bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Андрей Тихомиров

Из Африки в Аравию и по всему миру

Ученые выявили 5 эпизодов переселения древних людей из Африки в Аравию. Согласно результатам международного исследования, опубликованным в журнале Nature, первые люди пришли в Аравию из Африки 400 тысяч лет назад. После этого были еще как минимум четыре волны миграции, каждая из которых совпадала по времени с коротким периодом уменьшения засушливости в регионе, когда Аравийский полуостров покрывался зеленью и многочисленными озерами. Археологические раскопки ведутся на территории Саудовской Аравии давно, но до сих пор они ограничивались прибрежными территориями и небольшими оазисами, а обширная внутренняя часть оставалась неизученной.

Также археологи из Института истории человечества имени Макса Планка в Йене (Германия) вместе с коллегами из других стран и при поддержке Министерства культуры Саудовской Аравии провели работы на участке Халл-Амайшан 4 и в оазисе Джубба в пустыне Нефуд на севере Аравийского полуострова и обнаружили тысячи каменных орудий и костей животных, свидетельствующие о неоднократном пребывании в этом районе древних людей.

Территориально находки приурочены к прибрежной зоне крупного озера, когда-то располагавшегося между двумя большими дюнами. Исследователи выделили шесть периодов полноводности озера, с пятью из которых по времени совпадают находки артефактов.

Результаты геохронологических анализов каменных орудий показали, что люди здесь жили примерно 400, 300, 200, 100 и 55 тысяч лет назад. Возраст находок авторы определяли методом люминесцентного датирования, который фиксирует время, в течение которого крошечные песчинки на поверхности артефактов подвергались воздействию солнечного света.

Авторы отмечают, что каждая из пяти фаз пребывания человека на берегах озера в пустыне Нефуд характеризуется своим типом материальной культуры – от ашельской культуры "ручного топора" нижнего палеолита до среднепалеолитических технологий каменных отщепов – по которым можно отследить изменение человеческой культуры с течением времени.

В некоторых случаях различия в материальной культуре настолько велики, что это, по мнению исследователей, указывает на одновременное присутствие в регионе различных групп, а возможно, и видов гомининов, пришедших в Аравию, как из Африки, так и из Евразии. Это подтверждают и окаменелости животных. Большинство из них имеют африканское происхождение, но есть и такие, которые пришли с севера.

Обнаружение окаменелостей крупных млекопитающих посреди этой гиперзасушливой пустыни – уникальное событие. Самой замечательной стала находка нескольких фрагментов костей бегемота. В настоящее время зона их обитания ограничена влажными районами Африки, и их присутствие в пустыне Нефуд в течение последних 400 тысяч лет – убедительное доказательство того, что Аравийский полуостров был в прошлом значительно более влажным, чем сегодня, на общем фоне засушливого климата на полуострове периодически наступали фазы увеличения количества осадков, которые приводили к образованию тысяч озер, рек и болот. В это время в регионе устанавливались благоприятные условия для миграции людей и животных. Аравия стала своеобразным миграционным хабом, одно из значений английского слова hub – центр внимания, интереса, деятельности.

Из книги Тихомирова А.Е."Миграции народов. Бытие как исторический источник. Наука о Ветхом Завете": "Первобытное человечество, расселяясь с запада (Африки) на восток (Аравийский полуостров) и осваивая в глубинах Азии новые земли, еще в древнекаменном веке распалось на две группы популяций: черных и белых. Это было связано с уменьшением количества меланина, пигментов коричневого и чёрного цветов. Миграционные потоки были различны, в зависимости от климатических и географических условий местности. К примеру, западная часть современной России могла служить миграционными путями африканцев, которые направлялись к северу, где 100 – 70 тысяч лет назад был совсем другой климат – тёплый и благоприятный для проживания, район современного Северного Ледовитого океана. За прошедшее время археологам удалось обнаружить остатки свыше сотни жилищ древнекаменного века, располагавшихся в поселениях Европы и Северной Азии, например район Костенок в современной Воронежской области России. Конечно, наиболее изучены поселения позднего палеолита в интервале 30—12 тыс. лет до нашей эры. Они размещались в долинах больших и малых рек, таких, как Днепр и его притоки Десна, Сейм, Рось. Ныне остатки этих поселений залегают в толще первой и второй надпойменных террас на высоте от 5—10 до 30 и даже более метров над уровнем реки. Но в позднем палеолите уровень вод был значительно выше, и жилища стояли на самом берегу".

В эпоху раннего палеолита именно Аравийский полуостров стал первым местом, откуда человечество начало шествие по планете. В Саудовской Аравии в пустыне Нефуд рядом с высохшими ложами палеоозёр найдены 46 нижнепалеолитических археологических объектов, содержащих каменные орудия и кости животных. На стоянке Homo erectus Саффаках, находящейся в центре Саудовской Аравии, археологи нашли ок. 8 тыс. артефактов, в том числе огромное число ашельских орудий труда, изготовленных из андезита. Несколько каменных инструментов, найденных в песчаном слое почвы под дном высохшего озера в Ти-аль-Гаде в пустыне Нефуд, датируются периодом между 300 и 500 тыс. лет назад. Данные люминесцентной хронологии указывают, что 130 тысяч лет назад Аравийский полуостров был относительно жарче, количество дождевых осадков было выше, благодаря чему он представлял собой покрытую растительностью и пригодную для обитания землю. В это время уровень Красного моря упал и ширина его южной части составляла всего 4 км. Это на короткое время создало для людей возможность форсирования Баб-эль-Мандебского пролива, через который они достигли Аравии и основали ряд первых стоянок на Ближнем Востоке – таких, как Джебель Файя. Ранние мигранты, спасаясь от климатических изменений в Африке, перешли через «Врата Скорби» на территорию современных Йемена и Омана и дальше через Аравийский полуостров в поисках более благоприятных климатических условий. Между Красным морем и Джебель-Файя (ОАЭ) – расстояние в 2000 км, где ныне располагается непригодная к жизни пустыня, однако около 130 тысяч лет назад, в эпоху окончания очередного ледникового периода, Красное море было достаточно мелким, чтобы пересечь его вброд или на небольшом плоту, а Аравийский полуостров представлял собой не пустыню, а покрытую зеленью местность.

Вторая фаланга среднего пальца руки человека возрастом 90 тыс. лет была обнаружена в местонахождении Таас-эль-Гадха недалеко от оазиса Тайма или Тема на северо-западе Саудовской Аравии. Трёхмерным сканирование подтвердило анатомическое соответствие пальца из пустыни Нефуд современному человеку, а не какому-либо другому гоминину.

С концом ледникового периода в Европе климат стал более жарким и засушливым, и Аравия превратилась в пустыню, плохо приспособленную для жизни человека.

На местонахождении аль-Макар в мухафазе Таслис провинции Асир на поверхности обнаружены скульптуры-статуи животных (среди которых собака, страус, сокол), каменные орудия, наконечники стрел, скребки, наконечники копья. Четыре сожжённых кости неизвестного происхождения были датированы радиоуглеродным методом 7300—6640 годами до нашей эры. В аль-Макар присутствие человека подтверждается от среднего палеолита до протоисторического периода. Фрагмент скульптуры неизвестного животного длиной 86 см Дэвид Энтони считает изображением дикого осла (Equus asinus), а не лошади.

Доашельская индустрия Хадрамаута многослойной пещерной стоянки Аль-Гуза в Йемене, характеризуется инвентарём, характерным для олдувайских памятников. На основании геоморфологических, стратиграфических палеомагнитных данных из нижнего культуросодержащего горизонта Н можно сделать вывод, что заселение Южной Аравии человеком произошло ок. 1,65—1,35 млн лет назад. В эпоху раннего палеолита именно Аравия стала первым местом, откуда человечество начало шествие по планете. На стоянке Homo erectus Саффаках, находящейся в центре Саудовской Аравии, археологи нашли около 8 тысяч артефактов, в том числе огромное число орудий труда, изготовленных из андезита. В Саудовской Аравии в пустыне Нефуд рядом с высохшими ложами палеоозёр найдены 46 нижнепалеолитических археологических объектов, содержащих каменные орудия и кости животных.

Ашельская индустрия обнаружена в Южной Аравии на стоянке Мешхед III, местонахождении Джоль-Урум (Хадрамаут). Стоянка Мешхед III обнаруживает сходство с ашелем Ближнего Востока и оазиса Харга в Египте. Каменная индустрия верхнего палеолита со стоянок Хадрамаута (Мешхед IV и V, Аль-Габр IV, X—XII, Вади Дауан I—III и др.) и местонахождений Махры (Вади Хурут I и III) более архаична по сравнению с европейскими и ближневосточными верхнепалеолитическими индустриями и смыкается с синхронными памятниками долины Нила и Ливийской пустыни, образуя с ними единую культурную провинцию. Х. А. Амирханов рассматривает хадрамаутские материалы как южноаравийский вариант «оазисных культур» афро-азиатской полосы сухих тропиков. На территории Южной Аравии наиболее важными стратифицированными неолитическими комплексами в Хадрамауте являются Ас-Сафа I, Мешхед X—XI, в Махре – Хабарут I и II, навес Мсабиг, пещера Хбек. В раннем неолите Аравии (VIII—VI тыс. до н. э.) Х. А. Амирханов выделяет два резко отличных культурных комплекса: южноаравийский и восточноаравийский. Индустрия восточноаравийского комплекса обнаруживает близость к докерамическому неолиту Ближнего Востока сформировалась под прямым воздействием месопотамских культурных импульсов.

В Турции, недалеко от одного из древнейших храмовых комплексов в мире Гебекли-Тепе (провинция Шанлыурфа) археологи нашли еще 11 крупных холмов, созданных людьми, насыпи буквально окружают сооружения, построенные примерно 12 тысяч лет назад, на расстоянии в 100 километров. Здесь также формируется миграционный хаб, откуда люди начинают переселяться в другие регионы и формируют языковые группы. Здесь скорее всего и создаются так называемые ностратические языки. Датский лингвист X. Педерсен в свое время выдвинул гипотезу о генетической связи языков нескольких крупнейших семей, которые считались неродственными. Он назвал эти языки «ностратическими» (от лат. noster – наш). Исследования советского лингвиста В. М. Иллич-Свитыча показали научную обоснованность объединения индоевропейских, семито-хамитских, уральских, алтайских и некоторых языков в большую ностратическую макросемью языков. Эта макросемья сложилась в верхнем палеолите на территории Юго-Западной Азии и примыкающих к ней областей. При отступлении последнего вюрмского оледенения и климатического потепления в мезолите ностратические племена расселялись по обширной территории Азии и Европы; они оттеснили, а частично ассимилировали племена, которые обитали там ранее. В этом историческом процессе ностратические племена образовали ряд обособленных ареалов, где началось формирование особых языковых семей. Самая крупная из них индоевропейская языковая общность начала формироваться сначала в районе Средней Азии – археологическая культура Кельтеминар, затем на территории Южного Урала, а далее в «Большой степи» – от Алтая до Причерноморья.

В качестве археологических культур, которые могли быть соотнесены с областью общеиндоевропейского культурного комплекса, учёные называют халафскую, убейдскую, чатал-хююкскую культуры в Юго-Западной Азии и куро-араксинскую в Закавказье. Вторичной промежуточной прародиной индоевропейцев, по мнению этих ученых, явилось Северное Причерноморье, где их расселение датируется III тысячелетием до н. э. К югу от ареала индоевропейской семьи, возможно, сформировалось ядро семито-хамитской (афразийской) языковой семьи. Севернее индоевропейцев жили, по-видимому, носители картвельского праязыка, восточнее – дравидийского праязыка. Прародина уральских (финно-угорских и самодийских) тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков находилась, вероятно, на северо-восточной периферии. К этой ностратической макросемье языков относятся индоевропейская, семито-хамитская, или афразийская, картвельская, уральская, дравидийская, тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская, чукотско-камчатская и, возможно, эскимосо-алеутская языковые семьи. На языках этой огромной макро-семьи теперь говорит свыше 2/3 всего населения мира.

Распространение ностратических языков шло, вероятно, как путем расселения древних людей современного вида, так и путем контактов между их различными племенными группами. Есть основание предполагать, что на юго-востоке Азии примерно в то же время складывалась другая древняя языковая макросемья (или ствол) – тихоокеанская, дифференциация которой привела к развитию китайско-тибетских, австроазиатских и австронезийских языков. Другие ученые (в их числе многие советские языковеды) считали, что наиболее вероятным временем образования языковых семей являются более поздние периоды истории, соответствующие неолиту (новокаменному веку) и бронзовому веку археологической периодизации (8-2 тыс. до н. э.). Образование древнейших языковых семей в это время было связано с выделением подвижных, преимущественно скотоводческих племен и их интенсивными переселениями, которые усиливали процессы языковой дифференциации и ассимиляции. Следует, впрочем, отметить, что реальные различия между обеими точками зрения не столь уж велики, так как образование разных языковых семей происходило неодновременно и представляло собой очень длительный процесс.

Раньше других сложились, вероятно, этнические общности, говорящие на языках, которые сохраняются в настоящее время у малых народов, живущих на периферии первобытной ойкумены – территории суши, заселенной людьми (греч. «эйкео» – населять). Эти языки отличаются большим разнообразием фонетического состава и грамматики, нередко образуя между собой незаметные переходы, восходящие, быть может, к эпохе первобытной лингвистической непрерывности. К таким языкам, очень трудно поддающимся генеологической классификации, принадлежат уже известные нам языки американских индейцев, «палеоазиатов Сибири», австралийцев, папуасов Новой Гвинеи, бушменов и готтентотов, некоторых народов Западной Африки.

Южноаравийский культурный комплекс сформировался на местном субстрате и сохранил традиционное (североафриканское) направление культурных связей. На ранней стадии позднего неолита Аравийского полуострова (V тыс. до н. э.) отмечено исчезновение восточноаравийского комплекса с трансформацией южноаравийского культурного комплекса в сторону «пустынного неолита», проявляющего черты сходства с капсийской индустрией и фаюмским неолитом долины Нила и Восточной Сахары. Специфические уже в VIII тыс. до н. э. для южноаравийского неолита элементы в фаюмском оазисе фиксируются только в V тыс. до н. э., что указывает на направление культурных влияний от Аравии в сторону Северной Африки. Памятники постнеолита Южной Аравии (II—I тыс. до н. э.) были синхронны культуре бронзового века и раннегородской цивилизации данной территории и плавно трансформировались в культуру исторически современного кочевого бедуинского населения

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу