Полная версия
Ленивая скотина – 2: Волшебный пендель. Прими волшебную таблетку от боли: практическая психология
Чтобы человек научился любви к себе, нужно снимать слои за слоями все эти наросты прошлого.
Как узнать, любите ли вы себя? Самое подходящее решение – осознать это.
Возьмите две тетрадки. В одну как можно чаще в течение дня записывайте то, как вы себя ругаете, в другую – как вы себя хвалите. Делайте так две-три недели. Таким образом вы сможете понять, что, когда и как происходило в вашей жизни, когда вы перестали себя любить.
Далее. Возьмите еще одну тетрадь, выберите для себя несколько – три-пять – человек из вашего окружения, которые были очень добры с вами, уважительно к вам относились, и в течение двух-трех недель, представляя их, записывайте все, что они вам говорили. Если в реальной жизни таковых нет, выберите персонажей из фильмов, сериалов, сказок, своих фантазий и ежедневно, вспоминая сложные ситуации из своей жизни, воображайте, что бы они вам сказали в такие моменты. Записывайте все, что они говорят в течение двух-трех недель – столько времени, сколько вам нужно, ориентируйтесь по ощущениям.
В результате у вас будут три тетрадки с записями. Просмотрите их и напишите два письма: одно – значимым близким людям из вашего прошлого, при этом пишите все, что хочется, а второе – людям, которые хорошо относились к вам в вашем воображаемом эксперименте.
Поздравляю вас, вы прошли первый этап работы в продвижении к любви к себе.
Уверена, что тревожащая вас проблема стала менее острой.
Примеры проработки любви к себе из практики1. Агрессивный мальчишка.
Хочется привести первым один яркий пример, отражающий отношение в семьях. На приеме тридцатидвухлетние папа и мама с дошкольником-сыном. Ребенок не хочет учиться, обманывает всех, бьет своих сверстников, издевается над животными. На приеме они обвиняют его, кричат на него. Они не могут сказать ни одного хорошего слова про сына на протяжении нескольких встреч в кабинете психолога.
Я же замечаю очень много положительных черт в ребенке. Предлагаю пересмотреть отношение к ребенку – это главное.
Но родителям было нужно построить ребенка, они хотели, чтобы он подчинился и стал хорошим. Мальчик плачет. Он говорит, что не умеет быть хорошим, он очень старается, но он плохой… Он сидит, сжавшись в уголке, стараясь занимать как можно меньше пространства. Родители не слышат его.
Они рассказывают, что их в детстве унижали, оскорбляли, били, но они же выросли нормальными людьми. И главный аргумент – это то, что учителя и знакомые говорят, что с ребенком надо что-то делать, что он плох.
Тогда я прошу: «Просто расскажите о вашей жизни, как вы проводите время». Мама объясняет, что много времени выделяет сыну, гуляет с ним, разговаривает, покупает подарки, любит его. И когда она это говорит, лицо ребенка становится счастливым. Он любит свою маму, похоже, в эти моменты, когда они контактируют, он любит себя. Да, это прекрасная частичка воспитания ребенка в данной семье, но она тонет в агрессии, отрицании и в остальных ситуациях, особенно в школе.
Они ушли от меня, отказавшись от помощи, аргументируя это тем, что помощь неправильная – нужно исправлять ребенка, лечить его. Возможно, сейчас мальчик пьет таблетки… Мне грустно. Я привела этот пример не случайно: такие отношения в семьях можно встретить сплошь и рядом, и родители, подобные этим, ищут директивных психологов и психиатров, поддерживают разнообразные курсы лечения ребенка, вплоть до принятия нейролептиков.
Это пример одного из худших случаев.
2. Эгоистка.
Следующий пример отношения родителей к ребенку – нечто среднее. На приеме мама пятилетней Танечки и полуторагодовалой Светы. Мама жалуется на то, что старшая дочка очень капризная, истеричная, слишком требовательная: «У меня ведь маленький ребенок, я что, должна разорваться? А она требует все то же самое, что я даю младшей. Она хочет, чтобы я с ней спала, у нее бесконечные требования».
Девочка сидит, опустив голову, у нее виноватый вид, растерянный. Я начинаю разговаривать с Таней. Мама меня прерывает и говорит: «Бесполезно, она эгоистка, я просто ее избаловала до рождения младшей».
Прошло четыре встречи. В результате со старшей дочерью получилось договориться обо всем, она готова быть помощницей маме, девочка счастлива. Мама как будто бы тоже очень рада. От нее требуется придерживаться определенного поведения, мы с ней составляем договор, перечисляя, что она должна делать, чтобы система не разрушилась, потому что она новая и непривычная.
И вот мама пришла через некоторое время, может быть, через месяц, и сообщила, что все идет по-старому. Я уточняю: «Все по-старому?» Она отвечает: «Но не совсем по-старому». Я прошу рассказать, что происходит по-старому, что – по-новому. Она перечисляет – в целом результат неплохой. И заявляет, что она вообще не хочет связываться с какими-то трудностями. Ей и так тяжело с двумя детьми – муж не помогает.
Я предлагаю ей прийти вместе с мужем и решить эти вопросы. Девочка на приеме какая-то застывшая, непонимающая, она больше готова прислушиваться, конечно, к маме. Она ее очень любит, да и мама ее очень любит. В конце встречи женщина сообщила мне, что она больше не придет, и того, что она получила, ей достаточно. Все так живут. И у нее даже лучше, чем у других.
«А где я-то? Меня-то нет вообще». Я спросила: «А что ты хочешь?» Она ответила, что хотела бы в какое-то время отдыхать, но ей не дает дочка. Я спросила девочку: «Ты хотела бы, чтобы мама отдыхала?» Дочка согласилась, причем очень искренне.
То есть в данном случае мама не позволяет ребенку любить себя по-настоящему, она не хочет договариваться с дочкой, застревает в жертвенной позиции.
Таких случаев очень много.
3. Родительская ответственность.
Третий пример. Когда родители достаточно быстро берут на себя ответственность за то, что что-то делали не так.
На приеме папа, мама, семилетний сын Дима. Ребенок начинает говорить, что он очень плохой, плачет: «Родители от меня устали».
Мальчик начинает рыдать, никакой поддержки родители ему не оказывают. Прошло три встречи. Родители заходят в кабинет, садятся по той же схеме: папа, мама и ребенок. Ребенок сидит с гордо поднятой головой. Я с улыбкой спрашиваю: «А что это ты сидишь такой довольный?»
Он отвечает, что все у него хорошо: «Это их проблемы в воспитании». Родители соглашаются с этим, они интересуются, как правильно заниматься сыном. Мальчик равноправно участвует в обсуждении (с согласия родителей). Когда они ушли, я была уверена, что все в этой семье будет хорошо. Я рада за них.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.