bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Артём Соломонов

Стена

Vita somnium breve1.




1

Меня зовут Ким Барр, и я не знаю, сколько ещё мне осталось. Правда не знаю. Я пишу в стенах тюрьмы, рядом с потрёпанным томиком «Дон Кихота», в ожидании приговора, который со дня на день должен прийти в исполнение.

Знали бы вы, как здесь смердит, как пугают красные зрачки копошащихся в углу крыс. Скудного света с улицы, проникающего сквозь крошечное зарешёченное окошко в потолке, едва хватает, чтобы читать и оставлять записи в дневнике. Но в углах, в углах – постоянный мрак. С сумерками чернота расползается по камере, и они, считающие себя хозяевами здесь, выбираются из щелей, стремятся меня окружить.

Я стараюсь не спать, под рукой у меня палка, и я неплохо наловчился швырять ей по крысам. Но время от времени всё же проваливаюсь в тревожное, зыбкое забытьё, нарушаемое писком и шорохом в углу.

Что до еды, то кормят здесь какими-то отвратительными объедками… даже собаки питаются лучше. В самом деле!

А впрочем, для меня это не играет уже никакой роли. Да, прав был автор «Дон Кихота», когда говорил «Самая лучшая приправа в мире – это голод».

Но чёрт, я ещё живой, я ведь ещё здесь и… пишу в своём дневнике, пишу и живу!

Здесь я – узник, но таким же узником я был и наверху, на свободе, в Гипнополисе2. Да и можно ли вообще говорить о свободе, если весь мой город окружён высокой каменной стеной? Эта стена была здесь всегда. Вернее, она была ещё до моего рождения. Её возводили много лет после какой-то катастрофы. Многие тогда погибли, а те, что чудом уцелели, со временем стали винтиками этой дьявольской системы, стали её частью.

Говорят, что по ту сторону стены обитает нечто вроде саранчи, готовой истребить всё живое. И поэтому перелезть её – значит подписать себе смертный приговор. Впрочем, никто и не пытается это делать. Ведь стену всё время охраняют люди в чёрной форме, сопровождаемые крикливым вороньём. Только раз в неделю, в ночь с субботы на воскресенье она остаётся без присмотра. В это время людям запрещается покидать свои дома. Строгий комендантский час – но никто из обывателей не жалуется и даже не вздумает нарушить правила. Просмотр увеселительных передач превосходно заменяет им свободу. Только стражи могут выходить в это время, но и они не слишком пользуются этой привилегией.

Да, мой мир – это проклятая стена, да и люди, живущие здесь, в сущности, такая же стена. Именно поэтому меня с ними ничего не связывает. Это настоящий мир отчуждения.

Мир, где любые человеческие связи под запретом, а произведения искусства, книги перестали по-настоящему волновать, щекотать, напрягать извилины. Словом, вызывать живой интерес.

Мир, где, с одной стороны, ты свободен от каких-либо родственных уз, а с другой – за каждым твоим действием следит ВО3. Что такое ВО, спросите вы? А это такой орган контроля. От него ещё никуда не скрыться. Что-то вроде гигантского механического паука с восьмью глазами, которому подчиняются те самые люди в чёрной форме.

Центр ВО находится на Сенатской площади, в высокой башне серого готического собора, откуда виден весь город. Всё пронизано его незримой сетью, и ничто не ускользает.

С каждым восходом солнца жители города выходят на площадь и, воздев руки, начинают бубнить себе под нос слова молитвы ВО. От этого гула даже становится не по себе. И в то время, когда одни находятся на площади, другие – на посту – охраняют стену. Примечательно то, что никому и в голову не приходило сопротивляться системе. И мне не приходило. Я был одним из них, таким же болотным безвольным существом, возносящим хвалу механическому небожителю с перевернутым чёрным крестом, чей холодный металлический голос звучал, как сама смерть. Как и все, стоял у стены – в чёрной форме и с таким же крестом на рукаве.

2

Но всё изменилось. С тех самых пор, как я впервые увидел над серой глухой стеной свет маяка. От яркой вспышки я испугался и заслонил лицо рукой.

Это произошло в ночь с субботы на воскресенье. Тогда меня страшно беспокоила бессонница, и я решил прогуляться по пустынному городу. Ноги сами привели меня к стене. Я прислушался – за ней было так тихо. И тогда я впервые задумался, что же находится по другую сторону.

Проходя мимо того места, где был виден маяк, я обратил внимание на тень человека, сидящего на стене. Это была девушка.

Бог знает, что она там делала и на такой-то высоте. Неужели она не боялась наказания? Или ей нечего было терять? Как сейчас помню, сидела она с фонариком, который я и принял сперва за маяк, и куда-то всматривалась. Тогда я ещё не понимал, куда именно.

– Эй ты! – вполголоса крикнул я.

Молчание в ответ.

– Что ты там делаешь?

– Читаю! – наконец ответила девушка, отложив фонарик в сторону.

– Читаешь?!

«Нет, это никуда не годится! Совсем никуда!» – подумал я.

Не знаю, что на меня тогда нашло, но очень скоро я взял лестницу с ближайшего поста, затем вплотную приставил её к стене. И только после того, как убедился, что она зафиксирована, несколько неуклюже начал взбираться.

Помню ещё, как на полпути посмотрел вниз и как запрыгали подо мной неоновые зрачки проезжающих мимо автомобилей и городские фонари, освещающие тусклым светом искусственные деревья, дома, Сенатскую площадь, собор.

К счастью, я нашёл в себе силы, чтобы перевести взгляд на сидящую надо мной девушку и продолжить путь. Больше я вниз не смотрел, пока не оказался на самом верху и не сел рядом с ней.

– И что же ты читаешь? – отдышавшись, спросил я странную девушку. Эту любительницу читать в запрещённых местах.

– «Дон Кихот» Сервантеса, – очень гордо ответила она и улыбнулась.

– И о чём же она?

– О, это главная книга человечества. В ней вся наша мудрость.

Её тёмные каштановые волосы развевались на ветру и искрились рыжими огоньками на её матовой спине и маленьких плечах. На ней было красное платье до колен, пожалуй, слишком лёгкое для прохладной апрельской ночи.

А глаза горели каким-то необыкновенным светом, точно она жила другой, более счастливой жизнью.

– И как же тебя зовут?

– Милена.

– Что ж, Милена, а меня Ким! Будем знакомы! А откуда ты?

Взглядом она будто указала на мир, что находился по ту сторону стены. Наверное, она не хотела об этом говорить. И я решил не расспрашивать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Жизнь – это краткий сон (лат.)

2

Город сна (греч.)

3

Всевидящее око

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу