bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Восток и Запад. История вопроса

Безусловно, приведенное выше деление психологических типов человека является вариантом, предложенным читателю автором. Однако неправильно было бы полагать, что ранее об этом никто не говорил и этого не замечал. И чтобы подкрепить свою точку зрения, теперь для меня настало время обратиться к авторитетам.

С моей точки зрения, предложенное деление, как на Востоке, так и на Западе, имеет прямые аналоги. Для Китая это конфуцианское деление людей на образ благородного мужа и низкого человека (сяо жень). Что важно, это то, что ни Конфуций, ни кто-либо из его последователей никогда не привязывали ни образ благородного мужа, ни образ низкого человека к конкретным социальным ролям (в противоположность тому, что утверждали китайские коммунисты в период «культурной революции»). Это было исключительно деление двух вариантов поведения. Двух образов мысли, если хотите.

На Западе же эти два образа нашли себе отражение в образах благородного и неблагородного человека (удивительное совпадение терминов), или джентльмена и не джентльмена. Хотя на Западе и не было написано столь всеобъемлющих трудов, как в древнем Китае, стереотип поведения джентльмена в общественном сознании обрисован достаточно четко. Интересно, что, несмотря на большую разницу подходов и воззрений, связанных с различием западной и восточной культур, вышеназванные образы обладают массой сходных черт.

Заслуживает внимания еще и такой факт. Несмотря на то что, как я уже говорил, эти образы ни в коем случае не относятся к определенной социальной роли или позиции в иерархии общества, тем не менее, как в Китае, так и в Европе, они оказывались совмещенными с образами социальной верхушки, элиты, знати, «сливок». Случайно ли? Вряд ли. Сложно поверить и в то, что люди, выбравшиеся на верхушку социальной лестницы, так уж стремились к декларированию своей независимости. Лояльность и покорность всегда исключительно способствовали карьере. А в любом древнем обществе было просто принято именоваться слугой вышестоящего. В чем же дело?

Чтобы добиться статуса монарха, человек должен обладать значительной личной силой. Именно эта сила и возносит его на вершину социальной иерархии, притягивает к нему деньги и подданных.

Возможно, есть некоторая особенность, некое свойство монаршего отношения к жизни, которое возносит монарха наверх к элите, к «сливкам общества», к жизни в самых высоких сферах. Правда, с тем же успехом это свойство приводит монарха и на плаху. Что ж, риск потери головы действительно есть часть профессионального риска претендента на корону монарха. Но и приз в случае победы немал.


Итак, монарх – это человек, принявший решение самостоятельно управлять своей судьбой. После того как он проходит критическую точку выбора, он обретает не только новые возможности, но и новые обязательства. Альтернативой пути монарха является путь слуги. Путь не столь тяжелый, но более ограниченный в возможностях. При любом выборе человек может найти себе место в обществе. Но только монарх в состоянии определять, куда ему идти и что делать.

Вот, собственно, и все, что мне хотелось сказать о факторах выбора между путем монарха и отказом от него. Если же вы сделали выбор, добро пожаловать. Давайте теперь поговорим о том букете, который прилагается в довесок к короне.

Глава 2

Оценка возможностей

Тот, кто свободен от ошибок, отправляется побеждать тех, кто уже побежден.

Сунь-Цзы

Осознание реалий текущего момента

С моей точки зрения, это главное условие в пути монарха.

Существуют тысячи приемов и сотни комбинаций, благодаря которым человек может выжить и победить в этом мире. Их знание дает очень многое. Но они не помогут, если тот, кто вознамерился их применять, неправильно оценит ситуацию.

Ни один даже самый совершенный компьютер не даст правильного ответа, если в него исходно заложены ошибочные исходные данные. Это аксиома. Однако, к сожалению, в нашей жизни большинство людей терпят неудачу из-за того, что исходно неправильно оценивают ситуацию. Неверная оценка приводит к выбору неверной тактики и стратегии. А это уже верное поражение. Казалось бы, в чем проблема? Допустил ошибку – поправь расчет, внеси коррективы и начинай действовать снова. Но не все так просто.

Проблема в том, что мало кто склонен признавать свои ошибки. Это воспринимается как подрыв своего авторитета. И что хуже всего, в своих глазах. Многие люди считают себя бедными, некоторые – неудачливыми, но мало кто считает себя глупым. И этому есть вполне логичное объяснение. Все в этом мире относительно, и любой уровень интеллекта может найти компанию, где выше, чем он, никого нет.

Но вот считать, что быть умным – значит не допускать ошибок, это и есть самая настоящая глупость.

К сожалению, именно глупость обычно и побеждает. Признаться себе в собственных ошибках тяжелее всего. Куда приятнее осознавать себя мудрым и прозорливым родителем, наставляющим неразумных чад на путь истинный. А такая позиция требует абсолютной уверенности в собственной непогрешимости. Вот и не может признаться сам себе человек, что допустил ошибку в расчетах. Однако и он не может не чувствовать, что его «авторитет» под угрозой. Отсюда и берется весьма сомнительная позиция, которая звучит следующим образом: «Если у вас не получается пробить стену, возьмите молоток побольше». Искать в стене дверь мало кому приходит в голову. Если человек слишком укореняется в ощущении своей непогрешимости, он всегда может найти причину провала и с легкостью обманет самого себя. Не хватило денег – глупые исполнители, коварные происки врагов. В конце концов, виноватых можно найти всегда.

Если человек избрал путь монарха, он не может позволить себе роскошь пребывать в мире иллюзий.

Потому что каждая иллюзия обойдется ему весьма дорого.

Насколько?

Дело в цене вопроса.

Если он неправильно оценит свои возможности, ухаживая за дамой, ему просто придется проводить вечера и ночи в одиночестве. Если он неправильно оценит свои возможности по вхождению в нефтяной бизнес, ему могут прострелить голову на каком-нибудь перекрестке.

И так далее.

Основной причиной, по которой человек не только допускает ошибки, но и не желает их исправлять, является обычная переоценка собственных возможностей. Да, да, да. Никто не в состоянии увидеть и учесть всего. Но некоторые люди пытаются действовать именно так. Самое обидное это то, что, как правило, так думают люди неглупые и небесталанные. Получив положительный опыт решения определенных вопросов, они приходят к мнению, что знают и понимают все. Это-то и является их главной ошибкой.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2