bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Итак, все, что нам с вами необходимо для системного подхода, это два изначально простых процесса: один изливается вовне, другой приводит все к своему знаменателю – две вечности, Бесконечность и Точка, каждый по отдельности, стремящиеся к своему величию. А их отношение между собой составляют палитру красок всей животрепещущей действительности, всю реальность содержания и форм Мира.

И значит, рождение, жизнь и смерть этносов, это не печка с дровами на солнечных батарейках, а непрерывный процесс отношений двух равноправных сил в открытой системе. И всё у них должно быть по-людски, как водится с ухаживанием, застольем и поминками, всё универсально и незыблемо для всех и вся.

А если вас кто-нибудь и не обманывал в жизни, уважаемый Лев Николаевич, так это те китайцы, которые вам про Дао рассказывали. «Дао – это Вселенная с диаметром в бесконечность, которая то сокращается до точки, то опять расширяется». Ну, это конечно в свободном переводе, но очень близко. Уж я-то знаю. Я это так знаю, что мне вообще невдомек, как это могут другие не знать. А, если знают, что не знают, как могут не бежать сломя голову, чтоб узнать об этом. Ведь это чертовски интересно. Мир, состоящий из Белой Бесконечности и Черной Точки. Мир, только и занимающийся тем, что пульсирует из Разъединенности в Единство и обратно. Всегда! По одним и тем же простым законам.

…Китайцы, конечно, вас не обманывали – китайцы и сами заблуждались. Дело в том, что бесконечность не может стать ограниченной точкой уже по определению. А точка никогда не станет бесконечностью. Надо просто привыкнуть понимать их как два различных качества, создающих два различных процесса, понимаемые нами как воздействие и восприятие. Тогда Мир не перестанет пульсировать, он будет просто переходить от доминанты одного качества, в котором мир разъединен, бесконечен и хаотичен к доминанте другого качества, в котором мир – един, ограничен, упорядочен и определен. Состояния, в котором этнос, например, состоит из отдельных людей, групп, консорций и прочих подвижных свободных таксонов и который постепенно переходит в интегрированные структуры – субэтнос, этнос, суперэтнос, объединение, единство. Курица – это ведь тоже всего лишь сумма яйца с тем воздействием света, тепла, корма – джоулей и килокалорий, которые она постепенно получит, усвоив и связав воедино.

Дальнейший процесс тоже очевиден. Вобравши в себя свой максимум, этнос, организм, курица, начинают не вбирать, а излучать энергию, отдавая ее обратно в мир. Оставляя после себя сначала новое яйцо, половую клетку, а потом, выгорев до конца, оставляя лишь прах.

Нет. Бесконечность не станет точкой, а точка не будет бесконечностью. И Бесконечность и Точка правят бал всегда! Только Движение и Покой, и их амбициозные устремления, гоняющие нас из одного состояния в другое. И так до умопомрачения. Такой вот перпетуум мобиле.

Это, конечно, в двух словах, без сладких подробностей и обворожительных объяснений, но и я не хочу перегружать вашу теорию своей философией.

Теперь, когда мы разделили два основных качества, составляющих наш дуальный мир, нам остается только подставлять их характеристики в процессы развития этноса и комментировать их вместе с вами, Лев Николаевич. Впрочем, почему только этносов? Философский универсализм позволяет моделировать любые естественные открытые системы от галактик до микромира. В сухом остатке все равно, и большое и малое, сведется к характеристикам двух основных начал. Воздействие – Восприятие. Содержание – Форма. Бесконечность – Ограничение. Спонтанность – Определенность. Разобщенность – Единство. Множество – Индивидуальность. Альтруизм – Эгоизм. Время – Пространство. Женщина – Мужчина. Жизнь – Смерть.

Подъем или детство

С фазой подъема я вполне с вами согласен. Здесь все, как в вашем определении пассионарности. «Пассионарность – это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. Мы можем рассматривать пассионарность как антиинстинкт, или инстинкт с обратным знаком».

Да-да, именно характерологическая доминанта – в данном случае, доминанта Энергии. Белое бескрайнее полотно, минимум индивидуальности, минимум рациональности, минимум статичности. Необоримая тяга движения, действия, жизни.

Мир – хаотичен, спонтанен, непосредственен и девствен, тем и прекрасен. Это ватага мальчишек до всякого пубертата, беззаботных и равных себе со своими короткими нехитрыми целями. Они гоняют в «казаки-разбойники» и им совершенно безразлично, кто сегодня казак, а кто разбойник, и если атаман подводит, легко выбирается другой атаман и ватага бежит дальше заполнять собой мир. Они не знают что такое альтруизм – они альтруизм по определению. Они не понимают, что такое ограничение, они никуда не спешат, они живут этой жизнью. Им не ведомы власть и корысть, тяжесть запаса и непомерность пространства. Они не заявили еще о себе, их никто не знает – знают разве что их почтенных родителей.

Акматическая фаза молодости

Детство – это снежный ком, который катится, обрастая по дороге знаниями, правилами, привычками и другими наработками структуры. И, если раньше внутренний мир почти не контрастировал миру внешнему, потому что был совсем незаметен, теперь на Белом фоне бесконечности, растут и зажигаются конкретные Черные звезды, полные эго и индивидуальности. Места становится мало, и они уже не мальчишки, у них мутировал голос, они имеют имя и фамилию, и, не стесняясь, орудуют локтями. Вместе с их эго растет ареал их обитания. Это время междоусобных войн. «На место силы долга приходит право силы, ограниченное только необходимостью учитывать, что сосед так же силен и не менее агрессивен. Проба сил между соседями, превратившимися из сотрудников в соперников, неизбежно ведет к кровавым столкновениям, осложняемым раздражением основной массы, не поспевшей за развитием и не желающей быть объектом честолюбивых вожделений представителей нового поколения».

Надлом или кризис среднего возраста

Надлом, это не возраст, это черта, которая делит жизнь пополам, на старое и новое.

Все начинается с футуризма, как вы и говорили. Сначала просто хочется отдохнуть, хочется найти райский уголок, выбраться на природу, развеяться. Вдруг замечаешь, что твоя жизнь в мегаполисе бессмысленна и не одухотворенна. Любимая работа – пресная и не приносит кроме банальных денег никакой радости. Сослуживцы – сброд и лентяи, лукавы и малодушны и всем на тебя, в сущности, наплевать. И все это надо менять, менять пока не поздно, менять срочно и кардинально. Вокруг ходит столько красивых женщин, и они улыбаются, а ты не улыбался никому уже сотни лет. И когда ты понимаешь, что единственный человек, которого ты люто ненавидишь, который не дает тебе жить, это твоя жена – начинается гражданская война.

Гражданская война – козырная карта любого надлома. Вроде бы был всегда адекватным, вдруг, начинаешь есть пророщенную пшеницу, покупать БАДы и читать бред Малахова с Болотовым. Что же изменилось? А изменился ты. Из Белого с Черными вкраплениями, ты стал Черным, с балластом Белого. Поменялось все – твои оценки, подходы, методы, твои задачи и образ мыслей. Ты стал другим, изменилось твое качество, твоя доминанта. Раньше было все вокруг, а теперь это твои внутренние проблемы. Раньше Белое было снаружи, а теперь оно твой внутренний враг.

Фаза инерции или золотая осень

…А вот здесь, уважаемый Лев Николаевич, и начинает проявляться ваша субъективность, ваше явное предпочтение пассионарности, отсюда и натяжки, за которые вас ругают немногочисленные комментаторы. И хоть опять же вы везде сами себя компенсируете, называя эту фазу золотой осенью с разумным хозяйничаньем, но субъективный подход ваш все равно себя обнаруживает в основной тенденции.

Ну, с чего вы взяли, что в фазе инерции все еще кому то интересна старая доминанта Энергии? С чего вы взяли, что Золотая осень, это нелицеприятное растранжиривание завоеваний отцов и дедов? Откуда вдруг пошло это деление на детей и дедов, ведь этнос, до этого был, всегда единством? Он постоянно изменялся, но всегда оставался именно тем, о ком мы говорили.

На самом деле, этнос, вошел в новую доминанту – доминанту Структуры, и теперь он живет и трудится по другим законам и другим приоритетам. Вступили в силу характеристики логики, рациональности, прагматичности, урбанизации и прочей «разумности». Зачем воевать за идеи, если на этом можно делать деньги?.. А деньги могут делать дальше деньги.

…Вы видели панораму Чикаго или Нью Йорка с высоты птичьего полета? Этот помпезный частокол из металла и стекла. А какие они делают машины? А какие у них дороги? А какие они шили кроссовки, раньше, в моем детстве? Все это плоды не выдыхающейся пассионарности. Это прогресс инфраструктуры взамен выдыхающейся пассионарности. Ученые, художники и творцы получают в этой фазе возможность творить, не потому что их некому убивать. А потому что на их творчество наконец-то пошел массовый спрос. Людям нужны зрелища и развлечения, комфорт и удобства. И женщины начинают любить усидчивых и трудолюбивых, потому что теперь все усидчивые и трудолюбивые, все теперь функционеры. Гуманизм процветает, народ отказывается от смертной казни и на каждого жителя, по два полицейских.

Наконец-то, все понимают, что наикратчайшее расстояние между двумя точками – прямая, и, конечно же, не хотят слышать, что в живой природе нет прямых линий. Растут финансовые пузыри, совершенствуются технологии, процветают эпигонизм и компиляция. Структура упрощается. Из сложных сот она превращается в прямую линию. Из прямой линии стремится в точку. И, конечно же, с такой тенденцией прямая дорога… в обскурацию.

Старость или обскурация

А здесь мы снова с вами вместе, только вы тянете первым пассионарным голосом, а я веду вторым. Что можно сказать о старости? Энергии уже и в помине нет, а инфраструктура повисла тяжелой косностью, не дающей продыху иным. Она еще может казаться обаятельной, как фильмы французских кинематографистов, но Амели 2, как наглядное пособие по обскурации, воспринимается депрессивней последних альбомов Земфиры, стоящей у истоков инерции.

Все потеряло прежний смысл, и любое движение приносит непонимание и боль во всем теле, нововведения деморализуют, зачем менять, все ведь так помпезно держится, пусть даже сгнило изнутри. Ты движешься по одним и тем же маршрутам, кровать, туалет, холодильник и брюзжишь одно и то же, чтоб выключали везде свет и не расходовали воду. Но внутри тебя уже давно пируют паразиты, а соседи имеют виды на твою квартиру. И хорошо, если соседи цивилизованные, и готовы подождать, в надежде что и им перепадет. А если нет – тебе хана!

«Выше уже говорилось, что гибели этноса, как путем истребления, так и посредством ассимиляции, предшествует упрощение его внутренней структуры и оскудение стереотипа поведения. Посредственность, уничтожая экстремальные особи в своей среде, лишает коллектив необходимой резистентности, вследствие чего сама становится жертвой соседей, за исключением тех редких случаев, когда горы или пустыни служат последним прибежищем реликту-изоляту».

Доминанта Покоя, это доминанта стремления привести все к одной точке. И если в первых двух фазах, поглощая внешнее воздействие, оно вынуждено росло как снежный ком, то, вобрав максимум, организуя и структурируя дальше, оно сокращает и упрощает все и вся до последней точки. Будда долго взирал в эту точку и назвал ее – Нирвана. Это слово теплое и нежное, в отличие от жесткого и холодного слова смерть. Знающие люди говорят, что если жизнь прожита правильно, смерть становится теплой, нежной и желанной. Надеюсь и ваша смерть, уважаемый Лев Николаевич, была Нирваной.

Но наша радость, не радость художника Валантена де Булони, изобразившего быстротечность человеческой жизни. Наша радость, радость Гераклита, определившего мир, как процессы. И мы эти процессы для себя интегрировали до двух – воздействия и восприятия, от расширяющегося в бесконечность проявления качества Движения до стягивающего себя по признаку подобия, Покоя. И этих процессов достаточно, чтобы Мир не переставал пульсировать от разобщенности состояния к единству и обратно.

Там, вверху пирамиды, все банально и просто. Я обожаю банальности. Перед тем, как моя бесконечность доминирует в точку, будут сказаны мои последние банальные слова. Но сначала еще целая жизнь…

Наш организм представляет собой энергию по содержанию и структуру по форме. В динамическом аспекте, это два процесса, один действует вовне, другой в себя – процессы диаметрально противоположные, почему Гераклит и определил их как – Война. А читая ваши исторические книжки, уважаемый Лев Николаевич, лишний раз убеждаешься, что это так. И мир лишь короткая передышка перед следующей войной. Но мир или война, в философии, это просто – отношения. А отношения между Воздействием и Восприятием суть наш Мир. Внешний мир воздействует. Внутренний мир организует. Курица дарит яйцу жизнь, Солнце дарит ему тепло и свет, плодородная планета – воду и корм. А нехитрое яйцо воспринимает все это в нужном количестве, упорядочивает удобоваримое, переводя разрозненность окружающего в свое единство. Превращаясь из глупого цыпленка в бескрылую, но заносчивую и гордую птицу.

И, кстати, знаете, что происходит с организмом, когда он достигает половой зрелости? Он начинает выделять половые клетки. А знаете в чем принципиальное отличие их от всех остальных клеток? Они уже не принадлежат этому организму! Да, да – не принадлежат!

И это значит, что мы подходим к вашей самой болезненной теме. Я, конечно, уважаю наследие русских космистов, их потенциал еще полностью не открыт и в ближайшем будущем будет переосмыслен и переоценен ленивыми современниками, но не до такой, же степени. Ну, бога ради, где вы взяли эти солнечные плети, источающие пассионарность? Опять Вернадский? Поверьте мне, для того, чтоб у курицы было яйцо, нужны не солнечные плети, а банальный петух. Ни, ни, ни, и не спорьте. Полноте, голубчик, присобачивать незрелые идеи космистов к своему богатству опыта и гениальности наблюдений. Это какой-то ваш природный ученый феномен, описывать естественно и правильно, а сводить все к не естественному и не правильному. Судите сами. Вот ваши же строки: «Нетрудно заметить, что каждый этнос, развивающийся, создающий свою культуру, расширяющий свои возможности, состоит из двух и более расовых типов. Монорасовых этносов я не знаю ни одного. Если даже сейчас они составляют единый расовый тип, то это в результате довольно длительного отрицательного отбора, а вначале они всегда состоят из двух и более компонентов».

«Согласно наблюдениям, новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, где неизбежна интенсивная метисация. Равно благоприятствуют пусковым моментам этногенеза сочетания различных культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций. Общим моментом тут является принцип разнообразия, который можно интерпретировать с наших позиций».

Это что ж, получается? Завяжи вам глаза и прочитай эти ваши же строки, так и вы признаете, что речь идет об отношениях двух половых клеток, создающих новый, способный к развитию, организм. Почему же вы эти естественные процессы называете метисацией, совершенно не понятно? Более того, я вам, забегая наперед, сразу скажу, что «несходство традиций и типов хозяйств», о которых вы говорите, главным образом будет проявляться в подвижном и динамичном характере одних и в покойном статичном характере других. Я понятия не имею ни в истории, ни в географии, я домосед и не бабник, не подумайте, но то, что это так, а не иначе, я вам гарантирую. А еще больше вам гарантирую, что теперь вы, прочитав еще раз свои книжки и думать забудете о полощущих солнечных плетках. Они вам совсем ни к чему. У вас все великолепно описывается и без них. И вы это сами знаете.

Впрочем, это не только у вас, вся Теория большого взрыва построена на этом чудовищном заблуждении. А всему виной законы термодинамики. Ну не хочет ученое человечество признавать простоту и естественность отношений, все надо свести к тележкам на колесиках или к печке с дровами. Не обижайтесь. Мне просто самому обидно. Почему, имея перед глазами совершенно доступные и естественные феномены природы, городить огороды в макро и микро мирах.

Не то, чтобы я стремился к натурфилософии, но естественная философия Древней Греции и мудрое Тайцзи китайцев для меня лучше и приемлемей, чем интеллектуальные выверты позднего человечества.

Вам нужна пассионарность? Пожалуйста, сколько угодно, ведь икра, яйца, любые семена и орехи, чем славятся – своей энергетической ценностью и способностью абсорбировать ее из природы, чтобы пустить побег. И самое главное, они уже не принадлежат своим родителям, они уже новые потенциальные жители Вселенной. И теперь берите любую консорцию, чудесно вами же описанную, из любого время столетия, и она будет жить, и развиваться так, как вы ее и описали.

«Следовательно, пассионарность – это биологический признак, а первоначальный толчок, нарушающий инерцию покоя, – это появление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей. Они самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами, без увлекающей их цели. Необходимость сопротивляться окружению заставляет их объединиться и действовать согласно; так возникает первичная консорция, быстро обретающая те или иные социальные формы, подсказанные уровнем общественного развития данной эпохи. Порождаемая пассионарным напряжением активность при благоприятном стечении обстоятельств ставит эту консорцию в наиболее выгодное положение, тогда как разрозненных пассионариев не только в древности «либо изгоняли из племен, либо просто убивали».

…..

Адизис смешно машет ручками и закатывает глаза. Он говорит, что у всех одни и те же проблемы, молодые компания пылят и разбрасываются, старые компании дряхлеют, но не признают проблем. Он намекает, что занимается именно этими издержками и всегда может помочь. У него есть пилюли и молодым и старым компаниям. Они значительно повысят иммунитет, выведут токсины из организма, разгладят морщины и справятся с целлюлитом. Все умиленно пьют чудодейственные пилюли и все, рано или поздно, умирают…

Понимаете вы меня, Лев Николаевич? Понимаете, о чем я хочу сказать? Понимаете ли вы, что, если любая компания, любой офис может пройти все фазы динамического развития, то все ваши предположения о генетической передаче пассионарности летят в тартарары. Если любая дворовая банда может за пятьдесят лет, сколотить свой мафиозный клан и тихо почить с миром в мемориальной фазе, то, ни о каком рассеивании генофонда не может быть и речи. А у меня такие надежды были объяснить все адекватно, по-человечески, я уже и сам поверил, ведь клетки организма тоже все время обновляются, и значит, могли бы передавать повышенную энергию дальше, но нет. Видно энергия и структура соотносятся по другим правилам и законам. Видно без философии в современном мире не обойтись. А это уже другая реальность…

…Добро пожаловать в другую реальность! В мире нет ничего – только два Абсолюта, отношения которых составляют целый Мир.

Лежа в тюремной камере, луч света подарил вам мысль о пассионарности – хорошие были деньки – вы нашли, что и как движет человечеством. А я шел с другой стороны – я искал неизменное. Вечное и неизменное – самое важное, что есть в философии, как Бог – самое важное в религии. Кто стремится к вечному и неизменному, тот стремится к мудрости, кто находит вечное и неизменное, тот становится философом.

Вы, конечно, слышали, выводы мудрецов об иллюзорности нашего мира, все эти фата Моргана и пелена Майи, улыбка Будды и ностальгия по Нирване. Обывательский мозг вопит от кощунства таких предположений. Ну, как же, мы есть, мы существуем, можете потрогать нас! Но когда дело доходит до вечного и неизменного, трогать оказывается нечего, все тонет в потоке времени и «два раза в одну реку не войти». Исчерпав короткий век, обывательский мозг умолкает, а мудрецы продолжают улыбаться и ностальгировать по Нирване. Иллюзорность Мира – первая ступень и ее надо пройти с гордостью.

Вторая ступень – это принцип Гераклита – в мире ничего не существует, только процессы. Какой бы иллюзорной материя ни была, она есть, и мы можем найти в ней вечное и неизменно. Вечное и неизменное в ней – отношения! Отношения были и будут всегда – все сто раз поменяется, а отношения останутся. Все придет и уйдет, но придет и уйдет в соотношении. Короток век – вас уже нет, у меня еще все впереди, а Солнце сгорит через 5 млрд, лет, но то, что останется жить без нас, будет и дальше играть по тем же правилам. Меняя короткие лики, природа будет рождать новых людей, создавать новые этносы, зажигать новые звезды. Они будут жить, трудиться и умирать, а жить, трудиться, и умирать они будут в отношениях…

…Отношения – это Воздействие и Восприятие. Мы воздействуем на мир, а мир воздействует на нас; мы воспринимаем воздействие мира, а мир, воспринимает воздействие нас. И как бы нам не казалось, что это одно и то же, это вещи принципиально разные, у них даже направления разные – воздействие направлено во внешний мир, восприятие направлено в мир внутренний. Воздействие избыточно, но деструктивно, пусть даже над ним развиваются благие знамена. Восприятие всегда носит характер упорядочения и систематизации, пусть даже приведёт к заблуждениям и потерям. Каждую секунду Солнце синтезирует 4 млн. тонн вещества вглубь и каждую секунду выбрасывает лучистую энергию наружу. И это не причина и следствие – это отношения, транзит, это все, что происходит внутри и снаружи, во внешнем и внутреннем мире.

Воздействие и восприятие – процессы, лежащие в основе всех отношений, это вечное и неизменное, что составляло материю всегда, и как вечное и неизменное, это единственное, что существует!

А все существительное имеет свои имена и это ступенька третья. Я называю их Абсолютное Движение и Абсолютный Покой, Гераклит называл их Огонь и Логос, кто-то Хаосом, кто-то Нирваной, кто-то Дао – разницы никакой. Главное смысл, который в них вкладывают. А смысл вкладывают разный. Кто стремится к вечному и неизменному, тот вкладывает большой смысл. Кто нашел вечное и неизменное – вкладывает минимальный. Абсолюты – это самое простое, что есть в мире, я их называю чистыми качествами, ведь они абсолютны, что тут еще добавить – они есть и они абсолютны. Единственная их неприятность, это то, что их двое, а где двое, там отношения, где отношения, там проявление качеств.

…Абсолюты абсолютны – вы ведь знаете, Лев Николаевич, мою любовь к банальностям – они в упор не видят друг друга, но они соотносятся и потому, проявляются. Один проявляется вовне, другой проявляется вовнутрь. Один проявляется как воздействие, другой как восприятие. Один представляет Энергию, другой – Структуру. И проявления их дают нам радугу разнообразия – жизнь и смерть, мир и борьбу противоположностей, горе и радость пребывания.

Энергия. Никто не знает, что такое энергия, энергия – это активность вовне! Это единственное и естественное проявление Абсолютного Движения. А проявлять себя абсолют может, только в манифестации себя. Манифестация Абсолютного Движения, это изливающаяся энергия, вытесняющая любое ограничение, любую форму, любую структуру, вытесняющая чуждый абсолют. Вот такое моно качество и ничего лишнего в непростых отношениях. Бесконечная Абсолютная Энергия – сама непосредственность и свобода. Поговаривают, что она одновременно и однозначно присутствует везде и во всем – так оно и есть. Для нее не существует проблем единства – она уже во всем, она не внемлет централизации – у нее нет центра. Она даже не борется, она просто заполняет собой все, вытесняя, отодвигая или разрушая структуру, в зависимости от крепости и взаимосвязанности последней.

Структура. Никто не знает, что такое структура. Структура – это активность в себя, это единственное и естественное проявление Абсолютного Покоя, это его манифестация. А у Абсолютного Покоя свой манифест, своя лебединая песня. Он Абсолютная Точка. Он центр во всем, и в каждом центре – Он. В отношениях он дискретен, и для него достижение своего единства – единственная актуальная потребность. И эта потребность проявляется не менее однозначно – Покой ищет Покой, он собирает себя в себя, что в философии издревле определялось, как принцип поиска подобия. По любому признаку, он устанавливает связь, потому что любой единый признак, это элемент его Единства. Любой единый признак, это элемент постоянства, это качественно покойное. И пусть в эмпирике организующий процесс является нам в тысячи обличий и проявлениях от симпатии и дружбы до закона тяготения, в онтологии, это совершенно узкий и простой процесс достижения качеством своего абсолюта.

На страницу:
2 из 3