Полная версия
Штурм дворца Амина. Версия военного разведчика
ШТУРМ ДВОРЦА АМИНА:
Владимир КОШЕЛЕВ
версия военного разведчика
а значительно раньше, представляется вполне правильной. Хотя некоторые авторы пытаются категорично настаивать на иной позиции, полагая, что спецназ в нашей стране на-чал своё существование только с момента подписания ранее указанной нами директивы военного министра и начальника Генштаба ВС СССР.
Сторонникам последней из названных точек зрения хотелось бы напомнить следующее: во-первых, в 1950 году был создан антиядерный советский спецназ. Во-вторых, по указанному боевому предназначению советский спецназ в реальной боевой практике никогда не применялся. В-третьих, антиядерный спецназ не появился на пустом месте, а имел своих исторических предшественников как в советское время (1917–1950 гг.), так и ранее этого периода. Открещиваться от чего не этично, да и просто не разумно.
Вместе с тем стоит ли ограничивать историю отечест-венного спецназа XVIII веком? Ведь действительно, с одной стороны, получается, что история регулярной российской армии ведёт отсчёт со времени преобразований Петра I или несколько ранее того, то есть с рубежа XVII-XVIII веков. Однако, с другой стороны, было бы совершенно не правиль-но утверждать, что с этого времени началась и история оте-чественных вооружённых сил как таковых.
Очевидно в этой связи и то обстоятельство, что процесс образования любого государства порождает необходимость защиты его интересов вооружённым путём. Появилось госу-дарство – появилась армия (дружина князя, наёмное войско феодала и т.д.). Пожалуй, нечто подобное можно было бы сказать и о спецназе. Ведь, говоря о его истории, мы долж-ны иметь в виду не только создание и деятельность неких особых воинских формирований, имеющих целью осущест-вления ряда специальных мероприятий в тылу противника. Мы должны иметь в виду также историю развития самих этих форм и способов диверсионно-разведывательной деятель-ности, направленных на нанесение поражения противнику в ходе вооружённого противостояния.
Пожалуй, не грех будет повториться и ещё раз подчерк-нуть следующее существенное обстоятельство. История раз-вития специальных (диверсионно-разведывательных) форм
90
Книга готова 07.indd 90 28.11.2007 23:48:30
Несколько слов из предыстории спецназа ГРУ
и способов вооружённой борьбы в тылу противника, а также идущая вслед за ней история создания и применения различ-ных воинских формирований спецназа не могут быть отделе-ны от общей истории русской государственности и российс-ких вооружённых сил. Данное положение необходимо иметь в виду и рассуждая о советском периоде истории спецназа, истории применения различных форм и методов диверсион-но-разведывательной работы в тылу противника в это время.
Поэтому давайте ещё раз зададим вопрос: «Когда нача-лась история советского спецназа: с приказа о формирова-нии отдельных рот специального назначения в 1950 году или со времени проведения большевиками государственного пе-реворота в Петрограде 25 октября (по старому стилю – При-
меч. В.К.) 1917 года? .
Очевидно, ответ находится где-то между строк пос-тавленного нами вопроса: пусть у В.И. Ленина (Ульянова) и Л.Д. Троцкого (Бронштейна) в подчинении не было вооружён-ных формирований, именуемых спецназом, но, несомненно, действовали они с применением тех методов, которые се-годня вполне можно назвать специальными.
К слову сказать, возможно, именно поэтому данные со-бытия произошли «малой кровью», ведь по сообщениям столичной прессы того времени число жертв «героического штурма» Зимнего дворца и всех других сопутствующих ему «захватов» (почта, телеграф, мосты и т.д.) не превышало пяти-шести человек. И на самом деле события захвата боль-шевиками власти в Петрограде развивались совсем не по-тому сценарию, который лёг в основу псевдоисторического фильма «Ленин в октябре» .
Конечно, то, что последовало в России после прихода к власти господ-товарищей ульяновых-бронштейнов, это уже другой вопрос, к теме настоящего повествования отношения
Нам вовсе не хотелось бы заниматься политической или терминологи-ческой казуистикой, потому что эта книга не политологический трактат. И те, кому режут слух слова «государственный переворот», пусть именуют это событие «Великой Октябрьской социалистической революцией». По нашему мнению, от этого суть не изменится
Подробнее см.: Рабинович А. Большевики приходят к власти: Революция
1919 года в Петрограде: Перевод с англ./ Под общей редакцией и с
послесловием Г.З. Иоффе. – М.: Прогресс, 1989.
91
Книга готова 07.indd 91 28.11.2007 23:48:30
ШТУРМ ДВОРЦА АМИНА:
Владимир КОШЕЛЕВ
версия военного разведчика
не имеющий. Однако заговорили мы о российских событи-ях октября 1917 года не случайно. Дело в том, что впереди у нас рассказ о другой «революции», другом «государственном перевороте», где активнейшее участие как раз и приняли те советские вооружённые формирования, которые к тому вре-мени (декабрь 1979 года) как раз именовались советским спецназом. Правда, действовали они за пределами границ
СССР, то есть в Афганистане, но во многом по той же схеме, которая была разработана и осуществлена на практике руко-водителями поистине Великого Октября в Петрограде. Или, говоря иными словами, провели боевую (специальную) опера-цию по штурму президентского дворца Тадж-Бек и уничтоже-нию афганского диктатора Х. Амина, в результате чего в ДРА был осуществлён государственный переворот. Таким образом, позволим себе утверждать, что история советского спецназа началась со времени создания советского государства.
В дело создания, развития и боевого применения во-инских формирований, выполнявших диверсионно-раз-ведывательные (специальные) задачи в тылу противни-ка, вложили свой вклад многие видные деятели советс-кого государства. В их ряду следует назвать имена на-родного комиссара по военным и морским делам СССР М.В. Фрунзе, командармов первого ранга И.П. Уборевича
и И.Э. Якира, комкора В.М. Примакова, маршалов Совет-ского Союза М.Н. Тухачевского, В.К. Блюхера, Г.К. Жукова, А.М. Василевского, М.В. Захарова, адмиралов флота Совет-ского Союза Н.Г. Кузнецова и И.С. Исакова, генералов армии С.М. Штеменко и П.И. Ивашутина, других видных военачаль-ников.
Интересно заметить, что к началу Великой Отечествен-ной войны Советский Союз подошёл к ведению партизанской
и разведывательно-диверсионной работы во вражеском тылу вовсе не спонтанно, а с учётом всего военно-исторического опыта, накопленного нашей страной с момента зарождения русской государственности.
Однако не подлежит сомнению и тот факт, что советски-ми партизанскими формированиями и подпольщиками-ди-версантами было бы сделано значительно больше, если б верховным командованием СССР не была взята на вооруже-ние ошибочная (с точки зрения имевшихся возможностей)
92
Книга готова 07.indd 92 28.11.2007 23:48:30
Несколько слов из предыстории спецназа ГРУ
стратегия «бить врага только в наступлении». Если бы воспи-танные до войны кадры для ведения специальной (диверси-онно-разведывательной) работы в тылу противника не были подвергнуты репрессиям.
Дело в том, что подготовка партизанских кадров в Советском Союзе осуществлялась постоянно и целенап-равленно, она имела непрерывный характер со времени окончания гражданской войны. Эта работа проводилась по линиям двух ведомств – разведывательного управления Главного штаба РККА (ГРУ Генштаба) и ОГПУ при СНК СССР (ГУГБ НКВД СССР). Для чего были созданы три партизанских школы, из них две подчинялись РУ (ГРУ) и одна – ОГПУ (ГУГБ). Военные разведчики в Куперске готовили законспирирован-ные разведывательно-диверсионные группы из числа пе-ребежчиков с территории Западных Украины и Белоруссии. Они же обучали руководство партизанских отрядов в Грушках Киевской области (эта школа непосредственно подчинялась командующему Киевским военным округом). В свою очередь чекисты готовили диверсантов-подпольщиков, их спецшкола находилась на Холодной горе в Харькове.
Одновременно в каждой спецшколе могли находиться по 10-12 курсантов. Срок подготовки партизан и диверсантов-подпольщиков составлял около шести месяцев напряжённой боевой учёбы. Выпускники школы после завершения воен-но-профессиональной подготовки были законспирированы в общей среде советских граждан, вели, так сказать, обычную жизнь простых тружеников, не забывая при этом своего спе-циального (партизанского, подпольного, то есть диверсион-но-разведывательного) предназначения в особый период и на случай войны.
Вместе с этим на Западной Украине и в Молдавии скрыт-но создавались партизанские базы с большими запасами вооружения (в основном, иностранных образцов) и минно-подрывных средств. На побережье Дуная складирование партизанских запасов происходило в специально изготов-ленных для этого подводных резервуарах и в непортящейся упаковке.
Выдающийся советский специалист в области ведения партизанской, разведывательно-диверсионной войны Илья Григорьевич Старинов в этой связи вспоминал: «В 1932 году
93
Книга готова 07.indd 93 28.11.2007 23:48:30
ШТУРМ ДВОРЦА АМИНА:
Владимир КОШЕЛЕВ
версия военного разведчика
наша оборона на Западных границах зиждилась на использо-вании формирований партизан. Войска противника, перейдя государственную границу и углубившись на нашу террито-рию… должны были напороться на укрепрайоны и увязнуть в позиционной войне. В это время на оккупированной терри-тории партизаны начинают организованное сопротивление и перерезают противнику коммуникации.
Через некоторое время… войска неприятеля вынуждены будут отступать. Партизаны начинают отходить вместе с про-тивником, оставаясь в его тылу и продолжая диверсии. Мо-гут даже перейти государственную границу. Это была очень хорошо продуманная система не только на случай оккупации части нашей территории. Базы закладывались и вне СССР.
Очень важно было, что готовились маневренные партизан-ские формирования, способные действовать как на своей, так и на чужой территории» .
Кстати сказать, именно с именем И.Г. Старинова связано проведение одной из самых уникальных диверсионных опе-раций периода Великой Отечественной войны. Речь идёт об упомянутых ранее радиоуправляемых минах. Закладка таких взрывных устройств во временно оставленном советскими войсками городе Харькове производилась заблаговремен-но, а приведение их в действие осуществлялось из-за линии фронта (г. Воронеж).
Результатом диверсии, произведённой в частности
в особняке по улице Дзержинского (дом 17) стало уничтожение начальствующего состава 68-й немецкой пехотной дивизии, командир которой генерал-лейтенант Георг фон Браун одно-временно возглавлял и весь вражеский гарнизон Харькова.
Однако вернёмся к директиве военного министра СССР
маршала Советского Союза А.М. Василевского и начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР генерала армии С.М. Штеменко № ОРГ/2/395832 от 24 октября 1950 года. По сути она являла собой решение о формировании в общевой-сковых и механизированных армиях, воздушно-десантной армии, а также в ряде военных округов, не имевших в своём составе войсковых объединений, отдельных рот специально-го назначения.
Старинов И.Г. Записки диверсанта. – М.: «Вымпел», 1999. С. 37.
94
Книга готова 07.indd 94 28.11.2007 23:48:30
Несколько слов из предыстории спецназа ГРУ
Именно с этого времени и был начат отсчёт деятель-ности армейского и флотского спецназа, как диверси-онно-разведывательного инструмента противодействия ядерным силам вероятного противника. Для того чтобы более ясно представить себе, почему высшими военны-ми руководителями Советского Союза было принято дан-ное решение, пожалуй, стоит немного вспомнить о том, в какой обстановке и в каких условиях жило тогда мировое сообщество.
В конце Второй мировой войны человечество узнало о ядерном оружии, впервые созданном и впервые применён-ном Соединёнными Штатами Америки во время бомбардиро-вок Японии. После окончания войны «горячей», после победы над общим врагом между бывшими союзниками по антигит-леровской коалиции быстрыми темпами стала набирать обо-роты война «холодная». Со стороны противостоящих сторон наращивалась гонка вооружений, постоянно осуществлялись демонстрация «мускулов» и «бряцание оружием».
Происходившие в этот период многочисленные локаль-ные войны и военные конфликты (Корея, Вьетнам, Карибский кризис и т.д.) постоянно грозили перерасти из региональных противоборств в мировую катастрофу. В 1950–1960-е годы на вооружение армий США, Великобритании, Франции и ФРГ, а также некоторых других стран НАТО поступили так-тические и оперативно-тактические ракетные комплексы с ядерными и химическими боеголовками. Оружие массового поражения развивалось по линии постоянного повышения его мощности, совершенствования различных способов его доставки на территорию противника и боевого применения.
В этот период на Западе появилась ядерная артилле-рия, существенно расширился диапазон применения само-лётов-носителей ядерного оружия, возникла целая система снабжения войск и сил флотов ядерными боеприпасами. Просторы мирового океана стали бороздить надводные корабли с ядерным вооружением, появились и подводные термоядерные флоты.
Советский Союз срочно принимал аналогичные меры, наращивая усилия по обеспечению своей национальной бе-зопасности и безопасности своих союзников. Одной из та-ких мер стало создание частей и подразделений военной
95
Книга готова 07.indd 95 28.11.2007 23:48:30
ШТУРМ ДВОРЦА АМИНА:
Владимир КОШЕЛЕВ
версия военного разведчика
разведки специального назначения, которые были призваны стать мобильным и эффективным диверсионно-разведыва-тельным средством уничтожения (выведения из строя) ядер-ного оружия противника в его глубоком тылу.
Первоочередной целью армейского и флотского спецна-за стало нанесение поражения прежде всего маневренным (подвижным) системам ядерного потенциала противника. Одновременно перед ним выдвигались задачи по дезорга-низации управления войсками врага, нарушения работы его тыла посредством организации и проведения диверсионных операций на железнодорожных, воздушных, морских, других коммуникациях, разрушения (повреждения) средств и линий связи. При этом на общем фоне целей советского спецназа приоритет отдавался проведению диверсионных операций, а не выполнению разведывательных задач.
Таким образом, в числе главных объектов нанесения пора-жения формированиями советского войскового спецназа стало оружие массового поражения и носители этого оружия. Свое-временное обнаружение и уничтожение (выведение из строя) таких объектов ставилось в то время во главу угла деятельности командиров всех степеней, а также подчинённых им разведы-вательных и диверсионно-разведывательных органов.
Впрочем, в действительности были у военного спецназа и другие,весьмаспецифические,задачи.Например,проведение террористических актов в отношении видных государственных
и военных деятелей государств-агрессоров. Однако постанов-ка, а также реализация подобного рода задач могли осущест-вляться только в особый период и в ходе ведения войны.
Тем не менее и этим не исчерпывался весь перечень спе-циальных (диверсионно-разведывательных) задач для со-ветских частей и подразделений спецназа военной развед-ки. Однако, очевидно, не пришло ещё время обо всём этом рассказать.
Непосредственно у истоков создания советского ар-мейского и флотского спецназа стояли генерал-полковник Х.Д. Мамсуров, вице-адмирал Ф.И. Крылов, генерал-майоры Н.К. Патрахальцев, И.Н. Банов, П.А. Голицын, контр-адмирал Л.К. Бекренёв, капитан первого ранга Д.У. Шашенков, многие другие офицеры и генералы, посвятившие себя делу созда-ния и развития военной разведки специального назначения, связавшие свою жизнь со службой в её рядах.
96
Книга готова 07.indd 96 28.11.2007 23:48:30