Полная версия
В лунном свете. Сказки для медитирующих
Однако одна из прелестей человеческого существования, даже в эти ранние годы, заключается в том, что мы можем изменить траекторию своей жизни, если вдруг обнаружим, что погрязли в разрушении или движемся к нему. В таких случаях божественная помощь приходит еще до того, как мы осознаем Его существование.
Даже некоторые из самых просвещенных людей в молодые годы творили полный кошмар, но, изменив направление своей жизни благодаря благодати, стали примером для всех нас. И поскольку они начинали примерно с того же состояния, что и мы, это дает надежду, что и мы сможем достичь такого же уровня. Никто из нас, земных странников, не рождается идеальным в совершенном мире, но мы можем попробовать пойти по стопам просветленных. И можно надеяться, что молодой узник из этой истории изменил свои действия, чего желаем и себе.
Блудный сын
Жил на свете один человек, у которого было два сына. И однажды младший из них подошел к отцу и сказал:
– Позволь мне получить наследство сейчас, чтобы я мог проложить свой путь в этом мире.
Опечалился отец, потому что очень любил своих сыновей, но согласился с тем, что молодой человек уже достаточно взрослый, чтобы стать самостоятельным. Поэтому он разделил имущество, и через несколько дней младший сын уехал в другую страну.
Там, устраивая роскошные приемы и щедро одаряя других, он быстро завел много друзей. Однако вскоре от наследства ничего не осталось, и стоило юноше остаться без гроша в кармане, как все новые приятели покинули его. Жизнь парня покатилась под откос и, истратив все деньги, он устроился на работу в свинарник. Хуже работы для человека его происхождения и придумать было нельзя. Он голодал и охотно мог бы съесть даже очистки, которыми кормил свиней.
Через несколько месяцев он подумал: «У слуг моего отца есть все необходимое: и еда, и одежда, а я голодаю. Надо вернуться домой и сказать отцу, что я больше не заслуживаю называться его сыном, и упросить его позволить мне остаться в доме в качестве работника».
И он отправился в обратную дорогу, по пути выпрашивая у прохожих еду. И вот наконец он увидел родной дом. Отец тоже заметил сына, и сердце его наполнилось жалостью при виде убогого состояния юноши. Но в то же время он трепетал от радости при его возвращении. Он подбежал к молодому человеку и обнял его.
Когда сын попытался возразить, что не заслуживает такого приема, отец проигнорировал его слова и приказал слугам:
– Принесите лучшую одежду. Наденьте кольцо на его палец и сандалии на ноги. Зарежьте теленка, которого мы откармливали, ибо сегодня вечером мы будем праздновать. Мой сын умер и воскрес. Он потерялся и нашелся.
В Библии, в главе 15 Евангелия от Луки, приводится несколько притч о потере и возвращении, а также о радости, которую испытываешь, когда то, что было утеряно, находится. Эта история следует за двумя другими, повествующими о возвращении заблудшей овцы и потерянной драхмы. Насколько же большой должна быть радость от возвращения ребенка, который сбился пути?
Мы так легко ошибаемся, особенно когда молоды и неопытны, и все еще пытаемся решить, чего хотим от жизни, стараемся понять, кто мы есть, и найти цель своего существования. Именно это и случилось с главным героем истории.
Но молодость сыграла ему на руку, ведь у него было время, чтобы вложить энергию в духовный рост, ту, которую он раньше тратил на возведение барьеров между собой и Богом. В божественном царстве те, кто совершает ошибки и смиряется с ними, скорее получают благодать и прощение, чем фарисеи. Будьте уверены в том, что как только блудный сын изменит свою жизнь, любящий Дух, подобно отцу из этой истории, примет его на пороге дома с распростертыми объятиями.
В хадисе (предание о словах и действиях пророка Мухаммеда) из Корана говорится, что на каждый шаг, который мы делаем к Абсолютному существу, оно делает двенадцать шагов нам навстречу.
Если они помнят меня в сердце своем,Я помню их.Если они медленно пойдут мне навстречу,Я пойду к ним бегом.Разве это не чудо?
Отпускание
Рыбак и цветочник
В одном поселке на берегу моря жил цветочник. И как-то, прогуливаясь по местному рынку, он встретил своего старого друга рыбака, который продавал улов. Мужчины не видели друг друга несколько месяцев, и поэтому цветочник решил позвать рыбака к себе домой на ужин. И добавил, что гость может остаться у него на ночь, а не возвращаться в темноте к лодке.
Рыбак, обрадованный возможностью сменить обстановку и поболтать с другом, сразу согласился. Мужчины поели, а потом цветочник постелил рыбаку кровать.
– Ложись здесь, – сказал он и удалился в свою комнату.
Но рыбак, со всех сторон окруженный цветами, не мог уснуть. Он то и дело вставал и выходил на улицу. Его шаги разбудили цветочника, который с удивлением обнаружил, что друг еще бодрствует, и спросил:
– Ты чего не спишь?
– Это все из-за цветов, – проворчал рыбак. – Они так воняют, что от этого запаха у меня болит голова.
– Они прекрасно пахнут, – недоуменно произнес цветочник. – Что тебе не нравится?
Но потом ему в голову пришла мысль:
– Где ты оставил ткань, в которую заворачивал рыбу, которую принес на базар?
– Во дворе, – ответил рыбак.
– Накройся ею как одеялом и сразу уснешь сном младенца, – посоветовал цветочник.
Рыбак так и поступил и действительно мгновенно заснул. Утром, завтракая с другом на кухне, цветочник спросил:
– Как ты себя чувствуешь, брат?
– Прекрасно, – ответил рыбак. – Накрылся тканью, как ты сказал, и сразу уснул.
– Разумеется, – улыбнулся цветочник. – Ты всю жизнь рыбачишь, так что самый родной для тебя запах – рыбный. Поэтому ты и не мог заснуть в окружении благоухающих цветов.
В начале духовного пути мы храним в себе не только вредные, но и полезные привычки, но первые затрудняют нашу трансформацию. Точно свежевымытые свиньи, мы стремимся заново изваляться в грязи. Даже зная, что все, к чему мы идем, прекрасно и пойдет нам на пользу, с трудом избавляемся от шаблонов. Но именно они и отделяют нас от Бога.
Из-за своего образа жизни рыбак из этой истории не мог получать удовольствие от аромата цветов. То же самое может случиться и с нами на духовном пути. Однако мы в силах устранить препятствия, созданные нами же в прежней жизни, и подготовить себя к трансформации с помощью духовных практик, в частности медитации. Со временем благодаря благодати мы обнаружим, что наслаждаемся благоуханием божественного.
Магараджа, отказавшийся от всего
Один магараджа[8], царь Виджай, правил своим народом мудро и справедливо, был любящим мужем для своей жены и добрым отцом для детей. Он соблюдал все религиозные обряды, отмечал святые дни и делал все, что подобает праведному человеку, но никак не мог обрести внутренний покой.
Однажды, читая священные писания, он натолкнулся на слова «Покой следует за отречением». «Ах, – подумал он. – Вот и решение моей проблемы. Очевидно, моя жизнь раджи излишне роскошна. Я должен отказаться от своего царства и жить как отшельник».
Довольный тем, что наконец нашел путь к внутреннему покою, Виджай пошел к жене и рассказал ей о своем плане.
– Я буду жить отшельником в пещере в лесу, – поведал он. – Отныне ты будешь править всем королевством.
Царица и сама была глубоко духовной женщиной, но слова мужа ее озадачили.
– Зачем тебе куда-то уходить? – спросила она. – Я живу здесь, в этом замке, с тобой, и в душе у меня полный покой. Кроме того, я вижу множество людей, обитающих в лесу, и чаще всего они кажутся очень несчастными, плохо одетыми и голодными.
Но магараджа не изменил своего решения. Тогда царица пошла к почтенному мудрецу Кумбхе, чтобы попросить его помочь убедить магараджу остаться, но святой сказал:
– Отпусти его. Все будет в порядке.
Итак, махараджа оставил свое королевство и удалился в лес, где нашел небольшую пещеру, где и укрылся от летних дождей. Он носил только набедренную повязку и рубашку из коры дерева и питался кореньями, клубнями, фруктами и водой.
Но его жизнь была абсолютно несчастной, он не знал покоя.
Однажды перед Виджаем предстал мудрец Кумбха.
– Что случилось, ваше величество? – спросил он.
И махараджа излил ему душу и признался в своей беде. Выслушав его рассказ, мудрец поднял руку и сказал: «Покой следует за отречением», а затем исчез.
Обдумав слова Кумбхи, царь Виджай решил, что его отречение неполное. Он сорвал одежду с тела, ушел из пещеры и стал питаться только листьями и водой. Однако постоянный голод и нескончаемый ливень, обрушивающийся с небес, лишь усугубляли его страдания.
После нескольких дней таких пыток Виджай снова увидел Кумбхи.
– Как вы себя чувствуете, господин? – спросил мудрец.
– Несчастнее, чем когда-либо, – ответил магараджа.
– Полный покой следует за полным отречением, – провозгласил мудрец и снова исчез.
Виджай посчитал, что ему необходимо отказаться от чего-то еще. Он сорвал с себя набедренную повязку, последнюю часть своей одежды, и перестал есть даже листья. И все же он был несчастен. И тут снова появился Кумбха, который, казалось, решил не оставлять его в покое, и опять спросил, как он себя чувствует.
– Ужасно! – воскликнул магараджа.
И снова мудрец повторил: «Совершенный покой следует за совершенным отречением» и ушел.
«Что у меня осталось? – недоумевал несчастный магараджа. – Я отказался от замка, семьи, крова, одежды, еды… – Затем он подумал: – Ах, точно! У меня еще есть мое тело. Я могу отказаться и от него».
Поэтому он развел большой костер, который должен был стать погребальным. Сначала со словами «Ты не принесла мне покоя» он бросил в огонь деревянную миску с водой – остатки своего имущества. Потом разбежался, готовясь броситься в пламя, но в последний момент его остановил мудрец.
– Что вы делаете, ваше величество? – спросил он.
– Отдаю последнее, что у меня есть, – ответил Виджай, – свою жизнь.
– Позор! – упрекнул императора мудрец. – Разве вы отказываетесь от чего-то принадлежащего вам? Вы отреклись от власти и семьи, которыми так щедро вас наделил Бог в награду за добродетель в прошлых жизнях. Отказались от пещеры, созданной в этом лесу Богом, от еды, предназначенной для вашего пропитания, от одежды и чаши с водой, предоставленными для удобства, а теперь хотите отвергнуть тело, данное родителями и вскормленное щедростью божьих полей и садов. Разве что-то из этого принадлежит вам?
– Тогда что у меня есть, от чего я могу отказаться? – спросил магараджа.
– Лишь от своего эго, – ответил святой. – От того, что заставляет вас думать, что вы владеете всем этим, что мешает осознать свою истинную сущность и удерживает в цепях иллюзии. Откажитесь от своего эго и обретете покой, который ищете, даже если будете окружены материальными благами и наделены большой властью.
Сильное эго, развитое с детства, необходимо для того, чтобы мы могли пройти ранние годы в качестве студента, работника, домохозяина и, по сути, выжить на этой планете. Не осознавая этого, мы создаем свое маленькое «я» – существо, которое, по нашему мнению, воплощает именно то, что мы есть, с учетом нашей расы, национальности, пола, работы, личных убеждений и эмоций, мнения других, симпатий, антипатий и поведения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ситар – струнный индийский инструмент. – Здесь и далее прим. ред.
2
«Ищу любви в неправильных местах» – песня Джонни Ли.
3
Лунантиши – раса фей (фейри) в ирландском фольклоре, которые оберегали терновые деревья и кусты.
4
Остров юных, также известный, как Тир на Ног – в кельтской мифологии страна или остров вечной молодости, часто ассоциирующийся с загробным миром.
5
Пандит – ученый-брахман в Индии.
6
Томас Мертон – американский поэт, монах-траппист, богослов, преподаватель, публицист, общественный деятель, проповедник дзэн-католицизма.
7
Перевод Аделы Василой, 2017 год.
8
Магараджа – высший титул князей в Индии.