Полная версия
Античный эротикон
Пан – сын Гермеса; первоначально бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы. Изображался в виде похотливого полукозла-получеловека с бородой, рогами и эрегированным фаллосом. Гонялся за нимфами и юными поселянками, наводя на них панический ужас. Центр культа Пана Ликейского (т.е. волчьего, от греч. lykos – волк) находился в аркадской области Паррасии.
«Кощунствовать страшусь и каюсь снова:
мне Пан явился (он же ― римский Фавн).
…
Мы думаем про странный облик Пана,
что нимфою Дриопою рождён.
…
Достанет и для греков, и для римлян
услады дивной: любоваться им.
Он вырастет весёлым, пышногривым,
его возлюбят хороводы нимф.
…
Пан уязвлён стрелою, не сравнимой
с другим оружьем. Пан и впрямь пропал:
он за прелестной нимфою Сирингой
по легковесным гонится пятам.
…
И тот, и этот добрый долг исполнив,
как будто не печалясь ни о чём,
Пан (он же Фавн) вкушает отдых в полдень,
посмевший тронуть ― гневу обречён». Б.Ахмадулина. Невольные прегрешения в ночь на 25 декабря.
К Пану был близок Силен, воспитатель и спутник Диониса. Традиционно изображался существом с лошадиными ушами, хвостом и копытами, либо лысым, полупьяным стариком в компании с вакханками.
Приап /лат. Priapus/ – по-началу скромное сельское божество местного значения. Покровительствовал плодородию садов и полей в негреческих областях Малой Азии. Его деревянные или глинянные фигурки выставлялись на огородах в качестве пугала или подставки для сельскохозяйственного инвентаря. Впрочем, происхождения был довольно знатного, хотя и весьма запутанного. Отцом Приапа считался Дионис, а матерью нимфа Хиона либо сама Афродита. По преданию, богиня еще не разрешилась от бремени Приапом, а уже сошлась с красавцем Адонисом. В результате ребенок родился с двумя фаллосами, что ужасно напугало всех окружающих. Из-за этого врожденного уродства Афродита бросила ребенка и его подобрали и воспитали пастухи в горах.
Триумфальное восхождение Приапа началось после походов Александра Македонского. Грекам пришелся по душе темпераментный бойкий старичок в заостренной шапочке, из-за которой его даже прозвали "трехфаллосный" (triphallus). В первой половине V в. до н.э. почитание Приапа стало частью культа Диониса и распространилось по всему Восточному Средиземноморью. Приап следял за чистотой родников и межеванием земли, покровительствовал рыбакам, матросам, проституткам, сводникам, развратникам, педерастам и евнухам.
Главным атрибутом Приапа всегда оставался огромный эрегированый фаллос. По утверждению рим. писателя Гая Юлия Гигина, Приап превзошел размерами фаллоса говорящего осла Диониса: "Спустя время этот осел вздумал тягаться с Приапом относительно размеров детородного члена, но оказался побежденным и был им убит". /Astronomica, 2.23/.
Наивысшего расцвета культ Приапа достиг в Римской Империи. Наряду с Помоной и Сильваном Приап был включён в состав рим. божеств плодородия, его статуи устанавливаются на городских площадях, перекрестках дорог, в публичных домах и виллах аристократов. Изображения Приапа постоянно встречаются на фресках Помпеи и Геркуланума, рельефах общественных зданий, амулетах и др. Праздники в честь Приапа (фаллефории) проводились в марте и июне; носили характер оргий.
В древнеримском пантеоне место Диониса занимал покровитель плодородия, вина и виноделия Либер. Вместе с Церерой и своей женой Либерой; входил в т.н. плебейскую троицу богов, которая противостояла троице патрицианской (Юпитер, Юнона, Минерва).
«Либер назван так от освобождения (liberamentum), потому что по его милости мужчины освобождаются от семени, когда испускают его при совокуплении; по отношению к женщинам, – так как и их они представляют испускающими семя, – ту же роль исполняет Либера, которую они считают еще и Венерой. Поэтому в храме Либера выставляется мужеский член, а в храме Либеры – женский. Либеру, сверх того, предлагают и женщин, и вино для возбуждения похоти. Поэтому вакханалии отправляются с величайшим безумием. Сам Варрон сознается, что подобные вещи могли твориться совершающими вакханалии не иначе, как при умственном исступлении». Августин. О граде Божьем.
Начиная с 496 до н.э., фаллические праздники в честь Либера (либералии) ежегодно отмечались 17 марта Они поражали своим размахом и разнузданностью. Толпы восторженных фанатов передвигались из города в город, влача за собой огромный деревянный фаллос. На главных площадях и перекрестках вокруг раскрашенного идола устраивались пляски с непристойными песнопениями. В завершении торжества самая знатная матрона должна была увенчать божественный фаллос короной.
Одним из древнейших италийских божеств является Фавн /лат. Faunus/, покровитель скотоводства, полей и лесов. Соответствует греч. Пану; олицетворение сладострастия. Изображался в виде человека с ногами, хвостом и рогами козла. Согласно легенде, обманом напоил свою дочь, чтобы овладеть ею.
Фавну-Луперку посвящались празднества лупрекалии (волчья свадьба) /от лат. lupus – волк/. Отмечались ежегодно с 13 по 15 февраля. Сопровождались разгулом вседозволенности и чувственных страстей. Обнаженные жрецы Фавна луперки бегали вокруг Палатинского холма, нанося женщинам удары ремнем из козлиной шкуры. Считалось, что этот ритуал способствует исцелению от бесплодия. Луперкалии были официально запрещены лишь в 496 г. папой Геласием I.
Опомнись, Фавн!..
Когда в пылании густо
Восторг твой рисовал двух женщин белокожих
Обман, струясь из глаз, на родники похожих
Светился холодом невинности, но та,
Другая, пылкая, чьи жгучие уст
Пьянят, как ветерок, дрожащий в шерсти рыже
Вся вздохи, вся призыв! – о нет, когда все ближе
Ленивый обморок полдневной духоты,
Единственный ручей в осоке слышишь ты
Напевно брызжущий над флейтою двуствольной,
И если ветерок повеет своевольный
Виной тому сухой искусственный порыв,
Чьи звуки, горизонт высокий приоткрыв
Спешат расплавиться в непостижимом зное,
Где вдохновение рождается земное!» С.Малларме. Послеполуденный отдых фавна.
В иерархии низших божеств Фавну был близок сельский Сильван, а также сатиры /лат. satyros/, постоянные спутники Вакха. Обычно изображались с тупым вздернутым носом, покрытыми шерстью бедрами, козлиными копытами и хвостом. Основным занятием сатиров было пьянство, чревоугодие, да погоня за расшалившимися нимфами:
«Античный мир. Зефир струит эфир.
Несется нимфа юная – а сзади
трусит за нимфой пожилой сатир
как принято в распутной их Элладе.
Истошно та, естественно, визжит,
а в паузах сквозь зубы тихо стонет
«Блин! До чего же медленно бежит!
Так он меня до ночи не догонит!..»
А он бурчит под нос, дыша с трудом
«У! Знала бы ты, как мне неохота!
Ну, догоню. А дальше? Что потом?!
Проклятый возраст! Чертова работа!..» С.Сатин. Древний-предревний анекдот.
ДВЕ АФРОДИТЫ
«Я готов в борьбе открытой
Пасть, сраженным Афродитой». Валерий Брюсов. Шаги Афродиты.
Греки считали, что любовь является божественной силой и управляет судьбами людей, В пантеоне бессмертных богов это чувство олицетворяла вечноюная и прекрасновенчанная Афродита. Она была богиней красоты, любви и плодородия. В мифологии разных народов Афродита соответствовала египетской Изиде, ассиро-вавилонской Астарте, Иштар, Кибеле. Культ Афродиты являлся государственным во всей Греции и впоследствии практически полностью был воспринят в Древнем Риме, где она звалась Венерой, Подданными Афродиты являлись все те, в ком кипят необузданные желания и бурные страсти. Ее власть была безгранична, ей подчинялись даже боги, за исключением Афины, Артемиды и Гестии. Величие и красоту богини воспевали в гимнах и стихах Гомер, Анакреон, Сафо, Архилох, Алкей и мн. др.
О происхождении Афродиты древние высказываются по-разному. По одной версии, она являлась дочерью Зевса и океаниды Дионы. Родилась на острове Кифера, расположенном к югу от Пелопоннеса против мыса Малея. От названия острова происходят культовые прозвища (эпиклесы) богини – Киферея; Киферская; Киферийская. Именно на Кифере находился крупнейший в Древней Греции храм Афродиты – место массового паломничества и проведения ритуальных оргий. Храмы Афродиты находились также в Пафосе, Коринфе, Самосе, Эриксе и др.
Другой миф гласит, что Афродита родилась из морской пены, которая образовалась в том месте, куда Кронос забросил отсеченный половой орган своего отца – бога неба Урана. Попутный ветер донес раковину с новорожденной до берегов Кипра, где она и предстала миру. Отсюда такие имена богини, как Анадиомена («пенорожденная»), Киприда; Кипрогения; Пафия. Звалась она также «портовая»; «успокаивающая море»; «подающая счастливое плавание»; «выныривающая» и др.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным,
После же этого к Кипру пристала, омытому морем.
На берег вышла богиня прекрасная. Ступит ногою -
Травы под стройной ногой вырастают. Ее Афродитой,
«Пенорожденной», еще «Кифереей» прекрасновенчанной]
Боги и люди зовут, потому что родилась из пены.
А Кифереей зовут потому, что к Киферам пристала,
«Кипророжденной», – что в Кипре, омытом волнами, родилась.
Также любезной мужам, раз от члена мужского родилась.
К племени вечных блаженных отправилась тотчас богиня.
Эрос сопутствовал деве, и следовал Гимен прекрасный. Гесиод. Теогония.
Афродита является одним из самых чудесных и поэтических образов в истории и культуре древнего мира. О ней создано множество романтических любовных историй. Богиня страстно влюбилась в прекрасного Адониса, смертного юношу поразительной красоты. Адонис был азартный охотник и постоянно бродил по лесам в поисках добычи. Афродита умоляла его быть предельно осторожным, но тот пренебрегал ее просьбами.
Ревнивый бог Арес решил погубить соперника. Он превратился в дикого вепря и напал на Адониса в лесной чаще. Своими огромными клыками вепрь ударил его в бедро и нанес смертельную рану. Афродита не успела вмешаться и предотвратить трагедию. Она с трудом нашла бездыханное тело возлюбленного и горько рыдала над ним. На том месте, куда капала кровь Адониса, выросли чудесные цветы, названные его именем. Тронутый страданиями Афродиты, Зевс повелел богу Аиду отпускать Адониса из царства мертвых с наступлением весны, что бы он мог полгода проводить с Афродитой.
Другая знаменитая легенда пересказана римским писателем Апулеем в романе «Золотой осел». Психея – смертная женщина, младшая дочь одного из греческих царей. Своей красотой она прославилась на всю Элладу, чем вызвала зависть Афродиты. Богиня не терпела конкуренток и решила избавиться от Психеи. Она поручила своему сыну Амуру (Эроту) внушить ей любовь к самому мерзкому и недостойному человеку.
Однако, едва увидев Психею, Амур сам влюбился в нее без памяти. Опасаясь материнского гнева, он старательно хранил инкогнито: являлся только по ночам и запрещал видеть свое лицо. Сгорая от любопытства и подстрекаемая своими сестрами, Психея дождалась, когда Амур уснет, зажгла светильник и стала его разглядывать. Капля растопленного масла упала на плечо Амура, он проснулся и в ярости покинул Психею.
Девушка в отчаянии пустилась разыскивать любимого, но все было тщетно. Ей пришлось пройти через множество испытаний ради того, чтобы вернуть Амура. По приказу мстительной Афродиты Психея разобрала по зернышку громадную кучу гороха, добыла шерсть бешеных золотых овец, спустилась в подземное царство за живой водой и др. Лишь великая любовь помогла ей воссоединиться с Амуром. Боги даровали Психее бессмертие, вознаградив за верность и перенесенные страдания.
Миф об Амурк и Психее обычно трактуется как аллегория странствований человеческой души в поисках любви. Постоянный сюжет мирового искусства: ныне утраченные изваяния Праксителя и Лисиппа в Феспиях (Vв. до н.э.); фрески Рафаэля на вилле Фарнезина в Риме; скульптуры А.Кановы, Б.Торвальдсена, О.Родена; живопись Тициана, А.Корреджо, П.Рубенса, В.Бугеро, О.Кокошки; рус. народная сказка «Аленький цветочек» в обработке С. Аксакова; роман Ж. Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона»; повесть И. Богдановича «Душенька» и мн. др.
Пожалуй, однв из наиболее известных историй с участием Афродиты случилась на свадьбе эгинского царя Пелея с морской нимфой Фетидой. На пиршество были приглашены все боги, кроме богини хаоса и распри Эриды. Это так ее разозлило, что в отместку она решила поссорить между собой извечных соперниц Геру, Афину и Афродиту. План ее был прост и коварен. По традиции, присутствующие должны были избрать самую красивую девушку. Эрида подбросила гостям яблоко раздора (яблоко Гесперид) с надписью «Прекраснейшей». Для Геры, Афины и Афродиты настал решающий момент. Каждая из них считала себя первой красавицей Олимпа и не могла допустить победы соперницы. Всемогущему Зевсу предстояло сказать решающее слово. Но он не решился сделать сложный и чреватый последствиями выбор.
Зевс доверил щекотливую миссию Парису, сыну троянского царя Приама. Богини тут же подступили к нему с тайными уговорами. Гера обещала Парису безграничную власть над всем миром, Афина пообещала величайшую мудрость, а Афродита нашла самый сильный ход. Она пообещала Парису любовь Елены Прекрасной, жены спартанского царя Менелая. Парис не устоял перед соблазном и отдал золотое яблоко Афродите.
Надо сказать, богиня честно исполнила свое обещание. Она помогла выкрасть Елену и покровительствовала ее браку с Парисом. Однако, их союз не принес никому счастья. В результате вмешательства Афродиты разразилась самая жестокая и кровопролитная война античной древности. В ней принимали участие боги, герои, целые народы и даже деревянные кони. Она продолжалась около десяти лет и закончилась полным разгромом Трои.
Несмотря на все свое божественное величие, Афродита очень часто представала обыкновенной земной женщиной, со всеми присущими человеческими слабостями. Согласно Гесиоду, ей не чужды:
Девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы,
Сладкая нега любви и пьянящая радость объятий.
Древние греки с легкой иронией и снисходительностью наблюдали за похождениями богини, которая пользовалась репутацией весьма ветреной и влюбчивой особы.
Вообще говоря, у Афродиты был муж – хромоногий бог кузнечного ремесла Гефест. Он достался ей достаточно случайно и богиня не слишком блюла супружескую верность. Олнажды Гефест устроил ловушку и поймал жену золотой сетью во время ее любовного свидания с богом войны Аресом. Желая как следует проучить и унизить изменщицу, Гефест созвал всех олимпийцев поглазеть на захваченных врасплох любовников.
Этим зрелищем особенно заинтересовался Гермес, хитроумный и находчивый бог торговли и счастливого случая. Он был сыном самого Зевса и дочери титана Атланта Майи, которая впоследствии вместе со своими сестрами была вознесена на небо и рассеяна в скопление Плеяды. Гермес, восхищенный видом обнаженной Афродиты, громогласно заявил, что непрочь занять место Ареса в сети. Богиня услышала Гермеса и подарила ему ночь любви. От этой связи впоследствии родился Гермафродит – прекрасный юноша с женскими и мужскими половыми органами.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.