
Полная версия
Дорогие мне люди. Автобиографический роман
Наши соседи не любили заниматься выращиванием овощей, сажали только картошку. Их любимым занятием было чаепитие. До обеда они готовили еду, пекли пироги, затем ставили самовар, выносили на улицу стол, и чаепитие продолжалось очень долго. Соседи ставили патефон, с пластинками: Марк Наумович Бернес, Леонид Осипович Утесов, Клавдия Ивановна Шульженко. Песни доносились до нашего дома.
Я полола в огороде, подпевала и многие песни выучила наизусть.
Когда нашей соседке Прасковье исполнилось пятьдесят пять лет, она больше не вышла на работу в колхоз. Мама с соседями сильно дружила. После работы они приглашали маму пить чай, но ей всегда было некогда, она говорила: «Какой отдых, работы много, отдыхать некогда. Вот, надо убирать животных, полоть и поливать огород». У нас на огороде вырастало много разных овощей, и было все выполото. Нарастало много огурцов. Соседям мама говорила: «Если надо на салат берите прямо с грядки». Соседи маму уважали и очень любили. Когда заходили с тропинки в наш огород – всегда кричали: «Ксеньюшка, мы взяли два огурчика и морковку». Жили мы с ними всегда в согласии, стали родными. Маме они говорили: «Ксеньюшка, так нельзя работать. Береги себя, ведь у тебя дети!». Но мама не унималась. Вставала с зарей, ложилась с закатом солнца. По-другому она не могла, без работы не представляла жизнь. До семидесяти лет мама держала корову и сама косила траву на нее, а затем метала стога.
С правой стороны дома жили другие соседи Николай и Анна, и их дети: Виктор, Анатолий и Нина. Николай ловил рыбу, а Анна работала в колхозе. Семья была пьющая. Мама много раз с ними разговаривала и просила их сажать огород, работать в поле. Но они ей отвечали: «Работа не волк, в лес не убежит». Мама с ними жила очень дружно, всегда угощала их овощами, а иногда давала им хлеб потихоньку от мужа. Вскоре Николай и Анна умерли. Виктор устроился на работу в колхоз «1 Мая». Колхоз выделил ему хороший дом в центральной деревне Речка.
Анатолий удачно женился, уехал в деревню Черноземье. Нина вышла замуж и уехала жить в Боровичи. Работала секретарем в суде. Дом опустел и стал разваливаться. Анатолий решил продать родительский дом, но завещание было сделано на Нину. Узнав это, Анатолий ночью зажег дом, и в пожаре сгорел полностью дом соседей, и два наших сарая с дровами и пострадала наша веранда.
Виктор много пил и умер. Анатолий тоже пил, семья его жены выгнала его, и он стал бездомным. Он бродил по деревням в поисках еды и ночлега. Мама предвидела, что будет вот такая печальная история в этой семье.
Мама продолжала работать в колхозе «1 мая». В 1967 году мама получила высокую награду, медаль «Ветеран труда» за долголетний и добросовестный труд. Эту медаль ей вручали на общем собрании колхозников. Так появилась у нее третья награда.
Вскоре закончила восьмилетку сестра Света и поступила в горно-керамический техникум, в городе Боровичи. После окончания техникума мама просила дочь Светлану, чтобы она не уезжала далеко, но судьба распорядилась по-другому. После окончания техникума было распределение, и она была направлена в город Иркутск. Там она прожила два года в общежитии и работала мастером на кирпичном заводе. На заводе работали в основном заключенные. Светлана не захотела больше оставаться в Иркутске, и она переехала ко мне в город Новосибирск. Светлана устроилась мастером на кирпичный завод. Мама радовалась за нас, что две сестры будут жить в одном городе, Новосибирске.
В 1966 году мама отмечала свой пятидесятилетний юбилей. Ей была назначена пенсия как многодетной матери.
Теперь мама с отцом и двое детей жили в большом красивом доме.
Тамара после окончания школы получила Аттестат зрелости за десятый класс. Она поступила в медицинское училище в городе Боровичи. В январе на первом курсе Тамара пошла на практику в морг. Ей стало очень плохо, ее сильно вытошнило и она поняла, что не сможет стать медиком. Маме она сказала, что по этой профессии она не сможет работать.
Через год она с Катей уехала в Ленинград учиться в строительное училище. Так остались родители одни. Мама работала в колхозе, а отец Федор был несменным бригадиром в рыболовецком хозяйстве.
У дедушки с бабушкой стали появляться внуки. Когда было очень трудно с садиком, мама говорила: «Привозите детей к нам, поможем их растить до детсада, а там заберете».
Мы ей говорили: «Мама, но Вы же работаете?», но мама отвечала, что есть люди, которые присмотрят пока я на работе. Так она помогла растить пятерых внуков до детского садика.
Все отпуска проводили в доме родителей, собиралось до двадцати человек. Всем хватало работы. Распределяли всю работу между взрослыми. Вечером все дружно садились за стол, ужинали, а затем ложились спать, всем хватало места. Молодежь шла гулять на улицу и в клуб.
Мама двадцать лет отработала ночным сторожем. В колхозе были телята, из стада обычно выбирали в основном бычков, три года кормили, набирался вес четыреста килограммов, и отправляли на мясокомбинат, на забой.
Мама имела множество наград:
21 ноября 1975 года маму наградили юбилейной медалью «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; 8 мая 1985 года наградили юбилейной медалью «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; 22 марта 1995 года наградили юбилейной медалью «Пятьдесят лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; 14 января 1974 года наградили знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года»; 11 марта 1970 года наградили юбилейной медалью, «За доблестный труд в ознаменование столетия со дня рождения В. И. Ленина»;
Мама отработала в колхозе пятьдесят пять лет. Ее пригласили на собрание, посадили в президиум. На собрание приехал из района депутат. Он наградил маму Красной лентой, на которой золотыми буквами было написано за долгий, долгий героический труд. Это последняя награда, которая вручается труженику, проработавшему на одном месте.
Мама награды никогда не носила, но очень гордилась ими. Она любила сильно работу, без работы жить не могла, к детям она почти не ездила. Очень сильно любила свою семью и Родину. Она говорила: «Россия для меня – это все! – это радость, счастье, жизнь!».
Колхоз «1 Мая» распался, когда к власти пришел Б. Н. Ельцин. Все было растащено, техника заржавела. Вот где слез было! Она смотрела на заброшенные поля, луга и говорила: «Что же с Россией, мы ее проглядели, пропили, растащили. Страшное случилось, Советы исчезли, позор Ельцину и его всему окружению!»
В августе 1997 году у мамы случился слабый инсульт, она вышла из дома и пошла на огород полоть овощи. Сестре сказали, что она потеряла сознание и упала. Маму привели домой. Инсульт повторился еще раз в ноябре. В 1998 году 15 января она упала возле кровати. Мария, положила ее на кровать и больше мама не встала. Мама умерла 20 января 1998 года в 9 часов утра в возрасте 82 года. Мы с сестрой Марией держали ее на руках и так плакали, что прибежала соседка Татьяна. Не стало нашей дорогой, любимой, мамочки. Она уснула крепким сном.
Матрена Тимофеевна,Осанистая женщина.У черного моря…Есть город, который я вижу во сне.Она в свои пятьдесят лет:Цвела, как маков цвет!.Глава 7
Отец Осип Дмитриевич
Мой родной отец Нилов Осип Дмитриевич, 1913 года рождения родился и вырос в деревне Узмень, Опеченского посада, Ленингадской области. До войны он работал, как когда-то его отец, простым рыбаком. Он был высокого роста, телосложением немного худощав и узок в плечах. Светло-зеленые глаза, прямой узкий нос, узкий подбородок и всегда доброжелательный взгляд. Осип любил свою семью был трудолюбивым и доброжелательным.
Когда я училась в восьмом классе, в городе Боровичи, я обратилась в архив города Подольска. Ответ пришел незамедлительно, что мой отец Нилов Осип Дмитриевич, пропал без вести в марте 1944 года. Всю войну не приходило не одной весточки от отца Осипа, хотя в деревне Узмень, многие жители получали треугольники с фронта. Я задавала себе вопрос, почему именно он пропал в 1944 году? Я продолжала искать отца, следила за передачами о Великой Отечественной Войне, раскопками и захоронениями. Но, на его след я не могла напасть. Когда мне исполнилось тридцать пять лет, я снова обратилась в Государственный архив города Подольска, но ответ пришел, тот же. Мне пришлось неоднократно обращаться в районный центр Опеченский Посад, с просьбой сообщить, на какой фронт был отправлен мой отец – Осип. Приходил один ответ – документы засекречены. И только 2010 году, когда документы рассекретили, я встретилась в Центре культуры «Диалог», города Новгорода с библиотекарем Татьяной. Она-то и помогла мне через поисковую систему в интернете найти архивные списки, где среди огромного количества пропавших без вести военных значился и мой отец Осип. Оказывается в самом начале войны, под городом Лугой полк, в котором воевал мой отец, был окружен фашистами, и весь полк был взят в плен. Через полгода большое количество военнопленных были отправлены на работу в Германию. Вот почему от него не было ни одной весточки с фронта.
Злодейский замысел немцев состоял в том, чтобы вместе со своими непосредственными жертвами, покарать заодно и их родных и близких. Чтобы те никогда не узнали, где и при каких обстоятельствах погибли самые дорогие им люди. Чтобы матери, жены, дети и внуки, казненные до конца дней своих, терзались этой неизвестностью.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.