Полная версия
Сказки казаков-некрасовцев
Сказки казаков-некрасовцев
Составитель Ф. В. Тумилевич
© ООО «Феникс»: оформление, 2022
© В оформлении книги использованы иллюстрации по лицензии Shutterstock.com, 2022
Предисловие
В ваших руках необыкновенная книга – в ней собраны волшебные сказки казаков-некрасовцев.
Потомки донских казаков, некрасовцы более двухсот лет сохраняли своё поэтическое наследие, язык и культуру в странствиях по всему миру: они побывали в Болгарии и Румынии, Эфиопии и Турции, прежде чем вернуться на родную русскую землю. Казаки-некрасовцы получили своё название по имени предводителя – атамана Игната Фёдоровича Некрасова. В 1708 году он возглавил участников Булавинского восстания и вывел их на Кубань, которая в это время принадлежала Турции. После завоевания Кубани и присоединения её к России казаки-некрасовцы разделились на две группы: одна отправилась на Дунай, а вторая переселилась глубже в Турцию, на озеро Майнос. На Майносе казаки основывают закрытую общину, живут изолированно, практически не имея контактов с местным населением. Они создают собственное самоуправление и за свою самостоятельность платят в турецкую казну большие налоги. Эта замкнутость позволила создать уникальные условия для сохранения традиций в неизменном виде. Только в XX веке казаки-некрасовцы, выполнив завет Игната Некрасова «Царизме не покоряться, при царизме в Расею не возвертаться», возвращаются на родину.
Предлагаемые в сборнике сказки записаны со слов майносских казаков-некрасовцев Ф. В. Тумилевичем[1] в 40–50 годы двадцатого века и адаптированы для современного читателя. В сказках сохранены отдельные особенности, подчёркивающие колорит речи рассказчиков, что позволяет насладиться поэтическим звучанием диалектной речи.
Рысенька
Жили давно старик со старухой, и росла у них дочка Танюшка. Старик охотничал, старуха по хозяйству управлялась, и дочка у неё на подхвате, помогала. Жить-пожить, померла старуха. Осталися отец с дочкой вдвоём. Пожили они вместе, а потом старик женился в другой раз. А у жены его новой тоже дочка была, очень некрасивая да характером дурная. А старикова Таня выдалась настоящей красавицей, глянешь – залюбуешься. Мачеха её за то сразу невзлюбила, но виду старалась не подавать. Так и жили они, пока не пришла пора девушек замуж выдавать.
Приехали до дома сваты да и сосватали старикову дочку, завели пир богатый, веселье на всю округу. Старик рад-радёшенек. А старуха сидит чернее тучи, её-то дочку никто в жёны не хочет брать. Уж так она злилась, что задумала недоброе. Позвала падчерицу на двор да под корыто и запрятала, а свою дочку отправила на посад1 взамен сестры. А то дело недоброе кочеток2 видал. И вот расхаживает кочеток по двору да гутарит3:
– Кукареку, кукареку, что видал, что прознал. Старикова дочка под корытом сидит, а старухина на посаде. Обманула всех старуха, одурачила.
Гости внимания на него не обращают, так он в другой раз то же самое гутарит, в третий. Услышали сваты, пригляделись, а и правда не та невеста. Позвали старуху, давай её выспрашивать строго да наказанием грозить, та и призналась. Подняли тогда корыто, достали невесту, посадили на посад, как полагается, а старухину дочку прочь с позором прогнали.
Суть да дело, свадьбу отыграли, увезли невесту сваты до мужа. Живут они хорошо год, другой, уж и сыночка нажили, ладного да здорового. И вот как народился сынок, стала Танюшка просить мужа:
– Соскучилась я по батюшке, сил нет. Дозволь мне домонь4 погостить поехать.
И уж так она мужа уговаривала, так упрашивала, что не смог он отказать, запряг тройку и повёз жену до родного дома. И вот едут они, и где проедут, там всё расцветает, трава да деревья зеленеют, птицы щебечут да солнышко светит ярче.
Вышел старик на крыльцо дочь с зятем встречать хлебом-солью, повёл в хату, за стол на лучшие места усадил, лакомые куски им в тарелки кладёт, мёд в кубки наливает. Внуком не нарадуется, не налюбуется.
А старуха с дочкой сидят в сторонке смурные. Злоба лютая да зависть их одолевают, потому как Танюшка живёт в любви и достатке, а старухина дочка всё в девках, никому она не глянется. Злилась-позлилась старуха да и надумала лихое. Зовёт Танюшку к себе в комнату этак ласково, просит дитя показать ей поближе, дать понянчить. Та и дала.
Качает старуха младенчика, а сама нашёптывает:
– Ай люли, люли, люли, мать родную разлюби, мать родную разлюби, мать другую полюби.
Прошептала это трижды, взглянула на Танюшку да как топнет ногой:
– Пошёл прочь, зверь дикий, не место тебе среди людей!
Обернулась девушка рысью да и побёгла5 прочь из хаты. А мачеха-колдунья родную дочь в Танюшку оборотила, да так, что и не отличишь. Дала ей дитя на руки и в горницу вывела.
Сидят они, сидят, пришёл час дитя кормить. А старухиной дочке кормить-то нечем, нет у неё молока материнского. Младенчик плачет, кричит всё сильнее. Вот зять-то стариков и говорит:
– Поехали, жена, до дому, пора нам.
Собрались они в путь. Всю дорогу дитё6 не унималось, а где тройка их проехала, там цветы завяли, листья пожухли да облетели, звери и птицы попрятались, скрылось за тучами ясное солнышко.
Приехали они домонь, а сынок-то всё кричит. Старухина дочка его успокоить не может. Уж и песни она ему пела, и качала его, и водицей личико омывала – ничего не помогает. Муж волнуется, не заболел ли сынок. А тут приходит к ним в хату бабушка старенькая, вся сгорбленная. Поглядела она на дочку мачехину, на младенчика, на мужа да и гутарит:
– Что это сынок у вас такой неспокойный? Дайте мне его понянчить, я с детьми хорошо умею.
А самозванка и рада дитё отдать.
– Берите, – говорит, – нянчите.
Взяла дитя бабушка, пошла с ним на двор, а оттуда в лес, за околицу. Идёт, младенцу нашёптывает:
– Потерпи, сынок, сейчас маменька тебя накормит.
Бабушка та сильной волшебницей была, всех людей и дела их насквозь видела и мачехино дело лихое уразумела враз.
Вот пришла она в лес дремучий, села на поваленное дерево да и запела песню:
Беги ко мне, рысенька,Беги скорей, матушка.Выбежала из леса рысь, накормила сыночка, приласкала да снова в чаще лесной скрылась.
Принесла бабушка мальчика в хату, а он весёлый да спокойный. Играет, агукает, улыбается отцу. Муж Танюшкин надивиться не может перемене.
– Что такое ты, бабушка, с сыном сделала? Вот только плакал, а сейчас играет.
– Ничего я не сделала, мил-человек, просто я умею детей нянчить, а жена твоя не умеет. Вот дитё у неё и кричит.
Удивился муж, как возможно такое, что всегда умела жена его за сыном ходить и вдруг разучилась. Лёг он спать задумчивый, а наутро просыпается – сын снова криком кричит, никак не успокоится. И снова его мачехина дочка и качает, и баюкает, и по хате носит – ничего не помогает. Сердится муж, бранится:
– Что же это, жена моя, не умеешь ты нянчить сына моего? Чужая женщина и то лучше тебя управляется.
А тут и бабушка на пороге, снова просит мальчика понянчить. Отдала ей ребёнка мачехина дочка, колдунья и в другой раз с ним в лес идёт, а муж Танюшкин тайно за ней. Хочет он узнать, как так его сыночка бабушка нянчит. Вот пришла в самую глушь старушка, Танюшку зовёт сына накормить. Прибёгла7 рысь, накормила-приласкала дитё да обратно в чащу воротилась. Нельзя ей было надолго выходить, злое колдовство мешало. А зять стариков за деревом стоял и всё видел, да только ничего не понял. Воротился он домонь вслед за бабушкой, а она его и не заметила.
На третий день снова плачет сынок, заливается. Бабушка только на порог, а мачехина дочь уж ждёт её, дитя протягивает понянчить. Только направилась колдунья к лесу, а муж Танюшкин её догнал и путь преградил.
– Отвечай, – говорит, – бабушка, зачем в лесу рыси моё дитё давала, зачем она его кормила? Что ты знаешь?
Бабушка сначала отговаривалась, клялась, что не знает ничего, а потом спрашивает:
– А не испугаешься, коли подмоги твоей попрошу за-ради сыночка твоего?
– Не испугаюсь, – отвечает парень.
– Ну смотри, коли пообещал, назад ходу нет. Как придём в лес, прибежит рысь, увидит тебя – оборотится огненной змеёй. Вся сама будет гореть и огнём на тебя дышать. Ты её схвати крепко да держи, как бы она в твоих руках ни вилась, как бы ни вырывалась. Жечь будет тебя огнём, а ты терпи, потому как, коли отпустишь, и вовсе спалит дотла.
Вот пришли они в лес, села под кусток колдунья, ребёнка баюкает, песню поёт:
Беги ко мне, рысенька,Беги скорей, матушка.Бежит рысь на зов, ветки трещат, лес гудит-стонет. Страшно старикову зятю, а стоит рядом с сыном, как будто к земле прирос. Прибежала рысь-Танюшка, увидала мужа, перекинулась змеёй огненной, дышит на него жаром. Схватил парень ту змею, руки от жара горят, волосы тлеют, уж рубаха занялась, а не выпускает он змею. Сила у него богатырская, никак не вырваться рысеньке. Вот билась она, билась да и затихла. Опустил её муж на землю, глядит – лежит его Танюшка, дышит тяжело. Поднял он её, сына в руки дал, обнял да домонь повёл. Ведёт во двор её, а где пройдут, там трава зелёная поднимается, цветы расцветают, солнце светит да птицы поют. Сыночек на руках у матери смеётся-заливается.
Как увидела их мачехина дочка, хотела убежать, да не вышло. Поймали её и наказали примерно.
А Танюшка с мужем стали жить в любви и согласии и отца её к себе позвали.
Рыбак и златорогий олень
Жили как-то на свете охотник с женой, и нажили они себе сыночка Ванюшку. Нажить-то нажили, а вырастить да в люди вывести не успели – померли. Наследства от них не осталось. Стал маленький Ванюшка сам по себе жить. То к одним добрым людям ночевать попросится, то к другим. Как подрос немного – стал рыбалить8, тем и жил. Да только мало рыбальством9 выручишь, едва на еду хватало.
Вот и думает Ванюша: «Не выходит у меня ничего, работаю-работаю, а проку нет. Пойду в лес, попробую травы накосить да тут в деревне продать. Может, так поболе денег выручу».
И вот пошёл он в лес подальше, там набрёл на лужок. Травка на том лужку сочная, густая, очень Ване местечко глянулось. Там и порешил косить. Косит час, другой, уж и день к закату клонится. Устал Ванюша, непривычно ему с косой управляться. Остановился передохнуть, пот с лица только обтёр, глядь – бежит из леса на поляну олень, да непростой. Шерсть его гладкая да блестящая, как шёлк, а рога – из чистого золота, сверкают на солнце.
Стал олень подле Ивана да и гутарит:
– Схорони меня, мил-человек, от охотников, а уж я добра твоего не забуду.
Пожалел чудесного оленя Ванюша, накрыл его свежескошенной травой. Знатная копна вышла, оленя и не видать. Только закончил, как вышли на поляну охотники:
– Парень, не видал ли тут оленя златорогого? Куда побежал он, говори!
– Не видал я никакого оленя, – отвечает им Ваня, – целый день тут траву кошу, только оводы и вьются вокруг, больше никого.
Охотнички ему поверили да и ушли восвояси. Олень тут же сбросил с себя сено, протянул Ивану три волоса и гутарит:
– За подмогу твою возьми эти волоски. Береги их, а как понадобится помощь, подожги один – я тут же к тебе явлюсь.
С тем и ускакал прочь, будто и не было его вовсе. А парень траву собрал, отнёс в село и продал. На другой день снова в лес пошёл косить, и на третий. Тем и кормился дальше.
Жить-пожить, задумал Ванюша жениться. Да только кто ж за него пойдёт: ни кола, ни двора, ни хозяйства своего. И надумал Ваня просить помощи у оленя златорогого. Прижёг волос, олень сей же час явился.
– Чего тебе надобно?
– Надумал я жениться. Да вот где жену найти – не знаю. Бедный я, никто за меня свою дочь не отдаст.
– Тут я тебе помочь могу – хороший совет дам. Пойдёшь строго на север, через три дня пути выйдешь к озеру. На берегу озера кусты густые, там схоронись и жди терпеливо. Может, день придётся ждать, может, три, но ты терпи, сиди тихо. Придут к тому озеру купаться девицы, и какая тебе глянется, у той скрытно возьми платок да спрячь за пазухой. Как соберутся домой девушки, будет одна искать пропажу, тут ты ей покажись, но платка не отдавай. Она с тобой жить и останется. Главное – ни в коем случае платка ей не давай. Покуда платок у тебя – она жена тебе, а как получит своё – тут же исчезнет.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Тумилевич Ф. В. Сказки и предания казаков-некрасовцев. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1961; Тумилевич Ф. В. Русские народные сказки казаков-некрасовцев. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1958.