bannerbanner
Иллюстрированная история оружия. С древнейших времен до начала XIX века
Иллюстрированная история оружия. С древнейших времен до начала XIX века

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Кинжалы. Шило. Наконечник копья. Новокаледонский дротик


Самая обыкновенная форма наконечников – это косоугольник, который шлифовкой боковых углов получает форму листа. Треугольная форма требует небольшого стержня для насадки на рукоять, выделка которого была довольно затруднительна. Камни, обтесанные в виде косоугольника и имеющие 6 см длины, вероятно, служили для наконечников дротиков, и некоторые из них так симметрично отделаны, что могут быть совершенно безразлично насажены на дерево с той или другой стороны большой оси. Другие имеют круглое основание; в таком случае часть, занимаемая острием, очень мала, и последнее образуется сходящимися под очень острым углом гранями. Многие наконечники стрел не превышают 2 см длины и имеют миндалевидную форму. Вставленный в расщелину деревянной рукоятки, где он утверждался древесной смолой или камедью и связками, такой наконечник держался очень крепко.


Наконечники стрел. Сточенные нижние углы (слева направо): выступают за стержень, закруглены, отсечены горизонтально, острые


Наконечник, снабженный стержнем, представляет во всяком случае более совершенный тип и встречается как у стрел, так и у дротиков. Нижние углы его в этом случае несколько стачиваются внутрь, почему и получается характерная форма этих наконечников. Сточенные нижние углы могут быть острые, отсечены горизонтально, закруглены или выступать за стержень.

Различие в форме стрелок зависит от цели, которая имелась в виду при их изготовлении. Это доказано разнообразием североамериканских стрел: боевая стрела индейцев к концу несколько утончена, для того чтобы по отнятии древка наконечник остался в ране. Охотничья же стрела, напротив, к концу расширена, так что может быть вынута из раны неповрежденной.

Гарпуны и пилы встречаются реже других родов каменных орудий.

Метательные камни известны двух родов. Одни представляют простые куски кремня, лишь слегка выровненные. Другие же имеют вид круглых, несколько сплющенных шариков, из которых некоторые отделаны чрезвычайно тщательно.

Во Франции, а также и в швейцарских озерах найдено довольно много начальнических жезлов, почти подобных и ныне используемых эскимосами, называющихся погаманами.


Пила. Метательный камень


Все эти памятники свидетельствуют, что искусство и цивилизация в неолитический период стояли уже на известной высоте. Вот почему Северная Европа долгое время оставалась безучастной к успехам греческого искусства, которое, может быть, всего за два века до Рождества Христова начинает мало-помалу вытеснять каменные орудия.


Начальнические жезлы из Везерских озер. Эскимосский погаман


Эпоха каменного века продолжается еще и доныне, о чем свидетельствует оружие современных диких племен Австралии, Южной Америки и Крайнего Севера. Племена эти лишь путем постепенной культуры сойдут со своих низких ступеней цивилизации, хотя несомненно, что многие из них успеют до этого времени совершенно исчезнуть с лица земли. Совершенствование это редко идет мирным путем. Лишь после упорной борьбы палеолитический человек уступил место неолитическому, и в швейцарских пещерах найдены скелеты, пораженные шлифованным оружием, от которого не могли их защитить валяющиеся здесь же осколки и скребки тесаного камня. Но успех этих победителей только временный. С Востока явятся новые племена, которые не только уничтожат самого неолитического человека, но внесут с собой и новую, более совершенную культуру. Умение тесать и шлифовать камень потускнеет перед умением обрабатывать металлы.

Каменный век сменится бронзовым.

Бронзовый век

3

Египтяне

На Востоке металлическое дело, а в особенности обработка меди и бронзы, было известно уже с незапамятных времен у египтян, ассирийцев, евреев, персов, а также финикийцев и достигло совершенства. Плиний приводит одно греческое предание, по которому, первоначально, открытие бронзы из сплава меди с оловом было сделано лидийцем, скифом. Само слово «бронза», кажется, происходит от персидского корня, означающего блеск (в особенности блеск меча). Арийское племя (равно как семитическое) до своего распада на отдельные отрасли и народности было знакомо с употреблением металлов. Филологические исследования показывают, что знанием некоторых металлов (по крайней мере меди и золота) обладали все народы индоевропейского племени с незапамятных времен, а некоторые отрасли его были знакомы, по-видимому, с серебром и железом.

Но это первоначальное знание было весьма несовершенным и, кроме того, при переселении племен могло даже у некоторых утратиться; у других же – достигнуть, вследствие известных причин, высокого совершенства. Однако медь едва ли была открыта самими арийцами, а не получена ими от иного племени, так как некоторые данные показывают, что первоначальное открытие и обработка меди и бронзы принадлежит, по-видимому, племенам Средней Азии, по всей вероятности монгольской расы. Геродот рассказывает, что к востоку от Западного моря жили массагеты, совершенно не знавшие употребления железа, все оружие которых было из бронзы (меди). Кузнецы европейской мифологии (греко-латинской – Гефест и Вулкан, скандинавской – Велундр) представляются отличными от прочих богов и героев как по своему внешнему виду, так и происхождению; герой северной мифологии даже выучивается своему искусству у чужеземного народа (гуннов, финнов, у карликового племени и т. д.). Когда в XVI веке русские проникли до Алтая и открыли там неизвестные татарам металлические богатства, то нашли, что более значительные рудники уже разработаны до глубины 10–15 м и завалены. Кроме того, найдены кучи древних шлаков, из которых еще можно было извлечь около 2 % меди, плавильные тигли, а также медные и каменные орудия. Следы таких древних шахт были открыты и в других местностях Сибири, где народ вообще приписывает их полумифическому племени – чуди.

Следы чудской цивилизации можно проследить на запад до Европейской России, где, впрочем, медные орудия попадаются весьма редко; по-видимому, век камня сменился здесь непосредственно веком железа. Бронзовые кельты, пальстабы и мечи, найденные в Финляндии, Остзейских провинциях и Западном крае, представляют формы совершенно сходные с встречающимися в Европе, откуда они и были занесены. Только на юге России видна самостоятельная обработка металлов, развившаяся под влиянием греческих колоний; но в числе этих металлов рядом с медью и золотом находим серебро и железо. Последнее, по-видимому, было известно скифам уже с незапамятных времен. Все эти факты подтверждают, что первоначальное открытие меди и бронзы последовало у народов Средней Азии, откуда знание металлического дела перешло к семитам и арийцам, достигло наибольшего развития у народов Передней Азии, затем у греков и этрусков и, наконец, распространилось по всей Европе.

Орудия бронзового века приготовлялись отливкой, что указывает на значительное развитие литейного дела. Отливка производилась тремя способами.

При первом – использовались каменные или металлические формы, состоявшие из двух половин, вследствие чего и отлитые в них кельты носят ясные следы соединительного шва. Такой способ был не очень употребителен, что доказывается наружным видом предметов, редкостью литейных форм и тем, что между бронзовыми предметами весьма редко встречаются два совершенно сходных между собой.

Второй способ заключался в том, что модель приготовлялась из дерева или другого твердого материала, затем вдавливалась в мелкий песок, в котором и получали соответствующее углубление. Песок помещали в двух рамах или ящиках, также имевших шов. Преимущества этого способа заключались в том, что сделать модель из дерева гораздо легче, чем выдолбить ее в камне или металле.

Но оба этих способа годились лишь для литья более грубых предметов.

При третьем способе отливки производились с помощью воска. Для этой цели из него делали модель и облепляли ее нарочно приготовленной смесью глины с навозом или каким-либо горючим веществом, чтобы масса после действия жара сделалась пористой. При нагревании воск таял и вытекал из отверстия, через которое затем вливался металл. Этот способ был самым употребительным. Он требовал мало вспомогательных орудий и не оставлял соединительного шва, что было важным преимуществом, так как при отсутствии стали очень трудно удалить неровности с металлического предмета, особенно покрытого орнаментами. Иногда случалось, что при неосторожном нагревании воска он сгорал и оставлял обугленную кожицу, производившую соответственную неровность на отлитом предмете.

Кроме отверстия, через которое вливали металл, нужно было составлять в форме одну или несколько дыр для выхода воздуха. Отверстие, имевшее форму воронки, заделать было не трудно, но дыры часто оставляли следы, уничтожить которые было почти невозможно. Кузнецы бронзового периода, по-видимому, совершенно не умели просверливать металл: отверстия (например, в мечах для прохода гвоздей и прочее) были отлиты, а не просверлены. Подобным же образом отлиты все орнаменты, круги, спирали и пр., встречающиеся на бронзовых предметах. Хотя линии эти проведены довольно правильно, однако видно, что они сделаны от руки и что циркуль был в то время еще неизвестен. Паяние в бронзовом веке и даже в начале железного было, как кажется, вовсе неизвестно.


Более чем за 3000 лет до Рождества Христова, в то время, когда Египет переживал еще период тесаного камня, появляются металлы из Азии и, указывая свое преимущество перед камнем, побуждают египтян оставлять тесаные изделия и сразу переходить к искусству обрабатывать металлы. Таким образом, Египет, вероятно, не имел неолитического периода, что подтверждается новейшими исследованиями.

Оружие и все орудия Египта делались из бронзы. Должно заметить, что хотя железо «кость Тифона» было также известно египтянам, но употребление его, вероятно, возбранялось религиозными постановлениями. Подобные же запрещения обнаруживаются у этрусков, римлян и даже ассирийцев, хотя в Ниневии находили железо, а иногда встречались и болванки из стали очень высокого качества. Такое запрещение существовало и в Вавилоне, так что все скрепления, связи, подпоры, гвозди, болты и прочее при постройке храмов изготовляются из бронзы. Из нее же, вероятно, делалось и вооружение, хотя о халдейском и ассирийском оружии мы имеем лишь весьма незначительные сведения, почерпнутые из изображений, древность которых не восходит за 1500 лет до Рождества Христова.

Ассирийцы и вавилоняне были вооружены шлемами остроконечной формы, короткими мечами, вероятно, кинжалами, секирами или боевыми топорами, а также круглыми щитами, луками и копьями. Кажется, часть воинов носила чешуйчатые панцири.

Ассирийцам, по-видимому, должно быть приписано и изобретение стенобитных и метательных машин и боевых колесниц.

Но и оружие Египта известно нам лишь немногим более. Главнейшим источником сведений о нем служат изображения на гробницах, так как европейские музеи обладают ничтожным числом образцов. Оружие это из бронзы, и медь, шедшая на его изготовление, первоначально была из Азии, хотя египтяне рано уже начали разрабатывать рудники на Синайском полуострове. Один из важнейших находился в Сарбу-эль-Кадеме, где добывалась медная руда, обрабатывавшаяся в Вади-Наше. Рудники Вади-Магараха начали разрабатываться, вероятно, при II династии, то есть за 3000 лет до Р. Х. За 100 лет до Р. Х. найдены были в заброшенных золотых копях в Верхнем Египте бронзовые орудия, служившие рудокопам.

Оружие египтян состояло из топоров, кинжалов, ножей, кхопешей, копий, дротиков и луков.

Боевые топоры различаются трех форм. У одних клинок образует двойную косу, лезвие которой имеет вид полумесяца с прямоугольно отсеченными концами для закрепления привязей. Рукоять прикреплялась у основания и оконечностей, сохранивших еще отверстия для заклепок. Другие топоры были гораздо тоньше и площе; клинок, более или менее закругленный, с помощью стержня насаживался под прямым углом на деревянную рукоять. У топоров третьей формы клинок с помощью растительных связок закреплялся привязями к согнутой под углом рукояти – соединение, несколько напоминающее такое же у долот из шлифованного камня.


Боевой топор из Луврского музея


Топор второй формы находится в Булакском музее, из саркофага царицы Аххотпу (супруги царя Камоса XVII династии). Он из черной позолоченной бронзы; обух клинка входит в выемку рукоятки из кедрового дерева и закрепляется с помощью золотой проволоки. Дерево покрыто листовым золотом, в котором вделаны иероглифы из сердолика, бирюзы, ляпис-лазури и зеленого полевого шпата, повествующие легенду о царе Амосе, подвиги которого изображены на одной стороне клинка.

Кинжалы известны также нескольких форм. В Булакском музее имеется кинжал, найденный в том же саркофаге. Его деревянная рукоятка покрыта накладными треугольниками из сердолика, полевого шпата и лазурита. Вершина рукоятки образована четырьмя женскими головками из тисненого золота. Рукоять соединяется с клинком, золотой бычьей головой, рога которой направлены по клинку. Клинок черной бронзы, обрамлен широкой золотой каймой, образующей лезвия и закругленное острие. Бронза покрыта украшениями, изображениями животных и цветов; на одной из сторон помещен титул Амоса.


Топор из саркофага царицы Аххотпу


Гораздо проще кинжал Луврского музея. Его листообразный клинок имеет выпуклое ребро, вдоль всего клинка идет желобок. В верхней части клинка красиво суженный по сторонам стержень облицован деревянными пластинками, образующими саму рукоять кинжала.

Существует замечательная форма кинжалов, в которой рукоятка расширяется в виде павлиньего хвоста, образуя диск с двумя просверленными отверстиями. Диск этот упирался в ладонь, а в отверстия проходили указательный и средний пальцы. Иногда, впрочем, их помещали просто вдоль клинка, в верхней части которого сделаны были небольшие выемки. Подобный кинжал принадлежал и царице Аххотпу. Он из желтоватой, крайне тяжелой бронзы; рукоять серебряная.


Кинжал из Луврского музея


Кинжалы из саркофага царицы Аххотпу


Нож, найденный в Фивах


В Фивах найден был бронзовый нож довольно оригинальной формы. У небольших ножей Туринского музея клинок и рукоять из железа. У одного из них рукоятка слоновой кости имеет желобки, а на клинке помещена надпись – грубое подражание иероглифам и греческим письменам. Надпись эта никак не ранее первых веков по Р. Х. Вероятно, к этому же времени, когда религиозные запрещения не имели уже такого сильного влияния, относятся и сами железные ножи.

Под именем кхопеша египтяне разумели род палаша с кривым клинком, вставленным в рукоятку из дерева, оленьего рога или слоновой кости. Клинок, более или менее приближающийся своей формой к серпу, имеет иногда загнутые концы, образуя этот ужасный метательный кортик, доныне используемый туарегами. Иногда встречаются кхопеши и из железа, но они уже позднейшей эпохи. Рукоять в этом случае часто покрывалась ременной сетью. В гробницах иногда находили сабли с большими кривыми клинками и кортики с толстым обухом.

Лук занимает видное место среди египетского оружия. Многочисленные барельефы изображают стрелков из лука с колчанами на левой стороне. Воины, сражавшиеся на колесницах, имели большие колчаны, привешивавшиеся с правой внешней стороны колесницы.

Чтобы предохранить левую руку от удара, который наносит спущенная тетива, носили плоские обручи или браслеты – обычай очень древний, так как уже люди шлифованного камня использовали для этого полуцилиндрические пластинки, крепившиеся к руке привязями, проходившими через отверстия.


Барельеф с изображением стрелков из лука


Барельеф с изображением боевых колесниц


Обруч фараона Амоса I, XVII династии, находится в Луврском музее. Отделка его несколько напоминает приемы, используемые при изготовлении перегородчатой финифти. Амос представлен коленопреклоненным перед богом Сиву и его спутниками – духами Соп и Кхопу. Фигуры и иероглифы выступают на золотой пластинке и покрыты тонкими узорами; пространство между ними заполнено синей финифтью и кусочками лазурита тщательной отделки.


Обруч фараона Амоса I (Луврский музей)


Барельеф с изображением египетской фаланги


Шлемы и латы были, без сомнения, во всеобщем употреблении, но до сих пор их еще не находили, так что может быть, они не сохранились до нашего времени. Вероятно, носили и панцири из какой-нибудь набивной ткани, которой известной обработкой придавали жесткость, как это делали греки, а затем и римляне, так как две кирасы, присланные Амазисом спартанцам и в храм Афины в Линдосе, были сделаны из льна и украшены изображениями животных, вышитых шнуром из золота и пурпура, состоявшим из 365 вполне раздельных нитей.

На рисунке изображена египетская фаланга, как она была в сражении при Кодсху. Воины вооружены копьями и щитами, верхняя часть которых закруглена и имеет небольшое отверстие для зрения.

Кажется, египтяне изобрели и своеобразное метательное оружие бумеранг – изогнутую палку, описывающую при полете особенную траекторию, – которое осталось ныне в употреблении лишь у диких племен Австралии.


Австралийский бумеранг


Бумеранг дикарей имеет до 91,5 см длины при ширине до 6 см, а толщиной около 2 см. С первого взгляда он похож на кривой деревянный меч грубой работы. Крепко придерживая за один конец правой рукой, его бросают вверх или косвенно вниз, к земле. В первом случае бумеранг летит с сильным вращательным движением, обусловливаемым его формой, и, достигнув значительной высоты, разом поворачивает назад, к месту, откуда был брошен, описывая эллиптическую дугу. Если же его бросают вниз, об землю, то он отскакивает по прямой линии и продолжает движение рикошетом.

4

Кельты, или галлы

Не следует думать, что употребление металлов было совершенно неизвестно человеку неолитического периода, так как в мегалитических памятниках рядом с каменными топорами находили и бронзовое оружие.

Каменный и бронзовый периоды не одинаковы для различных стран Европы. Искусство обрабатывать бронзу явилось, например, в Скандинавии, вероятно, за 1000 лет до Р. Х., тогда как в Галлии оно стало известно не более как за четыре века до Р. Х. В Испании шлифованный камень уступил свое место металлу гораздо ранее, и конец каменного века ознаменовался там – под влиянием пришлых металлургов, распространивших свое искусство по всей Европе, – разработкой золотых, серебряных и медных руд. Эти пришельцы вместе с тем были и мирными завоевателями страны. Они селились небольшими отрядами в различных пунктах, в которых обрабатывали медь и плавили бронзу; к ним присоединялись новые группы пришельцев, и таким образом составлялись тесные корпорации, без сомнения имевшие и религиозный характер.

Везде, где они появляются, туземцы относятся к ним с суеверным страхом, и такое отношение удерживается очень долго и не прекращается даже в период железа.

Медь редко использовалась в чистом виде[1], обычно к ней прибавляли олово, и из полученной таким образом бронзы ковались, выбивались и отливались предметы высокой степени совершенства.

Самое обыкновенное и дошедшее до нас в наибольшем количестве экземпляров оружие бронзового века – кельты, или цельты.

По своему виду бронзовые кельты можно разбить на четыре главнейшие группы.

А. Плоские кельты. Они представляют самый простой вид топора и, должно быть, плавились первоначально по образцу кельтов из шлифованного камня, подобно которым и соединялись с рукоятью.

Кельты этого вида – самое древнее оружие из бронзы, а в восточных странах и даже в Венгрии они встречаются из меди, так что некоторые археологи думали установить медный век как предшествовавший бронзовому.

Первым металлом, вошедшим в употребление, была, без сомнения, медь, что объясняется, во-первых, изобилием руды в некоторых странах, во-вторых, легкостью, с какой она плавится, куется, обрабатывается. Опыт скоро научил придавать ей бо́льшую твердость прибавлением олова.


Бронзовые кельты


Для сплава обыкновенно брали 10 частей олова на 100 частей меди.

Олово никогда не использовалось в чистом виде, исключая африканцев, у которых, однако, этот способ не принадлежит глубокой древности. Что же касается оружия и орудий, сделанных из чистой меди, то их надо считать как исключение.

Размеры кельтов крайне разнообразны; некоторые, найденные на англо-нормандских островах, достигали 20 см, тогда как другие не превышали и пяти. Форма также не однообразна: у некоторых боковые стороны параллельны, у других изогнуты внутрь; иногда лезвие описывает дугу и значительно шире остальных сторон; в этом случае получалась форма, сходная с современными топорами. Кельты этого вида просто отливались в формах, сохранившихся до нашего времени.

Но простота форм совсем не исключает некоторой художественной отделки, замечаемой на многих из этих топоров. Они украшены иногда ломаными, прямыми или кривыми линиями, штрихами, углами, получаемыми пунктировкой посредством шила. Некоторые сохранили свое украшение во всей его неприкосновенности, так как патина оградила от повреждения эти нежные начертания. Такого рода украшения чаще всего встречаются на датских кельтах.


Медный кельт. Форма для кельта (Ирландия)


Кельт с отворотами. Полый кельт (Ирландия)


Кельты с крыльями (пальстабы)


Б. Кельты с отворотами. Так называются топоры, у которых края при содействии молота отгибаются к одной стороне, образуя отвороты различной величины, доходящие иногда почти до лезвия. Размер и форма таких топоров очень разнообразны. Некоторые изобилуют украшениями, и в этом отношении особенно замечательны ирландские.

В. Кельты с крыльями. Их характерную черту составляют короткие, но очень развитые отвороты, обнимающие рукоятку подобно замкнутой трубке. Первоначально эти боковые отвороты были простым утолщением краев у плоского кельта, которое мало-помалу распространилось на всю длину топора; затем отвороты стали занимать только половину его, противоположную лезвию, и развертывались настолько, чтобы образовать трубку. Топор такого вида получил название пальстаба, данное ему впервые скандинавскими и английскими археологами[2].

Топоры этого типа имеют обыкновенно нижнюю часть, составляющую лезвие, почти квадратной формы; верхняя сторона, значительно суженная, обнимает своими отворотами деревянную рукоятку, упирающуюся в полукруглую зарубку. Для бо́льшей прочности трубка обматывалась, кроме того, широким обручем из связок растительного материала, жил и т. п. Подобный топор мог иметь свое соединение с рукояткой; последняя, несколько суженная в той части, которая проходила в трубку, утверждалась заклепкой. Если гвоздя нет, то прочность насадки обеспечивается очень развитыми отворотами, хорошо обнимающими рукоятку, для которой в таком случае делается зарубка или отверстие для прохода заклепки. Такое устройство имеет топор, найденный в Пулльи и принадлежащий Парижскому артиллерийскому музею.

У многих из этих кельтов на одной стороне из отворотов есть небольшое ушко, через которое пропускают связки и за которое можно повесить топор, если он еще не насажен.

На страницу:
2 из 3