bannerbanner
Кухня первобытного человека. Как еда сделала человека разумным
Кухня первобытного человека. Как еда сделала человека разумным

Полная версия

Кухня первобытного человека. Как еда сделала человека разумным

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

Интересным представляется тот факт, что ступе с пестиком была уготована долгая жизнь. Этот предмет кухонного обихода дошел до наших дней с первобытных времен, причем в первоначальном назначении, для того чтобы толочь различные плоды земли. Упоминания о ступе встречаются на протяжении всей истории, одновременно она обрастает магическими свойствами, видимо как древний символ, связанный с великой Хозяйкой жизни и смерти. Геродот пишет о вавилонянах, питавшихся сушеной рыбой: «Пойманную рыбу они вялят на солнце и затем поступают так: бросают рыбу в ступку и раздробляют пестиком… Потом из этой массы по желанию замешивают сырое тесто или пекут хлеб»[62]. И хлеб, оказывается, может быть разным, и в ступе можно толочь не только растения. Известно, что во время Великой Отечественной войны в ступе толкли высушенные остатки овощей и растений – гнилую картошку, кору деревьев, лебеду, делали из этой смеси тесто для хлеба.

В древнеиндийских Законах Ману упоминаются пять вещей, могущих вызвать смерть, все они первобытная атрибутика древнейшей Хозяйки: очаг, точильный камень, метла, пестик со ступкой, сосуд для воды[63]. В Ветхом Завете в ступе толкут манну, посланную Богом как спасение голодавшим беженцам из Египта под предводительством Моисея (Числа 11:8). В Притчах Соломона «толочь в ступе» используется в переносном значении: «Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его» (27:22) (ср. у В. Даля русскую поговорку «Дурака хоть в ступе толки»). Ступа считалась атрибутом славянской Макоши, покровительницы женщин.

Со временем ступа и пест приобрели формы, которые связывались с женским и мужским началом, что укрепило их значение как символа плодородия. Магическое значение ступы сохранялось много тысячелетий. В ней пытались «перетолочь» болезни и несчастья, перевернутая ступа защищала дом от пожаров и прочих бедствий, ее использовали в свадебных и похоронных ритуалах.

Со смертью ступа была связана с древнейших времен. Видимо, неслучайно в латинском языке «ступа» имеет одинаковый корень со словом «смерть» – «mort»; в таком виде она вошла почти во все европейские языки, кроме славянских; а вот пестик везде одинаков, от латинского «pisto» – растирать. Ступы привычной нам формы находят еще в неолитических погребениях.

В славянской традиции ступа широко использовалась и во время свадеб. Испытывая характер молодой, заставляли ее в прямом смысле толочь воду в ступе. Обряжали ступу в женский, а пест в мужской наряд. Обводили молодых церемониально вокруг ступы, становившейся народным аналогом церковного аналоя. В Белоруссии бытовало шуточное объяснение, откуда берутся дети: «З неба упау, / Да у ступу попау, / А с ступы вылез – / И вот якой вырас»[64].

Еще один непременный атрибут Бабы-яги – кости. Готовя себе пир из очередного неразумного дитяти, она мечтает потом «покататься» на его косточках. Идея, кажущаяся довольно странной – помимо всего прочего, это еще и физически неудобно. В сказочных сюжетах, как и в археологических остатках древности, костей вообще много. В сказках их используют при строительстве дома и ограды Бабы-яги. В истории кости мамонта или других животных были основным материалом при строительстве жилищ эпохи позднего палеолита. В сказках их бережно хранят и они обладают волшебной силой: даже из одной зарытой косточки может вырасти чудесная яблонька или поющий тростник, а иногда и возродиться человек. А рядом с древними поселениями находят множественные «коллекции» костей, сложенных в пещеры или захороненных явно с магической целью[65]. И.-Г. Георги в XVIII веке описал обычаи лопарей и некоторых других народов, которые в качестве жертвоприношения собирают кости приносимого в жертву зверя и несут их к святому месту: «а оттого превеликие скопляются груды костей…»[66]. Иногда их зарывают, если посвящают подземным богам. И никогда не приносят мяса, только кости. Ну как тут не вспомнить Прометея, обманувшего Зевса и давшего возможность несколько тысячелетий спустя лопарям Крайнего Севера России оставлять мясо себе на пропитание, жертвуя только костями!

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Авдусин Д.А. Основы археологии. М., 1989. С. 8.

2

Ефименко П.П. Первобытное общество. Л., 1938 (2-е изд.). С. 327.

3

Ефименко П.П. Указ. соч. С. 287.

4

Токарев. Ранние формы религии. М., 1990. С. 329.

5

Там же. С. 23, 47.

6

См. публикации в прессе: Nuthall K. There’s no place like home, says ‘son of Cheddar Man’. The Independent, 9 March 1997; Lyall S. Tracing Your Family Tree to Cheddar Man's Mum. New York Times, 24 Mar 1997; Rowe T. Fitting venue for Cheddar cave-man family get together. Western Daily Press, 28 May 2013.

7

Лэм Ч. Очерки Элии. Л., 1979. С. 125–129.

8

The Journal Of а Tour to the Hebrides with Samuel Johnson, Ll.D. by James Boswell. URL: http://www.gutenberg.org/cache/epub/6018/pg6018.html.

9

Brillat-Savarin Jean Anthelme. The Physiology of Taste. Alfred A. Knopf, New York, Lonon, Toronto. 2009. P. 60.

10

Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. М.: Политиздат, 1986. С. 25.

11

Symons M. A History of Cooks and Cooking. Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 1998. P. 5.

12

Fernandez-Armesto, Felipe. Near a Thousand Tables: A History of Food. Free Press. 2004. Р. 4.

13

Козловская М.В. Феномен питания в эволюции и истории человека. Дис. … д-ра ист. наук. 2002. Заключение.

14

Добровольская М.В. Человек и его пища. М., 2005.

15

Wrangham, Richard. Catching Fire. How Cooking Made Us Human. Basic Books, N.Y., 2009.

16

Bunn H.T. Meat Made Us Human. In: Evolution of the Human Diet. The Known, the Unknown, and the Unknowable. Ed. by Peter S. Ungar. Oxford University Press, 2007.

17

Lucas P.W. Meals Versus Snacks and the Human Dentition and Diet During the Paleolithic. In: The Evolution of Hominin Diets. Integrating Approaches to the Study of Palaeolithic Subsistence. Edited by Jean-Jacques Hublin. Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology, Leipzig, 2009.

18

См, например: Leonard W.R., Snodgrass J.J., Robertson M.L. Effects of Brain Evolution on Human Nutrition and Metabolism. Annual Review of Nutrition. 9 April 2007. P. 311–327.

19

Daily Mail Online. 23 December 2012. URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2252528/Young-male-lion-rescued-wire-snare-trapped-round-neck-years-Tanzania.html.

20

Авдусин. Указ. соч. С. 23; Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 2007 (6-е изд.). С. 106.

21

Детально рассмотрел многие обряды, связанные с огнем Дж. Фрэзер, см.: Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1980. Главы LXII, LXIII.

22

Зеленин Д. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 130–132; Байбурин А., Топорков А. У истоков этикета. Л., 1990. С. 134.; Байбурин А. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 166.

23

Зеленин. Восточнославянская этнография. С. 131.

24

Русские сказки, если нет отдельной сноски, приводятся по изданию: Русские народные сказки А.Н. Афанасьева. В 3-х томах. М., Наука, 1984–1985. В скобках дается сквозной порядковый номер сказки по этому изданию.

25

Зеленин. Восточнославянская этнография. С. 131.

26

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 208–209.

27

Северная энциклопедия. М., 2004. С. 466.

28

Бурнаков В.А. Дух огня в религиозно-мифологической системе хакасов. Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. IX, ч. II. Новосибирск, 2002. С. 31–33.

29

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

30

Рони-старший Ж. Приключения доисторического мальчика. М., 2000. С. 81.

31

Потачаков К.М. Культура и быт хакасов, в свете исторических связей с русским народом. Абакан, 1958. С. 96.

32

Здесь и далее ссылки даются по: Гомер. Одиссея. Перевод В.В. Вересаева. М., 1949.

33

Законы Ману. М., Наука, 1992. С. 34, 29.

34

Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 2. С. 239–240.

35

См. Мифы народов мира. Т. 1. С. 269.

36

Кузищин В.И. История Древнего Рима. М., 1993. С. 273.

37

Бурнаков В.А. Указ. соч. С. 34.

38

Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л., 1958. С. 94–95.

39

Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. М.; Л., 1949. С. 416–419.

40

Токарев С.А. К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита // «Советская археология», 1961, № 2. С. 556.

41

Золотарева Н.В. Антропоморфизация в традиционной культуре обских угров // Вестник Томского университета. Культурология и искусствоведение. 2012, № 1(5). С. 11–17.

42

Северная энциклопедия. С. 427.

43

Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000. С. 36.

44

Великорусские сказки Пермской губернии // Сборник Д.К. Зеленина. М., 1991. С. 60, 61; Сказки Заонежья. Петрозаводск, 1986. С. 194; Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб, 1996. С. 324.

45

Пропп В. Исторические корни… С. 56.

46

Nilsson M.P. Primitive Religion. Tubingen, 1911. P. 75. Цит. по Пропп В. Исторические корни… С. 276.

47

Даль. О поверьях, суеверьях… С. 325.

48

Словацкие сказки // Из собрания Павла Добшинского в обработке Марии Дюричковой. Братислава, 1988. С. 56. URL: http://hobbitaniya.ru/czech/czech65.php.

49

Сказки народов Севера. Л., 1991. С. 63.

50

Великорусские сказки Пермской губернии. С. 61.

51

Нихон сёки – анналы Японии. Т. 1. М.: Гиперион, 1997. С. 130.

52

Норито. Сэммё. М. Наука. 1991. С. 97.

53

Мифы народов мира. Т. 2.

54

Легенда о Тристане и Изольде. М.: Наука, 1976. С. 13.

55

Кюнер И.В. Китайские известия о народах южной Сибири, центральной Азии и Дальнего Востока. С. 265.

56

Перро Ш. Волшебные сказки. М., 1993. С. 102; Гримм В. и Я. Сказки. М., 2005. С. 95–96.

57

Неизданные сказки из собрания Н.Е. Онучкова. СПб, 2000. С. 206.

58

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990. С. 139.

59

Цит. по: Пропп. Указ. соч. С. 59.

60

Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 160.

61

Флетчер Дж. О русском государстве. М., 2002. С. 113.

62

Здесь и далее цитаты по: Геродот. История. М., 1993. С. 75.

63

Законы Ману. С. 33.

64

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 369.

65

См., например, Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994. С. 98—101.

66

Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 2007. С. 58.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6