bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Редко кто-то остается в сердцах людей в каком-то месте, в каком-то учреждении. Незаменимость вовсе не означает, что наше рабочее место особенное. У каждого из нас есть место, для работы на котором может оказаться невозможным найти замену. Другой человек там не сможет работать так же тщательно и творчески, как вы. Это может относиться даже к вахтеру у ворот школы. Его слова и поступки, манера поведения, впечатления от общения с ним, остающиеся у проходящих, многое говорят не только о нем самом, но и обо всем учреждении. Даже уборщица может стать незаменимой. Отвечая за туалеты и классные комнаты, она убирает, моет и бережет их, как никто другой. Она первая, она номер один. Она специалист в этой сфере, и школа также должна ею гордиться. Вот, скажем, в университете Сянгана (Гонконга) звание почетного академика присвоили 82-летней уборщице Ай Сумэй. Она 44 года изо дня в день подметала пол, готовила для студентов пищу, заботливо делала чай для болеющих и разогревала куриный бульон для бодрствующих по ночам. Это была награда «За особый вклад в высшее образование, выразившийся во влиянии своей жизни на жизнь студентов университета». Если такое возможно на рабочем месте уборщицы, что же тогда говорить о преподавателе?

На любой должности можно проявить блестящие способности, на любой площадке может быть создано нечто величественное. На каждом рабочем месте, на каждом научном направлении, усердно трудясь, можно добиться успехов и стать человеком, которым будет гордиться школа. Для многих это недосягаемо только потому, что такая гора им кажется слишком высокой. Научитесь на своем рабочем месте стремиться к совершенству, выполняйте свою работу максимально качественно, и вы достигнете третьего уровня, навсегда останетесь в памяти школы.

Последний и самый труднодостижимый для учителя уровень – стать таким преподавателем, которого будут долго помнить, войти в историю педагогики. С точки зрения отдельной школы наивысшим достижением является создание собственной культурной истории либо фиксирование необычного события в виде легенды. Но легенда школы опирается на легенду об учителях. Ректор университета Цинхуа Мэй Дайци [5] при вступлении в должность сказал: «Университет – это не здание, университет – это место, где есть выдающиеся учителя». Школа входит в историю благодаря деятельности каждого учителя. Именно поэтому существовавший прежде Государственный юго-западный объединенный университет [6] вошел в историю и его по-прежнему помнят. Из его стен вышли несколько десятков академиков и много педагогов, оставивших след в истории науки и народного образования. Такая же история и у средней школы Чуньхуэй провинции Чжэцзян. Ее прославила большая группа деятелей китайской культуры, здесь учились, а затем работали, читали лекции многие известные ее представители. Их деятельность и создала имя школе Чуньхуэй. Оставить память в истории означает, что ваши деяния, ваша духовная жизнь будут долго сопровождать и вдохновлять потомков в их движении к прогрессу.

Эти четыре уровня словно четыре взаимосвязанные ступеньки. Сначала вы становитесь человеком, благосклонно воспринимаемым учениками. Затем вы прилагаете усилия к тому, чтобы стать человеком со спокойной совестью, после – стремитесь к тому, чтобы школа гордилась вами. Тогда у вас появляется шанс оставить о себе память в истории народного просвещения.

Поэтому мне так нравится выдвинутый вами основополагающий критерий, а именно расположение учеников. Я тоже предъявляю к себе такое требование. С самого первого дня, когда я стал учителем, я стремился быть вместе с учениками. Когда они болели, я посещал их в больнице, когда играли в футбол, был с ними на спортивной площадке. Некоторые мои ученики, уже ставшие студентами университетов, по-прежнему поддерживают общение со мной. А я остаюсь учителем, как и мои коллеги, обучая, мы учимся и продолжаем двигаться вперед. Пока у нас есть стремление и желание добиваться уважительного отношения учеников, пока мы движемся вперед, вникая в каждую мелочь и без устали работая над ними, пока мы усердно пишем нашу ежедневную историю, растем в сфере народного образования и находим в этом счастье, мы, сами того не ведая, поднимаемся по тем самым ступенькам…

Ваш друг Чжу Юнсинь

По-прежнему ли нам требуются идеалы в образовании: быть реалистичным мечтателем

Учителю Чжу

Недавно школа прислала нам экземпляр вашей книги «Мои идеалы в образовании», после прочтения которой я испытал сильный душевный подъем. Я подумал о том, как прекрасно быть идеальным преподавателем, создать идеальную школу, наладить идеальное образование и, как вы предлагаете, жить счастливой и полнокровной жизнью в профессии! Однако после общения с коллегами на эту тему я получил от них отповедь: откуда взяться стольким идеалам, правда жизни только в том, чтобы поднимать оценки успеваемости! Учитель Чжу, так нам все еще нужны идеалы в образовании?


Ответ учителя Чжу

С радостью получил ваше письмо. Вы ставите очень важный вопрос: нужны ли нам идеалы в образовании? Выход книги «Мои идеалы в образовании» тепло встретили преподаватели школ, книга выдержала более двадцати переизданий и стала бестселлером среди трудов, посвященных теории образования. Многие друзья утверждают: эта книга потому так популярна, что пробуждает у преподавателей идеалы образования, зажигает их профессиональный энтузиазм. Идеалы – это ключевое слово данной книги.

Однажды ее переиздали под заглавием «Мечта о новом образовании», хотя потом это название не использовалось. Тем не менее в этой книге наиболее полно излагаются мои размышления о новом образовании, она содержит и впечатления о первых попытках его внедрения.

В этом смысле ситуация с книгой отражает положение в стране в целом, ведь сегодня во всех провинциях, городах и автономных районах набирают обороты эксперименты по внедрению нового образования. В соответствующие исследования вовлечены 2246 школ. Так происходит потому, что данной работой занимаются люди, для которых образование – это внутренние убеждения и идеалы. Идеалы – это и есть душа опытов по введению нового образования.

Ныне словами «идеал», «идеальный» зачастую определяют нереалистичные идеи, мысли, планы, а людей, так думающих, соответственно называют «идеалистами». Меня нередко называют «идеалистом». Но мне никогда не претило подобное определение, так как идеалы в моей душе представляются мне священными. Лет двадцать назад я состоял в плановой комиссии Сучжоуского университета и предлагал предусмотреть строительство автомобильного гаража. Тогда это восприняли со смехом. Сейчас территория университета забита автомашинами, и это стало головной болью для всех. Десять лет назад на заседании городского правительства Сучжоу я ста-вил вопрос о необходимости контролировать количество автомашин, находящихся в историческом центре. Реакция была пассивной. Сейчас переполненность автомобилями в Сучжоу уже вызывает озабоченность у многих. В мою бытность членом постоянного комитета Народного политического консультативного совета Китая из поданных мною предложений многие, оцененные как идеалистические, так и не приняли к исполнению. Когда идеалы соприкасаются с реальностью, столкновения неизбежны, это всегда приводит к борьбе. Я по-прежнему считаю, что нужно придерживаться идеалов и следовать им.

Образование и идеалы – это братья-близнецы. Дело образования – взращивать человека. Человек заключает в себе единство материального и духовного. Духовность человека отличает его от представителей мира животных, предопределяет то, что он живет не только ради удовлетворения бренных и сиюминутных потребностей, но и ради идеалов, с которыми прочно связана ценность его жизни. Чжан Цзай [7] говорил: «Большие стремления сопутствуют большому таланту и большому делу; постоянство стремлений сочетается с устойчивостью духа и нравственности». Исследования западной психологии тоже показывают, что достижения и идеалы человека непосредственно взаимосвязаны. Чем выше уровень идеалов у человека, тем значительнее его достижения.

Я всегда считал, что для идеального преподавателя первым условием должно быть наличие у него идеалов образования. Вступив на преподавательскую стезю, учитель должен поставить для себя цель и стремиться к ней всю жизнь. Только тогда можно постоянно наращивать свое чувство ответственности и долга, не переставая ставить перед собой новые задачи. Иначе можно не заметить, как пойдешь не по тому пути, обрекая себя на прозябание.

Виктор Гюго [8] сказал: «Есть нечто, что сильнее любой армии, и этим является своевременно высказанный идеал». В докладе Комитета по образованию XXI века ЮНЕСКО выдвигается еще более определенное суждение: «Образование – это необходимая утопия». Бывший директор Центрального научно-исследовательского института образования Чжу Сяомань говорил: «Человеку для жизни крайне важно иметь что-то, что поддерживало бы его в этой жизни, он очень нуждается в том, что может вдохновлять его и быть опорой в нашей повседневной жизни, поэтому нам приходится искать принципы, убеждения и даже модели, как быть человеком». Для преподавателя такой утопией, поддерживающей его, вдохновляющей и служащей ему опорой в повседневной жизни, являются идеалы образования! Мы никак не можем недооценивать силу таких «своевременно высказанных идеалов».

Учителю с большой буквы суждено родиться с ощущением постоянного поиска и способностью мечтать. Для выдающегося педагога каждый день преподавания – это новый день, содержание и основные вопросы которого не бывают одинаковыми. Учитель только тогда ставит вопросы, когда им движут порыв, желание, чувство долга и ответственности. Только тогда, столкнувшись с неприятностями, он может почувствовать поэтические мотивы в жизни педагога. Поэт должен быть не чужд вдохновения, осознания и порыва. Настоящий педагог тоже должен иметь качества поэта и вечно ожидать чуда завтрашнего дня. Без порыва и стремления образование может закончиться. Без мечты жизнь и образование теряют смысл.

Однажды в Сети мне встретились слова молодого преподавателя: «Тот, кто излучает свет, зажигает себя изнутри». Это привело меня в восторг. Действительно, идеалы освещают жизнь, и каждый может приносить свет в наш мир. Но если внутренний мир человека не вдохновлен идеалом, если человек не увлечен делом, то он не способен сам по-настоящему гореть и тем более – излучать истинный свет.

Только следуя своему идеалу, можно работать в полную силу, реализовать весь свой потенциал и прокладывать путь в будущее. Даже располагая лучшим в мире кораблем, без точного маршрута плавания вы окажетесь в опасной ситуации. Точный курс, гибкая тактика и постоянство в достижении цели всегда приводят к желаемому причалу идеала. Курс важнее прилагаемых усилий, идеал как раз и выполняет эту роль.

Идеалом зачастую пренебрегают или предают его забвению, потому что многие забывают одно сопутствующее ему слово. Это слово – постоянство. Я всегда использую метафору «танцевать в цепях», чтобы объяснить свое понимание постоянства в приверженности к идеалу образования. У нас может быть сотня доводов отказаться от идеала образования, обычно это или общие социальные причины, или частные школьные. Легче всего и спокойнее плыть по течению, а постоянство в следовании идеалу требует преодоления одиночества, умения радоваться малому и верить в будущее.

Многие директора школ и преподаватели недооценивают свои силы и значимость идеалов. Обычно я, обращаясь к ним, говорю: «Когда вы не можете изменить общество, других людей, то единственный, кого вы можете изменить, это вы сами. Но подлинное изменение себя уже означает, что ты начинаешь изменять других и общество». Не надо думать, что преподаватель в классе не играет никакой роли, он влияет на жизни нескольких десятков человек. Если учитель повлияет на жизнь нескольких учеников, войдет к ним в доверие, станет для них уважаемым человеком в жизни, то его жизнь обретет необыкновенную ценность. Я верю, что многие преподаватели могут добиться этого. В действительности немало педагогов отказывается от этого, и не потому, что они не могут, а потому что не хотят.

Подлинные идеалы должны корениться на твердой почве и утверждаться в процессе неуклонного следования им. Их необходимо сочетать с разумными поступками и гибкими действиями. На пути следования идеалам в образовании и поиска счастья на этой стезе успех достигается только при условии деятельности и постоянства. В любой деятельности надо знать важную предпосылку успеха – сообщество идеалов. Идеал следует за другим идеалом и может получать его отклик и поддержку. Если у тебя есть идея и у меня есть идея, то при их столкновении и взаимопроникновении могут появиться более богатые идеи. Если у тебя есть идеал и у меня есть идеал, то, внедрившись в реальную почву, они переплетутся корнями и, уже будучи общими идеалами, обретут большую силу.

Поэтому в опытах по внедрению нового образования предлагается идея «вместе читаем, вместе пишем, вместе действуем», поэтому преподаватели, имея общие идеалы, должны учиться и помогать друг другу и жить в образовании полнокровной счастливой жизнью. Такое понимание обеспечивает становление реального последователя идеала в образовании. Бесчисленное количество фактов говорит нам, что люди, придерживающиеся идеалов, добиваются в жизни многого. В этом смысле новое образование похоже на поприще по распространению и укоренению идеалов. Сторонники нового образования считают, что преподаватели должны не только придерживаться идеалов, но и закладывать их зерна в души учеников. Только одухотворенные идеалами дети могут обеспечить светлое будущее нашего народа.

Значит, преподаватели также обязаны обучать идеалам? Эта трудность стоит перед многими из нас. Учитель, обращенный лицом к детям, к миру, должен иметь вечно молодое сердце. Идеалы – это и есть выражение молодости. Человек с идеалами не стареет с годами, а молодые без этого уже становятся пожилыми. Иные люди уже в годах, но с идеалами в душе и по-прежнему молоды. Непрестанно ищите идеалы и смысл жизни, бросайте себе вызовы и превозмогайте себя. Учитель сильнее всего нуждается в идеалах.

Ваш друг Чжу Юнсинь

Откуда берется счастье учителя: как получать удовлетворение от преподавательской деятельности?

Учителю Чжу

Прочитав вашу книгу «Мои идеалы в образовании», я испытал душевный подъем от образа идеального преподавателя, описанного вами. Однако в реальной жизни мы постоянно заняты на уроках, проверяем домашние работы, решаем разные проблемы школьников и ежедневно устаем от всего этого. Скажите, пожалуйста, откуда здесь появиться ощущению счастья от преподавательской работы?


Ответ учителя Чжу

Вы задаете очень хороший вопрос. Человек рождается именно для поиска счастья в жизни. Преподаватель не исключение. Этот вопрос задавали многие и много раз. Говорят, однажды мудреца спросили: «Где счастье?» Он ответил: «Счастье начинается со звуков своего плача и заканчивается со слезами другого», – то, что в промежутке, это и есть счастье. Слушавшие не поняли, в чем смысл, и мудрец рассказал одну притчу.

Однажды Творец сказал одному знатному человеку: «Все твое имущество – экипаж, дом – дал тебе я, а сегодня я хочу все забрать обратно». Знатному человеку оставалось лишь покориться воле Создателя. Он стал бедным человеком. Через несколько дней Творец снова пришел к нему со словами: «Твою жену, детей, друзей тоже дал тебе я, а сейчас желаю их забрать обратно». Знатному человеку пришлось покориться. Он остался в одиночестве. Прошло еще несколько дней, Творец снова появился и молвил: «Твои плоть и кровь тоже даны мной, я хочу вернуть их обратно». Тогда знатный человек удивленно спросил: «Что же мне принадлежит?» Тот отвечал: «Есть одно, что другим не по силам у тебя забрать, и только это является твоим. Это люди, которых ты любил и ненавидел, и все пройденные тобой невзгоды. Только это является твоим настоящим счастьем и остается с тобой навсегда».

Ответ Творца в этой притче меня не удовлетворяет.

В жизни нам приходится встречаться с любовью и ненавистью, многие испытывали и то, и другое. Но некоторые вещи западают нам в душу и наполняют нас нескончаемыми воспоминаниями. Возможно, только это и является счастьем. Конечно, это может быть и страданием. Вероятно, проходить через страдания и испытывать счастье – это две стороны одной проблемы.

В этом смысле можно сказать, что обе стороны относятся к счастью.

Что оставляет в моем сердце неизгладимую память и нескончаемые воспоминания? Ответ один: образование. Когда-то я написал статью «Образование, моя неизменная привязанность». Мне также принадлежит книга «Наслаждайтесь образованием». Я в одном лице представляю студента, преподавателя, исследователя образования и сотрудника администрации. Образование – это самое важное содержание в моей жизни и мое самое важное дело.

Счастье – это чувство. Эмиль Золя говорил: «Наибольшим из возможного для человека счастья может быть его самореализация среди себе подобных». Кувейтская журналистка и писательница Мунира Насуф пишет: «Почувствовать счастье возможно только тогда, когда по-настоящему узнаешь цену жизни человека». Жюльен Офре де Ламетри говорил: «Счастлив тот, кто имеет вкус к умственным занятиям. Еще более счастлив тот, кому удается при помощи их освободить свой ум от иллюзий, сердце – от тщеславия»[9]. Драматург Виктор Розов считал: «Человек испытывает счастье, исполняя свой долг. Как навьюченный, но со спокойной душой. Без ноши, не отдаваясь исполнению долга, это равносильно вождению пустого автомобиля, проще говоря, пустой трате времени». Ромен Роллан говорил: «Творчество, вынашивающее будущее, – это необходимость. А счастье – это время, когда необходимость получает удовлетворение». Николай Гоголь писал: «Когда однажды я смогу внести вклад в наше общественное благо, то я почувствую себя счастливейшим человеком в мире». Сюй Тэли говорит: «Имея огромную мечту, человек может испытывать счастье даже в неимоверно трудные времена». Виссарион Белинский высказывался еще точнее: «Прочь же от меня блаженство, если оно достояние мне одному из тысяч»! [10]

Приведенные изречения о счастье различаются в деталях, но они раскрывают его суть. Счастье должно заключаться в созидании, в служении людям, озарять научные исследования, нужно хотеть разделить его с другими. Все это присуще образованию, поэтому оно может осчастливить человека. Преподаватель, дело которого приносит счастье, должен испытывать то же самое от своей профессии. Счастье, вероятно, исходит из трех источников. Первый – отношения с внешним материальным миром. Человеку для существования и безопасности необходимо, чтобы был достаток в еде и одежде, тогда люди помнят о чести и бесчестии, поэтому удовлетворение основных жизненных потребностей – это один из источников счастья. Когда погоня за материальным становится единственным источником счастья, человек утрачивает подлинное счастье, так как материальный комфорт не знает предела. Второй источник счастья – человеческие отношения. Человек – существо социальное, он нуждается в общении, в ощущении успешности. Хорошие межличностные отношения и высокое социальное положение – важный источник ощущения счастья. Когда межличностные отношения и почетное социальное положение становятся единственной потребностью, то человек утрачивает подлинное счастье. Мы не можем вечно жить ради других. Третий источник счастья – это отношения с самим собой. Человек – существо духовное. У него есть свой духовный мир. Если в его внутреннем мире царит спокойствие, то он действительно обрел счастье. Как найти гармонию с самим собой? Во многом это зависит от работы.

Образование – очень сложное занятие, даже обременительное, поэтому, по мнению многих, оно лишает преподавателей ощущения счастья. Многие преподаватели – сторонники нового образования имеют совсем не маленькую нагрузку, зачастую она даже больше, чем у обычных преподавателей, так как им приходится изучать специальную литературу, готовить конспекты по специальности и больше энергии вкладывать в образовательный процесс, но они отличаются хорошим духовным состоянием, и индекс счастья у них выше, чем у обычных преподавателей. Почему?

Однажды я участвовал в коллоквиуме по новому образованию в городе Цзяоцзо провинции Хэнань. Один из участников, преподаватель Май Мяоцин, придумал слова на мелодию песни «Где ты, счастье»[11]:

Счастье где,Друг, скажу тебе,Оно не под преподавательской указкой,И не под отметкой,Оно в поэтическом пробуждении от чтения стихов с утра,Оно в удивительном полуденном чтении.Да, счастье в твоем мерцающем сознании под вечер.Где счастье,Друг, скажу тебе,Оно не под светом настольной лампыИ не в море школьных заданий,Оно в мягких звуках совместного чтения,Оно в веселом совместном писании,Да, счастье в нашей совместной жизни.Счастье где,Друг, скажу тебе,Оно не в славе и выгоде,И не в статусе,Оно в сопереживании и сочувствии,Оно в духе сотрудничества,Да! Счастье в обновленном образовании!

В экспериментальном районе нового образования города Цзяоцзо провинции Хэнань работает группа преподавателей, лица которых озаряют улыбки счастья. Один учитель написал: «Соприкоснувшись с новым образованием, мы стали жить им с ощущением полноты и счастья жизни. Начиная с утреннего чтения вслух, продолжая полуденным совместным чтением и завершая вечерними беседами [самоанализом], мы весь день наполнены уверенностью в своем деле, без былого нытья, ежедневных пересудов и последующих озабоченностей. Сумятицу сменило спокойствие, спешку – размеренность. Спокойно и с упоением погружены мы в свою образовательную работу, и сейчас это для нас – наибольшее счастье».

Мне особенно нравится высказывание Огюста Родена: «В работе заключаются ценность, радость и источник счастья человека». Многие рассматривают работу как средство для жизни, что тоже правильно. Но это самая низкая мерка для оценки смысла. Работа занимает самые прекрасные мгновения жизни человека. Она воплощается в ценности результатов, достигнутых человеком за свою жизнь. Поэтому работа означает самосозидание и самореализацию человека, естественно сопрягаемые со счастьем.

Даже если работа будет еще изнурительнее, но ты отдаешься ей по зову сердца, то это ни в коем случае не может травмировать тебя. Нет никого прекраснее человека, занятого работой. Изнурительная работа не только говорит о грандиозности работы, но и предрекает большие перспективы, ради которых стоит упорно трудиться. Она не только не навредит тем, кто с энтузиазмом занят ею, но может привести к еще большим и высоким неожиданным наградам.

Отношение к работе под углом зрения самореализации может порождать сильное чувство самоотдачи от всего, что делаешь, то есть веру. Важность веры в жизни человека, особенно в борьбе за счастье, большинство обычно игнорирует. Каждый в жизни сталкивается с испытаниями и вызовами, при этом надо помнить, что чем тверже вера, тем больше сила к преодолению трудностей. При наличии веры погоня за мечтой становится удовольствием, встречаемые беды трансформируются в счастье, а горести перерастают в радость. Если можешь открывать и признавать ценность и значение повседневного рутинного труда, неуклонно стремиться к самореализации в работе, то всегда будешь испытывать радость становления и роста в профессии: и когда усердно изучаешь личные дела школьников, и когда своевременно готовишь отчеты о своей работе, и когда с коллегами занимаешься совместным чтением вслух, письменными работами и общими исследованиями. Каждое мгновение может светиться разными красками, каждый обычный день счастье может сопутствовать нам.

Ваш друг Чжу Юнсинь

Учитель – это прежде всего студент: как реагировать преподавателю в ситуации, когда его знания в чем-то уступают знаниям ученика?

Учителю Чжу

Я учитель с десятилетним стажем преподавательской работы. В самом начале своей работы я ничего не боялся, входя в аудиторию и чувствуя, что знаю намного больше учеников. В последнее время мне становится все труднее. Многие слова, которые говорят ученики, я не понимаю. Их знания в некоторых областях намного превосходят мои. Я все больше теряю уверенность. Раньше говорили: чтобы дать ученику стакан воды, учитель должен иметь с собой бочку воды. И мы, учителя, старались заполнять себя знаниями по полной. Поэтому на уроках всегда было чувство, что мы знаем больше учеников, мы верили в свои силы. Сейчас все по-другому. То, что школьники понимают, не всегда доступно нам, то, что они знают, преподавателям бывает неведомо. Учитель Чжу, как нам правильно поступать в такой ситуации?


Ответ учителя Чжу

То, о чем вы говорите, весьма характерно для современной школы и вызывает озабоченность многих преподавателей. Древние уже признавали: учитель необязательно способнее ученика, ученик может не уступать учителю в чем-то. Сейчас, в информационную эпоху, когда «яйца могут курицу учить», когда у школьников в учебе произошли огромные изменения с точки зрения времени, пространства и методов, они могут знать больше своих преподавателей. В этом нет ничего страшного. Страшно то, что мы как преподаватели можем утратить страсть к учебе, привычку учиться.

На страницу:
2 из 3