bannerbanner
Портреты первых французских коммунистов в России. Французские коммунистические группы РКП(б) и судьбы их участников
Портреты первых французских коммунистов в России. Французские коммунистические группы РКП(б) и судьбы их участников

Полная версия

Портреты первых французских коммунистов в России. Французские коммунистические группы РКП(б) и судьбы их участников

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Ксения Беспалова

Портреты первых французских коммунистов в России. Французские коммунистические группы РКП(б) и судьбы их участников

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина


Исследование выполнено за счет гранта Российского Научного Фонда (проект № 20-78-10014 «От Согласия к Пакту: франко-русские/ франко-советские отношения в период 1890-1930-х гг.»)


Рецензенты:

доктор исторических наук В. Н. Земцов

(Уральский государственный педагогический университет)

доктор исторических наук

А. Ю. Павлов

(Санкт-Петербургский государственный университет)


На обложке: фото первых французских коммунистов, примкнувших к большевикам. Опубликовано 6 апреля 1922 г. в журнале «Bulletin communiste»



@biblioclub: Издание зарегистрировано ИД «Директ-Медиа» в российских и международных сервисах книгоиздательской продукции: РИНЦ, DataCite (DOI), Книжной палате РФ



© К.А. Беспалова, 2023

© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2023

Введение

Октябрьский переворот 1917 г. в России стал переломным событием в истории XX в., оказавшим мощное воздействие на умы современников. Он, без сомнений, стал уникальным явлением, повлекшим за собой кардинальные изменения в жизни не только российского общества, но и мира в целом. Установление советской власти и лозунги большевиков о повсеместном установлении мира, равенства людей и уничтожении страданий обладали необыкновенной притягательностью и не утратили ее в наши дни.

Сегодня в историографии существует масса точек зрения о том, что же именно произошло в России в 1917 г. и как же правильно называть те события – Октябрьская революция или Октябрьский переворот. Революция в классическом ее понимании предполагает не только смену политического строя, но и кардинальные социально-экономические перемены. Кроме того, революция – это масштабное явление, представляющее собой движение крупных народных масс. В свою очередь переворот также предполагает смену власти, но не несет в себе столь глубинных и масштабных изменений и не подкреплен народной поддержкой, а в его организации участвует довольно ограниченный круг лиц. Как известно, власть в измученной войной и голодом России в октябре 1917 г. удалось взять большевикам. Однако широкой поддержки масс новый режим сразу не обрел, а столичный Петербург продолжал жить привычной жизнью. Надо сказать, что и сам лидер большевиков В. И. Ленин впоследствии называл произошедшее и переворотом, и революцией, поскольку понимал своего рода исключительность того, что удалось свершить ему и его сподвижникам. Тем не менее для современников это событие преподносилось именно как революция, потому как взявшие власть заявляли, что благодаря их реформам произойдут кардинальные перемены в жизни общества.

Этот образ революции и надежды на грядущие перемены привлек на сторону большевистского правительства немало приверженцев, среди которых были и иностранцы, оказавшиеся в то время на территории России и жившие за ее пределами. Многие из них были готовы целиком посвятить себя служению революции. Осознавая необходимость следить, а еще лучше распоряжаться этим ресурсом благожелателей, в 1918 г. руководители большевиков создали национальные группы из воодушевленных революцией иностранцев и объединили их в Центральную федерацию иностранных групп при РКП(б). Сотрудники этих иностранных групп привлекались большевиками к трансляции их идей в среде своих соотечественников, как проживающих на территории России, так и находящихся за ее границами. Примером таких национальных объединений были французские коммунистические группы, которые создавались на территории России и Украины в 1918–1920 гг.

Члены французских групп осуществляли пропаганду большевистских идей среди своих сограждан, проживавших в России. Однако одни участники этих событий были отмечены, а нередко и возвеличены историками и современниками, имена же других оказались преданы забвению. Сегодня, спустя более сотни лет со времени событий октября 1917 г., существует явная необходимость переосмысления не только Октябрьского переворота и Гражданской войны в России, но и устоявшихся точек зрения в отношении тех, кто боролся за идеи революции и посвятил себя становлению мирового коммунистического движения. Изучение жизни этих людей и их деятельности дает возможность более детально проследить развитие масштабных процессов, происходивших в этот значимый период для истории нашей страны. Кроме того, изучение судеб людей, всецело отдававших себя служению революционным идеям, позволяет проследить, как великие идейно-политические проекты разбивались о каждодневный быт и политические нравы отдельных участников этих событий.

Автор ставила перед собой цель выявить особенности деятельности французских коммунистических групп в России в 1918–1920 гг., а также изучить эволюцию идейно-политических взглядов их сотрудников. По этой причине первой задачей книги стало определение круга сотрудников групп, их происхождение и обстоятельства прибытия в Россию. В ходе исследования были выявлены 34 человека, входившие во французские коммунистические группы с 1918 по 1920 г., а именно: Жанна Лябурб, Инесса Арманд, Артур Эбенголъц, Николай Тихменев, Розалия и Анри Барбере, Николай Нюрин, Мартино, Пьер Паскаль, Жак Садулъ, Марсель Боди, Робер и Мария-Луиза Пети, Рене Маршан, Робер Дейме, Жорж Гельфер, Гранье, Анри Гильбо, Рауль Шапоан, Эдмон Розье, Булай, Робер Дэм, Эдмон Руйе, Жак Цукорсия, Стелла Коста, Рожер, Сюзанна Жиро, Бомбой, Давали, Леру, Жозеф, И. Дическу-Дик, А. Николау, Усиков и Виктор Серж. Стоит отметить, что все они не являлись членами французских групп одновременно, а присоединялись к ним по мере создания организаций в тех или иных городах Советской России. Тем не менее автором выявлены причины и мотивы большинства сотрудников французских групп в их стремлении приобщиться к революционному движению,

Второй задачей книги стало установление цели создания французских коммунистических групп, тех задач, которые поставил Центральный комитет Российской коммунистической партии (большевиков) (ЦК РКП(б)) перед их участниками, а также реконструкция деятельности каждой французской группы в России. Установлено, что на территории России в 1918–1920 гг. были созданы четыре французские коммунистические группы (в Москве, Киеве, Одессе, Петрограде), которые существовали автономно и отчитывались о результатах своей деятельности перед ЦК РКП(б). Первоначальной целью создания французских групп была агитационно-пропагандистская деятельность. Однако впоследствии они выполняли и другого рода задачи.

Третьей задачей выступает попытка установить причины возникших разногласий внутри Французской коммунистической группы Москвы, а также выявить те разногласия, которые появились между сотрудниками французских групп и ЦК РКП(б). Объединенные общей идеей члены групп только на первый взгляд были едиными во взглядах. В силу разницы в социальном происхождении, воспитании, стартовых возможностях, профессиональной принадлежности и судьбах до вступления во французские коммунистические группы, их идейно-политические взгляды различались, и различались порой весьма значительно, что приводило как к конфликтам внутри группы, так и к разногласиям с ЦК РКП(б). Находясь на службе во французских коммунистических группах, их активисты столкнулись со значительными различиями между ними и большевиками в представлениях о характере политической культуры.

Четвертой задачей стало изучение судеб участников французских групп и анализ их ожиданий от сотрудничества с большевиками, их восприятие формировавшегося социалистического строя в России и последовавшей трансформации их взглядов. Автором выявлено, что воззрения ряда членов групп претерпели трансформацию, приблизившись к большевистскому варианту коммунизма и адаптировавшись к нему. Часть активистов французских групп сумела адаптироваться к большевистскому варианту коммунизма, превратившись в его последователей или «попутчиков»[1]. Многие из них в 1921–1922 гг. были направлены за границу, где выступали в качестве большевистских агентов. Они выполняли задачи, продиктованные РКП(б), и способствовали развитию революционных настроений в странах Западной и Восточной Европы. Другая же часть сотрудников не смогла принять идеи большевиков и после завершения пребывания в России они отошли от них.

Хронологические рамки исследования определяются периодом существования и деятельности французских коммунистических групп на территории России и Украины (1918–1920 гг.). Нижняя хронологическая граница исследования обусловлена тем, что первая французская группа была создана в августе 1918 г. Верхней хронологической границей является конец 1920 г., когда во Франции была образована Коммунистическая партия и французские группы прекратили свою деятельность в России. Однако, так как в исследовании рассмотрены биографии сотрудников групп и прослежены их судьбы после прекращения членства во французских коммунистических группах, автор расширила хронологические рамки исследования и верхнюю хронологическую границу определила 1984 г. – смертью двух последних членов групп (М. Боди и М.-Л. Пети).

Нельзя не упомянуть об источниках, составивших базу данного исследования. Первая группа источников включает в себя документы учреждений, ведомств и организаций. Этот блок документов находится прежде всего в фондах Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Они представляют собой протоколы заседаний и постановления Оргбюро ЦК РКП(б) и Бюро Исполнительного комитета Коммунистического интернационала (ИККИ)[2], касающиеся вопросов деятельности французских коммунистических групп или отдельных их членов, а также делопроизводственные документы самих групп (доклады в ЦК[3], протоколы собраний[4], доносы[5], финансовые сметы и квитанции[6]). Кроме того, ценными источниками являются удостоверения сотрудников групп[7], их анкеты[8] и автобиографии[9], также хранящиеся в фондах архива. К исследованию привлечены «Дело Французской коммунистической группы»[10], личные дела французских коммунистов[11] и фонд Южного бюро ИККИ[12].

Крайне полезны для исследования оказались материалы архива Исторической службы Министерства обороны Франции (Service historique de la Défense – SHD). Эти документы до конца 1990-х гг. были недоступны как для отечественных, так и зарубежных исследователей. Во время оккупации Франции немецкие войска захватили часть документов Французского военного архива. В 1945 г. значительная их часть оказалась в качестве трофейных документов в Советском Союзе. Длительное время они хранились в фондах «Особого архива», и об их существовании стало известно только в феврале 1990 г. Французское правительство, со своей стороны, потребовало от СССР вернуть эти документы. В результате трехлетних переговоров, имевших место между внешнеполитическими ведомствами двух стран, российский МИД в конечном итоге потребовал от Росархива вернуть эти документы Франции. По завершении процедуры передачи дел к концу 1990-х гг. в Венсенский замок (юго-восточное предместье Парижа) был возвращен огромный комплекс французских документов, оказавшихся ранее в СССР, а затем в России. К уже существовавшей в архиве серии N, касающейся периода Третьей республики, была создана дополнительная секция «московских фондов», обозначенная NN. Сегодня исследователи имеют возможность ознакомиться с этими материалами в читальном зале Людовика XIV в Венсенском замке Парижа[13].

В фондах этого архива находятся ценные для данного исследования источники, а именно делопроизводственные документы 2 Бюро Генерального штаба Франции и военного атташе в России (7 N) и «московские фонды» (7 NN). Они включают в себя, например, «Дело французского коммуниста Жака Садуля»[14], «Дело о французском писателе А. Гильбо, о его политической и литературной деятельности»[15] и дело о нескольких французских дезертирах, в котором оказались документы, проливающие свет на деятельность М. Боди в России[16].

Важно отметить, что в делах Ж. Садуля, М. Боди, Р. Дейме, А. Гильбо находятся служебные записки и различные рапорты органов французской разведки. Они свидетельствуют о деятельности капитана Садуля в России, в частности о его активности на юге страны, содержат данные о деятельности П. Паскаля[17], а также материалы, характеризующие в целом ситуацию в России и на Украине в 1919 г.[18]

Второй группой источников являются периодические издания. В частности, это газеты «III-me International»[19], «Drapeau rouge»[20], «Le communiste»[21] ижурнал «Коммунистический интернационал»[22]. В этих изданиях сотрудники французских групп публиковали свои статьи, объясняющие французским рабочим смысл политики большевиков, обращались с призывами к французскому пролетариату, клеймили политику союзников, перепечатывали выдержки из лояльных большевикам французских газет и подводили политические итоги недели.

Следующей группой источников стали публицистические произведения политического и философского характера (написанные сотрудниками групп книги, брошюры), в которых раскрывались их идейно-политические взгляды. К примеру, в брошюре «Да здравствует Республика Советов!», изданной в 1918 г.[23], Ж. Садуль рассуждал о политических партиях в России, характере власти большевиков, необходимости диктатуры пролетариата, наконец, о первых переменах в России, произошедших при новой власти (передача земли крестьянам, заводов рабочим). Спустя несколько десятилетий после Октябрьского переворота Ж. Садуль издал книгу «Рождение СССР: от феодальной ночи до социалистического рассвета»[24], где поведал о ходе событий в России в 1917 г., о расстановке политических сил перед революцией и показал, как большевикам удалось сформировать союз рабочих и крестьян.

Интересной является книга Рене Маршан[25] «Почему я принял формулу социальной революции», изданная в 1919 г., в которой автор представил свое видение преимуществ большевистского режима и объяснил причины своего решения примкнуть к большевикам. Большой интерес представляют и произведения А. Гильбо, например его «Подлинная жизнь Владимира Ильича Ленина»[26], ставшая первой биографией вождя мирового пролетариата, написанной при его жизни.

Важную группу использованных материалов представляют источники личного происхождения. К ним следует отнести прежде всего воспоминания сотрудников французских коммунистических групп о пребывании в России и членстве в этих группах. Так, Марсель Боди в своих воспоминаниях[27] повествует о приезде в Россию и о непростых взаимоотношениях среди сотрудников этих организаций. Из-под его пера вышла также небольшая автобиографическая книга, в которой он описал деятельность французских групп в Киеве и Одессе, поведав о трудностях, с которыми пришлось им столкнуться[28].

Важное место среди источников, к которым обратилась автор, заняли дневники Пьера Паскаля[29]. В них П. Паскаль подробно и каждодневно фиксировал то, что происходило с ним и вокруг него в России, делился своими идеями и философскими взглядами. Эти дневники стали ценным историческим источником, благодаря тому что автор в них фактически зафиксировал своего рода психоэмоциональный портрет эпохи.

Достаточно подробно взаимоотношения сотрудников групп были описаны в воспоминаниях П. Паскаля и М. Боди. По мнению автора, этот факт не может не свидетельствовать о том, что именно эти люди наиболее тяжело переживали начавшиеся внутри группы Москвы ссоры.

Значительный интерес представляют мемуары супруги Ж. Садуля Ивон Садуль[30]. Она описала ранние годы политического становления своего супруга, представила реакцию французской общественности на переход Ж. Садуля на сторону большевиков, рассказала о его деятельности в России и о дальнейшей жизни после возвращения на родину.

Заслуживают внимания и мемуары А. Гильбо, вышедшие под названием «Из Кремля в Шерш-Миди»[31], в которых автор отразил свое восприятие предвоенной Европы и представил свой взгляд на Октябрьский переворот. Ценными оказались его мнения о соратниках, в частности о Ж. Садуле и в целом о Французской коммунистической группе Москвы.

Заметную роль в данном исследовании сыграли мемуары тех участников событий, которые, не будучи членами французских групп, могли контактировать с ними и наблюдать их деятельность со стороны. К подобным мемуарам относятся воспоминания А. И. Балабановой[32], которая была секретарем Бюро ИККИ в 1919 г. Страницы ее мемуаров позволяют подтвердить или опровергнуть те или иные впечатления и наблюдения членов группы; наконец помогают раскрыть внутреннюю «кухню» взаимоотношений внутри Бюро Коммунистического интернационала.

К материалам личного происхождения следует отнести и частную переписку. Это прежде всего «Записки о большевистской революции» Жака Садуля[33], которые включают в себя письма автора 1917–1919 гг. ряду персон, в частности министру вооружений Франции Альберу Тома. В письмах нашли отражение наблюдения Ж. Садуля за ходом революции в России, за становлением власти большевиков. Благодаря этим письмам хорошо прослеживается трансформация взглядов автора и то, как происходило становление новой власти в России. Интересными для исследования оказались и отдельные письма Ж. Садуля французским социалистам Ж. Лонге и Ф. Лорио[34], в которых автор возвеличивал значимость свершившейся в России революции и призывал поддержать большевиков в их борьбе против империализма.

Кроме того, к исследованию привлекались источники агитационно-пропагандистского или информативного характера, а именно листовки. Немалое их количество хранится в фондах РГАСПИ в «Деле Французской коммунистической группы». Анализ содержания листовок показывает, что сотрудниками групп издавались обращения к разным категориям французских граждан, находящихся в России, в частности к французским солдатам[35] и пролетариям[36]. Листовки распространялись членами групп среди населения Москвы, а также среди французских военных и моряков, находящихся в 1918–1919 гг. на Юге России.

Важным типом источников, привлеченных к исследованию, выступают кинофотодокументы. К этим источникам относятся фотографии сотрудников групп времен их пребывания в России. В частности, в деле Жака Садуля имеется несколько его фотографий, снятых во время его пребывания в России[37]. Кроме того, в фондах РГАСПИ хранятся фотографии Первого[38] и Второго[39] конгрессов Коминтерна, подтверждающие присутствие ряда сотрудников французских групп на данных мероприятиях.

Немаловажным источником стали и фонодокументы. К ним относятся интервью, данные некоторыми участниками групп уже много позже их возвращения во Францию. В этом ключе интересны интервью, в которых С. Жиро, П. Паскаль[40] и М. Боди[41] повествовали о своем восприятии жизни в России, о трудностях, с которыми сталкивались ежедневно, живя при ранней советской власти.

Разнообразие и репрезентативность привлеченных к исследованию источников позволяют в полной мере изучить процессы становления французских коммунистических групп в России в 1918–1920 гг., восстановить хронологию их существования, максимально полно осветить деятельность их сотрудников в рядах этих организаций, а также дают возможность проанализировать внутреннюю «кухню» каждой французской группы, проследить причины и последствия зародившихся конфликтов внутри групп, проанализировать трансформацию взглядов членов групп от момента их вступления в ряды организаций и до момента раскола этих групп. Свежий взгляд на ранее известные источники и обращение к новым, до сего дня не введенным в научный оборот документам, не только дали возможность рассмотреть французские коммунистические группы с точки зрения функционировавших при РКП(б) организаций, но и позволили персонифицировать их деятельность и определить жизненные стратегии их участников.

Изучение судеб сотрудников групп позволило проанализировать трансформацию идейно-политических воззрений каждого из них с момента вступления в ряды французских коммунистических групп и после прекращения членства в них. Анализ особенностей трансформации идейных взглядов французских активистов рассмотрен в контексте кризиса европейской цивилизации, который начался в конце XIX в., когда идеи социализма и коммунизма стали нередко восприниматься как своего рода идеальные проекты построения совершенного общества.

Глава 1

О французских коммунистических группах в России: историография вопроса

Проблема становления и деятельности французских коммунистических групп в России со второй половины XX в. привлекала внимание целого ряда исследователей. Особый интерес к данной теме проявили французские и советские историки. Их задача сводилась прежде всего к изучению своего рода неформальной стороны взаимоотношений Франции и Советской России. Действительно, после Октябрьского переворота характер дипломатических отношений между этими странами неоднократно менялся. В 1918–1920 гг. французские коммунистические группы являлись своеобразными связующими элементами между французскими социалистами и большевиками, оказавшимися у власти. Исследование французских групп чаще всего начиналось с изучения деятельности иностранных коммунистических групп в России в целом. Позже отечественные и зарубежные специалисты, обращаясь к изучению французских левых интеллектуалов, стали упоминать наиболее заметных сотрудников французских групп. Как правило, внимания удостаивались те, кто поддержал Октябрьский переворот, способствовал развитию мирового революционного движения и проявил себя как борец за революционные идеалы в годы Гражданской войны. В последние двадцать лет исследовательский интерес начал заметно смещаться к изучению судеб и идейно-политических взглядов не только последовательных сторонников большевизма, но и всех иных участников французских коммунистических групп.

Пионерами в изучении французских коммунистических групп стали советские исследователи, однако интерес именно к французским группам у них появился не сразу. Первоначально отечественные историки сосредоточились на изучении отдельных сотрудников групп. Первые работы, посвященные ряду иностранных активистов, в том числе и из французских коммунистических групп, появились в 1950-х гг.[42] – в период улучшения советско-французских отношений. В эти годы увидели свет первые обобщающие энциклопедические статьи о деятельности некоторых членов французских групп, в частности о Ж. Лябурб[43]. В этот же период исследователи обращаются к изучению сюжетов по истории военного присутствия стран Антанты и деятельности Иностранной коллегии на Юге России. В этих публикациях впервые упоминается деятельность французских коммунистических групп. Между тем в отечественной историографии было принято писать о французских группах как об одной организации, совершенно игнорируя тот факт, что в реальности таких групп было несколько.

Историки, как правило, отмечали немногочисленный состав групп и писали об их агитационной деятельности в среде французских военных[44]. Определенного внимания были удостоены биографии некоторых участников групп. Так, исследователи писали об агитационной работе и смерти одной из главных активисток групп – Ж. Лябурб[45]. Упоминалось о заслугах Ж. Садуля, который готовил многочисленные листовки и призывал французских солдат и матросов перейти на сторону большевиков[46]. Эти личности, благодаря их особому вкладу в прославление революционных идей, в советской историографии стали хрестоматийными.

В отличие от советских историков зарубежные исследователи сначала обратились к изучению деятельности иностранных групп в России в целом. Интерес к истории создания и деятельности французских коммунистических групп в Советской России наиболее ясно обозначился с 1960-х гг. Тому способствовало сотрудничество во Второй мировой войне Франции и СССР, что до известной степени сблизило эти страны и благодаря чему на деятельность французских групп как одну из важных страниц общей истории обратили внимание французские ученые. Изучая взаимоотношения двух стран, исследователи в первую очередь касались вопросов взаимодействия иностранцев с советской властью и их деятельности при большевиках.

Первыми, кто коснулся данной темы, были французские исследователи Анни Крижель и Жорж С. Опт. Авторы подготовили статью об иностранных коммунистических группах в России и их роли в подготовке мировой революции. Опираясь преимущественно на советскую литературу, ученые отметили, что в целом деятельность иностранных организаций в России не дала ожидаемого советскими властями эффекта, а именно повсеместного приобщения иностранцев к революционным идем. Кроме того, по мнению историков, сами иностранцы находились во власти иллюзий тех идей, которые они пропагандировали в среде своих соотечественников[47].

На страницу:
1 из 4