Полная версия
Некоторые элементы одухотворенности достойного человека
Звучит для многих, мягко говоря, несколько непривычно. Просто, у некоторых людей есть подсознательное, интуитивное ощущение потребности повышать гармонию в себе и в окружающем мире. Не зависимо от того, что по этому поводу думает их непосредственное окружение. Часто, к сожалению, даже из числа самых родных и близких (с формальной точки зрения, ибо, иногда бывает ситуация, когда формально совершенно посторонний человек бывает в десятки раз реально ближе и роднее, чем тот, кто формально должен таковым являться). Другой вопрос, что сложность этого интуитивного ощущения у разных людей может быть не просто несколько иной (как, впрочем, и любые другие явления бытия), а принципиально иной. В первую очередь, по своим качественным показателям. И это не есть личный каприз или прихоть того или иного конкретного человека, его индивидуальная особенность или странность, своеобразность и причудливость. Это момент из числа явлений первостепенной важности, определяющих смысл и ценность человеческого бытия, как такового. Без усердной и интенсивной добросовестности большинству людей невозможно создать что-либо разумное, красивое, изящное даже среднего качественного уровня. Другой вопрос, что, кроме добросовестности в процессах такого рода должны участвовать еще и многие другие фундаментальные (и не только) достоинства и добродетели из иерархии классических ценностей бытия. Но, не зависимо от уровня сложности личности конкретного человека (малый, средний и высокий), он должен быть максимально добросовестным и внутри себя, и вне себя. Вы представляете, что может получиться в ситуации, когда человек с малым уровнем сложности еще и не старается в выполнении своих обязанностей? Вот-вот, и я так думаю, что это будет явление, жестко выражаясь, близкое к маразму. Что, собственно, мы и видим на каждом шагу. И не только в повседневном быту среди своего непосредственного окружения, но, к сожалению, и во всех важнейших сферах существования общества: политической, экономической, идеологической, научной и технической, интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической и т.д.
Отсутствие принятой в обществе и государстве истинной иерархии вечных классических ценностей приводит к очень печальным последствиям. Когда даже те немногие, что имеют задатки редких и ценных достоинств и добродетелей, принципиально не имеют возможности даже относительно полноценно не только их развивать, но и реализовать что-то развитое в своей жизнедеятельности. Ибо, это встречает принципиальное непонимание и неприятие, отторжение и раздражение, в некоторых случаях даже злобность и агрессивность, изощренный скептицизм и нигилизм, язвительность и сарказм, стремление в максимальной степени обесценить результаты творчества реально одаренного человека, унизить и оскорбить его человеческое и личностное достоинство любыми доступными методами и средствами.
Конечно, чем глупее и примитивнее общество в целом, тем проще и легче им управлять, навязывать ему деструктивные и дисгармоничные эталоны мысли и чувства. В том числе, особенную иллюзию о собственном совершенстве, ведь «каждый по-своему талантлив» и «незаменимых людей нет». Зачем, например, для кормления свиней слишком стараться и изощряться, налил им обыкновенных помоев, они и безумно счастливы. А то вдруг им захочется более качественного питания, да оно еще войдет у них в привычку. Потом же, что называется, не расхлебаешься. Столько мороки и головной боли. А, спрашивается, зачем? Ведь уровень моего личного благополучия от этого принципиально не изменится в лучшую сторону. Скорее, станет несколько меньше в связи с обилием дополнительных забот и хлопот. Это ведь надо сильно и долго думать, морочить себе мозги, тратить силы и нервы, время, а главное – свою уникальную и эксклюзивную, необыкновенно ценную жизнь для других. Я, что, с ума сошел? Надеюсь, что нет. Отсюда и естественный и закономерный вывод о целесообразности добросовестности в своей работе: пусть все идет, как шло раньше, само по себе.
Естественность
Разумная естественность (не путать с простодушием) – это показатель реальной внутренней силы, самодостаточности, зрелости, мудрости, гармонии личности, одухотворенности, полноценности, уважения и любви к себе, чувства собственного достоинства и еще многих других классических достоинств и добродетелей ума и души человека. Это далеко не такое простое свойство, как это многим представляется. Только достаточно умный (существенно выше среднего) человек считает возможным для себя какое-то проявление своей личности, не отличающееся высоким интеллектом. И он в этом способен признаться. Ибо, он твердо уверен в том, что имеются многие явления жизни, которые в принципе не требуют высокого интеллекта. С них достаточно и умеренного. Действительно умный человек признает за собой и другими людьми право на ошибку. И не видит в этом никакого криминала. Другой вопрос, когда человек на одном и том же ошибается в пятый или десятый раз, то такое положение вещей не может радовать интеллектуала и вызывать его даже самое минимальное одобрение.
Сильный человек не боится показаться в определенной ситуации слабым или недостаточно сильным. С одной стороны, он понимает свое значительное отличие (и в определенном смысле, превосходство) от большинства других людей. А с другой стороны, обладая даже очень большой внутренней силой, этот человек прекрасно отдает себе отчет в том, что величина его силы имеет свои разумные рамки. И чем большие силы в человеке, тем яснее он понимает то, как он далек от идеального варианта. Другой вопрос, что действительно сильный человек относится к проявлению своей силы с чувством ответственности, максимально добросовестно. С элементом осторожности и аккуратности, внимательности и бдительности, тактичности и деликатности, терпения и терпимости, великодушия и снисходительности к более слабым и беззащитным. Сильный человек понимает то, что задатки внутренней силы были вложены в него именно Высшими силами. И поэтому именно им он ощущает благодарность за это ценное свойство своей натуры. Истинно сильный человек, как правило, обладает еще и элементом мудрости вообще и применительно к своей силе, в частности. Он не позволяет своей силе проявляться с деструктивными и дисгармоничными, примитивными и глупыми, безнравственными и бездуховными, эгоистическими и потребительскими, авантюристическими и интриганскими целями.
Безусловно, он достаточно добросовестно и активно защищает свои интересы, стремится к важным жизненным целям, решает сложные жизненные задачи. Но делает это таким образом, чтобы ни прямо, ни косвенно не нанести ущерба кому-то другому. Ибо, он знает то, что за подобные дела он будет обязательно и очень строго наказан. Внутренняя сила – это дар Высших сил, которые, при неправильном ее использовании, могут ее, как минимум, забрать. А, как максимум, забрать ещё и многое другое, ценное и важное для конкретного человека. Не говоря уже о том, что могут лишить каких-либо существенных благоприятных и особенно желанных перспектив не только в том или ином конкретном виде деятельности, но и по жизни вообще.
Собственно, сила дается человеку для того, чтобы он, в первую очередь, помогал слабым или просто тем, у кого эта сила развита в значительно меньшей степени. Иногда поддержка может носить не обязательно чисто физический характер. Она может быть интеллектуальной, психологической, моральной, духовной. Это, конечно, при условии, что человеку есть чем делиться. На хорошем качественном уровне.
Истинную внутреннюю силу, особенно значительно развитую, видно, что называется невооруженным взглядом. Это четко и однозначно отражается в походке человека, его мимике и жестах, в том, что он говорит и как, в интонации голоса, стилистике речи, в полном отсутствии демонстративности и экстравагантности, лицемерия и лживости, поверхностности и легкомысленности, своенравности и сумасбродства, максимализма и категоричности, прямолинейности и банального рационализма, упрощенности и примитивности, эгоизма и стервозности, наглости и бесцеремонности, бестактности и некорректности, навязчивости и назойливости, резкости и грубости, произвольной жестокости и жесткости. И еще десятков других человеческих недостатков и пороков.
Как правило, сильный человек не кичится своей силой. И без особой на то необходимости ее не проявляет. И потому очень часто, даже очень большая внутренняя сила остается незамеченной для большинства окружающих. Особенно лишённых высокого интеллекта, интуиции и проницательности, мудрости и одухотворенности, гармонии личности и добродетельности (по большому счету). Для того, чтобы увидеть силу другого человека (как, собственно, и большинство других классических достоинств и добродетелей) необходим целый комплект свойств: внимательность и наблюдательность, психологическая осторожность и аккуратность, бдительность и утонченность, изящность и изощренность.
Самодостаточный человек, как правило, не стыдится быть несостоятельным в чем-либо новом и неизвестном для него. Он может даже откровенно признаться в этом. Другой вопрос, что, если несостоятельность проявляется в вещах, которые предполагают всеобщую информированность и компетентность, то делает для себя соответствующие выводы. И в последствии конкретно корректирует сложившуюся ситуацию своими дополнительными усилиями ума и души.
Самодостаточному человеку важно, в первую очередь, соответствие его личности системе вечных и универсальных классических духовных ценностей. А уже потом, может быть, мнению своего окружения.
Мудрый человек, как правило, не стремится демонстрировать свою мудрость всегда и перед всеми. Ему важно находиться в гармонии с Вселенной. И, чем выше уровень мудрости конкретного человека, чем отчетливее он понимает то, насколько он далек от абсолютной мудрости. Зато тот, в ком присутствует мизерное количество мудрости, любит претендовать на большую мудрость. Особенно в среде непосвященных. Мудрые люди, как правило, легко и быстро вычисляют друг друга. Но, чем меньше реальной мудрости в человеке, тем меньше вероятность того, что он увидит большую мудрость в другом. Мудрый человек не боится признаться в том, что он что-то не знает или не понимает. Ибо, он знает то, что все знать невозможно даже чисто теоретически. Так, можно объединить мудрость миллиарда человек и это будет лишь одна миллиардная часть (в лучшем случае) от абсолютной мудрости. И от мудрости Высших сил.
Мудрый человек принципиально не пользуется лживостью и лицемерием. Однако это не означает того, что он пренебрегает психологической гибкостью и дипломатичностью, тактичностью и деликатностью, великодушием и снисходительностью.
Естественность – это не только черта характера, это еще и элемент мировоззрения человека. Это его собственный принцип и стойкое убеждение – не быть лживым и лицемерным, не проявлять банального актерства и демонстративности, не надувать щеки, не пускать пыль в глаза и т.д. Естественный человек, безусловно, достаточно хорошо контролирует себя. И свои мысли и чувства, желания и стремления, фантазии и мечты. Он стремится обеспечить достаточно высокое качество своих внутренних и внешних процессов интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. И не ради одобрения окружающих, а ради возникновения полноценного собственного внутреннего чувства удовлетворения собой и своей жизнью, тем, что он делает и тем, как он это делает.
Естественность означает присутствие в человеке чувства собственного достоинства, адекватной любви и уважения к себе, уверенности в себе и своих силах и в том, что постоянная фоновая жизнедеятельность имеет достаточно хороший качественный уровень по всем важнейшим параметрам. И поэтому естественность вовсе не предполагает демонстрацию своих недостатков и пороков под формальным предлогом того, что конкретный человек считает себя естественным. Просто, в силу развитой самокритичности и качественного постоянного самоконтроля, человек знает в себе присутствие достаточно хорошего уровня добродетельности с точки зрения классических духовных ценностей. И, тем самым, предполагает то, что наиболее достойные окружающие будут с должным уважением относиться к его реальным (а не мнимым и показным) достоинствам и добродетелям. Другой вопрос, что достаточно часто поверхностные и легкомысленные, упрощенные и примитивные, мало гармоничные и имеющие в себе элементы деструктивности, лишенные мудрости, интуиции и проницательности, психологической утонченности и изощренности люди воспринимают естественность как элемент чрезмерного простодушия, упрощенности, отсутствия формальной светскости. Из-за того, что в человеке нет чванливости и формализма, высокомерия и пренебрежительности, самоуверенности и самовлюбленности.
Безусловно, интеллигент предполагает вполне конкретную психологическую дистанцию в общении с окружающими. Но, при общении с истинным интеллигентом и, тем более, аристократом, он может временно очень существенно уменьшить величину этой дистанции. Чутко и бдительно наблюдая за тем, как это воспринимает реальный или потенциальный партнер по общению. И своевременно и адекватно корректирую ситуацию по необходимости. Поэтому естественность – это не только элемент психологии, но и еще и философии человеческого бытия. И очень сложный и объемный, многогранный и изощренный элемент. Как правило, полноценное и гармоничное проявление естественности возможно только у людей со средней и высокой степенью сложности личности, имеющих вполне определенные задатки гармонии личности и мудрости, зрелости и одухотворенности.
Естественность предполагает постоянную фоновую доброжелательность интеллигента даже в проблемных и конфликтных ситуациях. В силу наличия уважения к самому себе. Это один из принципов, а не проявление слабохарактерности или безвольности, неорганизованности или произвольности, неуверенности или закомплексованности. Естественность не исключает постановки деструктивного партнера по общению на место. Четко и конкретно, своевременно и адекватно.
Искренность
Искренность обозначает, в первую очередь, отсутствие лживости и лицемерия. Если человеку что-то приятно, то положительные эмоции будут написаны на его лице. Другой вопрос, что в отдельных случаях, из соображений интеллигентности, человек может изобразить свои якобы положительные эмоции. Для того чтобы просто-напросто не обижать другого человека. Но это уже элемент проявления других качеств – тактичности и деликатности.
Конечно, есть различные уровни человеческих отношений. Семейные, родственные, дружеские, производственные, бытовые, приятельские и т.д. И то, что хорошо в одном случае, совершенно не обязательно бывает правильным в другом. Производственные и светские отношения предъявляют к человеку принципиально иные требования, нежели обычные межличностные. Например, показывать своему начальнику свое недовольство далеко не всегда представляется самым оптимальным вариантом.
Но в житейских отношениях искренность особенно важна. Хотя, и в этом случае она вовсе не исключает проявление интеллигентности, психологической гибкости и дипломатичности. Искренность не означает того, что человек должен резать правду-матку всем и всегда. Не учитывая специфику конкретной ситуации и то, насколько она удобна для тех или иных конкретных действий.
Собственно, что такое лживость и лицемерие? Это простая попытка провести психологическую манипуляцию отдельным человеком (или группой людей) в своих личных корыстных интересах. И с нанесением кому-либо вполне определенного сознательного ущерба. Морального или материального характера. Авантюристы и интриганы, непорядочные люди и психологические манипуляторы очень активно используют лживость и лицемерие для введения в заблуждение кого-либо для создания организованной оппозиции против сильного соперника с большим количеством несомненных достоинств и добродетелей.
Искренность важна и в отношениях человека с самим собой. Возникает очень проблемная (временами даже драматичная) ситуация, когда человек начинает лгать самому себе, оправдывать свои неблагонамеренные поступки для самого себя. Конечно, с точки зрения своих сиюминутных интересов, многим людям особенно удобно любыми способами оправдаться перед самим собой. Но, с точки зрения более глобальных интересов, эта ситуация далеко не столь оптимальна и благополучна, как хотелось бы думать ее вдохновителю и организатору. Ибо, человек по своей воле и желанию помещает внутрь своей личности конкретные элементы деструктивного и дисгармоничного характера. Иначе говоря, психологическую и нравственную плесень и ржавчину. Которые будут в последующем, как правило, всю оставшуюся жизнь, постепенно и незаметно разрушать все доброе и хорошее, конструктивное и гармоничное во внутреннем мире человека. Создавая тем самым процесс психологической и духовной деградации.
И, чем чаще человек идет на компромисс со своей совестью, чем интенсивнее и необратимее развивается этот процесс деградации. Не говоря уже о том, что, чем сильнее человек наступает на голос своего внутреннего «я», тем плачевнее будут результаты такого воздействия на него.
Искренность важна в признании своих ошибок и неудач, иллюзий и заблуждений. Другой вопрос, что не только искренность. А еще, например, мужество. Которого у большинства людей очень мало. Что, собственно, в ряде случаев (кроме всего прочего), и толкает человека на лживость и лицемерие.
Чрезмерная амбициозность, не подкрепленная ничем реальным и существенным внутри самого человека в виде классических достоинств и добродетелей с высокой степенью их развития, заставляет человека делать главный акцент в своей жизни на том, чтобы не быть значительным и замечательным, а лишь выглядеть чисто внешне таковым. Вот и начинается откровенное, сознательное и целенаправленное пускание пыли в глаза окружающим.
Нередко в большое противоречие с искренностью вступает распространенный банальный рационализм. Когда человек от каждого своего шага ждет быстрой и существенной выгоды для себя. Даже, если он самый символический. А если эта выгода не представляется ему очевидной и достаточно существенной, то он предпочитает уклониться от такого проявления искренности. В случае присутствия эгоиста с явными и откровенными потребительскими наклонностями ситуация приобретает еще более проблемный характер. Ибо, у эгоиста очень слабо развито чувство благодарности за добрые дела, сделанные в его адрес окружающими. И в тоже время, он буквально требует особой благодарности за каждый свой чих, что называется, в адрес другого человека.
Безусловно, искренность должна быть осмысленной. Человек, претендующий на интеллигентность, стремится моделировать свое общение таким образом, чтобы оно было достаточно удобоваримым и приемлемым для партнера по общению. В принятых рамках разумности и приличия. Искренность не должна быть формальной и механической. Она не предполагает введения в заблуждение вообще кого бы то ни было с эгоистическими целями. Искренность никак не исключает проявление достаточно существенной изящности ума и души.
Искренность не предполагает категоричности и максимализма, прямолинейности и демонстративности, резкости и жесткости (без особой на то необходимости). Искренность тесно связана с честностью и порядочностью. Без искренности невозможна ни дружба, ни любовь, ни просто хорошие человеческие отношения на любом уровне и в любой сфере жизни.
Как правило, большинство людей не умеет лицемерить виртуозно. Некоторые жесты, слова, выражения, стилистика речи, интонация голоса, мельчайшие мимические движения, выражение глаз, так или иначе, раскрывают сознательное лицемерие или лживость человека. Правда, для этого требуется развитая интуиция и проницательность, внимательность и наблюдательность, психологическая аккуратность и осторожность, бдительность и мудрость, существенный жизненный опыт.
С другой стороны, всегда и перед всеми выворачивать себя наизнанку тоже не стоит. Ибо, это, чаще всего, не найдет должного понимания у подавляющего большинства окружающих. И даже более того: во многих случаях обернется для человека очень неприятными последствиями. Да и самому имиджу человека может быть нанесен очень серьезный ущерб. Например, совсем не обязательно всегда и всем говорить все, что думаешь по конкретному поводу. Имеет смысл дозировать и фильтровать, условно говоря, информацию. И не только о себе самом. Не говоря уже о том, что стараться облечь свои мысли и чувства в достаточно достойную и изящную форму. Серьезно заботясь об эстетическом чувстве других людей в интеллектуальном, психологическом и духовном плане. Искренность не исключает проявление великодушия и снисходительности, терпения и терпимости, фоновой доброжелательности даже в самых сложных и проблемных ситуациях.
Качественное взаимное доверие
Доверие – это очень важный момент в жизни любого человека. Всем хочется, чтобы к ним максимальное число людей испытывало наибольшее доверие. Классические интеллигенты, в отличие от всех прочих людей, очень хорошо разбираются в людях. Что, собственно, дает им возможность создавать достаточно подробный психологический портрет нового знакомого (а иногда и совершенно незнакомого человека). И определять то, в какой степени этот конкретный человек заслуживает доверия. Речь в данном случае, не идет о профессиональных манипуляторах и прочих людях похожего типа. Хотя, и применительно к ним есть свои диагностические методики, основанные на экспресс-анализе многочисленных и разнообразных второстепенных и третьестепенных тонкостей и нюансов, деталей и подробностей.
Все истинные интеллигенты считают своим священным долгом не только проявлять большое и качественное доверие к тем, кто этого действительно заслуживает. Но и всегда, и во всем, и в полной мере оправдывать то доверие, что кто-то к ним проявил. Чувство собственного достоинства не позволяет им себя вести иначе. И дело касается не только других интеллигентов, но и вообще любых других людей. Не зависимо от их интеллекта, профессии, социального положения и прочих других формальных характеристик и показателей.
Интеллигент старается не вызывать сомнений в своей человеческой и личностной порядочности в любых отношениях и на любом их уровне. Все, что он делает, носит четкую и конкретную печать добросовестности его ума и души. И не потому, что он – это злокачественный формалист. А потому, что он считает необходимым иметь возможность всегда и во всем уважать себя самого за то, что он делает и за то, как именно он это делает.
Даже сталкиваясь с авантюристами и интриганами, интеллигент никогда и ни в чем не отступает от своих личных принципов порядочности и благородства. Хотя, безусловно, строит свои отношения с ними существенно иначе, нежели со всеми прочими людьми. Не говоря уже о тех, кто смог завоевать его доверие.
В личных отношениях интеллигент сознательно и целенаправленно стремится создать сокровенный уровень общения. Конечно, только там, где это возможно хотя бы чисто теоретически. Ибо, сокровенное общение – это двухсторонний процесс. И если одна сторона откровенно халтурит, то из этого, скорее всего, мало что хорошего может получиться.
Интеллигент ведет себя так, чтобы не было и тени сомнения в том, что он заслуживает большого и стабильного доверия. И не только в какой-то отдельной и конкретной ситуации, но и на всю оставшуюся жизнь. Если же, помимо воли и желания интеллигента, возникла какая-либо не совсем корректная ситуация, то он сам, без специального напоминания со стороны, старается компенсировать неблагоприятные моменты возникшей ситуации. Пусть даже с некоторым прямым или косвенным ущербом его личным интересам. Ибо, его доброе имя ему дороже всего. Интеллигент – это дипломат во многих вопросах. Но он хранит верность своим духовным принципам и убеждениям. Компромиссы со своей совестью ради личных интересов для него категорически недопустимы. Хотя, конечно, в отдельных случаях возникает ситуация, когда ради больших духовных моментов из числа классических ценностей можно в определенной степени пожертвовать какими-либо моментами, косвенно связанными с духовностью. Все должно быть максимально осмысленным. Формализм и чванство в принципе чужды интеллигенту.
Лояльность
Лояльность – это не только элемент психологии, но еще и философский элемент, связанный с мировоззрением человека. Это своего рода момент более глубоко и многогранно осознанной доброжелательности. Которая, в свою очередь, является естественным и закономерным проявлением интеллигентности. Только применительно к аристократам этот момент имеет не только более высокий уровень гармоничности (как элемент гармоничности личности в целом), но еще и характеризуется еще более высоким уровнем многогранности, выраженности и изощренности. Что, собственно, является почти постоянной добавочной характеристикой применительно к большинству достоинств и добродетелей аристократа.
Отчасти лояльность основана еще и на терпении и терпимости, великодушии и снисходительности, понимании основных законов бытия. В частности, закона медленной и постепенной эволюции личности человека. Когда приближение к абсолютному идеалу возможно только через сто воплощений по сто лет каждое. В силу чего ждать каких-либо фантастических результатов в течение одной жизни буквально от всех людей, мягко говоря, не приходится. Ибо, это и нереально, и нелогично.