bannerbanner
Прошение о милости. Молитвы из монастыря в Дженеси
Прошение о милости. Молитвы из монастыря в Дженеси

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Генри Нувен

Прошение о милости. Молитвы из монастыря в Дженеси

Nouwen, Henri J. M.

A Cry for Mercy


© 1981 by Henri J. M. Nouwen

© Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. МРОЕХ «ХЦ «Мирт», 2023

* * *

Предисловие

«Спасаться по книгам – то же самое, что лечиться градусником»

Симеон Афонский

С великими не поспоришь. Но эта книга другая: это предложение вступить в молитвенный диалог с Богом. Генри Нувен – человек, который смог преодолеть барьеры, разделяющие христианство на конфессии. Слава Богу, что эти барьеры не до небес и такие люди, как Антоний Сурожский, мать Тереза, Александр Мень, Томас Мертон, Александр Шмеман, также смогли их превзойти.

Суть этой книги в атмосфере молитвы, в том, что между строк, в паузах и живом опыте внутреннего обращения к Богу. Она дает понимание того, что делать с нежеланием молиться, сложными чувствами и двойственностью на христианском пути.

Книга учит принимать себя целиком. Принимать жизнь во всех ее проявлениях. Говорить с собой и Богом прямо из реальности нашей повседневной жизни со всеми ее противоречиями. Вступить в глубокий, честный и живой опыт Встречи, опираясь на молитвенные размышления автора.

Книга помогает жить осознанно. И проживая настоящий момент, творить молитву. Молитву, которая полна жизни, молитву, в которой слова не так важны, как атмосфера присутствия любви, что крепче смерти.

Я хочу выразить огромную благодарность Марине Лукиной, без ее помощи в редакции перевода выход книги был бы невозможен. А также всем добрым людям, которые поддержали мое желание напечатать книгу и пожертвовали средства на ее публикацию.

Спасибо издательству «Мирт» за помощь в реализации этого замысла.


Алексей Клименко,

старший пастор евангельской церкви «Христианская жизнь», г. Москва

Пролог

В 1979 году, с февраля по март, я жил с монахами-траппистами в аббатстве Дженеси, расположенном в северной части штата Нью-Йорк. Это было не первое мое пребывание в этом месте. В 1974 году я провел семь месяцев в этом монастыре, где мне было позволено разделить с братьями дни и ночи их монашеской жизни. Для меня это был совершенно новый опыт. Я никогда прежде не жил в созерцательном монастыре, поэтому каждый день приносил для меня свои сюрпризы. Мне необходимо было привыкнуть к тому, что я должен вставать в два часа ночи и отходить ко сну в семь вечера. Я учился обращаться с горячими сковородами в пекарне, отыскивать крошечные камушки в огромной ванне, наполненной изюмом, и подбирать подходящие камни для постройки новой церкви. Но прежде всего, мне нужно было привыкнуть к многочасовым молитвам и длительным созерцательным размышлениям, а также ко многим другим особенностям повседневной монастырской жизни, о которых ничего не знают посторонние люди.

Несмотря на то, что я не планировал становиться монахом-траппистом, мое пребывание в монастыре было похоже на испытание послушника. Благодаря духовному руководству аббата Джона Эуда Бамбергера, эти семь месяцев стали для меня временем подлинного духовного формирования. Внутри и вокруг меня происходило так много событий, что я почувствовал настоятельную потребность вести дневник, чтобы привести в порядок получаемый в избытке новый опыт. Вернувшись к преподавательской деятельности, я показал дневники своим друзьям. Оказалось, мой опыт не был настолько уникален, как я прежде думал. Многие люди смогли опознать в этих записках свои собственные трудности и борьбу. Это помогло мне принять решение и опубликовать мои «Дневники из Дженеси».

Мое второе длительное пребывание в монастыре было совсем иным. Монастырская жизнь уже не была для меня новой и постоянно изумляющей, а наоборот, на удивление знакомой. Все, что в первый раз казалось необычным, поражало меня своей обыденностью. Ничего не изменилось. Через несколько часов после прибытия я снова вернулся к горячим сковородам, и в пятницу утром брат Теодор радушно встретил меня у ванны с изюмом, как будто бы я никогда и не уезжал. Мне не нужны были напутственные речи и инструкции. Меня встречали те же люди, те же устоявшиеся обычаи, и я с радостью погрузился в привычную для меня духовную атмосферу.

В однообразии не было ничего монотонного или скучного. Наоборот, знание людей, места и всего, что там совершалось, освободило меня от всяческих подготовительных моментов. Позволило мне направить все свои усилия на осуществление главной цели моего приезда: пребывать в молитвенном общении с Богом.

В неизменности ритмов монашеской жизни для меня раскрылось неизменное постоянство любящего Бога, ожидающего моего возвращения, чтобы я мог побыть наедине с Ним, и только с Ним одним. С того момента, как я вошел в эту уже знакомую для меня среду, я осознал, что ничто не сможет удержать меня здесь в течении шести месяцев, кроме Самого Господа.

Для меня больше не было необходимости вести дневник, чтобы фиксировать события монастырской жизни, или делать записи после моих еженедельных встреч с аббатом. Они не потеряли для меня своей важности – напротив, они стали так же необходимы, как само дыхание, и поэтому больше не было нужды их комментировать. Осознание того, что молитва является единственной причиной моего пребывания в монастыре, помогло мне задуматься о необходимости взять за привычку записывать хотя бы одну молитву каждый день.

Сначала эта мысль породила во мне множество сомнений. Разве можно передать на бумаге мои личные отношения с Господом? Не должна ли эта самая сокровенная форма человеческого самовыражения оставаться совершенно спонтанной? И не будет ли сковывать ее рефлексия, необходимая для того, чтобы писать? Возможно, мне будет сложнее молиться из-за необходимости записывания? И хотя эти сомнения были очень существенными, они не смогли помешать мне довериться собственной интуиции, которая подсказывала, что это будет действительно стоящее занятие – сесть за стол в конце дня и облечь в простые слова ту молитву, которая совершается в моем сердце.

Плодом этой деятельности стали молитвы, представленные в этой книге. Я публикую эти записи не потому, что они смогут научить кого-то молиться, и не потому, что они предлагают какой-то особый метод молитвы, но потому, что они, в своей неловкой беспомощности, могут показать реальное и очень сильное действие Святого Духа, Которого Господь обещал нам дать в качестве надежного и безошибочного руководителя. Я надеюсь, что тот, кто сможет увидеть в этих молитвах подлинные мольбы своего сердца, сможет также опознать, посреди собственных нестройных и запутанных слов, тихие прошения Духа Божьего. Через год после написания этих молитв я добавил перед каждым разделом книги небольшие вступления, раскрывающие общую тему собранных в них молитв, а также отражающие этапы моего духовного пути на протяжении шести месяцев жизни в монастыре. Я надеюсь, что эти вступительные тексты сделают молитвы более понятными для читателя.

Февраль – Март: Боящееся сердце

В нас живет много страхов. Боязнь людей, страх перед Богом и еще больше животного, неопределенного и внезапно охватывающего нас беспокойства. Я размышляю о том, как было бы удивительно, если бы мы избавились от страха, препятствующего нашей молитве. Когда мы входим в присутствие Бога и на нас изливается весь накопившийся в нас страх, нам хочется сбежать и предаться любому из отвлекающих нас занятий, которые нам в огромном разнообразии предлагает этот вечно куда-то спешащий мир. Но нам не надо бояться своих страхов. Мы можем встретить их лицом к лицу, назвать их по имени и привести их в присутствие Того, Кто сказал: «Не бойтесь, это Я». Часто мы хотим показать Господу только «приятную» часть себя, ту, которой мы гордимся. Но по мере того, как мы набираемся смелости открыть себя во всей полноте и показать тщательно скрываемую, трепещущую от страха часть нашей души, мы становимся способны чувствовать и Его любовь. Возрастающую с новой силой, совершенную Любовь – ту, что изгоняет всякий страх.

Воскресенье 18 февраля

О Господь Иисус, Ты простил грехи расслабленного до того, как дал ему способность ходить, я молю Тебя о том, чтобы эти шесть месяцев уединения дали мне возможность глубоко осознать Твое прощающее присутствие в моей жизни и не заботиться, насколько я соответствую ожиданиям окружающего меня мира. Позволь мне осознать Тебя на девственной глубине моего сердца, там, где Ты пребываешь и исцеляешь меня. Дай мне познать Тебя, как любящего и щедрого брата, который не вменяет мне моих грехов, даже самых страшных, но желает заключить меня в свои нежные объятия. Забери у меня многочисленные страхи, сомнения и подозрения, которые не дают мне признать Тебя Господом. Дай мне мужество и свободу предстать обнаженным и уязвимым в свете Твоего присутствия, не сомневающимся в Твоей безбрежной и превышающей всякое разумение милости. Я знаю, насколько велико мое противление Тебе, как быстро я выбираю тьму, а не свет. Но я также знаю, что Ты не перестаешь призывать меня к свету, в котором я могу увидеть не только свои прегрешения, но и Твой милостивый лик. Будь со мной каждый день и каждый час моего пребывания в монастыре, чтобы я смог стать знамением Твоей надежды для моих братьев. Не благодаря моим заслугам, но тому, что Ты сотворишь во мне и через меня. Спасибо Тебе, Господь, за то, что привел меня сюда и дал мне еще одну возможность встретить Тебя на пути. Хвала и слава Тебе ныне и во веки. Аминь.

Понедельник 19 февраля

Господи, почему мне так трудно держать мое сердце постоянно обращенным к Тебе? Почему множество мелочей, которые мне необходимо сделать, и множество людей, которых я знаю, заполняют мое сознание и не дают мне быть совершенно свободным, чтобы пребывать с Тобою наедине? Почему мой ум блуждает из стороны в сторону и мое сердце продолжает желать того, что уведет меня от Тебя? Разве для меня не достаточно одного Тебя? Почему я продолжаю сомневаться в Твоей любви, заботе, милости и благодати? Почему в глубине моего естества я продолжаю метаться и размышлять о том, сможешь ли Ты дать мне все, в чем я нуждаюсь, если я просто буду смотреть на Тебя одного?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу