bannerbanner
Изменения, которые исцеляют. Необходимо понять свое прошлое, чтобы обеспечить себе здоровое будущее
Изменения, которые исцеляют. Необходимо понять свое прошлое, чтобы обеспечить себе здоровое будущее

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Время искупления, как основной компонент роста, не будет длиться вечно. Павел говорит, что мы должны по возможности использовать все наше время, потому что его у нас не так уж и много: «Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15,16). Писание говорит нам, что Бог на определенном этапе положит конец времени искупления и возвестит возвращение вечности.

Но почему это длится так долго?

В Псалме 1, где нас сравнивают с деревьями, посаженными при потоках вод, делается предположение, что наше развитие имеет разные «сезоны». Некоторые сезоны – для насаждения (весна), другие – для возрастания (лето), некоторые – для собирания урожая (осень), а некоторые – для умирания (зима).

Некоторые христиане хотят каждый день проводить сбор урожая. Врачей часто спрашивают: «Почему нужно так много времени, чтобы человеку стало легче?» Ответ на этот вопрос заключается в том, что время – это Божий способ вернуть утерянную в Эдеме целостность. Нужно время, чтобы обработать почву благодатью и истиной, и нужно время, чтобы они принесли плод. Некоторые христиане похожи на нетерпеливого хозяина в притче. «Сруби его», – кричат они и часто толкают людей в ярмо рабства.

Автор Книги Екклесиаста понимает, что для всего нужно время:

«Время рождаться и время умирать;

время насаждать, и время вырывать посаженное.

Время убивать, и время врачевать;

время разрушать, и время строить;

время плакать, и время смеяться;

время сетовать, и время плясать;

время разбрасывать камни, и время собирать камни;

время обнимать, и время уклоняться от объятий;

время искать, и время терять;

время сберегать, и время бросать;

время раздирать, и время сшивать;

время молчать, и время говорить;

время любить, и время ненавидеть;

время войне, и время миру» (Екк. 3:2–8).

Все происходит в свое время. Павел признает это, когда пишет коринфянам: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах» (1 Кор. 3:1,2).

Мы будем постоянно сталкиваться с проблемами, если не поймем, что христианин проходит разные стадии роста. Мы должны полностью сформироваться на данном этапе, чтобы перейти на следующий. Для того чтобы вырасти на одном этапе, нам нужно время вместе с благодатью и истиной. Младенец, например, не может есть твердую пищу до тех пор, пока не разовьется его пищеварительная система. Шестимесячный ребенок не может поднимать игрушки и убирать их до тех пор, пока не научится ходить. Бетонный фундамент дома должен постоять какое-то время, прежде чем на нем можно будет возводить стены. Яблочное дерево должно окрепнуть, прежде чем на его ветвях повиснут тяжелые плоды. Бог понимает необходимость этого развивающего процесса, Он ведь создал его. Он использует время.

Но люди часто желают все ускорить. Когда братья Иисуса пытались поторопить Его покинуть Галилею и пойти в Иудею, «чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь», Иисус ответил: «Мое время еще не настало, а для вас всегда время» (Ин. 7:3,6). Иисус следовал более высокому плану – спасительному плану Своего Отца. Он специально держался подальше от Иудеи, потому что иудеи планировали убить Его.

Позже, когда Иисус начал учить Своих учеников, что Он должен «много пострадать, быть отверженным старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и в третий день воскреснуть», Петр наедине начал возражать Ему. Иисус использовал очень строгое выражение, чтобы остановить Петра: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8:33, курсив автора).

Иисус знал, что должен пройти через процесс, который займет время и принесет страдания. Даже будучи вечным Сыном Бога, Он «страданиями навык послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:8,9). Наша модель роста – это наш Спаситель. Нам также надлежит пройти через процесс, через путешествие по пустыне, а на это нужно время. Но люди всегда хотят немедленных, быстрых результатов.

Вспомните, как дьявол искушал Иисуса (см.: Лк. 4). Он предложил Иисусу мгновенное избавление от голода, мгновенную славу и мгновенную безопасность. Три раза Иисус сказал «нет». Иисус знал, что получить все предлагаемое сатаной можно, лишь пройдя все этапы процесса, задуманного Богом.

Нас легко увлечь быстрыми решениями. Но быстрые решения часто заводят в тупик, и в этом заключается цель сатаны. Сатана искушает нас возможностью быстрого обогащения и разными схемами зарабатывания денег; Бог предлагает благословения долгосрочной верности: «Верный человек богат благословениями; а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным» (Прит. 28:20).

Сатана искушает нас возможностью мгновенной близости через удовлетворение сексуальной страсти, но Бог предлагает формирование верных отношений, наполненных любовью. Диеты привлекают нас возможностью быстро потерять вес, но они не формируют долгосрочной дисциплины, которая необходима, чтобы держать свой вес в норме. Наркотики и алкоголь предлагают немедленное избавление от страдания, но не помогают формировать характер, который может переносить страдания.

В притче о сеятеле Иисус предостерегает нас от быстрого роста, у которого нет глубины. Семя, посеянное на каменистой почве, «скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло» (Мф. 13:5,6). Быстрый рост с несформировавшимся корнем всегда будет поверхностным и долго не продержится. Глубокий рост всегда медленный. Психологи беспокоятся о детях, которые демонстрируют радикальное, не соответствующее росту поведение; обычно это означает, что они растут слишком быстро. Божий путь всегда требует времени.

Я часто вспоминаю об этом принципе, когда ко мне обращаются люди с глубоко укоренившимися проблемами. После первого знакомства я часто пытаюсь определить время, необходимое для того, чтобы решить проблему. Человек «быстрого типа» обычно говорит: «О, это слишком долго. Я не могу ждать так долго. Вы не могли бы посоветовать мне более быстрого терапевта?» Я обычно пытаюсь объяснить, почему короткая по времени терапия не принесет необходимых результатов. Но когда мои объяснения не принимаются в расчет, я направляю таких пациентов к терапевту, работающему по быстрой схеме. Затем, после года или двух, они снова звонят мне и говорят: «Я ходил на консультации какое-то время, и мне стало лучше, но сейчас депрессия вернулась, и мне снова нужна помощь».

К сожалению, эти люди думают, что они что-то сделали не так; им должно было стать лучше. В действительности, они выбрали гарантированный проигрыш – рост без времени. Я не приуменьшаю достоинства быстрой терапии; она может оказать существенную помощь в выявлении проблемы и назначении путей ее решения. Но настоящие изменения всегда требуют времени.

Мне нравится старая пословица, которая гласит: «Самым длинным путем будет попытка сократить его». Пытаясь решить что-то быстро, мы, в конечном итоге, тратим гораздо больше времени, чем если бы с самого начала шли обычным путем. Когда люди хотят чего-либо «сейчас» – они обязательно заплатят за это позже.

Духовный и эмоциональный рост требует времени. Часто само преобразование происходит медленно и незаметно, и человек точно не может определить, как же это случилось.

Стэн пришел в клинику, чтобы ему помогли справляться с неконтролируемыми приступами ярости. Он потратил годы, пытаясь научиться справляться с гневом. Он часто каялся, еще чаще молился и изучал места в Библии, которые говорят о гневе. Но Стэн сфокусировался лишь на симптомах болезни. Только после того, как он изменил свой подход и стал «копаться», чтобы найти причину своего гнева, он начал меняться.

Чтобы найти глубинную причину своего гнева, Стэн стал посещать группу терапии. Он обнаружил, что члены группы рады ему; они тоже боролись с подобными проблемами. Он был принят ими, и это медленно повернуло его лицом к своему истинному «я»: у него была пустота в душе, которая страдала от одиночества и желала любви. Стэн чувствовал себя настолько отвергнутым, что пытался заставить людей любить себя, делая что-либо для них. Он думал, что ему нужно делать все, о чем его попросят члены семьи, друзья или даже просто посторонний. Вскоре он стал возмущаться, что всегда говорит «да». Но чувствовал себя бессильным сказать «нет».

Когда Стэн встретил любовь и приятие со стороны других, он почувствовал себя способным сказать «нет». По мере возрастания его внутренней силы обида и гнев уменьшались. Он смог внутренне расслабиться.

Однажды Стэн пришел на занятия, широко улыбаясь. «Моя жена пришла ко мне сегодня со списком дел, которые я должен сделать, – сказал он, – и что-то странное произошло. Я посмеялся над тем, что список такой большой. Я вообще не разозлился. И она тоже рассмеялась. Я не знаю, как это случилось, но это случилось».

Стэн вырос, потому что он испытал на себе действие благодати и истины в определенный промежуток времени. Благодать членов группы дала ему безопасную возможность встретиться со своим истинным «я». В результате он был удивлен так же, как фермер иногда удивляется появлению первого цветка на дереве весной. Как будто бы он появился ниоткуда. Так – со временем, при правильном подборе удобрения – произрастают плоды, но большую часть процесса мы не контролируем.

Когда Стэн сказал, что он не знает, как это произошло, я вспомнил слова Иисуса о Царстве Божьем: «Если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Frederick Buechner, Wishful Thinking: A Theological ABC (New York: Harper, 1973), 33.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3