Полная версия
Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века
79
Ясное различение произведений живописи, предназначенных для молитвы, и изобразительных повествований на библейские темы встречается уже у епископа Гийома Дюрана (1230–1296).
80
В данном случае я использую термин «икона» в широком смысле, подразумевая любое (независимо от техники исполнения, размера, местоположения) изображение Христа, Марии и святых, имевшее священный характер и служившее предметом религиозного чествования в качестве образа, возводившего мысль и чувство молящихся к изображаемому (см.: Окунев Н. А. Иконы // Христианство. Энциклопедический словарь: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 599); ср.: Данилова И. Е. О композиции картины кватроченто // Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М., 1984. С. 52–64. О различиях алтарного образа и иконы см.: Бельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 444–456, 494–503.
81
Смирнова И. А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М., 1987. С. 18–19; Смирнова И. А. Принципы объединения монументальной живописи и архитектуры в искусстве итальянского Возрождения // Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры: В 2 кн. М., 1997. Кн. 1. С. 121.
82
Burke P. Die Renaissance in Italien… S. 285.
83
Bätschmann O. Bild – Text: Problematische Beziehungen // Kunst-geschichte – aber wie? Zehn Themen und Beispiele. Berlin, 1989. S. 39–43.
84
Стремление к обстоятельному изображению библейских событий, охватившее начиная со второй половины XIII века искусство по обе стороны от Альп (Pictorial Narrative in Antiquity and the Middle Ages / Ed. by H. L. Kessler and M. S. Simpson (Studies in the History of Art 16). Washington, 1985; Belting H. Die Oberkirche von San Francesco in Assisi. Ihre Dekoration als Aufgabe und die Genese einer neuen Wandmalerei. Berlin, 1977; Bryson N. Word and Image. French Painting of the Ancien Regime. Cambridge; London, 1981; Kemp W. Sermo corporeus. Die Erzählung der mittelalterlichen Glasfenster. München, 1987; Kautzsch R. Die groβen Erzähler in der deutschen Plastik des Mittelalters // Form und Inhalt. Festschrift Otto Schmitt. Stuttgart, 1951), иногда объясняют желанием набожных мирян видеть евангельские сцены в подробностях (Клуккерт Э. Готическая живопись // Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись. Köln, 2000. С. 386). Такое объяснение, отводящее искусству роль пассивного приспособления к массовой потребности, представляется принципиально неверным. Художникам не приходилось ждать, когда у мирян возникнет желание видеть, «как оно было на самом деле»: то, что имя Фомы Неверующего стало нарицательным, говорит об извечной и постоянной распространенности такой психической установки. Инициатива принадлежит здесь не набожной толпе, а францисканцам, воспользовавшимся этой особенностью массового сознания для наглядной проповеди средствами изобразительного искусства.
85
Данилова И. Е. О сюжетной и композиционной роли жеста в живописи Средних веков и Возрождения // Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. С. 74, примеч. 28, 29, 33.
86
Смирнова И. А. Принципы объединения… С. 121–122.
87
Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы»… С. 20–22.
88
Альберти Л.-Б. Три книги о живописи // Мастера искусства об искусстве: В 7 т. Т. 2: Эпоха Возрождения. М., 1966. С. 49–50.
89
Филострат. Картины. М., 1936.
90
Леонардо да Винчи. Указ. соч. Т. 1. С. 53, 178; Т. 2. С. 96, 104, 109–110. Леонардо в Милане подружился с францисканским теологом и математиком Лукой Пачоли. Пачоли был земляком и учеником Пьеро делла Франческа. Пьеро в юности получил первые уроки перспективы у Альберти. Альберти обязан своим опытом в перспективе Брунеллески.
91
Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы»… С. 148–154.
92
Вазари Дж. Указ. соч. Т. 2. С. 262, 521.
93
Буркхардт Я. Указ. соч. С. 187–196.
94
См., например, выполненную Антонио Поллайоло роспись виллы Ла Галлина в Арчетри, близ Флоренции (Данилова И. Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М., 1970. С. 37–38; Beck J. Н. Italian Renaissance Painting. Köln, 1999. P. 293–295).
95
Warburg A. Italienische Kunst und internationale Astrologie im Palazzo Schifanoja zu Ferrara // Warburg A. Gesammelte Schriften. Leipzig; Berlin, 1932. Bd. 2. S. 461–481; Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы»… С. 47–49, 72–84, 87–88, 91–92, 99–100.
96
Welch Е. Op. cit. P. 133, 135, 167, 180, 205, 207, 301. ПОГИБШЕЕ ИСКУССТВО
97
Strong R. Art and Power. Renaissance Festivals 1450–1650. Suffolk, 1984. P. 22, 74.
98
Ibid. P. 43, 50.
99
Данилова И. E. Итальянская монументальная живопись. С. 228, примеч. 1.
100
Strong R. Op. cit. P. 22.
101
Ibid. P. 44.
102
Фойгт Г. Указ. соч. Т. 1. С. 416–417, 438, 451, 518; Т. 2. С. 119, 244–245; Буркхардт Я. Указ. соч. С. 23–24, 146.
103
Буркхардт Я. Указ. соч. С. 289.
104
Там же. С. 285–286.
105
Тарасова М. С. К вопросу о системе праздничного убранства итальянского палаццо // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М., 1997. С. 157.
106
Андреев М. Л. Указ. соч. С. 386–387.
107
Strong R. Op. cit. P. 28.
108
Андреев М. Л. Указ. соч. С. 393.
109
Strong R. Op. cit. P. 52.
110
На «Буцентавре» дож в сопровождении знати раз в год отправлялся совершать обряд обручения Венеции с Адриатическим морем – опускание в море кольца. «Судно – сплошное украшение, нельзя даже сказать – покрыто украшениями, сплошная золоченая резьба; ни на что больше оно не пригодно. Это настоящая дароносица, служащая для того, чтобы показывать народу его правителей в самом великолепном виде. Мы знаем: народ, который так охотно украшает свои шляпы, любит видеть и своих начальников пышными и нарядными. Это парадное судно – настоящая музейная редкость, показывающая, чем были венецианцы и чем они себя воображали», – записал Гёте, увидев в 1786 году последний «Буцентавр», который через одиннадцать лет был сожжен Наполеоном (Гёте. Собр. соч.: В 13 т. М., 1935. Т. 11. С. 91).
111
Буркхардт Я. Указ. соч. С. 292.
112
Strong R. Op. cit. P. 6.
113
Буркхардт Я. Указ. соч. С. 278.
114
Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. Очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме. М.; СПб., 2001. С. 194, 239.
115
Strong R. Op. cit. P. 52, 65, 127.
116
Макьявелли H. История Флоренции. Кн. VIII, гл. XXXVI.
117
Тарасова М. С. К вопросу о системе праздничного убранства… С. 157.
118
Макьявелли Н. История Флоренции. Кн. VII, гл. XXI.
119
Шастель А. Указ. соч. С. 195.
120
Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452–1519. М., 1997. С. 55–56.
121
Вазари Дж. Указ. соч. Т. 3. С. 26.
122
Strong R. Op. cit. P. 37, 45; Буркхардт Я. Указ. соч. С. 289.
123
Буркхардт Я. Указ. соч. С. 293–294.
124
Вазари Дж. Указ. соч. Т. 3. С. 74–76.
125
Тэн И. Философия искусства. М., 1996. С. 110–112.
126
Буркхардт Я. Указ. соч. С. 290–291.
127
Вазари Дж. Указ. соч. Т. 3. С. 443, 772–773.
128
Strong R. Op. cit. P. 79.
129
Ibid. P. 76.
130
Дажина В. Д. Портретная иконография Медичи: от республики к монархии // Культура Возрождения и власть. М., 1999. С. 131.
131
Strong R. Op. cit. P. 130–131.
132
Ibid. P. 134.
133
Ibid. P. 27, 36.
134
Burke P. Festivals // The Thames and Hudson Encyclopaedia of the Italian Renaissance. London, 1992. P. 133.
135
Strong R. Op. cit. P. 137–140.
136
Инфессура С. Дневники о современных римских делах // Инфессура С., Бурхард И. Дневники. М., 1939. С. 55; Бурхард И. Дневник о римских городских делах // Там же. С. 345.
137
Инфессура С. Указ. соч. С. 57–59.
138
Там же. С. 131.
139
Там же. С. 137.
140
Там же. С. 139.
141
Бурхард И. Указ. соч. С. 215.
142
Тарасова М. С. К вопросу о системе праздничного убранства… С. 160, примеч. 38.
143
Хёйзинга Й. Указ. соч. С. 278–280.
144
Тэн И. Указ. соч. С. 151–153.