bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Айас ещё долго бродит по тайге. Две луны бродит. Он вслушивается в шум вьюги, в звуки под землёй, в ход воды подо льдами. И, удовлетворенный работой тонхов, уходит в гору Хан. Тогда зимой ударяет молния и гремит гром.


***


– Хм. Спасибо, это весьма любопытно. Что значит шестая луна?


– Примерно середина февраля.


– А сегодня второе марта. Значит, ваш Айас должен вернуться в тайгу, так?


– Мистер Брайден, вы верите сказкам?


– Нет, не верю, оф кос. Но почему бы не допустить, что в тайге сохранился небольшой ареал крупных реликтовых медведей? Особей в тридцать. Возможно, что встречи с такими зверями и породили мифы и легенды. Как думаете?


– Вы не верите, и я не верю. Однако местные охотники очень верят. Никто с вами не пойдёт, мистер Брайден. А идти в одиночку на медведя, даже на обычного – это самоубийство.


– Мы не одни пойдём, Андрей. С нами пойдёт Джордж Вашингтон, – Александер похлопал по карману, в котором лежал его бумажник.


…До Ручьёв добрались на снегоходе, прицепив к нему сани с поклажей. Ехали по хорошо накатанному руслу небольшой речушки. Была и другая дорога по просеке, но решили особо «не светиться».


Ручьи – три десятка срубовых домов, население – охотники и рабочие с лесопилки. Лесопилка не работала уже неделю – всё занесло, и поселок утопал в высоченных сугробах в рост.


Остановились у крайней избы.


– Подождите, Александер. Я быстро. Обстановку разведать надо, – Андрей соскочил с седла и пошел к дому.


Возвратился через двадцать минут.


– Поехали. Никто тут на такое не подвяжется, я же говорил. Еcть только один человек.


Они проехали на другую сторону поселка. На дороге работал бульдозер, расчищал заносы.


Нужный дом оказался на отшибе.


Андрей остановил снегоход и они пошли пешком по узкому проходу в сугробах.


Хозяин, маленького роста хант, в ватнике и валенках, расчищал крыльцо снеговой лопатой.


– Здорово, Саня. Принимай гостей, – Андрей помахал охотнику рукой.


– Ох, Андрей, давно тебя не видел, – Саня поставил лопату и потопал ногами по крыльцу, – заходи, чай пить будем.


Из сеней был ход в комнату и в чулан. Александер заметил в чулане висящие шкуры – лисьи, волчьи. Комната в доме была одна, посреди стояла печь, бросающая из топки красные отблески на половицы. Ставни плотно прикрыты.


Саня включил электрочайник.


– Хорошо, что электричество есть. От ЛЭП питаемся, – он поставил перед гостями чашки, нарезанный белый хлеб и варенье.


– Мы к тебе по делу…


– Да погоди ты с делом, Андрюха. Чайку попьём, погутарим про погоду. А дело твоё подождёт. Тут, почитай, гости раз в год бывают. А что, к Митричу заходил?


– Сразу же.


– А чего это он… с вами не пришёл?


– Не захотел.


– Чудно. А это кто, познакомь.


– Да, знакомьтесь. Это мистер Алекс Брайден, из Америки.


– Ух ты! Из самой Америки? К нам, значитса? А меня Сашей кличут.


Брайден пожал маленькую ладошку.


– Не побрезгуйте, угощайтесь, – Саня налил чаю в кружки. На левой руке у него не хватало трёх пальцев.


Поговорили о погоде, о ценах и надвигающемся кризисе. Александер заметил ружья, висящие на стене. Среди тулок был и настоящий «Зауэр» бокфлинт. Саня перехватил взгляд.


– Хорошее немцы делают оружие. Справное. А у вас какое? – он кивнул за зачехленный ствол.


Алекс показал.


– Ого! Сурьёзная машинка. Девятка?


– Иес, тридцать восьмой калибр.


– Извиняюсь, и на кого вы собрались охотиться… с таким?


Андрей кашлянул.


– Саня, мистер Брайден хочет, чтобы ты помог ему выследить медведя.


– Так с нашим удовольствием. Только надо было с Митричем насчёт собак договориться. Что же вы с Митричем-то?


– Нет, Саня. На того медведя собаки не нужны.


Саня с подозрением покосился на американца.


– Какого такого медведя?


– Ну, ты же понял, на какого.


Саня поджал тонкие губы.


– Вон оно чё… А я-то думаю – и что это Митрич не зашёл. Ну, ладно, я что-й то запамятовал. Мне же в город собираться надо. А вы ещё к кому зайдите, Андрюха. Вон, к Красильникову, или…


– Саня, не дребезди. Ты же один видел ЕГО. И знаешь, как его можно взять.


– Да мало ли чего я знаю и чего видел!!! – взвизгнул Саня, – хотите в тайге сгинуть, так я вам не компания. Идите сами, я вам вон на карте покажу.


Александер понял, что пора вступить в разговор.


– Саша, я заплачу хорошие деньги. Соглашайтесь.


Саня сел на табурет, с интересом уставившись на Брайдена.


– Это какие же?


– Две тысячи американских долларов.


– Только-то? Я за две недели на большее шкур продаю.


– Четыре тысячи. Это ваш месячный заработок. А работы на три-четыре дня. Соглашайтесь же, мистер Саня.


Хант помолчал с минуту.


– Ладно, будь по-вашему. Не знаешь, на что ты идёшь, американец. Но дело твоё, только деньги вперёд. Не ровен час, не вернёшься.


– Половину. Остальное потом.


– Ладно. Поедем завтра утром, на двух санях. За десять километров до места моторы оставим, на лыжах пойдём. И вам одежонку другую подобрать бы.


***


К вечеру собрались.


Белый камуфляж, специальное арктическое бельё, паек на двое суток, палатка, портативный газовый калорифер, приборы ночного видения, лыжи, оружие, два спутниковых телефона, мясо – десять килограмм. Саня долго рассматривал газовую печку и оценивающе щелкал языком. Он впервые видел такой гаджет.


– Зачем столько мяса? – поинтересовался Андрей.


– Медведь – шатун. На приваду будем брать.


Привада – железная бочка, набитая камнями и мясом, прикованная цепью к дереву. Медведь идёт на запах мяса и легко может уволочь бочку. Поэтому её накрепко привязывают к неподвижному предмету.


Зимой мясо промерзает, и почти не пахнет. Решили нагреть бочку огнем костра, а угли обработать специальным препаратом, чтобы отбить запах гари.


Метрах в пятидесяти – ставить палатку, где можно обогреться. Ждать придётся не меньше суток, а то и трое. Двое стрелков встанут с подветренной стороны, не ближе тридцати-сорока метров, третий – в палатке, на смену.


***


Алекс всегда побеждал.


Он был гражданином самой великой и мощной страны мира, обеспеченным гражданином. Он привык получать от жизни удовольствия, которые были гарантированы ему счётом в банке.


Убивать животных было одним из таких удовольствий.


Нет, он не ел оленьего или кабаньего мяса. Ему нравился сам процесс. Он не задумывался о чужой смерти – ведь это были всего-навсего животные. Безмозглые, тупые, низшие твари. И не было разницы, что одни из них были травоядные, другие – свирепые хищники. Властвуя над их жизнями, он ощущал себя почти богом.


Другая сторона медали – престиж, чувство самоуважения, которое возникало всякий раз, когда в клубе он предъявлял охотничьи трофеи. Будь это слоновий бивень или шкура льва.


Как говорят в Америке, он сделал себя сам. Кропотливым упорным трудом он добился в жизни всего, что имел сейчас. И теперь он – преуспевающий финансист, плетущий деньги «из воздуха», из ничего.


Откровенно говоря, этих русских он не понимал. Как они могут влачить такое убогое существование, имея такие несметные богатства? И эти двое, Андрей и Саня, готовы уступить ему пальму первенства в охоте на реликтового медведя, польстившись на несколько тысяч долларов… Почему? Мелочная жадность?


В таком случае, они мало отличаются от зверя, идущего на приманку. Примитивные людишки, они не чета ему.


…Поляна оказалась в самом деле очень большой, метров сто в поперечнике. Приваду устроили возле бурелома, чтобы затруднить добыче бегство. Стрелки расположились в пятидесяти метрах, по краям поляны напротив друг друга. Палатку поставили в глубине леса.


Обустроились только к вечеру, когда уже стемнело.


Саня остался в палатке, а Алекс с Андреем заняли позицию на первые два часа.


Бочку с привадой было хорошо видно. Брайден устроился у большого пня, карабин положил рядом. Поляну покрывал ровный снежный наст, нарушенный лишь у кромки леса следами бурундуков и зайцев.


Над поляной бесшумно пролетела сова, он видел её в инфракрасный прибор.


Мороз усиливался, но пока Александер не ощущал его.


Прошло около часа, или чуть больше, тучи рассеялись, и поляну осветила полная луна.


«Восьмая луна», – подумал Александер.


Поляна преобразилась.


Всё заискрилось в её лучах, и силуэты вековых елей проступили из таёжной темноты. С ветки снова слетела сова, с шорохом обрушив с еловой лапы снег.


Брайден не знал, сколько ещё прошло времени. Вдруг верхушки елей наклонились в разные стороны, освобождаясь от снежного плена, словно кто-то большой продирался сквозь заросли осоки, и на поляну вышел медведь.


Сказать, что он был большой, не сказать ничего. В холке он достигал метров пять, или шесть. Шерсть, его покрывающая, переливалась то красноватым, то белым цветом. Вокруг тела мерцал синий ореол, или сияние.


Стало светло, почти как днем.


Медведь остановился и понюхал воздух. Видимо, что-то почуяв, он двинулся в сторону Брайдена, лапами взрывая наст.


В ушах у Александера стал нарастать жуткий звон. Он инстинктивно нащупал карабин, и ничего не соображая, выстрелил. Потом ещё, и ещё…


Тайгу разорвал страшный рёв, вздымая тучи снега к макушкам елей. Медведь подошел к Алексу вплотную – огромная голова заслонила свет Луны, словно пули прошли мимо. Под передней лапой треснул приклад ружья.


Зверь снова издал рык и не спеша направился в чащу.


…Его нашли через три дня у костра. Митрич нашёл. Саня, уснувший в палатке, отравился газом от неисправной горелки, а Андрей получил в грудь все шесть пуль мистера Брайдена.


Самого Алекса отправили домой, продержав в психиатрической клинике Новосибирска шесть дней. Что так сильно повлияло на его сознание: то ли вид зверя, то ли его голос, то ли ещё что – неизвестно.

Васенька

Я видел его здесь три раза.


Этого человека в парке. И он всегда сидел на лавочке.


Парк, скорее небольшой сквер, огороженный забором из высоких железных пик, располагался на углу Печорской и Архитекторов. В ограде образовались две прорехи, позволяющие срезать угол. Но главное, пожалуй, была тень от каштанов и кленов. Я нырял в эту тень, оставляя остальным прохожим, бредущим по тротуарам, невыносимую августовскую жару.


В глубине сквера скрывалось в листве двухэтажное здание желтого цвета. Что в нем располагалось, я не знал.


Человек был необыкновенный.


Когда я в первый раз прошел мимо него, ноги стали ватные, словно попали в смолу или патоку. И перед глазами как пелена, или густой туман. Так бывает.


Второй раз я попробовал пройти мимо этого места быстрее, и мне показалось, что тот человек улыбается.


Да, он смотрел прямо на меня и улыбался.


И сегодня он сидел на своем обычном месте. И лавочка была самая обыкновенная. Знаете, какие раньше делали лавочки – из разноцветных реек, закрепленных на чугунных витых ножках.


Я поравнялся с ним и вдруг понял, что он вовсе не улыбался. Не знаю, что со мной произошло, черт ли дёрнул, но я остановился и выпалил:


– Послушайте, как вы это делаете?


– Что? – спросил он.


Я вновь почувствовал эту вязкость вокруг, но лишь на мгновение. Это быстро прошло.


– Вот вы же не улыбаетесь. Но я абсолютно уверен, что именно улыбаетесь.


Он посмотрел на меня так, как смотрят птицы.


– Как вас зовут?


– Меня? Аркадий.


– А меня Василий. Присаживайтесь рядом, тут уютно.


Я сел на теплые деревянные брусья лавки. Он был одет в простые серые брюки и белую рубашку навыпуск с короткими рукавами. На вид лет пятидесяти. Волосы седые, чуть вьющиеся, в беспорядке. Руки, помнящие физический труд, на удивление чистые.


От него пахло ландышем.


– Хорошо, правда? – сказал он.


– Что, что? – раздраженно переспросил я.


– Лето, прохлада, воздух. Здесь белка живет, но сейчас она спит.


– Вы сейчас не улыбались?


– Нет. Это вам кажется.


– Почему мне это все время кажется? – глупее этого вопроса я ничего не мог придумать.


– Потому что я знаю один секрет, – сказал он просто, – хотите, я вам его скажу?


– Хочу.


– Люди хотят справедливости. Они хотят того, что не существует. Иногда они добиваются исполнения своих желаний. И тогда появляются другие, для которых существует уже другой уровень справедливости. Если хотите, меньший, чем был до этого. И это ничего не меняет. Это как зеркальная поверхность – под микроскопом она шероховатая. Шероховатости образуют правильные формы, или сообщества.


Несправедливость течет, изменяется. Она есть движущая сила жизни. А справедливость – химера.


– Вы уверены?


– Почти уверен. Хотите сухарик? Я сам их делаю из черного хлеба. Посыпаю приправами, солью, получаются как настоящие кириешки.


Он протянул мне горсть черных кубиков.


– Спасибо.


Я разгрыз один – действительно вкусно.


– Есть еще один секрет. Рассказать?


– Да.


– Счастья тоже нет. Представьте на секунду, что вы счастливы. И вы решили помыть руки, и тут раз – воды нет. Счастье лопнуло, как мыльный пузырь, растворилось. Счастье – всего лишь ощущение, мимолетное и недолговечное чувство. Оно зависит от внешних обстоятельств. И существует лишь при условии сравнения его с несчастьем. Как белое есть потому что есть черное. Устрани это противоречие, и человек не будет терзаться ожиданием того, что не существует.


Теперь он улыбался. Действительно улыбался.


– Хотите третий секрет?


– Хочу.


…Я поднялся с лавочки – оказалось, мы просидели два часа. Я медленно двинулся по вымощенной плиткой тропинке, и странное чувство овладело мной. Словно мне злой хирург удалил некий орган, отвечающий за некие скверные ощущения: утреннюю депрессию, вечерний упадок сил,  дневное раздражение. За что-то еще, что я пока не совсем понял. У меня был этот орган, но теперь его не было.


Я оглянулся.


Василий сидел, как прежде, на той скамейке. Зрение снова ухудшилось, и он уже выглядел как большое светлое пятно в тени сквера. Словно кто-то посветил фонариком в темноту.


По дорожке от желтого дома шла полная женщина в светло-зеленом халате поверх платья и в такого же цвета шапочке.


– Васенька, вот ты где. Горазд же ты в окошко лазить, и как ты его только открываешь? Небось, опять у Татьяны Петровны ключ стащил?


Василий закивал головой, как китайский болванчик. Он улыбался.


– Ну пойдём, пойдём таблетки пить. Пойдём, милый.


Она взяла его за руку и повела к корпусу. Василий шёл за ней и приветливо махал ладошкой каштанам.


Каштаны молчали.

Мастер иллюзии

Когда я вошел, шеф стоял под кондиционером.


– Ну и жара. Почему они не ставят вентиляторы в паркинге, не знаешь, Макс?


– Не знаю. Наверное, экономят во время кризиса.


– Садись. Кофе?


С чего это шеф так раздобрился, интересно. Не иначе как собрался засунуть меня в чертову деревенскую дыру, чтобы я написал репортаж о чертовом фермере и о его чертовых коровах.


Автомат забулькал, изрыгнув в чашку сто грамм черной бурды.


Придётся пить.


– Мне позвонил шеф полиции, спросил, не мог ли я послать кого-то для, хмм… В общем,  Макс, я вспомнил, что ты давно не был в хорошем деле.


– Спасибо. Криминал это моё.


– Не совсем. Не любишь кофе?


– Что вы, напротив, – я отхлебнул из чашки.


– А как насчёт цирковых фокусов?


– Ограбили кассу в цирке?


Вместо ответа шеф неопределенно покрутил рукой в воздухе и постучал толстым пальцем по столу, на котором лежала вечерняя газета.


Я взглянул на объявление, жирно обведенное желтым фломастером.


                Мастер иллюзии Пьер Понак.


                Возвращение с того света


                Лазерное шоу


– Проведи что-то вроде журналистского расследования. Поговори с этим фокусником, разнюхай.


– А причём тут полиция?


– Дело тонкое, деликатное. На этого Пьера у них что-то есть. Не хотят пока форсировать события. А ты как обычный зритель, ну и прочее. Кроме того, нам надо поднять рейтинг – много слухов ходит об этом Понаке.


Билет я достал не без труда. Помещение арендовалось на окраине, в старом доме времен войны севера и юга – с вензелями и колоннами.


Зал оказался небольшой, но приспособленный как нельзя лучше. Ряды довольно приличных кресел располагались амфитеатром под большим углом, как в цирке. Сцена шириной полтора десятка метров убрана тяжелыми бордовыми портьерами, по бокам ниспадающими складками.


Зал был почти заполнен.


Я отыскал свое место, оно оказалось в самом центре. Что ж, довольно хороший обзор.


По периметру, под самым потолком, задрапированным чем-то черным, на кронштейнах – приборы, похожие на лазеры. Софиты с дистанционным приводом, динамики и другая театральная техника.


Я достал бинокль и попытался рассмотреть лазеры. Мне показалось, что это вовсе не оптические приборы, а нечто иное. Ребристые коробки с металлическим стержнем.


Интересно…


Свет погас, включилась рампа.


На сцену вышел человек в черном смокинге, лет сорока, слегка вьющиеся черные волосы его были зачесаны назад. Я ожидал яркую харизму, что-то демоническое, но – нет.  Глубоко посаженные глаза, средний лоб, нос чуть великоват, с горбинкой, тонкие губы, безвольный подбородок.


Всё заурядно.


Лишь голос не подкачал – бархатный баритон с четкой фиксацией согласных.


Он поклонился и начал своё представление.


– Вечер добрый, господа.


Каждый из нас совершает ошибки. Незначительные, мелкие, досадные, крупные, непоправимые – разные. Философствуя подчас, мы говорим, что это своеобразная школа жизни. На ошибках учатся – таково их оправдание.


Но не слишком ли дорогой ценой достается учение?


Я всегда искал ответ на вопрос – возможно ли их исправлять. Вероятно что некоторые из них всё же исправимы.


Но некоторые…


Причиной тому тщеславие – таково мое субъективное мнение.  Мой компаньон много лет назад работал над трюком с отсечением руки с помощью гильотины. Лишь одно неосторожное движение погубило его. Он ошибся, истёк кровью до прибытия врача. Теперь его нет в живых.


Мой трюк иной. Он вовсе не опасен, ибо отточен до совершенства. Ваш покорный слуга работал над ним тридцать лет. Возможно, кто-то из вас сочтет это чудом или невероятным достижением техники – но это ни то и ни другое. Это нечто третье.


Это фокус, иллюзия, но…наоборот. Впервые за всю историю я предоставлю вам возможность выступить в моей роли, а себя поставлю на ваше место. Вы будете производителями шоу, я же буду зрителем, разгадывающим секрет фокуса.


Итак, начнем.


***

Полилась музыка.


Мастер сделал пасс руками и подошел к столику с вазой. Он раздумывал секунду или две, затем резко выдернул салфетку из-под вазы.


Ваза покачнулась, упала на пол и разлетелась на куски.


В зале раздался смех.


Но мастер невозмутимо продолжал.


– Как видите, бытие есть предмет хрупкий – как жизнь этой вазы. Достаточно совершить ошибку, и результат не заставит ждать. На этом простом примере вы в этом убедились. Однако перейдём к более сложному трюку.


Понак наклонился над осколками, сделал обеими руками вращательное движение, и ваза собралась в исходное целое состояние.


Раздались аплодисменты, и по рядам прошел ропот.


Музыка  стихла, и на сцену вышла очаровательная девушка, ассистентка. Она толкала перед собой тележку с зеркалом в великолепной золоченой раме. Зеркало было большое, в человеческий рост.


Мастер свернул салфетку треугольником, взмахнул ею, и в его руке оказался револьвер. Он картинно подал его девушке.


– Это Нора, моя подруга. Честь имею представить.


Нора сделала реверанс, и невесомая серебристая туника на ее плечах пришла в движение.


Понак встал между зеркалом и ассистенткой и повернулся лицом к залу.


– Господа, сей же час ваше слово. Под правым подлокотником каждого кресла спрятана волшебная палочка. Возьмите её и укажите ею на меня. Вот так. Теперь, не опуская палочки, задумайте слово «исчезни». Только одно слово, господа. На счёт три. Думайте его.


Раз, два, три!


Нора подняла револьвер и выстрелила. Пуля прошла сквозь тело мастера и попала в центр зеркала – оно со звоном раскололось. Большой кусок его упал на сцену.


Прошло несколько секунд, и мастер вскинул голову.


-У вас превосходно получилось, господа. Браво!


– Она промахнулась, – раздался насмешливый голос из зала.


– Я ожидал вашу реплику. Вы правы, и разрешите пожать вашу руку.


Мастер быстрым шагом поднялся к сказавшему – полному господину в оранжевой рубашке и серой жилетке, сидящему у прохода. Он дружески протянул ему изящную ладонь, и господин пожал её, но… пожал пустой воздух.


Толстяк вздрогнул от неожиданности, но вдруг его осенило.


– Голограмма? Вы – голограмма!


– Совершенно верно.


Зал взорвался аплодисментами. Мастер вернулся на сцену и сдержанно поклонился, принимая заслуженную награду.


Когда все стихло, он подошел к зеркалу.


– Я вижу, господа, вам понравилось. Благодарю. В таком случае продолжим наше шоу.


Понак вставил на место вывалившийся осколок, и он прилип, как намагниченный.


– Теперь, господа, повторим магический пасс волшебными палочками, но в ином качестве. Так же направьте их на меня и задумайте другое слово – «воскресни». Прошу помнить, что от вашего усердия и умственного напряжения зависит успех фокуса.


Итак, раз, два, три!


Весь зал направил палочки на фокусника. Но ничего не произошло. Он по-прежнему стоял у зеркала, и его фигура четко отражалась в нём.


– Браво, господа. Снова успех.


Понак отошел в сторону, но его зеркальное отражение осталось на месте. Мгновение, и оно шагнуло через раму, вобрав в себя все трещины, и на сцене теперь стояли два мастера. Они смотрели друг на друга, как бы изучая. Затем оба фантома двинулись навстречу друг к другу и… слились в одно целое.


Нора сделала комплимент, и зал зааплодировал вновь.


– Теперь ошибка исправлена. Исправлена вами, господа. Но я не понимаю, как это вам удалось. Мы вернулись к началу, ибо где заканчивается омега, там начинается альфа. Я снова обрел физическое тело, и дабы в этом факте убедились все скептики, прошу вас бросить все свои палочки сюда, на сцену.


Я почувствовал, что меня сейчас стошнит. В зале воздух как будто сгустился, он напоминал кисель. Я сделал несколько глубоких вдохов, тошнота постепенно прошла.


Палочка была твердая, весом грамм пятьдесят, графитового цвета. Я размахнулся и бросил.


Она угодила Понаку в ногу и отскочила. Все палочки градом полетели в него, застучали по деревянному полу, но некоторые попали в цель. Они отскакивали, отлетая, и падали обратно в зал.


У меня не получалось связать это в сколь-нибудь логическое объяснение.


Между тем наступала развязка фокуса.


– Поставим финальную точку, господа. Нора, прошу. Прошу, господа, внимание!


Нора подошла к мастеру, приставила револьвер к его голове, и… выстрелила. Кровь брызнула из выходной раны, и Понак упал замертво.


В зале воцарилась гробовая тишина. Она длилась секунд двадцать. Из динамиков послышалась музыка, поскрипывание, и женский голос с акцентом произнёс:


– Сеанс окончен.


Качество звука было такое, словно кто-то восстановил фонограмму тридцатых годов.


В пугающей тишине зрители вставали и двигались к выходу.


Я дождался, когда зал полностью опустел. Освещение погасло, осталось лишь несколько дежурных ламп.


За занавесом – никого.


Столик с вазой и пустая рама без зеркала. Я заглянул за раму в надежде увидеть люк под полом, но ничего такого не было. За кулисами я всё же нашел железную дверь, ведущую к лестнице.

На страницу:
2 из 3