bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Но однажды перед Анжелой замаячило увольнение. У компании сменился акционер, и со дня на день ожидали десантирования новой команды. Генеральный развел руками, он был в том возрасте, когда можно уже и о пенсии подумать. Но Анжела о пенсии думать не хотела и заметалась по собеседованиям.

Очень быстро женщина поняла, что никому не нужна. Не она никого не хочет, а ее не хотят! Бороду бога пришлось отпустить.

Это было открытием для Анжелы. За долгие годы комфортной работы она забыла, что кому-то нужно что-то «продавать». Любую идею Анжелы покупали, не успевала она открыть рот. Это ей всегда все что-то продавали. И у нее выработался устойчивый навык смотреть на всех свысока, оценивая, купить или не купить. А теперь ей надо было научиться продавать себя. Она привыкла вести себя как в советской сберкассе: «Вас много, а я одна!» Теперь ей надо было научиться действовать в формате: «Чем я могу быть вам полезна?» Это сильно било по самолюбию. Да и не умела она так.

Выйти в режим консалтинга тоже не получилось. В крупных консалтинговых компаниях ей обещали дать работу в тех проектах, которые она сама же и продаст, а с чего начать собственный консалтинг – мыслей не было ни одной.

И вот однажды на собеседовании Анжела услышала, как ее назвали сбитым летчиком…

Анжеле сначала казалось, что она справится сама, но через какое-то время она все же обратилась к карьерному консультанту.

Хорошо, что в наше время люди все чаще и чаще обращаются к экспертам, которые могут помочь решить проблему в конкретной сфере, и уже не считают это проявлением слабости. Если у вас неприятности в семье, вы идете к семейному психологу. А если неприятности в карьере – к карьерному консультанту.

…Я работаю в сфере управления персоналом с 2003 года. Провожу оценочные интервью и собеседования, консультирую и даю рекомендации по развитию карьеры. За время моей практики со мной поделились этапами развития своих карьер уже более двух тысяч руководителей. Вернее, две тысячи было где-то в 2015 году, потом я перестала считать. Опыт этих людей доказывает теорию классической иерархии карьеры, которая плавно проходит через пять стадий.

Проверьте, насколько вы счастливы в своей деятельности прямо сейчас.

Индикаторы успешной карьеры во второй половине профессиональной жизни:

★ Удовольствие. Насколько часто вы испытываете положительные эмоции в работе?

★ Самореализация. Есть ли у вас возможность использовать на практике имеющийся опыт и реализовывать свои идеи?

★ Смысл. Чувствуете ли вы, что работаете для блага других людей и общества?

★ Авторитет. Признают ли и уважают коллеги и подчиненные вашу экспертность?

★ Отношения. Насколько вы довольны своим деловым окружением?

★ Влияние. Прислушивается ли руководство к вашим идеям и дает ли ресурсы на их реализацию?

★ Вознаграждение. Считаете ли вы уровень своего дохода достойным для себя?

★ Востребованность. Уверены ли вы в том, что сможете монетизировать свой опыт так долго, как вам этого захочется?

УПРАЖНЕНИЕ: «ТРИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Представьте, я пришла к вам на работу, когда вас не было на месте. Ваши коллеги сидят на совещании, и я хочу спросить у них о вас: «Скажите, друзья, ваш(а) коллега, он(а) какой(ая)?»

Как вы думаете, какие три прилагательные я услышу?

Обычно называют три прилагательных с позитивной коннотацией. И тогда я продолжаю развивать эту тему: «А что ей/ему нужно скорректировать, чтобы ее/его карьера развивалась более комфортно и результативно?»

В 80 % случаев я слышу в этой фантазийной обратной связи +/– объективную самооценку. Все-таки большинство людей, даже если не задают такие вопросы своим коллегам, примерно понимают, что о них думают.

Когда вы выпишите эти три прилагательных плюс то, что вам надо изменить, подумайте, насколько вы согласны с такой обратной связью. Правы ли будут коллеги, если такое скажут про вас? И если не правы, то в чем?

Самое лучшее, если вы пойдете и перепроверите ваши предположения, получив реальную обратную связь.

Такое упражнение позволяет не только осознать свои сильные и слабые стороны, но и принять их.

Идеально, когда такую обратную связь даст вам профессиональный HR или карьерный консультант, которому вы доверяете. Считается, что при использовании хороших оценочных инструментов (я, например, использую авторскую методику интервью по компетенциям) вы получите обратную связь с 80 % точностью, чего не дает ни один психологический тест.

И прекратите уже развивать свои компетенции, ориентируясь на собственные представления о том, в каком обучении вы нуждаетесь. Только по запросу, только после качественной обратной связи, только после четкого планирования карьерной стратегии. И когда понятно, что хочется дальше развивать и какие для этого нужны навыки. Предварительно проверьте, может быть, у вас уже все это есть, и учиться ничему не нужно.

Многие мои коллеги и клиенты, да чего уж там, и я тоже, очень любят учиться. Но знаете ли вы, что учеба в тот момент, когда в ней нет особой необходимости, – это индикатор того, что вы боитесь сделать нужный шаг в сторону реальных потребностей?

В процессе учебы минимум ответственности, ученик находится под покровительством наставника, к нему относятся как к клиенту, и всегда можно покапризничать. Очень удобная позиция по сравнению с выходом в реальный космос, то есть на рынок труда.

Но ловушка в том, что чем больше вы учитесь, тем сильнее проявляется синдром самозванца. Потому что, как сказал Сократ: «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю».

Бросить привычку все время учиться поможет еще одно мудрое изречение Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

А что если опереться на то, что вы уже знаете, и смело предложить рынку имеющийся опыт, но за бо́льшие деньги? И только потом, когда все текущие знания будут монетизированы, получать новые.


Каковы шансы у запутавшегося руководителя, уставшего топ-менеджера или совершившего ошибку эксперта удержать позиции и продолжить корпоративную карьеру?

Я вижу огромное количество руководителей, которые сделали карьеру на автомате, потому что изначально попали либо в заботливые руки хороших руководителей, чаще всего в западных компаниях, либо на пик развития той отрасли, в которой началась их карьера.

Они двигались по карьерной лестнице в привычном нам понимании от младшего помощника старшего специалиста, через руководителя отдела или департамента до директорской позиции, не прикладывая к этому никаких специальных усилий. Все происходило само собой. Статус, деньги, корпоративные льготы – все прилагалось. И делали они карьеру не потому, что были чьими-то дочками или сыночками. Они просто хорошо делали свое дело. А также вокруг них была атмосфера карьерного развития. Экономика, их руководители, HR-специалисты – все им благоволило и поддерживало. Делали-делали… пока не сломалось что-то внутри. Санкции, например. И когда штаб-квартира европейской компании в Швейцарии закрывает департамент по развитию российского бизнеса, человек оказывается не готов идти дальше. Но желания никуда не пропадают, и он приступает к поискам.

Что отличает такого кандидата от других? Он давно не искал работу самостоятельно. 10 и даже более лет он выстраивал карьеру внутри хорошо работающей организации или переходя между одинаковыми структурами. Ему помогали, он понимал четкие правила игры: по каким параметрам отбираются кандидаты в кадровый резерв, в каком случае происходит назначение. Он мог спокойно озвучивать непосредственному руководителю свои карьерные амбиции, не беспокоясь о том, что тот зарежет его кандидатуру или устроит все таким образом, чтобы избавиться от чересчур назойливого конкурента под боком.

Менеджер с опытом построения классической карьеры, выходя на просторы неструктурированного рынка труда, чувствует себя неуютно. В одни хорошие компании его не берут, конкурс высочайший. В других хороших компаниях ему не рады, потому что его опыт не совпадает с их ожиданиями и требованиями. И если такие черты характера, как гибкость и адаптивность, развиты, кандидат, немного приспустив свои притязания, все-таки устраивается на работу. Если гибкости и адаптивности не хватает, да еще и присутствует страх публичности и проявления, кандидату приходится сильно снижать притязания или совсем отказываться от продолжения корпоративной карьеры. Многие потом по несколько раз в год меняют компании и позиции, но так и не находят возможности реализовать свои профессиональные компетенции и прощаются с карьерными ожиданиями.

Еще одна категория сбитых летчиков – это бывшие предприниматели. Хотя бывших предпринимателей не бывает. Все они остаются на всю жизнь «испорченными» свободой, и управлять такими людьми топ-менеджеры крупных корпораций совсем не любят. А еще их не любят собственники. Хотя казалось бы? Собственники всегда кричат, что хотели бы, чтобы их наемные сотрудники относились к их бизнесу как к своему. Хотели бы, чтобы у топов были развиты предпринимательские наклонности, и что готовы дать им столько ответственности, сколько они готовы унести… Но на деле наемных сотрудников с предпринимательскими наклонностями срезают еще на входе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2