bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

В соответствии со "Старшей Эддой", дверги были созданы из крови и костей Имира. В "Пророчестве Вёльвы" рассказывается, что из костей Имира были созданы горы, а затем в 14-й строке говорится:

Еще надо карликов

Двалина войска

роду людскому

назвать до Ловара;

они появились

из камня земли,

пришли через топь

на поле песчаное.

Карлики появились из камня земли, как и свидетельства, указывающие на то, что дверги ассоциировались с горами и камнями. В то время и в наше время горы и камни были связаны с металлургией и кузнечным делом, которые также присущи двергам. Можно сделать вывод, что Свартальфахейм является подземным миром или миром, состоящим из гор и расщелин. У Свартальфахейма есть свой антипод – Альвхейм, как у Асгарда – Хель. В мифах часто идет противопоставление черных альвов и светлых, о которых мы поговорим чуть ниже.

Для скандинавской мифологии характеры "говорят" за своих хозяев имена. Имя для скандинавов обладало магическим свойством. Поэтому интересно рассмотреть общий характер расы двергов через призму их имен.

Итак, карлики:

– Мудрые (Вит – мудрый, Регин – советующий).

– Искусные мастера (Дори – сверло, Фили – напильник, Вейг – клин, Ханарр – ремесленник).

– Золотолюбивы (Фундин – найденный, Драупнир – карлик, названный как великое кольцо, которое в переводе значит "Капающий". Согласно легенде, из золота кольца Драупнира капало еще восемь золотых колец, Траин – преуспевающий).

– Также имена карликов несут в себе отрицательные качества для человека (Гинарр – обманщик, Альтьоф – всевор, отец воров, великий вор, Мьедвитнир – мерзавец, Бифур – трусливый).

– Но наряду с этим они проявляют и положительные черты, важные для людей (Текк – приятный, Андвари – осторожный, Хар – достойный, Торин – храбрый, Фрег – известный).

Также для карликов характерна мифологема, известная и в других мифологиях, касающаяся сторон света. Имена четырех двергов, названных по странам света – Нордри («северный»), Судри («южный»), Аустри («восточный»), Вестри («западный»), – они поддерживают небо по четырем углам земли.

Согласно именам карликов, мы можем говорить о них, как об искусных кузнецах, проживающих в горах или горных расщелинах. Появление этого мифа может быть связано с появлением примитивной металлургии в Скандинавии, а дверги могли быть персонифицированными духами этих мест.

Когда мы разобрались с самой расой двергов, следует поговорить и о Свартальфхейме, точнее о двух традициях: первой – исландской и второй – континентальной, или проще говоря, материковой. Выше уже упоминалось, что о Свартальфхейме нет ни слова в "Старшей Эдде", зато там упоминается Нидавеллир.

37 Стоял на севере

в Нидавеллир

чертог золотой, —

то карликов дом;

другой же стоял

на Окольнир дом,

чертог великанов,

зовется он Бримир.

По "Старшей Эдде", Нидавеллир находится в Хельхейме и является жилищем карликов. Однако, в отличие от писаний Снорри, здесь нигде не упоминается, что карлики и дверги это единый народ. Этимология слова "Нидавеллир" восходит к древнескандинавскому языку и переводится как "мрачный чертог".

В чем же различие этих двух традиций?

– Более древняя традиция, без сомнения, заключается в вере, что Нидавеллир – это одно из мест Хельхейма. Здесь, по-видимому, темные альвы и дверги являются различными расами. Дверги боятся дневного света и постоянно живут во мраке гор и куч камней.

– Вторая традиция, по-видимому исландская (возможно, норвежская), является более поздней. Дверги начинают смешиваться с альвами – природными духами. Снорри, имея на руках разночтения в различных источниках, пытается их примирить.

«Некогда Альвхейм

был Фрейром получен

от богов на зубок.»

Под влиянием христианской традиции, где духовный мир диаметрально противоположен друг другу, Снорри разделяет альвов на светлых и темных. При этом в его текстах темные альвы начинают ассоциироваться с двергами, которые жили в подземном мире. В представлении христиан, и я напоминаю, что Снорри таковым и являлся, подземный мир являлся обителью демонов и злобных сил. Поэтому он решает примирить обе традиции и связывает двергов с альвами, нарекая их "темными". Вероятно, Снорри решает нивелировать название Нидавеллира (хотя мир остается тем же). Если Альвхейм, упомянутый в "Старшей Эдде", является обителью светлых альвов, Снорри решает сделать мир антиподом и называет его "землей темных эльфов", то есть, Свартальвхеймом. Исходя из этого, будет правильно считать, что Свартальвхейм не является отдельным миром, а всего лишь чертог в Хельхейме.

Альвхейм

Теперь следует рассмотреть антипод предыдущего мира – Альвхейм, также известный как Льесальвхейм, мир светлых альвов. В отличие от мрачного подземного чертога Свартальвхейма, мир светлых альвов описывается как прекрасное солнечное место.

«Некогда Альвхейм

был Фрейром получен

от богов на зубок.»

В этом стихе подчеркивается значение Альвхейма для Фрейра, а также демонстрируется связь между альвами и богами ванами. Это критически важное замечание, Фрейр является божеством плодородия и этот ван связан с сельскохозяйственными циклами и силами природы. В свою очередь и альвы являются духами природы, что сближает между собой эту расу и Фрейра.

Однако в "Младшей Эдде" не указано, что Фрейр является правителем Альвхейма. Снорри описывает только светлых альвов и красоту Альвхейма, расположенного на Гимле. Что представляет собой Гимле, неизвестно, хотя в "Прорицании Вёльвы" не упоминается Альвхейм.

Чертог она видит

солнца чудесней,

на Гимле стоит он,

сияя золотом:

там будут жить

дружины верные,

вечное счастье

там суждено им.

"Альвхейм" – это обитель светлых альвов, упоминаемых в скандинавских мифах намного реже, чем "дверги". Этимология слова "альвы" восходит к неизвестной форме праиндоевропейского корня, который может переводиться как "белый", "светлый", "ясный". Этот корень также присутствует в словах "Эльба", "Альпы", "альбинос", "Альбион". В обеих книгах "Эдда" альвы ассоциируются со светом, что находит параллели с Фрейром.

Ивальда отпрыски

некогда стали

Скидбладнир строить

для сына Ньёрда,

светлого Фрейра,

струг самый крепкий.

В Речах Гримнира, Фрейр удостоен эпитета "светлый". Что можно отметить касательно Фрейра и Альвов?

– Фрейр был подарен Альвхеймом.

– К Фрейру применили эпитет "светлый", что не удивительно, ведь он сам был почитаем как солнечное божество. Альвы также являются светлыми духами.

– Поклонение скандинавов Фрейру было связано с культом плодородия. Этому свидетельствуют найденные статуэтки и идолы, на которых Фрейр изображен с большим фаллосом. Альвы, с другой стороны, олицетворяют духи живой природы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Фрейр являлся божеством светлых альвов и их правителем. Следовательно, можно сделать вывод, касающийся двергов. Жизнь человека в средневековье была цикличной: посев (жизнь), сбор урожая и зима (смерть). Для древних людей жизнь была неотделима от смерти, поскольку семена падают на землю и умирают зимой, чтобы возродиться весной. Кажется вполне вероятным, что альвы олицетворяли буйную растительную природу и жизнь в целом, в то время как дверги (чей чертог находился в Хельхейме) олицетворяли смерть. Альвы могли появиться как средство рефлексии первобытного человека над неизведанными природными явлениями, такими как туман, блуждающие огни и северное сияние. Вероятно, в этих проявлениях люди видели духов (или души) своих предков.

Сложно сказать, когда альвы начали отождествлять с Фрейром. Вероятно, речь идет уже о нашей эре, когда начинается становление Фрейра как бога плодородия (об этом подробнее в главе о Фрейре). Но сама рефлексия древних германцев над необъяснимыми природными явлениями, несомненно, намного древнее богов. Однако персонификация альвов, вероятно, случилась намного позже.

Возможно, что изначально альвы и дверги представляли собой обычных духов умерших родственников и уже при становлении пантеизма являлись пережитками анимистических верований. Только потом духи природы трансформировались в светлых и лучезарных альвов, а духи подземных миров становились двергами. В этом можно убедиться, посмотрев на имена двергов в "Пророчестве Вёльвы", где они имеют общий корень с расой светлых альвов – Гендальв, Виндальв, Альв.

Миф, связывающий двергов с кузнечным ремеслом, вероятно, появляется (или по крайней мере его зачатки) после взаимодействия протогерманцев с кельтами, где первые будут обучаться у вторых обработке железа и добыче драгоценных металлов. Дверги неразрывно связаны и с тягой к золоту и серебру, поэтому я могу предположить, что этот миф возникал на границах протогерманского и кельтского миров. Это может быть и Рейнская область, где кельты добывали драгоценные металлы, и территория нынешней Чехии, где на рубеже 6-5 вв до н.э. была самая развитая металлургия в Европе, а может быть даже и во всем мире.

Теперь стоит поговорить об исландских верованиях, где альвы занимали важное место вплоть до двадцатого века, и сейчас на Исландии остаются пережитки прежних верований в виде суеверий и обычаев. Кроме того, согласно статистике за 2015 год, 37% опрошенных исландцев ответили утвердительно на вопрос "Существуют ли эльфы?".

В этом контексте стоит отметить одну из самых ранних саг, автор которой опирался на устную традицию. Речь идет о "Саге о Кормаке", которая написана неизвестным автором.

Неподалеку отсюда есть холм, где живут эльфы. Купи у Кормака быка, которого можно принести в жертву, окропи вершину холма его кровью, и пусть эльфы напитаются его плотью. Тогда ты выздоровеешь.

Жертвоприношения духам предков, возможно, существовали у всех народов, а в России до сих пор практикуется поминальный обряд, в ходе которого на могилу усопшего кладут еду и напитки. Некоторые элементы поминок, также являются частью официальных обрядов в католической версии христианства. Вероятно, практика поминания умерших проникла в христианскую и исламскую веры из языческих религий. Таким образом, альвы выступали посредниками между миром живых и мертвых, а со временем эта вера привела к созданию мифической расы, населяющей один из миров Иггдрасиля.

Муспельхейм

Муспельхейм – один из первоначальных миров, расположенный к югу от Мидгарда. Этимология до сих пор неизвестна, хотя в русскоязычном сегменте появилась трактовка, что Муспельхейм переводится как "огненная земля". На самом деле это не так: на древнескандинавском наречии (и производных от него языках) огонь назывался "eldr". Муспельхейм – важнейший мир германо-скандинавской мифологии. Именно из Муспеля появилась первая жизнь, или даже само бытие, и этот мир станет обителью, из которой выйдет Сурт и сожжет весь мир.

В предыдущей главе рассматривалось творение первого живого существа – Имира. Лед из Нифльхейма проходил через Мировую Бездну, и жар Муспеля топил этот лед, таким образом создав первое создание. Это был акт хаотичного творения в космогонии скандинавов. Примечательно, что Муспельхейм является эдаким "мужским началом" для космогонии, поскольку именно благодаря огню зачинается пар (вода – женское начало).

"Муспель" – первомир, и он существовал еще до создания всего сущего, что намекает на его сакральность. Ведь ни один из скандинавских богов и героев никогда не был в Муспельхейме. Известно лишь то, что владыкой Муспеля является Сурт ("смуглый", "черный"), который правит огненными великанами. Здесь можно сделать интересное замечание, что Сурт тоже относится к роду великанов. В германо-скандинавской мифологии великаны представляют собой эдаких демиургов, "настоящую древнюю цивилизацию", которая играла важную роль в космогонической жизни скандинавов. Сурт, Йормунганд, Фенрир, Локи, Хель – все они являются представителями рода великанов (хотя йотунов и трудно назвать расой, ведь асы по своей сути тоже произошли от великанов), и все они принесут с собой погибель мира.

Единственное упоминание о богах и Муспеле связано с созданием небесных светил из искр Огненной Земли. В целом, Муспель является гибельным миром, явным деструктивным элементом в космогонической картине мира, и его пламя сожжет практически весь мир. Одновременно же он является порождением всего сущего, всех девяти миров Иггдрасиля, применяя на себе принцип "Уробороса" – цикличность, одно рождает другое и умерщвляет его, как змей, постоянно кусающий себя за хвост.

Нифльхейм

Нифльхейм – второй первомир. Наиболее популярная этимология его названия – "темные земли" или "земли тьмы". По одной из версий, он располагается под одним из корней Иггдрасиля, именно внутри Нифльхейма находится царство Мертвых – Хель, которое отделено от "темных земель" рекой Гьелль.

В целом, скандинавы представляли себе этот мир (если это конечно не вставка Снорри, ведь Нифльхейм упоминается только в его мифотворчестве) как темное, неуютное и холодное место, где царствуют льды и вечные морозы. Местоположение Нифльхейма вполне обосновано земными географическими координатами – он находится к северу от Гиннунгагапа, а к югу от Бездны расположился Муспельхейм. Это интересное замечание говорит о том, что древние люди хорошо представляли себе географические климатические зоны, понимая, что к северу холодно, а на юге жарко.

Несмотря на вечные льды Нифльхейма, в центре этих земель бьет источник Хвергельмир, который переводится как "бурлящий кипящий источник". Согласно мифологии, именно в этом источнике живет великий змей Нидхегг, постоянно препирающийся с орлом. Хвергельмир наряду с колодцем Урд и озером Мимира является одним из источников у корней Иггдрасиля.

Чем интересен данный источник? Хвергельмир был настолько бурным, что, несмотря на то, что большая часть его воды превращалась в лед, он двигал ледяные глыбы к Муспельхейму. Когда лед начал таять, искры от огня смешались с ним, и таким образом вдохнули в воду жизнь и дали начало первому живому существу – Имиру. Рассмотрим поподробнее значение воды в скандинавской и других мифологиях мира.

Скандинавы, благодаря народному и подсознательному творчеству, верно охарактеризовали воду как начало источника жизни. Ведь даже биологией и геологией признается, что вода является главным фактором для появления жизни. Вероятно, это сложилось из суммарной совокупности различных факторов, которые первобытный менталитет преобразовал в сложные комплексные мифы. Во-первых, человек не может обойтись без воды: жажда – это физиологическое чувство, доставляющее дискомфорт живому существу. Во-вторых, наши предки, еще лазающие по деревьям, кочевали вдоль источников воды, а первые города и цивилизации выросли на берегах больших рек. Не удивительно, что воде отведена такая важная роль в религиозных представлениях человека.

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.,

В Библии вода упоминается даже до актов творения. Кроме того, в Бытии присутствует трехчленное деление невидимой вселенной до физического бытия: Бездна, Вода и Земля. В большинстве религий присутствует ритуал омовения или крещения водой, а также почитается священная вода. Вода способна очищать (что было проиллюстрировано Великим Потопом в разных религиях) и является обрядом очищения человека от грехов и своеобразной инициации (крещение). Ей посвящают жертвы (ритуальные утопления и захоронения оружия врагов в воде – частые германские практики).

В этом плане скандинавское воззрение на воду ничем не отличается от остальных религиозных представлений относительно этой жидкости. Хвергельмир является источником, который даровал первую жизнь в осязаемой космогонической вселенной.

Примечателен другой факт, согласно скандинавской мифологии: с рогов оленя Эйктюрнира, который поедает крону Иггдрасиля, падает вода в источник Хвергельмир. Эта вода свята и ничем не отличается от воды из источника Мимира или источника Урд. Коза Хейдрун, объедающая листву Иггдрасиля, ежедневно доится и приносит Эйнхериям священный напиток – медвяное молоко. Можно с уверенностью сказать, что "мед поэзии", занимающий в скандинавских мифах столь важное место, является тем же священным напитком, что и сома в индуисткой религии, но о нем следует поговорить подробнее в следующих главах.

Таким образом, мы снова сталкиваемся с закольцованностью в скандинавских мифах. Источник Хвергельмира дает жизнь и питает Иггдрасиль. В этом плане Иггдрасиль (конь Одина) действительно является транспортным средством, ведь медвяные соки содержатся в листве мирового древа. Эйктюрнер, который поедает листву из древа, в свою очередь, наполняет воды Хвергельмира. Естественно, в мифах не указано, откуда появился сам источник.

Йотунхейм

"Последний из девяти миров Иггдрасиля"

Этимология этого слова незамысловата, и этот мир переводится как "земля йотунов". По скандинавским легендам, Йотунхейм был построен для гиганта Бергельмира на востоке от Мидгарда. После убийства Одином и его соратниками Имира кровь этого великана затопила все в округе. Бергельмир спасся, благодаря тому, что построил лодку. Некоторые исследователи умудряются разглядеть здесь влияние библейского мифа о потопе, хотя доказать заимствование из Библии невозможно. Миф о потопе универсален для всех земледельческих культур, к которым относились и германцы. Локальные затопления плодородных участков (которые, в свою очередь, создавались именно на побережье рек) нашли отражение в мифологии разных культур и народностей.

Основное поселение (а возможно, и столица) Йотунхейма – Утгард, о котором чуть подробнее поговорим ниже. Несмотря на то, что земля йотунов часто фигурирует в скандинавском фольклоре, все же информация о ней скудна. Известно лишь то, что от Асгарда Йотунхейм отделяется рекой Ивинг, а сами великаны живут в Железном лесу и Каменных горах. Ангрбода, жена Локи и мать Фенрира, Хель и Йормунганда, судя по всему, жила как раз в Железном лесу. Также этот лес населен ведьмами и троллями.

Так кто же такие йотуны? Это довольно сложный вопрос, несмотря на многочисленные монографии и исследования, пока он остается без ответа. Несмотря на то, что в Эддах йотуны часто приводятся в пику богам и враждуют с асами, не стоит забывать, что Один и Тор являются потомками йотунов, а Локи, несмотря на свое проживание в Асгарде, вовсе был великаном. Очень соблазнительно применить эвгемеристический принцип к великанам и охарактеризовать йотунов как какой-нибудь этнос или союз племен, сильно повлиявших на мифологию протогерманцев. Еще больше соблазнительно приравнять йотунов к условным кельтам, и почему? В праобразе Асов видится ядро протогерманской общности, где складывалась мифология. Поэтому ваны можно охарактеризовать как оседлую народность, на место которых пришли завоеватели протогерманцы, а кельты, которые в те эпохи (допустим с 8 до 5 вв до н.э.) могли стать прообразом йотунов, так как являлись в технологическом и культурном плане более развитыми, чем протогерманцы. Если анализировать германо-скандинавские мифы, то можно понять, что цивилизация йотунов предшествовала асам и ванам, но все же, без какой-либо базы доказательств и крепких примеров не стоит применять эвгемеристический принцип. О ванах и асах с исторической точки зрения поговорим чуть позже.

Известно, что многие мифы и легенды возникли как способ объяснения природных явлений, таких как гром, молнии, землетрясения и других необъяснимых явлений. Великаны, как и многие другие существа, могли возникнуть как средство символизации и объяснения этих явлений. Например, великаны могли быть представлены как существа, которые контролируют элементы природы, такие как горы, реки и океаны.

Кроме того, великаны также могли служить как символы силы, которые могут быть использованы для защиты или атаки. В древних обществах, где силовая составляющая имела важное значение, великаны могли быть представлены как могущественные и непобедимые воины, которые способны справиться с любым противником.

Наконец, великаны могли быть использованы как символы человеческих страхов и опасностей. Великаны были часто представлены как чудовищные существа, которые могут причинять вред людям, что могло отражать реальные опасности в жизни древних обществ, такие как дикие животные, стихийные бедствия или враги.

В целом, представление о великанах в мифологии может быть объяснено многими факторами, включая природу, культуру и человеческую психологию. Также стоит отметить, что в различных культурах великаны могут иметь различные атрибуты и символику, отражающие особенности конкретной культуры и истории.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4