bannerbanner
Воспоминания бывшей Бакинки, или Вариации на тему «1001 ночь»
Воспоминания бывшей Бакинки, или Вариации на тему «1001 ночь»

Полная версия

Воспоминания бывшей Бакинки, или Вариации на тему «1001 ночь»

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Мама


В дальнейшем, когда я в какой-то момент своего детства хотела пойти в балет, мама на примере собственной биографии очень точно объяснила мне нецелесообразность моего выбора, и на всю оставшуюся жизнь преподала мне отличный урок, согласно которому, в искусстве нужно либо быть яркой личностью и занимать первое место, либо не заниматься им вообще.

От природы у мамы не было выдающихся данных для занятия классическим балетом, а заниматься танцем вообще, даже если ты солистка известного ансамбля, в какой-то момент ей стало неинтересно и скучно. Буйная фантазия нуждалась в яркой реализации. К тому времени она уже была замужем за моим отцом, который учился на последнем курсе Бакинского Государственного Университета на факультете филологии.

И мама отправиться на учебу в Москву. Она поступит в один из ведущих ВУЗов страны, Государственный Институт Театрального Искусства, (ГИТИС), на балетмейстерский факультет.

Вскоре её примеру последует и мой отец. Отслужив в армии после окончания Университета, он поедет за мамой в Москву и поступит в аспирантуру МГУ. Таким образом, я на целых пять лет получу уникальную возможность проживания на два города.

Во время учёбы в школе я жила с маминой мамой, и меня баловали две бабушки и один дед. Они всеми способами пытались восполнить временное отсутствие моих родителей. Но, несмотря на их удивительные старания, мне частенько бывало грустно, я очень скучала, особенно по маме. Я с нетерпением ждала каникул, и, когда наступал долгожданный день моего отъезда в Москву, это был настоящий праздник! Бабушка сажала меня в самолёт, поручала стюардессе, и я, перелетев из одной столицы в другую, оказывалась в объятиях любимых родителей.

Такое блаженство продолжалось 5 лет, по истечении которых мама, окончив с красным Дипломом институт, решила вернуться в Баку и работать в театре оперы и балета. Её карьера как балетмейстера началась ещё во время учёбы.

Её дипломной работой, балетом «Лейли и Меджнун» на музыку Кара Караева, заинтересовались французы и включили его в программу фестиваля во Франции. Это была огромная честь для молодой студентки, и мама уже воображала как будет лететь в город её мечты со своими артистами и представлять свое детище. Но, тут-то, бдительное око партии и правительства в лице Комитета Госбезопасности пробежало недремлющим оком по её биографии и, сославшись на некогда имевшую место быть в её юности связь с иностранцем, категорически отказалось выпускать юное дарование за рубеж. Спектакль может ехать, но автор останется в стране. Этот жесткий вердикт прогремел молнией посреди безоблачной и радужной атмосферы сборов в поездку.

Чтобы объяснить столь глупое и несправедливое решение такого важного и опасного по тем временам органа власти, мне придется вернуться на много лет назад и ввести в мое повествование ещё одного персонажа, без которого в нашей жизни не было бы счастья, – оказаться в самой лучшей стране, которая заменит мне Родину, – и осветить множество других важных моментов в биографии моей семьи.


Мы с папой. Североморск


Папа и я


Наиля Назирова


Жак

Город М. на юге Турции в середине 19 века ничем особо не отличался от других мусульманских городов, где жили и трудились, наряду с турками, и христианские народы: греки, армяне, малакане и другие. Мануфактурный бизнес Пюзанта Дуваляна процветал на радость его хозяина и пока ещё не вызывал зависти местного населения. Красивый и статный мужчина, добрый и справедливый, Пюзант в городе и в округе был человеком известным и пользовался уважением, как среди христиан, так и турок. Внешне его вполне можно было принять за турка, да и одевался он как мусульмане и отлично владел турецким языком. В 40 лет, оставаясь холостяком, он был завидной партией, и многие недоумевали, почему такой выгодный жених все ещё не попал под чары достойной девушки. Пюзант лишь отшучивался: не нашёл, мол, еще самой красивой.

* * *

Ерантик в свои 20 была невероятной красавицей, но замуж не спешила, её гордый норовистый нрав никак не желал подчиняться и ставить крест на своей беспечной юности. В семье её любили и баловали.

Однажды она отправилась в соседний городок погостить у своих друзей. Пятилетняя племянница, за которой она иногда присматривала, никак не хотела оставаться одна, и Ера взяла её с собой. Через пару дней до них дошла чудовищная весть, – в её деревне учинён погром, и всю её семью вырезали турки. И скоро погромщики пожалуют и сюда.

Убитая горем девушка вместе с племянницей, как и многие жители-христиане, вынуждена была бежать, спасая свою жизнь. Судьба привела ее в город М., где ей удалось найти жильё и устроиться на работу. Нужно было кормить себя и ребёнка, которого Ерантик выдавала за свою дочь. Городок был небольшой, и вскоре слухи о её красоте дошли до ушей Пюзанта Дуваляна. Он нанес ей визит и, влюбившись мгновенно, сделал ей предложение. Жить одной молодой красивой женщине, да еще с маленьким ребёнком в Турции было небезопасно и, взвесив все за и против, юная Ера согласилась стать женой Пюзанта, несмотря на 20 лет разницы в возрасте.

Жену свою Пюзант боготворил. Баловал и носил на руках.

Девочку пара удочерила. Несмотря на счастливую семейную жизнь и удачи в бизнесе, постоянные слухи о погромах в соседних регионах очень тревожили молодую семью. Вскоре соседи предупредили Пюзанта о готовящейся резне в М. Его брат также проживал с семьей в этом городе и помогал Пюзанту в делах. Они вместе, решив бежать, закапывают перед отъездом свои драгоценности в саду и отправляются в Алеппо. В этом городе в 1921 году родится у Пюзанта и Ерантик единственный сын, удивительный персонаж и наш ангел-хранитель, Жак Дувалян.

Спустя три года, когда наступило некоторое временное затишье, семья Дувалян возвращается в М. Закопанные сокровища бесследно исчезли. Но оставаться в Турции, которая однажды уже показала свое настоящее лицо по отношению к христианскому населению, было небезопасно, и Пюзант снова решает отправиться в путь.

* * *

Прежде чем окончательно обосноваться во Франции, куда Пюзант всегда мечтал попасть, семья год прожила в Болгарии. Но радоваться обретенной земле отцу Жака было суждено всего лишь пару лет. Заболев туберкулезом, работая на заводе, он умер, когда Жаку исполнилось 7 лет. Перед смертью отец просил Жака заботиться о матери и, несмотря на столь юный возраст, взять на себя обязанности старшего в семье.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2