Полная версия
Книга сказок
– А где же хлеб? – спросила мать.
Сын в ответ показал ей спасённого котёнка. Мать расстроилась, но отдала ему последние десять монет, наказав, чтобы он наконец купил домой хлеба. На этот раз мальчишек он по дороге не встретил, зато попались ему взрослые, которые собирались убить детёныша снежного барса, ирбиса. Отдал им мальчик всё, что у него было, и поплёлся с ирбисом домой.
Мать, как увидела ирбиса, сразу поняла, что хлеба в доме не будет. И приказала сыну отнести зверёныша в тайгу.
Мальчик и сам понимал, что жить с ирбисом в доме невозможно, но всё равно жаль ему стало маленького барса. Понёс он его в тайгу, а сам еле сдерживался, чтобы не заплакать.
Вдруг ирбис говорит человеческим голосом:
– Не плачь, мальчик… Со мной ничего плохого не случится, если ты отнесёшь меня к моей матери. Она обрадуется, скажет: «Проси, чего хочешь». Ты попроси у неё золотое колечко, которое она хранит где-то в укромном месте.
Долго шли они по тайге и наконец встретили мать ирбиса. Та страшно обрадовалась, увидев сыночка, и спросила мальчика, чем может отплатить за его спасение.
Хоть и боялся хищной кошки, мальчик осмелился попросить колечко, как научил его ирбис. Она ненадолго отлучилась и принесла ему колечко, на вид совсем простое и тоненькое. Мальчик попрощался с матерью и её сыночком и отправился домой.
Обратная дорога оказалась долгой и утомительной. Мальчику захотелось и спать, и есть. Но есть было нечего, а потому он решил хотя бы поспать. Присев под деревом, он уснул, мечтая о вкусной еде и легконогом коне. А когда проснулся, увидел перед собой полную миску сочного мяса, а неподалёку – осёдланного коня. Тут он догадался, что колечко, подаренное ирбисом, не простое, а волшебное. Наелся мальчик досыта, может быть, в первый раз в жизни, вскочил на коня и помчался домой.
Мать уже вся извелась, дожидаясь сына. Она сто раз пожалела, что отослала его в тайгу, да ещё со снежным барсом. А когда увидела своего мальчика, обрадовалась и от радости смеялась и плакала.
Ничего особенного они у колечка не просили. Только обзавелись новой юртой и отныне стало у них вдосталь еды, так что сами теперь не бедствовали и могли нищим подавать.
Прошло несколько лет. Мальчик стал взрослым, нашёл себе красавицу-невесту. Они поженились и жили хорошо, дружно. Но однажды проснулся он утром и обнаружил, что молодой жены рядом нет, а под подушкой нет волшебного колечка. Огляделся он вокруг, смотрит: они с матерью уже не в новой, а в старой юрте обретаются… А на полу мышка сидит, грызёт сухую корку хлеба.
Поймал парень мышку и говорит:
– Мышка-мышка, не видала ли ты жены моей, красавицы?
А мышка ему отвечает:
– Она теперь за озером живёт, нужды не знает. И колечко твоё у неё…
Делать нечего, отправился он за колечком, а с ним в дорогу увязались собака с кошкой да мышка.
Долго они шли и дошли до бескрайнего озера. Смотрят – на другом берегу как будто дом стоит, а из трубы валит дым. Но как до того дома добраться? Плавать-то хозяин не умел. Тогда собака подставила ему спину, он сел на неё верхом, себе на руки кошку усадил, а на кошку – мышку. Так они озеро и переплыли…
Собака, кошка и мышка велели хозяину ждать их на берегу, а сами к дому направились. Мышка пролезла в щель под дверью и спряталась под кроватью. Собака лапой дверь открыла и в дом зашла, а кошка за ней прошмыгнула.
Жена хозяина за столом сидела, чай пила. При виде собаки она быстренько колечко в рот сунула, но потом вынула его, говорит:
– Как же эта собака на нашу похожа…
Тут кошка прыгнула жене хозяина на голову, у той колечко из руки выпало, мышка его подхватила, и все они бросились вон из дома. Пока жена кричала да вопила, они все обратно через озеро перебрались.
Возвратились домой, юрту новую справили и стали жить все пятеро дружно и счастливо.
Злой царь и его дочка
Гагаузская сказка
Жил-был царь, злой и несправедливый. И была у этого царя дочка, красивая, добрая да приветливая. Только вот отцу она постоянно перечила: заступалась за людей, которых он обижал. Как-то отправился царь со своей свитой на охоту, да только охота была неудачной: сколько раз выстрелил, столько раз промазал. Едет домой, губы от злости кусает. А навстречу ему юноша-дровосек с охапкой дров. Издали увидел царя со свитой, склонился в поклоне, только вот шапку с головы не снял: руки были заняты.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Пши – адыгский князь.
2
Ау́л – селение на Кавказе.
3
Джиги́т – сильный и ловкий наездник, воин.
4
Пятипудовая гиря весит 81,9 килограмма. Один пуд = 16,38 кг.
5
Такая гиря весила уже почти 328 килограммов.
6
Ины́жи – великаны.
7
Нагу́чицы – коварные и жестокие воительницы, похитительницы детей, людоедки.
8
Тхамата́ – мудрый старейшина, мудрец.
9
Джэ́гу – праздничные игрища с танцами.
10
Шах – монарх, властитель; так именовали правителей в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока.
11
Гу́рии – райские красавицы, о которых в Коране, священной кни ге мусульман, говорится, что они будут супругами праведников в раю.
12
Зачем нужен был шаху сокол? В древние времена правители многих стран предпочитали соколиную охоту. Дрессированный сокол на лету ловил птиц или камнем падал на зайца или другого небольшого пушного зверя, крепко зажимая его в своих когтях. Конный охотник подхватывал добы чу и угощал сокола лакомством.
13
Шахзаде́ – принц, сын правителя.
14
А́нгелы Алла́ха – согласно Корану, это существа, сотворённые Аллахом из света. Они бесполы, обладают невероятной силой и во всём покорны Всевышнему.
15
Падиша́х – верховный государь, правитель, царь.
16
Ара́к – крепкий алкогольный напиток.
17
Визи́рь – главный советник правителя.
18
Зурна́ – деревянный музыкальный инструмент, похожий на дудочку.
19
Доо́л – армянский ударный музыкальный инструмент вроде двухстороннего барабана.
20
Виша́п – в армянской мифологии: древнее существо в облике дракона или злого духа.
21
Чина́ра – платан восточный, дерево с раскидистой кроной.
22
Дэв – сверхъестественное существо, великан, обитатель подземного мира.
23
Тридцатипудо́вый чан – 16,38 кг × 30 = 491,4 кг. То есть в этом чане было около 492 килограммов масла.
24
Лы́ко – внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев, в основном липы; из лыка плели лёгкую прочную обувь – лапти, коврики- рогожки, туеса, корзины; башкирские лапти отличались от русских особой формой.
25
Еге́т – с башкирского: парень, джигит.
26
Пе́гая – пятнистая, разношёрстная.
27
Савра́сый конь – светло-рыжий с почти чёрными гривой, хвостом и нижней частью ног.
28
Верста́ – старинная мера длины; одна верста составляет чуть более километра.
29
То́рба – мешок, заплечная сума.
30
Та́та, тя́тя – то же, что папа.
31
Улу́с – посёлок, стойбище.
32
Ю́рта – жилище кочевых народов, которое состоит из деревянного каркаса и войлочного покрытия, не пропускающего дождь, ветер и холод; отверстие в куполе служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом; юрта очень удобна и практична, её легко собрать и разобрать силами одной семьи в течение часа; её перевозят на верблюдах, лошадях или автомашине.