Полная версия
Нежить. Мифологический злобник от А до Я
Агъач Киши – «древесный человек», лесной дух, представляется волосатым существом с торчащим из груди лезвием топора, обладает резким неприятным запахом. В поисках пищи Агъач Киши иногда посещает бахчи и огороды, в поисках одежды – подбирает выброшенную одежду и очень боится собак.
Ажам – божество пожара, внешне он похож на Агъач Киши, также живёт в лесу, огромного роста, покрыт шерстью, но тело его как бы объято пламенем, а топор висит на поясе. Ажам имеет уязвимое место – поясницу. Людям он не показывается, а когда проходит мимо них, слышен только его свист.
Азмыч – «сбивающий с пути» – страшно уродливая женщина, искусно умеющая выкрикивать проклятия голосом знакомого человека.
Алмасты – злые существа, представляются либо безобразными, либо очень красивыми обнажёнными женщинами с длинными до пят волосами, они живут в лесу, в оврагах, но могут поселиться на чердаке дома. Убивать алмасты нельзя – перед смертью это существо проклинает убийцу и проклятие всегда сбывается.
Байчы – злой дух, зовущий людей, громко крича голосом близкого человека, по народным поверьям, откликнувшись, можно остаться заикой.
Деуле, деула – уродливые великаны, обладающие огромной силой, по описаниям, имеют клыки, как у кабанов, и длинные когти.
Джекле – злые духи подземного мира.
Желмаууз – чудовище, пожирающее солнце, отчего происходит затмение, в древние времена люди стреляли в небо, били в тазы, кричали, разводили костры, чтобы отогнать желмаууза прочь и разбудить небесных сторожей.
Кыркабан, Кыркаяклы – «сороканогий кабан» – покровитель дурного сглаза, живет под землей в глинистом слое, его ноги напоминают кабаньи копыта, а нос – кабаний пятачок, клыки его, заворачиваясь, достигают ушей, а веки – ног, они до такой степени тяжёлые, что кыркабан не может их поднять без помощи своего коллеги Кыркауузлу Солтана.
Кыркауузлу Солтан – покровитель дурного сглаза, настолько уродливое существо, что оно не поднимается на поверхность земли, если его не призовут оборотни и другие гады, через которых сила его дурного сглаза проникает к людям.
Къан Тулукъ – страшное существо, напоминающее хрупкий сосуд с кровью, даже если слегка коснуться его, брызнет ядовитая кровь, человек сразу заболеет и умрёт.
Обуры – женщины-оборотни, способные принимать облик разных животных, кроме коня, которому они не могут причинить вред, по преданиям, каждую пятницу они улетают пировать на Эльбрус.
Сам-с-вершок – маленький злой старик-людоед, по описаниям, сам с вершок, а борода в семь вершков; сидит он верхом на петухе, седлом ему служит лягушка, поводьями – змеи, а вместо плети – ящерица.
Сарыуек – многоглавый чудовищный дракон из нижнего мира, он преграждает течение рек или выпивает в них воду, отчего наступает голод и засуха, в уплату за воду требует дань – красивых девушек, которых тут же съедает.
Тенгиз Тейри – богиня подводного мира, живёт на морском дне, но иногда выходит на сушу, обернувшись женщиной, чтобы похитить понравившуюся девушку и подчинить ее себе.
Тымбыл – покровитель оспы (чечек).
Хохури – ешё одно страшное существо, живущее на небе и периодически пожирающее солнце или луну, представляется в виде огромного волка с длинной зубастой мордой.
Эмиген – «многосущий» – одноглазый многоголовый великан-людоед, обросший густой шерстью, живёт в пещерах и занимается разведением коз, отличается необыкновенной прожорливостью, силой и глупостью. Считается, что отрубленные части тела эмигенов имеют свойство тут же прирастать к туловищу, а кровь их ядовита, поэтому, чтобы их уничтожить, следует немедленно сжигать.
Эрк-Джылан, Эр-Джылан – владыка нижнего мира, по немногочисленным описаниям – сорокоротое змееподобное существо.
Башкиры
Башкиры – тюркский народ, проживающий в Республике Башкортостан, это древний многочисленный народ с героическим прошлым и огромным культурным наследием, знаменитые башкирские эпосы «Урал-батыр» и «Акбузат» сохранили пласты шумерской, индоиранской и тюркской мифологии.
Башкирская нежить отличается особой активностью, помимо главных злодеев (дию) богатырских эпосов и местных духов кладбищ, лесов, водоëмов, нежить давала о себе знать в виде явлений природы, болезней и даже змеи (через пятьсот лет – это аждаха – змея-дракон, через тысячу – юха – змея-оборотень). Таким образом, всю башкирскую нежить можно разделить на несколько групп: антигерои эпосов и сказок, духи покойников, духи местности, духи стихий, духи болезней и змеи.
Аждаха, аджаа – чудовищный многоголовый змей-дракон с огнедышащей пастью. Обитает в реках, озёрах, на болотах, иногда в колодце. Люди приносили ему в жертву девушку, чтобы пользоваться водой из источника. По представлениям башкир, обыкновенная змея, прожившая до ста лет, называется зилан, прожившая пятьсот лет – аждаха, прожившая до тысячи лет – юха, когда он доживает до такого возраста, облака уносят его на гору Каф-тау.
Азрака – «негодяй, обманщик, заклятый враг» – злой демон, дию, когда-то он стремился покорить людей и царствовать на земле, но главный герой эпоса Урал-батыр снëс ему голову алмазным мечом, по преданию, огромное тело Азраки надвое рассекло водный простор и на месте том поднялась гора Ямантау (Белорецкий район РБ).
Албасты – злой дух, скитающаяся душа человека, умершего насильственной смертью или похороненного без соблюдения погребальных обрядов, предстает в образе женщины с растрепанными длинными светлыми волосами и обвислыми до самих колен грудями, реже – мужчины с длинной бородой. Албасты также может принять облик животных или отдельных неодушевленных предметов. Любопытно, что в древности, албасты являлась доброй богиней плодородия и покровительницей домашнего очага, но при смене веры и с изменением мифологических воззрений произошла её трансформация в одного из злых духов.
Беда – персонифицированная беда, в одноимённой башкирской сказке Беда предстаёт в виде полудохлой собаки с красивым ошейником, забрав который, один охотник повесил себе на шею беду. «Я только тогда оставлю тебя, когда кто-то другой своими руками снимет ленту с твоей шеи и наденет на свою, тогда я свалюсь на голову тому человеку» – говорит в сказке Беда-собака.
Бисура, бисюра – маленькие желтые человечки в красных рубашках, говорят, в домах, где происходят частые ссоры, живëт бисура. Также, бисура живёт в глухих лесах и полянах, куда завлекает людей, (бисура мужского пола завлекает женщин, бисура женского пола – мужчин). По одним поверьям, бисура высасывает кровь и сводит людей с ума, по другим – вступает с людьми в сношения, носит им деньги и сокровища.
Джинны – общее название злых духов, пришедших с исламом, кстати у башкир многие из них тоже приняли ислам и стали творить добро, а вот «неверные» джинны всячески пакостят людям, соблазняют, вводят в заблуждение и насылают болезни (кеше – человек, одержимый джинном). Наиболее злобным из них считается шайтан.
Дию, див, дэв, дейеу – многоголовый великан, владеет большими богатствами. Способен перевоплощаться в бурю, старуху, иголку и т. д. Пожирает людей или держит их в плену, уносит скот, похищает девушек и женится на них. Сила дию зависит от количества голов, которых может быть три, шесть, девять или двенадцать.
Заркум – «лицемер, притворщик» – змей чудовищной величины, сын царя змей Кахкахи. Не обладает силой мифического существа, но хитёр и коварен, способен принимать облик рыбы, водяной крысы, а также красивого юноши, которым он и прикинулся, чтобы обмануть Урал-батыра, не послушав отца, Заркум сломал скальные врата в надежде на то, что теперь сможет питаться кровью людей и первой земной добычей он избрал Урал-батыра, который считал его другом, за предательство Урал-батыр убил всех змей и разрушил змеиное царство.
Иргаиль – злой хозяин воды – старик-карлик с длинной бородой, «сам с вершок, борода – тысяча вершков», в которой скрыта его сила, очень прожорливый, за неповиновение его накормить подвешивает человека за ухо на гвоздь или отрезает ему палец. Селится под землёй, на дне колодца или возле родника и лишает людей воды.
Ҡатил – «убийца» – жестокий и кровожадный царь, в стране которого земля покрыта горами человеческих костей и залита кровью; на знамени изображён чёрный ворон (по представлениям тюрков, ворон является проводником в загробный мир). Имеет устрашающий облик – «глаза его кровью замутились, Веки тяжкие отвалились, Хребет, как у жирного кабана, Ноги толстые, как у слона». В свой день рождения он требовал жертв – девушек бросали в колодец, мужчин сжигали в огне.
Кахкаха – «хохотун, язвительно смеющийся» – царь змеиного царства, способный принимать любой облик, с помощью волшебной палочки может вызывать природные катастрофы. В эпосе «Урал-батыр» Кахкаха запер скальные ворота между змеиным царством и миром людей, так как не хотел с людьми связываться, но его неразумный сын Заркум привёл в змеиное царство человека, да не кого-нибудь, а самого Урал-батыра, который убил всех змей и разрушил змеиное царство, с тех пор Кахкаха так и лежит на своём полуразрушенном троне среди руин и вспоминает своего неразумного сына Заркума.
Мяскяй – существо в виде огненного шара, летающее по ночам и насылающее на людей болезни и порчу, считалось, что это дух умершего колдуна или похороненного без соответствующего обряда (йыназа) человека.
Мяскяй-эби – злая ведьма из башкирских сказок, живущая в избушке в лесу.
Орек – «душа, призрак» – оживший труп, возвращенный к жизни колдовством. Прототип безмозглого зомби, жаждущего человеческой плоти.
Пярий, пери, бире – злой хозяин ветра, обитает в расщелинах скал, где держит на привязи ветры, встреча с пярий грозит человеку болезнью или смертью, также он может подменить младенца, которому ещё не дали имя, своим физически или умственно неполноценном. Среди людей пярий появляется в человеческом облике, узнать его можно только намазав глаза чудодейственным снадобьем, но важно, чтобы пярий не прознал об этом, иначе он вырвет у человека глаза.
Убыр – злой дух, похожий на мяскяй. По поверьям, в убыр превращаются души самоубийц или людей, похороненных без погребальных обрядов. После смерти человека, убыр живëт в его могиле, выходя (чаще по ночам) через отверстие. Иногда представляется в виде огненного шара, собаки, кошки, свиньи, летучей мыши, безобразного старика или старухи, не имеющего сзади плоти, может вызвать болезнь или смерть.
Уряк – дух, призрак человека, умершего насильственной смертью. По поверьям, обитает в местах своей гибели. В облике высокого худого человека в длинной белой одежде, бесшумно передвигаясь, уряк является к своим убийцам и лишает их покоя, доводя до сумасшествия или самоубийства.
Шайтан – дьявол, пришедший с принятием ислама, у башкир шайтаны обычно бестолковые и трусливые, живут семьями в юртах или толпами в пещерах и всячески вредят людям, толкая их на соблазн, они сильно боятся молнии и часто прячутся от неё в жилище человека, поэтому во время грозы окна и двери тщательно запираются.
Шурале – лесной дух, в своём натуральном виде имеет очень длинные руки с длинными пальцами, нередко – только тремя, которыми он оставляет засечки на земле и деревьях; одну ногу; рог на лбу и пушистое тело; в подмышках у него есть отверстие, через которое видны внутренние органы. Также шурале может принимать различные обличья, например волосатого мужика с рогом на лбу, светящимися глазами и надетыми задом наперед ботинками, или голой женщины с длинными грудями, закинутыми за плечи. Шурале заманивает жертв в чащу, может защекотать их до смерти, занимается охотой, любит ездить на лошадях, ворованных конечно, так его и ловят, смазывая спину лошади смолой.
Юха – змея-оборотень, дожившая до тысячи лет и получившая способность превращаться в человека, в основном, она оборачивается красивой девушкой, которая выходит замуж и пьëт кровь своего недалёкого супруга, а после сорока дней свадьбы, если жена-юха не будет мертва, она сжирает своего супруга. Приметами юхи являются отсутствие пупка или наличие дыр в подмышках.
Ялмауз – «заглатывающий всё» – многоголовый дракон, живущий в саду, который он сам засадил деревьями, иногда это колдун-людоед, похищающий младенцев и девушек, иногда – старуха, похожая на Мяскай-эби.
Ярымтык – лесной дух, похожий на шурале, но проживающий на северо-западе Башкирии, представляется в образе человека с одним глазом и на одной ноге (ярым – половина). По преданию, нельзя дважды стрелять в ярымтыка, потому что, поймав первую стрелу, он превращает её в лук, а второй убивает своего преследователя.
Буряты
Буряты – монгольский народ, проживающий в Республике Бурятия, Иркутской области и Забайкальском крае, также в Монголии и Китае, это древнейший народ Байкала, великое прошлое которого повлияло на историю и культуру многих народов мира.
В бурятской мифологии говорится о трёх частях мироустройства: верхний мир добра, средний мир людей, и нижний мир (Доодо замби) – убежище тёмных сил Маяс Хара (Чёрной луны), злой дочери Ээхэ-Бурхан (прародительницы всех богов), рождённой от месяца. Бурятские злые духи всегда были не очень общительны, селились в заброшенных юртах или домах, на перекрестках дорог, в лесах, горах, пещерах и на кладбищах.
Абалжаргана – маленький зверёк, питающийся кровью грудных детей.
Ада – дух-оборотень, пожирающий новорожденных детей (до года), иногда представляется в виде зверька с одним глазом и одним зубом, иногда человеком, рот которого расположен под челюстью, а иногда надутым пузырем. Существуют представления, что некоторые крысы по истечению нескольких лет становятся ада.
Алха – огромный зверь, который, согласно бурятским сказаниям, проглатывал Солнце и Луну, отчего происходили затмения, но однажды боги не выдержали и разрубили этого зверюгу надвое, задняя часть его тела упала на землю, а передняя осталась на небе и продолжает глотать Солнце и Луну, но теперь они не задерживаются внутри и вываливаются наружу.
Альбины – злые духи, питающиеся энергетикой людей, изначально они бесплотны, но высосав человеческие ресурсы, становятся видимыми, представляются либо небольшими человекоподобными существами, либо просто лицом без тела или, например, только рукой с глазами.
Анахай – зловредный дух, охотящийся за маленькими детьми (до семи лет), но в отличие от ады, не ест их, лишь изводит и отнимает жизненные силы, имеет облик голого человека с одним глазом во лбу, также умеет превращается в кошку или собаку.
Арахо – древний земной зверь, который съел все волосы на человеке (изначально сознанном с шерстью), выпил живую воду, предназначенную для бессмертия людей и помочился в чашу, Бог разгневался на него и спросил у Луны, где искать монстра, та сказала, Творец нашёл его и разрубил пополам, с тех пор передняя часть Арахо преследует и периодически пожирает Луну, говорят лунные пятна – тело древнего зверя.
Асарани Арбан гурбан-тэнгри – глава всех чёрных шаманов (чёрные шаманы считаются людоедами, которых люди боятся).
Баргузин – ветер-великан, хозяйничавший над рыбными угодиями Байкала вместе со своим близким приятелем Калтуком, по древним описаниям – это страшная голова с огромными мутными глазами и всклокоченными белопенными волосами, с которых змейками-струями стекает вода, а над водой вытянулись крепкие жилистые руки.
Боохолдой, бохолдой – общее название духов (души после смерти), имеющих разные обличия и обитающих в различных местах, бохолдой выходят на промысел после заката солнца, обычно группами, сбивают прохожих с дороги, толкают и издают пугающие звуки.
Гэген-бурхан – грозный хозяин Ольхона, повелитель монголов, брат Эрлен-хана (правителя подземного царства), наводящий ужас на жителей острова своей жестокостью.
Далан тургэд – семьдесят безымянных духов, вызывающих нарывы.
Дахабари – души женщин, проживших горькую и тяжёлую жизнь, например, умерших в муках от родов или болезней, страдающих от жестокости мужа. По поверьям, после смерти эти несчастные получают право мстить людям за перенесённое зло и обиды.
Дахуул – злой дух, вредящий детям.
Жэгшэмээр боохолдой – омерзительный, отвратительный дух.
Иркаар боохолдой – «оскалившийся дух» – духи, пожирающие души людей, подобно голодным хищным зверям с оскаленными зубами.
Култук – ветер-великан, хозяйничавший над рыбными угодиями Байкала вместе со своим близким приятелем Баргузином, по древним представлениям – это огромная зеленокудрая голова страшилища, поднимающая огромные волны.
Маяс Хара – «Чёрная луна» – злая дочь Ээхэ-Бурхан (прародительницы всех богов), рождённая от месяца.
Муу боохолдой – дух-оборотень, принимающий облик животного или уродливого человека.
Муу шубуун – «дурная птица» – души девушек, не узнавших любви и погибших насильственной смертью, они подкарауливают и соблазняют парней в образе прекрасных незнакомок, но потом их ярко-красные губы вытягиваются в клюв, которым Муу шубуун проклёвывают череп, чтобы выпить мозги и высосать душу.
Ороолон – оборотень, упырь.
Сабдаки – потревоженные «хозяева местности», которые начинают мстить человеку, если тот, без определенных ритуалов задабривания, вторгается в их владения.
Сарма – горная богатырша, хозяйка Малого моря, по описаниям – это огромная, будто из дыма сотканная голова женщины, нависающая над морем, страшная и лохматая. Волосы пепельного цвета с проседью, щеки что студень, так и трясутся, изо рта пар густой валит, а губы что мехи кузнечного горна, так волны и вздувают, нагоняют друг на друга.
Туйт – злой дух, вредящий детям.
Уканай боохолдой – душа утопленника, обитающая в водных пучинах.
Ургэншэ заяан – дух-сплетник, строящий козни.
Урввлэ бэетэн – духи, имеющие только половину тела.
Уханай боохолдой – «водяной» – дух утопленника.
Ухин-тэнгэри – небесная дева, повелительница судеб. В сказании говорится, что она одна из восточных злых тенгринов, от которой было хоть немного добра. Восседает она на золотом троне с тридцатью двумя ступеньками, на каждой ступеньке стоит по два стражника из серебра, сесть же на трон может только тот, кто поднимаясь, расскажет на каждой ступеньке по одному улигеру – сказке каждому стражнику, взошедший на трон, станет повелителем Замби Туби – всей земли.
Ухэр боохолдой – бесхвостая корова-оборотень, которая ночью ходит на задних конечностях.
Халуунай – дух внезапно или трагически умершего в юном возрасте ближайшего родственника, который тревожит своих родных, причиняя им болезни.
Халуун убшэн – духи тифа, разновидность чёрных заянов (духов-людоедов), имеют наполовину белое, наполовину чёрное лицо, говорят шепотом и разъезжают в повозках, запряжённых чёрными лошадьми.
Харшангууд – духи, занимающиеся пожиранием душ непослушных или провинившихся людей.
Хии хуи – вихрь, в середине которого вертится злая (третья) душа человека после его смерти.
Хуран-нойон – дух-хозяин дождя, по поверьям, на небе у него есть девять бочек с водой, и когда он открывает одну из них, дождь льётся три дня.
Чёрные заяны – духи-людоеды, покровители болезней, по поверьям, они ездят в чёрных повозках, запряжённых чёрными лошадьми, одна половина лица у них чёрная, другая белая. Им покровительствуют восточные хаты и тэнгэрины (правители, восточные – злые «чёрные», западные – добрые «белые»). Для умилостивления таких духов буряты в прежнее время приносили в жертву людей, проводя обряд «хун-долё» (замена) – за больного человека отдавали другого человека.
Шогтой боохолдой – дух-проказник, наносящий человеку несущественный вред, например, он останавливает лошадь ночного путника или уводит её прочь от дороги, пугает людей, портит в доме различные предметы.
Шолмо, Шолмос – злой дух – пройдоха, способный принимать любой человеческий облик. В легенде говорится, когда Бурхан создавал вселенную, Шолмо вызвался достать со дна океана землю, попросив её в награду за свою работу, но получил её столько, что смог воткнуть в неё маленький колышек, он стал втыкать и вытаскивать его пока из образовавшейся ямки не начали выползать на землю всевозможные гады и змеи.
Шитхыр – злой дух в более поздних верованиях бурят о всемирном потопе, явившийся к жене человека, строившего корабль, чтобы с её помощью взойти на него. Превратившись в мышей, он прогрыз дно корабля до дыр, через которые поднялась вода. Также, в легендах Шитхыр (иногда – Шолмо) оплевали первых созданных людей, отчего пошли болезни.
Шудхер – демон болезни, чёрт, похищающий душу человека, иногда шудхером именуется бесприютная душа человека, умершего насильственной смертью или покойник, продолжающий земное существование.
Ъуудэри боохолдой – теневой дух, призрак, не имеющий ясных очертаний и мелькающий перед глазами людей в сумеречное время.
Эзыхе – дух, который вредит домашнему скоту, принимая облик невысокой старой женщины, в тёмное время суток высасывающей вымя дойной коровы.
Эрлен-Хан, Эрлик – хозяин нижнего мира, осуществляющий суд над мёртвыми, глава злых восточных хатов. У монгольских народов Эрлик сильно поддался влиянию буддизма (даже изначально считался буддийским монахом), представляется в синем цвете с бычьей головой, которую он сам себе приставил после того, как его казнили по ложному обвинению, имеет три глаза, на шее ожерелье из черепов. В одной руке держит жезл увенчанный черепом для ловли душ, а во второй – карающий меч. Его дворец из чёрного железа стоит у слияния девяти подземных рек в одну – Реку Слёз.
– В —
Вепсы
Вепсы – финно-угорский народ, проживающий между тремя озёрами в Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областях, древний летописный народ, который бережно хранит свои традиции и культуру.
Известный исследователь вепсской культуры А. И. Колмогоров так описал происхождение нежити: «Когда Бог творил землю и живые существа, дьявол из зависти мешал ему. Бог рассердился, схватил дьявола и сбросил в болото, в том месте, куда провалился дьявол, образовалась большая дыра; из этой-то дыры и полезла всякая нечисть. Часть пошла в озера – водяники, часть в леса – лесовики, часть забралась в тучи и облака и так распространилась по всему свету. Этой нечисти повылезало бы и еще больше, если бы Бог не догадался заткнуть дыру в болоте горящим поленом…»
Болоуниц – «баловница» – дух ржи в облике плохо одетой, грязной девушки, вызывающей колыхание колосьев.
Букач, букё, бука – загадочное существо, которым стращают детей, по некоторым описаниям, оно покрыто шерстью, грязное и толстое.
Вару – дух болезни неопределенного вида, мешающий ребенку начать ходить.
Веден-ижанд, веден-эмяг, веденук – «хозяин воды», хозяйка воды, водяной старик» – духи воды, они у вепсов обычно злые и коварные, опрокидывают лодки, топят людей и скот, останавливают мельницы, насылают болезни и требуют жертв, их неожиданное появление перед человеком ведёт к несчастью. Водяные из разных озёр общаются между собой, иногда играют в карты, проигрывая друг другу свои озёра.