bannerbanner
История русского сундука. Краткий энциклопедический словарь
История русского сундука. Краткий энциклопедический словарь

Полная версия

История русского сундука. Краткий энциклопедический словарь

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Сундук заведения А. И. Желтикова.


Мастерская Желтикова, наряду с другими заведениями, продолжала некоторое время существовать после революции. В октябре 1918 года был произведен учет всех работавших в его заведении сундучников, есть сведения о 22 мастерах. В начале 1919 года ВладГубсовнархоз «принял на учет» изделия и материалы заведения. В сентябре того же года А. И. Желтиков упоминался среди других сундучников, которым было принято решение повысить оплату за хранение сундуков (их же продукции, формально им уже не принадлежавшей). При этом плата Желтикову была меньше лишь весьма крупного сундучного заведения С. В. Рудакова с племянниками, что свидетельствует о значительных масштабах производства. Точная дата окончательного прекращения деятельности мастерской А. И. Желтикова неизвестна, вероятнее всего, оно повторило судьбу остальных заведений, постепенно поглощенных артелями.

Клеймом заведения был небольшой круг из точек, в котором указывалось: «Завода А. И. Жолтикова». Клеймо наносилось штампом, оно было мало заметно среди различных орнаментальных мотивов. Иногда на сундуках встречается большая этикетка с тремя печатными надписями, обрамленными красивыми виньетками: «Заведенiе разных сортов сундуков Александра Ивановича Желтикова», «Адресъ село Павлово Нижегор. г. съ передачею въ дер. Крiуши, А. И. Желтикову», «Торговля въ Нижегородской ярмарке, близъ шоссе, Сундучный рядъ, и торговля и прiем заказовъ при заведенiи».


Рекламная этикетка заведения А. И. Желтикова.


Технологические приемы, принятые в заведении Желтикова, не отличались от технологии других центров. Мастера владели широким спектром приемов, от простейших до сложных. В настоящее время сохранилось много сундуков, изготовленных в заведении А. И. Желтикова.

Литература: Пудов Г. А. Материалы о сундучном заведении А. И. Желтикова (Владимирская губерния, Муромский уезд, 2-я половина XIX в. – 1-я половина XX в.) // Наше Ополье. Краеведческий сборник. – 2019. – №1 (25). – С. 39—47.

Ж.

Жесть английская – один из видов жести, который использовался в производстве сундуков. На Ирбитской ярмарке в 1880-е годы лист размером 12х8 вершков оценивался в 14 копеек. Как центры изготовления такой жести славились Великий Устюг и Сарапул.

Литература: Ирбитский ярмарочный листок. – 1887. – №6. – С. 34.


Жесть белая – вид жести, которая использовалась для сплошной обивки сундуков. Сундуки, обитые белой жестью, были особенно популярны в странах Средней Азии.

Литература: Ирбитский ярмарочный листок. – 1885. – №16. – С. 72 – 73.


Жесть «мороженая» – см. «Мороз» по жести.

З.

Закройник – инструмент муромских сундучников, которым они делали выемки по краям досок перед их сколачиванием.


«Заря», артель (с. Петрокаменское, Средний Урал), организована в 1929 году (сложилась из двух артелей – «Кустарь» и «Красный Урал»). В 1930 году в артели началась оковка сундуков. Готовая продукция поставлялась в Невьянск и Нижний Тагил. С 1936 года начали производить сундучную фурнитуру. Позднее к а. «З.» присоединилась артель «Красный кустарь» (из села Слудки), что сразу расширило ассортимент продукции. Во время ВОВ мастера производили ящики для снарядов, приклады и прочее военное оборудование. Производство сундуков после войны было возобновлено. По информации местных краеведов, в 1947 году в а. «З.» работало 390 человек. Ассортимент продукции был необычайно широк, производилось несколько видов сундуков. В 1956 году артель переименовали в мебельную фабрику. Со временем сундуки были вытеснены другими видами мебели. Производство их прекратилось в 1960-е годы.

В уральских деревнях до сих пор бытует несколько видов сундуков, делавшихся в а. «З.» в 1940-50-е годы. Существовало несколько типичных форм и размеров, в которые укладываются все изделия. Далеко не все сундуки относятся к высокохудожественным произведениям. Но лучшим свойственно богатство и разнообразие художественного оформления. Мастерами использовались различные материалы и техники: дерево, жесть, бархат, бумага, чеканка, тиснение, прорезь, литье, окраска, лужение, «мороз по жести» и др.


Сундук. Артель «Заря». 1950, с. Петрокаменское.


Литература: Пудов Г. А. О бытовании уральских сундуков в начале XXI века//VI Худояровские чтения. Международная научно-практическая конференция. Доклады и сообщения. Нижний Тагил, 24—25 октября 2013 года. – Нижний Тагил, 2013, С. 186—192; он же. О сундучном промысле села Петрокаменское (Средний Урал, II половина XIX – середина XX века) //Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2014. – №11. – С. 78—84.


Заснавр – шпонка. Слово употреблялось в Муромском уезде Владимирской губернии (XIX – начало XX века).

Литература: Добрынкин Н. Кустарная промышленность в Муромском уезде. Делание укладок и сундуков// Владимирские губернские ведомости. – 1882. – №4, часть неофиц. – С.2—4.


Зяблицкая кустарная артель, располагалась в селе Зяблицкий погост (Муромский уезд), организована в 1900 году. Изготавливались замки для сундуков. Делались преимущественно дешевые сорта, ценой от 5 коп. до 1 р. 20 коп. Дорогостоящие замки изготавливались только по специальному заказу. Годовое производство исчислялось в 160 тысяч замков на сумму 35 тысяч рублей. В артели работало 100 постоянных членов и 17 временно-наемных. Производство было исключительно ручным. Материалы покупались на Нижегородской ярмарке и в с. Павлово. На Шуйской кустарной выставке (1901) артели выражено «удовольствие» от министра внутренних дел.

Литература: Указатель Всероссийской кустарно-промышленной выставки. – СПб.: тип. В. С. Балашев и К., 1902, С. 29.

К.

Казамат – несгораемый сундук, делавшийся в конце XIX – начале XX века в Вятской губернии. Продавался мастерами в волостные правления. Особо известны изделия бело-холуницкого мастера К. Г. Лютикова (см. соответствующую статью в настоящем издании).

Литература: Каталог Вятского кустарного отдела на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г.: краткий очерк кустарной промышленности Вятской губернии. – Вятка, 1890, С. 15.


Казёнка – сундучное изделие, которое изготавливалось из липовых досок и прикреплялось к стене. К. служила для хранения драгоценных предметов, посуды и т. д.

Литература: Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга первая. Государев двор, или дворец. – М.: Книга, 1990, С. 207.


Клеймо (сундучное) – изображение, которое наносилось на поверхности сундука для идентификации с какой-либо мастерской. В сундучном промысле особое распространение к. получили со второй половины XIX века. Наиболее распространены в уральском и муромском центрах. Как правило, к. в это время содержали информацию о местонахождении заведения и фамилию его владельца, также встречаются изображения медалей, полученных на выставках. После революции 1917 года преобладание получили обыкновенные чернильные оттиски.

Литература: Пудов Г. А. О маркировке муромских сундуков (типы, особенности, эволюция) // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2021. – №4, часть 1. – С. 304 – 319 (на русс. и англ.).


Клеймо сундучного заведения А. С. Алексеева (вторая половина XIX – начало XX века, Невьянск).


Клеймо сундучного заведения С. С. Корешкова (вторая половина XIX – начало XX века, Муромский уезд Владимирской губернии).


Книжник (термин предложен Н. Н. Гончаровой) – сундук, предназначенный для хранения книг. Делался определенного размера, рассчитанного на книжный формат. Имел удлиненную форму и плоскую крышку, которая «нависала» над боковыми стенками. Подобные пропорции типичны для свадебных сундуков Северной Италии XV – XVI вв. и английских сундучных изделий.

Литература: Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII—XVIII веков в собрании Исторического музея. – М.: Исторический музей, 2018 (Золотой фонд Исторического музея). С. 16.


Коваль – мастер, который обивал сундук железными полосами и жестяными листами. Слово было особенно распространено на Среднем Урале в XIX – начале XX века.

Литература: Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. – Екатеринбург, 1889, С.20.


Ковчег (ковчежец) – сундук, обитый железными полосами. Часто использовался для хранения денег.


Кокушкин Петр Яковлевич (вторая половина XIX – начало XX века) – хозяин крупнейшего в Нижнем Тагиле сундучного заведения второй половины XIX – начала XX века. Происходил из невьянских ремесленников. Сундучное заведение основал в 1868 году. Статистические данные свидетельствуют не только о неуклонном экономическом росте «фабрики» П. Я. Кокушкина, но и о комбинированном характере его торгового дела. Со временем заведение выдвинулось на лидирующие позиции в сундучном производстве Урала. Известно, что в заведении делались разнообразные виды продукции: погребцы, шкатулки, сундуки стандартных размеров. Популярности продукции способствовало участие в выставках.


Клеймо сундучного заведения П. Я. Кокушкина.


После смерти сына Федора Петровича, который умер довольно рано, Кокушкин создал со снохой Зинаидой Петровной «Торговый дом «П. Я. Кокушкин и К». Затем руководство «фабрикой» окончательно перешло к Зинаиде Петровне. Она происходила из известного купеческого рода Головановых, которые занимались торговлей кожей.

Производство сундуков велось во дворе дома, располагавшегося неподалеку от особняка Кокушкиных – по ул. Карла Маркса, 49. Здесь же был склад готовой продукции. Иногда З. П. Кокушкина обращалась к услугам местных владельцев лесопилок Селивановых (на улице Тагильской) и Уткиных (на улице Арзамасской). Возможно, что «ящики» изготавливали и в деревне Шиловке. Жесть для обивки закупалась на Лысьвенской фабрике металлических изделий наследников графа П. П. Шувалова и на столичных предприятиях. Замки для сундуков изготавливались в Быньгах – заводском поселке неподалеку от Невьянска. В ведении торгового дела З. П. Кокушкина сотрудничала с Никоном Николаевичем Поповым – владельцем второй крупной сундучной «фабрики» в Нижнем Тагиле (он был женат на ее сестре). После революции 1917 года З. П. Кокушкина вместе с дочерью и зятем уехала на Дальний Восток. Но эмигрировать было суждено только дочери и ее мужу – Зинаида Петровна умерла во Владивостоке. Дом Кокушкиных в Нижнем Тагиле был занят под государственные учреждения. После революции 1917 года «фабрика» Кокушкиных прекратила существование.

Литература: Пудов Г. А. О сундучной «фабрике» Петра Яковлевича Кокушкина (Нижний Тагил, II половина XIX – начало XX века) // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА»/ Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2021. – №1. Часть 1, С. 313 – 322.


Коренник – сундук, сплетенный из древесного корня. Обивался кожей и прорезными железными полосами. Использовался для хранения небольшой домашней утвари и посуды. В XVIII – XIX веках к. бытовали в крестьянском и монастырском обиходе, в хозяйстве посадских жителей.

Литература: Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII—XVIII веков в собрании Исторического музея. – М.: Исторический музей, 2018 (Золотой фонд Исторического музея). С. 19 – 20.


Короб (коробья, коробка) – один из древнейших видов русских сундучных изделий. Впервые упоминается в Новгородской летописи 1155 года. Использовался для хранения бумаг или ценностей. В источниках часто упоминаются новгородские и вологодские коробьи.


Косоугольник – небольшие листы жести треугольной формы, которые прибивались на лицевой стороне (обычно их насчитывалось восемь).


Кучин Федор Григорьевич (II половина XIX – начало XX века) – земский статистик, автор статьи по истории вятского сундучного промысла (Кучин Ф. Г. Сундучный промысел// Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. – Вятка, 1890. – Вып. 2 – С. 44—97). Это одна из основных работ по истории вятского сундука. Остается отправной точкой для всех изучающих местное сундучное производство. Именно сведения Ф. Г. Кучина, остающиеся актуальными и по сей день, используют современные исследователи.

Л.

Лагалище (налагалище, влагалище) – древнерусское название сундучных изделий наподобие футляров, использовались хранения и переноски различных вещей: митр, тарелок и проч. Обтягивались кожей, сукном и обивались железными полосами.

Литература: Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII—XVIII веков в собрании Исторического музея. – М.: Исторический музей, 2018 (Золотой фонд Исторического музея). С. 18 – 19.


Ларь – разновидность сундука, одна из древнейших его форм. Отличие ларя от сундука состоит в упрощённости форм и в отсутствии декора. Делались вплоть до XX века.

Литература: Сапунов Б. В. У истоков русской мебели (XI—XIII вв.). // Труды ГЭ. Том XXIII. Из истории русской культуры. – Л.: Искусство, 1983, С. 14; Пудов Г. А. О «саркофаговой» конструкции в истории русского сундучного производства // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2021. – №2, часть 1. – С. 275 – 283.


«Ласточкин хвост» – одна из самых распространенных конструкций в русском сундучном деле на протяжении многих столетий. Вероятнее всего, в России она появилась не ранее XVII века, поскольку именно с этого времени в стране получает развитие лесопильная техника (при изготовлении сундуков этой конструкции использовалась пила). «Ласточкин хвост» встречается на северорусских изделиях XVII – XX веков (например, холмогорских, устюгских и вологодских), вятских расписных сундуках II половины XIX – I половины XX столетия, сундуках XIX века из Белгородской, Ростовской и Курской губерний (здесь ощутимо украинское влияние), нижегородских сундуках с раскатовской росписью (XX век), предметах из Новгородской и Псковской губерний начала XX столетия, а также на изделиях с восточных территорий России (чаще всего это – казацкие сундуки конца XIX – начала XX века). Однако об ее повсеместном распространении в России можно говорить лишь с 1760-х годов.

Литература: Пудов Г. А. Об особенностях конструкции русских сундуков (XVI – I четверть XX века) // Обсерватория культуры. – 2023. – №20. – С. 41.


Лысково – село в Нижегородской губернии, центр производства сундуков и железных шкатулок. Одно из первых упоминаний о существовании промысла датируется 1655—1660 годами (крестьяне посылали в Москву сундуки собственного изготовления владельцу села боярину Борису Ивановичу Морозову). Изготовление сундуков и шкатулок продолжалось в I половине XX века.

Литература: Гациский А. С. Село Лысково в нижегородском Приволжье// Сборник в память первого русского статистического комитета 1870 г./ сост. А. М. Сементовский. – СПб.: тип. М. Хана, 1872, С. 65—83; Савельев М. В. Кустарная промышленность Нижегородской губернии. Вып. 1/ издание Кустарного отдела Нижегородского губернского земства. – Нижний Новгород: типо-лит. «Нижегородское печатное дело», 1916, С. 103—112; Косарева М. Н. «Персидские» шкатулки села Лыскова // Тр. Гос. Эрмитажа. – СПб., 2016. – Т. 82: Из истории русской культуры ХII—ХХ веков = From the history of russian culture in the 12th—20th centuries / [науч. ред. С. В. Томсинский]. С. 179—185; Пудов Г. А. Из истории Лысковской кузнечно-слесарной мастерской (I четверть ХХ в., Макарьевский уезд Нижегородской губернии) // Цивилизационные перемены в России. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 15 мая 2023 г. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2023, С. 205—211.


Село Лысково Нижегородской губернии (вторая половина XIX – начало XX века).


Лысковская кузнечно-слесарная мастерская, организована на базе разорившейся артели местного крестьянина Е. А. Иконникова. В «Правилах внутреннего распорядка» (1915) четко указывалось, что мастерская находится в ведении Кустарного отделения Нижегородского губернского земства и работает «под его руководством и контролем». Все сотрудники мастерской делились на три группы: ученики, подручные и мастеровые. Лица моложе 11 лет не принимались. Ученики и подручные обучались «путем живого слова» и «возможно частых практических занятий с ними». Работы начинались в 7 утра и заканчивались в 19 часов. В праздничные дни этот распорядок немного менялся. Все работы подразделялись на сдельные и поденные. За поведением рабочих руководство строго следило. Рабочие имели право писать жалобы в Кустарное отделение земства, но с ведома конторы и при условии наличия подписи (анонимные жалобы не рассматривались). В мастерской существовало некое подобие охраны труда, в частности, руководство направляло в Кустарное отделение прошение о присылке специальных очков для слесарей во избежание повреждения глаз.

Количество рабочих не было стабильным (хотя встречаются одни и те же фамилии с разными инициалами, например, Железцовы, Иконниковы, Блиновы, Кутяевы, Лузины, Мурашовы и др.). Причиной этого были не только «внутренние» обстоятельства (например, увольнение за недостойное поведение), но и «внешние». Особо негативную роль сыграла мобилизация многих сотрудников в 1914 году. Руководство мастерской стремилось финансово поддерживать членов семей своих мобилизованных рабочих.

Основными действующими лицами в руководстве мастерской были ее заведующий Федор Васильевич Мирясов и мастер С. Ф. Лузин. Первый служил в мастерской с 1908 года, второй в названной должности – с 1912 года (до С. Ф. Лузина мастером был присланный земством специалист А. Н. Егоров). В обязанности Ф. В. Мирясова входило: заведывание кассой, расчетами и материалами, ведение конторских книг и отчетность по ним, внешнее представительство и переписка с клиентами, советы мастеру и его помощнику А. А. Блинову («но отнюдь не распоряжения»). С. Ф. Лузин был обязан руководить технической стороной производства, наблюдать за исполнением правил внутреннего распорядка, составлять сметы и определять расценки на изделия, контролировать качество «малярных работ». Ф. В. Мирясов и С. Ф. Лузин были опытными специалистами. С 1 сентября 1915 года заведующим Лысковской мастерской стал Д. С. Де-Ласье, ранее работавший на Сормовских заводах (г. Нижний Новгород).

В мастерской существовал прейскурант с ценами и чертежами изделий, который рассылался по требованию. Мастерская исполняла заказы, поступавшие из разных мест России, порой весьма отдаленных. Цена изделий, их внешний вид, количество и сроки исполнения обсуждались в каждом конкретном случае. Время от времени поступали весьма крупные заказы, например, в октябре 1913 года – на 122 шкатулки.

Однако шкатулки были только одним из видов изделий, которые выпускались Лысковской мастерской. Наряду с ними производились железные сундуки, почтовые ящики, несгораемые шкафы, двери, замки, кровати и проч. На май 1913 года в мастерской насчитывалось не менее 45 видов изделий. Даже виды сундуков были разнообразны: «сундук обыкновенный», «сундук с верховым замком», «сундук с верховым замком несгораемый» и т. д.

Железо покупалось через земство у нижегородских торговцев, или в Москве, или у фирмы «Продамет». Также через земство приобретались и другие материалы: каменный уголь, рукавицы, железные заклепки, штыковой свинец и т. д.

«Малярная работа», т.е. окраска и лакировка изделий, а также нанесение трафаретного орнамента поручалась специальным мастерам. Этим занимались Н. Н. Чапурин, И. А. Мягков, Н. Ф. Козлов, В. С. Чапурин и несколько макарьевских кустарей. Не всегда между ними и руководством мастерской отношения складывались удачно. Взаимную неудовлетворенность порождала острая конкуренция между «малярными мастерами» за возможность получить заказы на украшение изделий. Руководство земской мастерской отчетливо сознавало, что гораздо дешевле декорировать изделия собственными силами, поэтому позднее появилась «малярная мастерская». А названным мастерам предложили стать ее членами, т.е. работать под эгидой Нижегородского земства.

Также организовали столярно-резную мастерскую. Таким образом Лысковская мастерская получила три отделения: кузнечно-слесарное, столярно-резное и «малярное». При этом, как писал Ф. В. Мирясов земскому руководству в 1916 году, в делах, «требующих быстрого и авторитетного решения», он будет обращаться к художнику Александру Ниловичу Дурново, который часто посещал Лысково. Возможно, А. Н. Дурново действительно осуществлял некоторые функции художественного руководителя мастерской.

Наряду со шкатулками декорировались и железные сундуки. Они окрашивались либо одним цветом («цвет с угловыми цветами»), либо «под натуру»: «ореховое дерево», «ясеневое дерево» и проч. В 1914 году изготавливались сундуки с накладными цветами и филенками, окрашенные в зеленый цвет. При этом у лакированных сундуков было два вида замков: верховые (под крышкой) и боковые (на передней стенке). Первые считались секретными, а вторые – замками улучшенной конструкции.

Л.к.с.м. выпускала не только исключительно бытовые вещи – несколько видов ее продукции имели художественное значение. Об этом свидетельствуют награды, полученные на выставках, например, малая серебряная медаль Областной выставки в Казани (1907). В указателе Второй Всероссийской кустарной выставки (Санкт-Петербург, 1913) о мастерской написано: «Железные кассовые шкафы, сундуки и шкатулки. Годовое производство до 6 тысяч штук, на сумму до 50 тысяч рублей. Материал приобретается от разных фирм на сумму до 30 тысяч рублей. Сбыт: почтово-телеграфным ведомствам, фирмам и учреждениям. Имеется сверлильный станок. Работает до 100 человек…».

К 1916 году общая ситуация в стране стала все резче сказываться на работе мастерской: увеличился выпуск продукции, связанной с военными нуждами; Ф. В. Мирясов с Н. Н. Чапуриным ездили в Москву для закупки качественных материалов, потому что в Лысково и Нижнем Новгороде это сделать было уже невозможно; Ф. В. Мирясов просил Кустарное отделение найти мастеров среди беженцев или военнопленных (своих мастеров мобилизовали); все чаще приходилось отказываться от заказов из-за отсутствия опытных мастеров. Возможно, история Лысковской земской мастерской закончилась в 1917 году.

Литература: Пудов Г.А. Из истории Лысковской кузнечно-слесарной мастерской (I четверть ХХ в., Макарьевский уезд Нижегородской губернии) // Цивилизационные перемены в России. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 15 мая 2023 г. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2023, С. 205—211.


Лютиков Константин Григорьевич (? – после 1899) – «уржумский мещанин», мастер, делавший сундуки и казаматы. Проживал в поселке Бело-Холуницкого завода (Слободской уезд Вятской губернии).

Годовое производство в заведении оценивалось в сумму до 300 рублей. Делались окованные железом сундуки на заказ и для сбыта на ярмарках. Железо приобреталось в г. Слободском и в г. Вятке, лес – в Белой Холунице. Изделия сбывались в Глазовский, Вятский, Нолинский и Слободской уезды. Казаматы сдавались в волостные правления. Мастерская успешно участвовала в выставках: Казань, 1890 (сундуки: «по зеленой окраске обитый жестью, цена – 4 рубля, обитый прорезным железом по белой жести, цена – 11 рублей, казамат (несгораемый сундук) – цена 16 рублей; бронзовая медаль); Нижний Новгород, 1896 («сундук с секретным замком, обитый мороженой жестью»). См.: Казамат.

На страницу:
2 из 3