия
Психология жизни моей, или Моя лирика как самотерапия

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 6

Природа неэгоистичности становится особенно очевидной в её воздействии на других, и наиболее часто в нашей культуре – в воздействии «неэгоистичной» матери на своего ребенка. Она убеждена, что, благодаря её неэгоистичности, её ребёнок узнает, что значит быть любимым, и увидит, что значит любить. Результат её неэгоистичности, однако, совсем не соответствует её ожиданиям. Ребенок не обнаруживает счастливости человека, убежденного в том, что он любим; он тревожен, напряжен, боится материнского неодобрения и опасается, что не сможет оправдать ожиданий матери. Обычно он находится под воздействием скрытой материнской враждебности к жизни, которую он скорее чувствует, чем ясно осознает, и, в конце концов, он сам заражается этой враждебностью. В целом воздействие неэгоистичной матери не слишком отличается от воздействия матери-эгоистки; а на деле оно зачастую даже хуже, потому что материнская неэгоистичность удерживает детей от критического отношения к матери. На них лежит обязанность не обмануть её надежд; под маской добродетели их учат нелюбви к жизни. Если кто-то взялся бы изучать воздействие матери, по-настоящему любящей себя, он смог бы увидеть, что нет ничего более способствующего привитию ребенку опыта любви, радости и счастья, чем любовь к нему матери, которая любит себя.

Эти идеи любви к себе нельзя суммировать лучше, чем цитируя на эту тему Майстера Экхарта:

«Если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же, как и себя. Если же ты любишь другого человека меньше, чем себя, то в действительности ты не преуспел в любви к себе, но если ты любишь всех в равной мере, включая и себя, ты будешь любить их как одну личность, и личность эта есть и бог, и человек. Следовательно, тот великая и праведная личность, кто, любя себя, любит всех других одинаково»[42].

Отрывок из книги Эриха Фромма «Искусство любить». Глава «Любовь к себе»

Почему мне захотелось привести фрагмент из книги «Искусство любить»? Мне просто-напросто захотелось увлечь Вас, читатель. Ведь любовь – это одна из важнейших тем, без которой не может обойтись человечество. Ведь самые главные разговоры – о любви, так как речь идёт о продолжении рода.

Основной вопрос, который проходит красной нитью во всей работе Э. Фромма, что большинство хотят быть любимыми. Но при этом не умеют любить сами. В своей работе Э. Фромм доказывает, что любить – это искусство, т. е. мастерство, которым надо овладеть. Ведь люди нуждаются в любви, но ничего не делают, чтобы научиться любить. Люди также думают, что о любви ничего не надо знать. Вы, читатель, думаете так же?

Прочитав о любви к себе, я думаю, Вы сможете сделать вывод, что любовь является искусством. Если да, то будьте готовы, что искусство любить требует знаний и усилий; в первую очередь, это работа над собой.

Первый шаг, который необходимо сделать, и это действительно важно: осознать, что любовь – это искусство, такое же, как искусство жить; если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству – например, музыке, живописи, столярному делу, врачебному или инженерному искусству.

Процесс обучения искусству можно последовательно разделить на два этапа: первый – овладение теорией; второй – овладение практикой. Если я хочу научиться искусству медицины, я должен, в первую очередь, познать определенные факты относительно человеческого тела и относительно различных болезней. Но даже когда я обрету все эти теоретические знания, я всё еще не смогу считаться сведущим во врачебном искусстве. Я стану мастером в этом деле после длительной практики, когда, наконец, результаты моего теоретического знания и результаты моей практики сольются в одно – в мою интуицию, составляющую сущность мастерства в любом искусстве. Но, наряду с теорией и практикой, существует третий фактор, необходимый для того, чтобы стать мастером в любом искусстве: овладение искусством должно стать предметом наивысшего сосредоточения; не должно существовать в мире ничего более важного, чем это искусство. Это относится к музыке, медицине, к столярному искусству, а также и к любви. И, может быть, именно здесь содержится ответ на вопрос, почему люди нашей культуры так редко изучают это искусство, вопреки их очевидным неудачам в нём. Вопреки глубоко коренящейся жажде любви, почти всё иное считается едва ли не более важным, чем любовь: успех, престиж, деньги, власть. Почти вся наша энергия употребляется на обучение достижению этих целей, и почти никакой – на обучение искусству любви.

Если же Вы думаете, что любовь – это приятное чувство, испытать которое – дело случая, нечто такое, что выпадает человеку в случае удачи, то искусство любви, наверное, не для Вас, наслаждайтесь той любовью, которая у Вас имеется. Ведь большинство людей сегодня, несомненно, исходят из данной предпосылки.

Подводя итог, книгу «Искусство любить» я рекомендую к прочтению, так как чтение такой литературы, на мой взгляд, заставляет задумываться и переосмыслять ту сумму привычек, которая была приобретена с момента нашего рождения до сегодняшнего дня и которая неотвратимо влечёт нас к нашей судьбе, какова бы она ни была.

…Отличительной чертой, которая поражает нас в невротической потребности в любви, является ее навязчивый характер. Всегда, когда человеком движет сильная тревожность, неизбежный результат этого – потеря непосредственности и гибкости. Проще говоря, это означает, что для невротика получение любви – не роскошь, не источник, в первую очередь, добавочной силы или удовольствия, а жизненная необходимость. Здесь заключена такая же разница, как в различии между «я хочу быть любимым и наслаждаюсь любовью» и «необходимо, чтобы меня полюбили, чего бы это ни стоило». Образно говоря, это различие между тем, кто имеет возможность быть разборчивым в еде и испытывает удовольствие благодаря хорошему аппетиту, и голодающим человеком, который должен без разбору принимать любую пищу, так как не имеет возможности потворствовать своим прихотям.

Такое отношение неизменно ведет к чрезмерной переоценке действительного значения того, чтобы нас любили. На самом деле не столь уж важно, чтобы все люди нас любили. В действительности может быть важно, чтобы нас любили определенные лица – те, о которых мы заботимся, те, с которыми нам приходится жить и работать, или те, на кого желательно произвести хорошее впечатление. Помимо этих людей, практически не имеет значения, любят или нет нас другие. Однако невротики чувствуют и ведут себя так, как если бы само их существование и безопасность зависели от любви к ним других людей.

Я должна упомянуть в этой связи одну проблему – неспособность быть одному, варьирующую от легкого беспокойства и тревожности до явно выраженного ужаса одиночества…

Отрывок из книги Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени»

В гостях хорошо, но…

Уж много раз я в гости      к внучке собиралась…То холод, то дела…      Никак не получалось…«У вас так холодно!» —      сказала в этот раз она…Я, наконец, всё бросила,      поехала гостить сама…Всё начиналось      просто очень хорошо…Не предвещало      разочарований ничего…Ещё сегодня в планах был      театр-балет…Предвидя будто      это, внучка заявила: «Нет!»Конечно,      сомневаться сразу стала я…Идти ли мне в театр,      или с ней останусь я?По сути, в гости      ведь приехала я к ней…Сказал мне сын:      «Решай сама, тебе видней!»Ангелина молча      валентинку мастерила…«Постряпаю я булки!» —      между делом заявила…Спросила я:      «Остаться, может, мне с тобой?»«Зачем? Не знаю…» —      отвечал мне юный пекарь мой…Ну вот, сходили мы втроем в театр.      Всё хорошо…Идём домой.      Попутно в магазин зашли ещё…Купили сок, бананы,      перец, мандарины…Все в предвкушении      булок Ангелины…У внучки булки      сделаны уж все почти…Осталось тесто чуть.      «Бабуля, помоги!»Я помогла, конечно!      Нам с ней хорошо!В духовке булки…      Помогла посуду мыть ещё…И между делом убираться      внучка в комнате пошла…А я в гостиной      на диван присела и ждала…Ждала, как гость!      Не дома я, хоть у детей…Хотелось мне общения,      внимания к личности своей…Сын быстро в кресло сел,      ноутбук открыл…Занялся делом, пишет что-то,      про меня забыл…Невестка гладить вдруг      бельё скорее начала…Белья, мол, куча…      Завтра новые дела…Что оставалась мне?      Включила телик я…Каналы щелкала и думала:      «Зачем здесь я?..»Убавив звук,      чтоб сыну не мешать,Ждала я внучку,      чтобы поиграть…Тут внучка прибегает,      папе говорит:«Какие булки,      папа, посмотри!Тебя люблю я очень!      Пробовать иди!»Меня как будто нет…      Сидишь ты – и сиди…Сижу, что делать?..      Типа телик я смотрю…На самом деле —      ничего понять я не могу…Что происходит,      что же здесь не так?И мучаю себя догадками:      «Как так?..»Невестка гладить уж закончила      и в зал пришла.С собою телефон      при этом принесла…Легла и погрузилась      вся в дисплей.А я всё мучаюсь,      жду участи своей…По-прежнему сын занят,      что-то пишет он…В свои раздумья      сын глубоко погружён…Не думает о том,      что в гости мать пришла…Давно ведь не была!      Общенья хочется, тепла!Вздохнула снова я:      «Зачем пришла?»Ни разговоров,      ни массажа, ни тепла…Невестка слово молвила,      оставив телефон:«Что плохо Вам?      Мы ж с Вами, рядом вон!»Немного погодя      пошли втроём мы чай попить…Поели булки дружно.      Вкусно, что и говорить!При этом не забыли      Ангелину похвалить!Ребёнок – умница!      Всё делает, желанием горит!Так наступил уж поздний вечер.      Одиннадцать…Пора уж спать!      Ведь завтра рано так вставать…Пошли все спать,      одна осталась на диване…И дождалась постель      лишь только в «чемодане»…Постель я постелила      в зале и лежу одна…А в спальне что-то      обсуждает вся семья…Им весело, смеются,      им вообще не до меня…Зачем я только      в гости к ним пришла?..Не спорю, хорошо,      когда в семье тепло и лад…Но плохо, если ты      родителям совсем не рад…Когда отец иль мать      к тебе со всей душой,А ты так далеко от них,      ведь ты такой – другой…Пока что непонятно      многое сейчас тебе…Кто я тебе сейчас…      Что я в твоей судьбе…И мыслю я теперь не так,      живу не тем…И не избавлю от вопросов      глупых и проблем…И не понять тебе,      и не измерить той любви,Что в сердце матери,      в её душе, в крови…Как хочется хоть изредка      поближе с тобой быть…Не надо ничего,      хотя бы видеть, говорить…Всё суета сует. Работа – дом.      Всё на бегу…Поговорить с тобой      нормально даже не могу…В машине едем – музыка звучит,      не замолкая…Или Литвак нас учит жить,      не уставая…Я так мечтала чудно      вечер этот провести…Наивная… Ты уж меня,      сын мой, прости…Так пообщались      здорово и так тепло…Волна эмоций захлестнула…      И на дно…Спасибо за вчерашний вечер,      за заботу…Я долго буду помнить      эту чудную субботу…Как вместе веселились      и в игру играли…Такое ты забудешь      ведь едва ли…А помнишь,      были вечера чудесные какие…Когда все вместе      были заводные мы такие…Играли в «дурака»,      в лото и прочую бурду…С воспоминаньем      этим, видно, и уйду…Не обижайся на меня      за грубость неких фраз…«Люблю тебя!» —      хочу сказать я сотню раз…Не против я твоей жены,      семьи устоев…Но знаю я: ты в глубине души      не так устроен…Неужто так всё плохо      стало между нами?Как рано отдаляемся,      что бездна между нами…Не так мы говорим      и мыслим мы не так…И как общаться нам теперь,      коль всяк дурак?..Ответы все твои      на разные мои вопросыЯ изучила…      Ни к чему теперь расспросы…Тебя не буду больше      мучить и надоедать…Надеюсь, вспомнишь:      есть на свете мать!Прискорбно мне      и очень больно, пла́чу я…Не думала, что будет так:      ненужной стану я…Что ты ответишь мне,      примерно знаю я…А я не перестану говорить:      «Люблю тебя!»15.09.2016

Попробуем охарактеризовать «любовь» невротика на основе работ психолога К. Хорни, с некоторыми пояснениями.

Так как мы существа разумные, то всё, что с нами происходит, пытаемся осознать и объяснить. Каждое чувство, исходящее в наш адрес от человека, имеет свою основу и мотив. Например, если человеку угрожает опасность, он может спасаться бегством, совершать неосознанные действия, лишь бы спастись. В комфортных же условиях такого не произойдет. Так же и с чувствами: когда человеком управляет потребность, он будет действовать оригинально и непосредственно. Если же в личности преобладают тревога и напряженность, то поведение в отношениях будет нелогичным и неуравновешенным, стремящимся к обретению уверенности.

В чём же особенности «любви» невротика?

Прежде всего, невротик стремится к доброму отношению и помощи от людей, но при этом боится принести кому-нибудь неприятности. Слишком высокие требования, чрезмерная чувствительность, болезненные реакции препятствуют невротику получить желаемое. Он просто не отдает себе отчета в том, что окружающие могут не понимать его поступков и действий. Ему кажется, что его не хотят понимать и принимать, что виноваты в этом именно люди, а не его поведение. Невротик проявляет повышенную настороженность, недоверчивость и ревнивость, но одновременно с этим не желает ничего менять в своей жизни и негативно реагирует на любые требования или критику. Он ждет от партнера совершенства и полного принятия своих особенностей.

Порой невротик называет любовью обычную потребность в чём-либо – социальном статусе, сексе, доверии. Или же он может путать любовь с восторгом или восхищением особенностями человека. Как только восторженность утихает, проходит и надуманная любовь.

Потребности невротика и настоящая любовь имеют ряд различий. Людям свойственно любить, а значит, дорожить и привязываться. Невротик же, в первую очередь, нуждается в ощущении уравновешенности и покоя, а само чувство любви – на втором месте. Он стремится преодолеть тревогу и использует чувство привязанности для того, чтобы ему было спокойнее. То, что невротик называет любовью, может являться лишь чувством благодарности за поддержку и отзывчивость, проявленную к нему. Он держится за людей, чтобы удовлетворять потребности, а не из-за глубины и искренности чувств.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ка́рл Гу́став Юнг – швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда.

2

Ирвин Дэвид Ялом – американский психиатр и психотерапевт, доктор медицины, профессор психиатрии Стэндфордского университета; известен как автор научно-популярной и художественной литературы.

3

Библиотерапи́я (от лат. biblio – книга и греч. therapia – лечение) – метод психотерапии, использующий литературу как одну из форм лечения словом. Применяется для коррекции психического состояния с помощью направленного чтения специально подобранной литературы. При библиотерапии может использоваться как научно-популярная литература (например, книги о психотерапии), так и художественная.

4

Невротиками называют людей, которые постоянно о чём-то тревожатся, у них наблюдаются резкие перепады настроения, проблемы с самооценкой. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать у себя и здоровый человек. Невротизм измеряется, как правило, с помощью специальных шкал или личностных опросников, и от него можно избавиться при помощи психолога.

5

Михаил Ефи́мович Литва́к – психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, автор 30 книг по практической и популярной психологии и ряда научных статей, посвященных вопросам психотерапии, психологии общения. М. Е. Литвак умер 10 сентября 2020 г. в г. Ростове-на-Дону.

6

Козьма́ Петро́вич Прутко́в – литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50–60-е годы XIX века поэт граф Алексей Константинович Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы (фактически – коллективный псевдоним всех четверых).

7

Карл Рэ́нсом Ро́джерс – американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией».

8

Бессозна́тельное – совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. Также бессознательное – характеристика психических представлений. Согласно Карлу Густаву Юнгу, любое явление может стать бессознательным в той или иной степени. Термин «бессознательное» используется в философии, психологии, психоанализе, психиатрии, психофизиологии, в юридических науках, искусствоведении и других дисциплинах. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное («Ид») и сознательное рассматриваются как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики («Я» и «Сверх-Я»), также отсутствует в сознании.

9

Зигмунд Фрейд – австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории Эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контрпереноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

10

Антуа́н Мари́ Жан-Бати́ст Роже́ де Сент-Экзюпери́ – французский писатель, поэт, эссеист и профессиональный лётчик.

11

Арту́р Влади́мирович Петро́вский (14 мая 1924 – 2 декабря 2006) – советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Доктор психологических наук (1965), профессор (1967), член-корреспондент (1968), действительный член (1971) и вице-президент АПН СССР (1976–1979), президент РАО (1992–1997).

12

Артур Шопенгауэр – немецкий философ. Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп.

13

Бра́тья Струга́цкие, Арка́дий Ната́нович и Бори́с Ната́нович – русские советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

14

Инса́йт, озаре́ние – внезапное осознанное нахождение решения какой-либо задачи, ставшее результатом продолжительной бессознательной мыслительной деятельности (см. эврика). В психотерапии инсайтом обозначают сопровождающееся прозрением и катарсисом осознание человеком причин своего состояния или проблемы.

15

Парна́с – горный массив в центральной части Греции, к северу от Коринфского залива. В древности Парнас считался священной горой Аполлона и местопребыванием муз, связанной, подобно Олимпу, Геликону и Китерону, с мифическими сказаниями и известной местонахождением на её южном склоне дельфийского оракула. На протяжении более чем двух тысячелетий упоминается в культуре как символическое местообитание поэтов и, расширительно, вообще деятелей искусства.

16

Вильге́льм Райх – австрийский и американский психолог, неофрейдист, один из основоположников американской школы психоанализа, единственный из учеников Фрейдa, развивавший возможности радикальной социальной критики: отмену репрессивной морали и требование полового просвещения.

17

Фредерик Саломон Перлз (также известен как Фриц Перлз) – немецкий врач-психиатр, психотерапевт еврейского происхождения. Основоположник гештальттерапии. Совместно с Полом Гудманом и Ральфом Хефферлином написал основополагающий труд «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности».

18

А́брахам Масло́у – американский психолог, основатель гуманистической психологии. Широко известна «пирамида Маслоу» – диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономической теории, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

19

Грегор Иоганн Мендель – чешско-австрийский биолог-генетик, монах-августинец, аббат. Основоположник учения о наследственности. Открытие им закономерностей наследования моногенных признаков стало первым шагом на пути к современной генетике.

20

Провокация – вид психологической манипуляции, осуществляемой в интересах провокатора с целью побуждения кого-либо к определённым действиям.

21

Когнити́вная психотерапи́я, или когнитивная терапия (англ. cognitive therapy), – распространённая форма психотерапии, основанная на предположении, что в основе психологических проблем, а порой и психических расстройств человека лежат ошибки мышления, и направленная на изменение нелогичных или нецелесообразных мыслей и убеждений человека, а также дисфункциональных стереотипов его мышления и восприятия. В ходе когнитивной психотерапии пациент учится решать проблемы и находить выходы из ситуаций, прежде казавшихся ему непреодолимыми, при этом он переосмысливает и корректирует своё мышление. Когнитивный терапевт помогает пациенту учиться мыслить и действовать более реалистично и адаптивно, тем самым устраняя беспокоящие его симптомы.

22

Франсуа́ Вийо́н – поэт французского Средневековья. Первый французский лирик позднего Средневековья.

23

Заведующая кафедрой педагогической и возрастной психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент.

24

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше – немецкий философ, культурный критик и филолог, чьи работы оказали глубокое влияние на современную философию.

25

Сценарий, по Берну, – постоянно развертывающийся жизненный план, формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей. Семейный сценарий содержит установленные традиции и ожидания для каждого члена семьи, которые успешно передаются из поколения в поколение.

Э́рик Ле́ннард Берн – американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях», лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок. Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

26

Подобно тому, как трепещущая поверхность воды в медном сосуде, отражая солнце или сияющий лик луны, посылает отблеск, который порхает повсюду, поднимается ввысь и касается резьбы на высоком потолке. – Вергилий. Энеида, VIII, 22 сл.

27

Подобные сновиденьям больного, создаются бессмысленные образы. – Гораций. Наука поэзии, 7–8.

28

Кто всюду живет, Максим, тот нигде не живет. – Марциал, VII, 73.

29

Мише́ль де Монте́нь – крупнейший французский писатель и философ-гуманист эпохи позднего Возрождения, оказавший большое влияние на мировую литературу. «Опыты» – основное произведение писателя, которое пережило свое время и продолжает вызывать интерес в наши дни. В нём рассматриваются те самые вопросы бытия, над которыми задумывается каждое поколение.

30

В 1572 году, в возрасте 38 лет, Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 году).

Официально психология как наука получила свой статус в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

На страницу:
5 из 6