Полная версия
Волшебство Амалиенау. Путеводитель по району Калининграда
Екатерина Катёнкова
Волшебство Амалиенау. Архитектурный путеводитель по виллам и судьбам
"Эрика вышла на ажурный балкончик. Именно так – "балкончик", маленький и миленький. От кофе из почти прозрачной фарфоровой чашки исходил восхитительный аромат. Эрика, закрыв глаза, втянула в себя магию волшебного, бодрящего напитка. Двумя пальчиками аккуратно держала чашку с кофе, другой рукой нежно погладила перила балкончика. Солнце только начало появляться из верхушек небольших деревьев. Пели птицы. Тишину нарушил шум проезжающего по брусчатке автомобиля. Эрика внимательно рассмотрела автомобиль. Надо будет сказать папочке, пусть купит такой же. Почти у всех ещё редких соседей уже есть авто, а отец всё ещё раздумывал. Наверняка за автомобилем будущее. Допив кофе, Эрика пошла наряжаться. Сегодня предстоит прогулка в парке Луизенваль, все подружки будут там. Непременно нужна невероятная шляпка…"
Введение
«Архитектура – это музыка, застывшая в камне». Калининграду в этом смысле повезло – у нас есть целый район, словно застывший в танце времени… О нём, об этом удивительном районе, некогда называвшимся в Кёнигсберге Амалиенау, и пойдёт речь в нашем путеводителе. А по пути вы узнаете и о видных архитекторах Германии, об архитектурных стилях, о быте и нравах людей, живших здесь в конце XIX – начале XX века.
Итак, АМАЛИЕНАУ.
Это жемчужина… нет! Бриллиант в короне достопримечательностей Калининграда! Если вы не гуляли по этим уютным улочкам в мечтательной задумчивости – вы не были в Калининграде.
Роскошь, вкус, изысканность – это Амалиенау в Кёнигсберге. И я приглашаю вас на прогулку по уютным улочкам, на которой покажу вам самые красивые места этого некогда престижного района города.
Предыстория появления района в Кёнигсберге
Город Кёнигсберг был основан в 1255 году и строился по канонам, которые были приняты в те давние времена: узкие улочки, узкие фасады домов, минимум зелени. Андрей Болотов, который побывал в Кёнигсберге во время Семилетней войны, так описывает город «… дома у них, а особенно в лучших частях города, очень тесны и беспокойны; редкий из них занимает сажен пять в ширину, а большая часть не более сажен двух или трех шириной, и притом все покои в оных имеют окна в одну только сторону, и очень немногие освещены тремя окнами, а по большей части в них по два окна, ибо обе боковые стены, по причине сплошного строения у них обыкновенно глухие».
Таковым город оставался вплоть до конца XIX века. Но уже позже в Европе стала модной концепция «город-сад».
Согласно этой идее, современный, большой город изжил себя и в качестве альтернативы предлагались небольшие города, сочетающие в себе лучшие свойства городской жизни и деревенской.
В таком «идеальном городе» жилая зона состоит из малоэтажной застройки с приусадебным участком у каждого дома. Основоположником этой концепции явился англичанин, социолог-утопист Эбенизер Говард (1850-1928), который описал её в книге «Города-сады будущего».
Книга вышла в 1898 году и описывала концепцию утопического поселения, где каждый сможет жить в гармонии с природой. Идея показалась интересной и её в начале XX века подхватили многие архитекторы разных стран, в том числе и в Германии.
В Кёнигсберге воплощением этой, по сути утопической концепции, стали районы города – Ратсхоф и Амалиенау. Но если первый район строился преимущественно для рабочих, то второй – исключительно для богатых и сильных мира сего.
Однако, это интересное и необычное для своего времени градостроительное направление совпало с крайне волшебным архитектурным стилем – модерном, оставившим яркий след в облике городов разных стран.
МОДЕРН – от франц. «modern» – новый. Стиль в искусстве, возник в самом конце XIX века и царил вплоть до начала I мировой войны (1914 год).
В разных странах стиль имел свои названия:
– во Франции «ар-нуво»,
– в Чехословакии и Польше «сецессион»,
– в Италии – «либерти»,
– в США – «тиффани»,
а в Германии «югендстиль» («молодой стиль» по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала, где в том числе и описывалось данное направление в искусстве, дизайне и архитектуре и даже моде).
Названия разные, но принципы одни – плавность, текучесть линий, использование новых материалов (стекло, металл, бетон), растительный орнамент.
СПРАВКА: Считается, что первым архитектором, работавшим в этом стиле, был бельгиец Виктор Орта (1861-1947). Но, пожалуй, самым известным архитектором, эпохи модерна, был испанец Антонио Гауди.
Германия хоть и подхватила этот изысканный стиль, но привнесла свои черты. Югендстиль он местами более брутальный, не такой текучий и модерн в архитектуре некоторых домов только вскользь угадывается.
Но в Кёнигсберге был свой «король модерна» – Фридрих Хайтманн. Этот талантливый человек увлёкся идеей «города-сада» и не видел преград в достижении цели. Благодаря его стараниям на карте Кёнигсберга появился целый район, где причудливые и изысканные виллы утопали в зелени и цветах, и это Амалиенау.
Фридрих Хайтманн (1853-1921) не родился в Кёнигсберге, но приехав в этот удивительный город совсем юным, внёс весомый вклад в облик не только столицы Восточной Пруссии, но и других городов – Гердауэн (сегодня Железнодорожный), Инстербург (Черняховск) и др. Он без устали проектировал общественные здания, множество церковных сооружений и, конечно, частные дома – виллы. Жители Калининграда благодарны ему за «Колонию вилл Амалиенау» в Кёнигсберге.
Прежде чем мы с вами отправимся на увлекательную прогулку, хотелось бы обратить ваше внимание, что не все виллы, что сохранились в этой части Центрального района Калининграда были выстроены в югендстиле. А если изначально и были таковыми, сохранили своё убранство и внешний облик.
Поэтому мы с вами пройдёмся по самым интересным местам, по историческим и полюбуемся где-то торжеством югендстиля, а где-то сравним было-стало. Вперёд!
Начало нашей архитектурно-исторической прогулки у главного входа в парк Центральный (со стороны пр-та Мира).
Парк Центральный
У этого парка было несколько названий: Луизенваль, Парк имени Калинина, но «Центральным» он стал только в 1995 году.
Сама парковая зона ведёт свою историю с XV века, когда в этих местах обосновался богатый человек по фамилии Пойнтер. Он выстроил себе здесь имение, тогда это была дальняя окраина ещё за пределами Кёнигсберга.
В 1786 году дом и участок вокруг купил эпатажный Теодор фон Гиппель (1741-1796). Гиппель родился в Гердауэне (сегодня пос. Железнодорожный) и сделал карьеру преуспевающего чиновника.
Купив эти земли, Гиппель оформил парк по своему вкусу – на английский манер. Дорожки парка были оформлены в свободном, но в то же время, философском стиле. Здесь были статуи и зелёные уголки со скамейками – всё для того, чтобы скрыться от людских глаз и помечтать.
К слову, сам Теодор фон Гиппель слыл незаурядной личностью, увлекался писательством и поэзией, но при этом в 1780 году стал бургомистром, а в 1782 году – обер-бургомистром (мэром) Кёнигсберга. С 1786 года Гиппель становится президентом города и при этом не прекращал адвокатскую деятельность. А ещё он был другом Иммануила Канта. Оба, кстати, были пиетистами. Поэтому великий философ, думается, должен был бывать в этом парке. Не мог же он не зайти в гости к другу! Представьте себе – по этим самым дорожкам парка хаживал Великий философ и со своим другом Теодором, наверняка обсуждал веяния философии. Представили? Побродите по парку там, где нет шумных аттракционов – кажется жизнь здесь остановилась, так и хочется пофилософствовать, неправда ли?
Луизенваль
После смерти Гиппеля в 1796 году имение выкупил школьный советник Готхильд Кристоф Вильгельм Бузольт, которому в жизни повезло удачно жениться.
Доподлинно неизвестно, было ли именно так, но легенда гласит, что супруги Бузольты искали себе местечко недалеко от Кёнигсберга (в XVIII веке города ещё здесь не было, была зелень, поющие птички и немногочисленные имения). Супругам хотелось найти уютный уголок, чтобы в нём поселиться и они его нашли. Выбор супруги Кристофа Бузольта Луизы цу Грамацки (она была дочерью богатого "предпринимателя" Даниэля Грамацки) пал как раз на это чудесное место.
Супружеская чета здесь поселилась, а Кристоф, одобряя выбор дражайшей супруги, ведь деньги-то были её, назвал имение и близлежащий парк «Луизенваль» – «выбор Луизы».
Обратите внимание на центральную аллею, которая пересекает весь парк от главного входа со стороны проспекта Мира до ул. Дмитрия Донского. Когда-то это была улица Луиса-Фердинанда и отделяла старое альтштадское кладбище (возле кирхи памяти королевы Луизы) от, собственно, территории парка.
Сегодня это просто аллея парка без названия. И несмотря на то, что парк сильно изменил свой облик за столетия, остатки того самого Луизенваля ещё можно найти.
Например, левее от центрального входа – полуротонда королевы Луизы, а в самом конце центральной аллеи – скамья Гиппеля, зеркально полуротонде тоже полукруглая, однако о ней мало кто знает, это место уже полузаброшено и не ухожено. А ещё в парке сохранились величественные липы и грабы на берегу ручья, под раскатистой кроной и сегодня приятно прогуляться в жаркий летний день.
Прогулялись по парку? А теперь давайте вернёмся ко входу в парк, где вы наверняка обратили внимание на высокое стройное здание. Это бывшая кирха.
"Эрика зашла в церковь. Народу было мало, ведь Троица уже прошла, было раннее утро. На самом деле, Эрика шла в магазин колониальных товаров, дома почти закончился чай. Мамочка пьёт только чай и попросила выбрать на свой вкус. Все дома знали, что у Эрики прекрасный нюх и она сможет выбрать вкусный и полезный. Но прежде, она зашла в церковь. Было внутри неспокойно. Предчувствие? С чего? Они жили почти роскошной жизнью, папин бизнес вполне мог обеспечить и её, ещё незамужнюю, и мамочку с младшим братом. Отчего же внутри как будто живёт предчувствие чего-то, грозовой тучи. Мысли Эрики прервали чарующие звуки органа. Музыка успокаивала. Эрика в задумчивости подняла глаза к окну – лучи солнца просились внутрь, распадаясь на причудливый узор внутри кирхи. Орган и витражная красота сделали своё дело – Эрика вздохнув, откинулась на спинку церковной скамьи и закрыла глаза. Пришло спокойствие и понимание – Бог любит их семью и всё будет хорошо."
Кирха памяти королевы Луизы, сегодня Кукольный театр
Адрес: пр-т Победы, 1А
В 1899 году Хайтманн в соавторстве со Францем Кра проектирует кирху. Кстати, Франц Кра не только строил вместе со своим другом Хайтманном в Амалиенау, но и был первым директором акционерного общества "Обертайх-Марауненхоф". Это общество застраивало другую колонию вилл – Марауненхоф.
В 1901 году кирха памяти королевы Луизы уже готова: величественная, красивая, стройная в красно-белом цвете. У нас рассказывают, что это были любимые цвета королевы Луизы. Сейчас этого факта уже не проверить, но звучит красиво.
Но что вполне можно рассмотреть и сейчас, это то, что кирха выстроена под влиянием романтизма в стиле эклектики – здесь прослеживаются черты романики и немного проглядывает готика: полукруглые арки, аркатуры, окна-бойницы в башне колокольни, круглые окна и мощные контрфорсы.
Освящение новой кирхи прошло с пышностью. Присутствовал сам кайзер Германии Вильгельм II – внук Луизы Прусской.
Во время боёв Второй мировой войны кирха, конечно, пострадала и её даже хотели снести. Но уже советские архитекторы понимая, ценность строения, предложили сохранить уникальное сооружение и устроить здесь кукольный театр – зачем строить новое здание, когда оно уже есть, и неважно, что религиозное.
Перестроим! – предложил калининградский архитектор Юрий Ваганов.
И перестроили – убрали всё лишнее внутри, разделили хоры по горизонтали – получилось два этажа. И теперь здесь слышен детский смех. Не самое плохое, что могло случиться с кирхой, правда?
Но в 2010 году кирху, как и многие религиозные строения Калининградской области, передали Русской Православной церкви, которое им и владеет сейчас, но пока не претендует.
Королеву Луизу очень любили в Пруссии, говорят, она была самой красивой из королев Европы. Посмотрите на фото. Вы согласны с этим утверждением?
Королева Луиза Прусская (1776-1810)
Супруга прусского короля Фридриха Вильгельма III. Считается покровительницей Пруссии. А всё потому, что вместо своего супруга старалась договориться с Наполеоном о сохранении Пруссии как государства. В битве при Йене и Ауэрштедте (1806 год) Наполеон нанёс полное поражение прусской армии, после чего оккупировал всю Пруссию.
Пруссия проиграла войну Наполеону и император предложил русскому императору Александру I разделить Пруссию между Францией и Россией. Однако русский император не мог так поступить со своим другом королём Пруссии и отказался делить территорию. Вместе с королевой Луизой они вдвоём упросили-таки Наполеона о снисхождении и Пруссия осталась на карте Европы как самостоятельная единица, хоть и была сильно урезана в правах и территориях.
Кстати, читали ли вы произведение Александра Дюма-старшего «Учитель фехтования»? Именно в этом романе есть такой сюжет:
«Таврический дворец, в котором в те дни жил великий князь Михаил, служил некогда временным местопребыванием королевы Луизы, которая надеялась когда-то победить своего победителя. Увидя её в первый раз, Наполеон сказал ей:
– Я знал, что вы красивейшая из императриц, но не знал, что вы красивейшая из женщин. Милостивое расположение корсиканского героя не было, однако, продолжительно.
Однажды Луиза держала в руках розу.
– Подарите мне эту розу, – сказал Наполеон.
– Подарите мне Магдебург, – отвечала королева.
– О нет, – воскликнул Наполеон, – это слишком дорого!
В негодовании королева бросила на пол розу и не получила Магдебурга»
В Пруссии помнили о заслугах прекраснейшей из королев и очень её любили. А сама королева Луиза в этих местах бывала часто и ей, как отмечали современники, здесь очень нравилось. Её часто можно было заметить стоящей на самом высоком холме парка – она любовалась окрестностями.
Это высокое место, на берегу оврага в парке, вы можете найти и сейчас. Сегодня здесь находится белоснежная полуротонда.
Полуротонда королевы Луизы
Это изящное сооружение появилось здесь в 1874 году – на том самом холме, где любила в задумчивости стоять красивейшая из королев Европы.
В несколько изменённом виде, но всё же она до нас дошла. Подойдите к дереву, что растёт внутри беседки – это липа, её собственноручно здесь посадил кайзер Вильгельм I в память о Тильзитском мире, в заключении которого принимала участие его матушка – Луиза Прусская.
Кстати, не так уж она далека от российской истории. Ведь Луиза Августа Вильгельмина Амалия Макленбургская, королева Пруссии была не только матерью двух прусских королей (один из которых в последующем стал первым императором Германии), но ещё и мать Фредерики-Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской, а проще говоря, супруги нашего императора Николая I – Александры Фёдоровны Романовой, которая в свою очередь стала матерью императора Александра II. То есть по сути она прабабушка императора Николая II. Не случайно королеву Луизу ещё называли «прусской бабушкой Российской истории».
Если вы хотите увидеть парк глазами прекраснейшей из королев, встаньте рядом с полуротондой и вглядитесь в даль. Возможно, вам придут необыкновенные открытия!
Вдоволь налюбовавшись парком и бывшей кирхой, теперь самое время погрузиться в красоту, пройдясь по уютным улочкам уже непосредственно самого района Амалиенау.
Для этого вам нужно будет идти по левой стороне проспекта Победы, сначала вдоль парка. Когда-то эта улица носила название Лавскераллее.
По левой стороне проспекта вы уже наверняка видите первое из интереснейших строений этого района – приют Карла Альбрехта.
Приют Карла Альбрехта (сегодня Дом художника)
Адрес: пр-т Победы, 3 (Лавскераллее, 3)
Приютов в Кёнигсберге было множество, здесь считали, что если кому-то больше других повезло в жизни жить богато и красиво, он просто обязан помогать тем, кому повезло меньше или вовсе судьба обидела, не дав ничего. Поэтому многие бюргеры вкладывались в строительство сиротских приютов, часто помогали финансово.
Так было и с приютом Карла Альбрехта – его построили здесь в 1890 году Альтштадтская община. Находился в ведении прихода кирхи памяти королевы Луизы.
Сравните две фотографии. Или довоенное фото с тем, что вы видите перед собой, постарайтесь найти тот же ракурс. Находите отличия?
Самые внимательные уже заметили, что на двух фотографиях разные крыши. Действительно, здание сохранилось практически в неизменном виде, кроме крыши. Во время боёв Второй мировой войны крыши многих зданий в городе сильно горели, и их часто перестраивали позже или убирали вовсе. Так произошло и со зданием приюта – часть крыши решили не восстанавливать, а сделали её плоской.
Само здание не сильно отличается от довоенного, изменилось только его назначение. Теперь здесь живёт искусство! Ведь находится оно в ведении Калининградского отделения Союза художников России. Периодически здесь устраиваются интересные выставки молодых и опытных художников.
А теперь подойдите ко входу в здание и у ступенек посмотрите вниз, левее.
Декроттуар
Видите из ступеньки торчит, на первый взгляд, непримечательная железка? На самом деле у неё много смысла.
Здание общественное, строилось в XIX веке! На улицах могло быть грязно – всё же кони, повозки, телеги – не добавляли городу чистоты, но в здание нужно было заходить с чистыми ногами! Тем более в приют. Поэтому в Кёнигсберге, почти возле каждого общественного здания (а часто и жилого) было вот такое приспособление.
Как думаете для чего оно? Конечно же для чистки ног! Называется оно декроттуар.
К сожалению, в послевоенном Калининграде многие декроттуары были спилены и сданы на металлолом.
А теперь вы вполне можете зайти в Дом художника, посетить постоянные и передвижные выставки местных художников. Кстати, многие картины можно купить, в том числе есть и талантливо выполненные с видами Кёнигсберга, побережья и городов Калининградской области.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.