bannerbanner
Вероучение, Катехизис, Каноны. христиан-иконоборцев
Вероучение, Катехизис, Каноны. христиан-иконоборцев

Полная версия

Вероучение, Катехизис, Каноны. христиан-иконоборцев

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Вероучение, Катехизис, Каноны

христиан-иконоборцев

Составитель Евлампий-иконоборец

Редактор Евлампий-иконоборец


ISBN 978-5-4493-7532-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ИКОНОБОРЧЕСКИЕ ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ


ВЕРОУЧЕНИЕ

ИКОНОБОРЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Вероучение Иконоборческой Церкви написанное и составленное Божьим человеком Евлампием-иконоборцем с использованием христианских словарей, энциклопедий, новых теологических разработок и древних вероучительных документов отцов Церкви Христовой.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Именем христиан-иконоборцев Евлампий, Божий человек, излагает Вероучение тем, кто пожелал бы больше узнать о религии нынешней Иконоборческой Церкви, родившейся во времена Византийского императора Константина, т.е. во что, в Кого и как именно верят иконоборцы; об их духовном мировоззрении, это краткое Исповедание Веры, как нелицемерное и данное с чистой совестью перед Богом и всей Церковью Христовой свидетельство.

1. О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Святая Троица есть Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях): Отец, Сын и Святой Дух.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах или Ипостасях: «нет иного Бога, кроме Единого» (1.Кор.8:4).

Отец несотворенный. Сын рожден от Отца прежде всех веков и единосущен Отцу. Святой Дух, исходящий от Отца через Сына, единосущен Отцу и Сыну.

Есть только два текста в Новом Завете, которые «определяют» Троицу. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Матф.28:19) и «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1.Иоан.5:7).

Два известных богослова древнего мира Тертуллиан и Ориген сформулировали учение о Святой Троице. Тертуллиан ввел само понятие Троицы (Trinitas) и хотя термин Троицы использовался к тому времени иными богословами Феофилом Антиохийским и Иустином Мучеником, но с Тертуллианом идея Троицы приобрела никейский формат, то есть тот, который был принят на Первом Вселенском соборе. Церковь до сих пор признает заслуги Тертуллиана и Оригена в богословии и выработке ими правильных догматов.

Итак, мы верим, как и христиане древней церкви, что Святая Троица, триединый Бог, Отец, Сын и Святой Дух, есть Творец видимого и невидимого.

2. О БОГЕ-ОТЦЕ

Бог Отец – это Творец всего сущего, Свет и Любовь, создавший людей по образу и подобию Своему (1.Иоан.1:5; 1.Иоан.4:16). В христианском Тринитарном богословии Бог Отец – первая, начальная и причинная ипостась Святой Троицы. Василий Великий так пишет о первом Лице Святой Троицы: «Отец – есть предначинательная причина всего существующего».

Согласно Библейским стандартам, Бог Отец познаётся только через Сына Божьего: «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27).

3. О СПАСИТЕЛЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ

Господь Иисус Христос, Сын Божий рождённый от вечности, был воплощен телом человека и явлен миру через зачатие во чреве Девы Марии от Святого Духа.

Как понять рождён от вечности?

Священномученик Ириней Лионский считал невозможным постичь образ предвечного рождения: «Если кто спросит нас: как же Сын рожден от Отца, – мы скажем ему, что никто не знает… только Отец родивший и Сын рожденный… Усиливающиеся изъяснить рождение… находятся не в своем уме, обещаясь изъяснить неизъяснимое».

Воплотившись человеком через рождение Девой Марией, совершив Свою земную миссию и приняв страдания и смерть, Христос был погребён и воскрешён. Его воскресение явило миру победу над смертью в силе и славе Отца небесного. Пожертвовав Собой на кресте, Иисус Христос, прославившись через воскресение, стяжал спасение и жизнь вечную всем верующим в Него христианам. Агнец Божий, Иисус не имеющий порока, стал Жертвою искупления грехов народа Божьего.

Ныне Иисус Христос восседает одесную Отца небесного и исполняет миссию заступника и ходатая Божьих чад. Он единственный кто может исполнить обязанности Первосвященника и Посредника между Богом Отцом и человеком в деле спасения всех тех, кого Отец небесный Святым Духом привлечет к Своему Сыну ибо никто не может придти ко Христу, если не привлечет его Отец, пославший Своего Сына ради спасения всех предуставленных от вечности к жизни в Царстве Небесном (Ин.6:44), в этом единство Отца, Сына и Святого Духа.

Иисус Христос является создателем Церкви, Он осуществляет управление Церковью и благословляет её, заботясь о ней и о каждом отдельном верующем. Ныне Церковь Христова ожидает Второе Пришествие Христа.

4. О СВЯТОМ ДУХЕ

Святой Дух в христианстве третья ипостась Единого Бога – Святой Троицы.

Важность общения верующего христианина со Святым Духом в жизни каждого верующего признаёт большинство традиционных христианских конфессий: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2.Кор.13:13). Посредством деяний Святого Духа, Бог-отец действует в верующем человеке и в христианской церкви, наставляя, обличая, освящая и преображая их. Если понятие Бога Отца было первостепенным в Ветхом Завете, а служение Божьего Сына осуществилось в период описанный в Евангелиях, то в настоящий момент в Христианской Церкви действует третье Лицо Божественной Троицы – Святой Дух. Бог никогда не оставлял Своих чад сиротами. И в этом явлена Божья благодать во все времена для народа Божьего. Святой Дух вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров – «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1—2), «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4), «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс.50:12—14). Через действие Святого Духа воплотился Бог Сын: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук.1:35).


Функции Святого Духа:

1) Обличение

2) Утешение

3) Свидетельство о Христе

4) Научение


В Евангелии от Иоанна сообщается, что Иисус Христос предупреждал о том, что Святой Дух впоследствии «обличит мир о грехе, о правде и о суде» (Ин. 16:7—11).

Иисус Христос также называл Святого Духа Утешителем, Который будет утешать и свидетельствовать о Христе: «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.14:26).

Согласно Евангелию, грех хулы на Святого Духа не прощается: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31—32). Согласно толкованию Исидора Пелусиотского и Василия Великого хула на Духа Святого – это приписывание действия Духа Божьего князю бесовскому. Иоанн Златоуст считал, что хула на Духа Святого – это отвержение человеком очевидной Божественной Истины, что равнозначно состоянию полного безбожия.

5. О БОЖЕСТВЕННЫХ ОТКРОВЕНИЯХ

Знания о Боге больше всего укрепляются человеком при рассмотрении всей окружающей его и премудро устроенной Богом природы. Чудно устроенная Богом природа являет человеку первое Божественное Откровение. Псалмопевцы прославляют Бога-Творца, любуясь красотой окружающего мира «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2 и др.).

Еще более очевидно Бог являет Себя в Божественном Откровении, которое дано всем народам в Священном Писании.

Священное Писание – это Книги написанные пророками и апостолами при водительстве их Святым Духом. У христиан Книги Священного Писания называются Библией. Библия имеет две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Согласно христианскому мировоззрению, «Всё Писание богодухновенно» (2.Тим.3:16) и содержит в себе непогрешимое и достоверное Божье Откровение.

Верующим необходимо понимать суть написанного в Книгах Священного Писания. Блаженный Иероним Стридонский пишет в своих трудах: «Священные Писания заключаются не в [правильном] чтении, а в [правильном] понимании». Для подтверждения этого Вифлеемский пресвитер ссылается на авторитет евангелистов и апостолов, которые в переводе тех или иных цитат из Ветхого Завета «искали смысла, а не слов и не слишком заботились о порядке и строе речей, только бы ясна была сама мысль». Согласно Блаженному Иерониму, «Евангелие заключается не в словах Писаний, а в смысле, не на поверхности, а в сердцевине, не в записанных речах, а в глубине понимания». Поэтому для того, чтобы достичь более полного и совершенного уразумения Священного Писания, пресвитер прибегает к духовно-аллегорическому методу исследования Священного Писания, разработанному и применявшемуся главным образом учителями Александрийской Школы. А буквальный метод толкования Священного Писания, по мнению Блаженного Иеронима, сам по себе не может исчерпывать всех истин, содержащихся в Слове Божием.

И необходимо отметить, что верующим христианм всегда нужно помнить, что Священное Писание по своему авторитету превыше мнения церкви, так как любая поместная церковь (или группа церквей) может впадать в заблуждения и ереси.

6. О БОЖЬЕМ ПРОМЫСЛЕ

Промысл – непрестанное действие в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божьей, всё обращающей ко благу и направляющей к вечному спасению человека в отдельности и человечество в целом.

Промысл Божий абсолютно праведный, но он непостижим ни людям, ни ангелам. В некотором смысле тайну о Божьем промысле приоткрывает Библейское повествование о многострадальном праведном Иове, чьи страдания (в том числе гибель всех его боголюбивых детей) казались как бы несправедливыми. Промысл Божий непостижим для ограниченного человеческого рассудка, так что, зная о промысле Божьем, мы всё же не способны постичь его в полной мере. Христианская мысль воспринимает мир в целом и жизнь отдельного человека находящихся не во власти случая или судьбы, а направляемыми милостью Божьей к благой цели. Согласно Откровению, Промысл являет собой осуществление Божьего замысла о спасении мира через Христа в целях финального его преображения.

В иконоборческом богословском направлении Догмат о Божьем Промысле в полноте своей отражает суть Божьего стопроцентного контроля, как над отдельной личностью, так и над всем человечеством и всей Вселенной. И, в подтверждение написанного, прочтём из Богословского труда «Душеполезные поучения», раздел «Промысл Божий», Макария Оптинского: «Вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его Промысл, управляющий тварями Своими и вся на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти (Деян.1:7), и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего… Всеобъемлющий Промысл Его простирается как на весь мир, так и в особенности на каждого из нас».

7. О БЛАГОДАТИ

Благодать – одно из ключевых понятий христианского богословия, рассматривается как дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его освящения («возрастания в благодати») и в конечном итоге для спасения. Блаженный Августин настаивал на том, что благодать является единственным условием спасения души. По догматам блаженного Августина, непреодолимое действие Божественной благодати подчиняет себе даже противоборствующую волю человека.

Благодать понимается иконоборцами как действенное снисхождение Бога к человеку, то есть действие Бога изменяющее Им Самим сердце человека, а также как само свойство Бога указывающее на Его доброту и милосердие. В традиционном представлении о благодати сочетается одновременное понимание её, как деяния и как силы Божьей.

8. ОБ ИСКУПЛЕНИИ

Христос умер на кресте, чтобы искупить грехи людей всех национальностей этого мира и спасти определенное Богом Отцом число грешников, то есть Христос отдал Свою жизнь ради спасения всех предуставленных еще до сотворения мира к жизни вечной. Как сказано во Священном Писании: «Он (Бог) избрал нас в Нём (во Христе) прежде создания мира» (Еф.1:4); тех, кого Отец «дал Ему» (Иоан.17:9); тех о ком Христос сказал, что, пролил за них Свою Кровь: «Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф.26:28). Вот как в Евангелии описана цель Первого Пришествия Христа и Его искупительной смерти на кресте: «И наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:21).

Иисус возлюбил церковь «и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Результатом подвига Его души, когда Он отдал Свою жизнь, как приношение за людские грехи, стало появление детей Божиих – верующих к славе Божией. И Он будет с довольством смотреть на завершённое Им дело: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис.53:11). Искупление, при котором крестная смерть Иисуса Христа явилась жертвой за грехи избранного до сотворения мира народа Божия, дает возможность примирения Отца небесного с людьми, согрешающих против Бога.

Иоанн Златоуст рассматривает искупление как разрешение человека от проклятия, лежащего на нём за преступление против Правды Божией: «Так как крещение Иоанново было крещением покаяния, и приводило людей в сознание грехов, то, чтобы кто не подумал, что и Иисус приходит на Иордан с таким же намерением, в предупреждение этого Иоанн называет Его Агнцем и Искупителем мира от греха: „Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира“ (Иоанн.1:29). Тот, Кто мог истребить грехи всего рода человеческого, Сам уже без сомнения был безгрешен».

9. О БОЖЬЕМ ИЗБРАНИИ

Божье избрание людей к вечной жизни совершается Богом не по причине того, что человек по собственной воле совершает дело принятия Христа в своё сердце, но грешники избираются Богом, чтобы стать способными принять Его посредством насаждаемой Богом в их сердца и души спасительной веры. «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес.2:10).

Таким образом, Божье избрание предшествует обретению веры. Но неверно полагать, что Бог избрал нас, потому что Он сквозь время видел, что мы совершим что-то доброе и сами уверуем в Иисуса Христа. Говоря другими словами, неверно утверждать, что Бог предвидел тех, кто будет достаточно добр в своих делах, поступках, мыслях и сам уверует в Бога посредством своей воли, дабы затем Ему (Богу) избрать таковых к вечной жизни. Книга «Деяния Святых Апостолов» 13:48 повествует совершенно противоположеное: «Уверовали все, кто был предуставлен к вечной жизни». То есть избрание не является следствием нашей веры и прочих наших добрых дел, но наша вера и все остальные наши добрые дела есть следствие того, что мы предуставлены к вечной жизни Богом, как сказано в священном Писании: избраны к спасению Богом до сотворения мира (Еф.1:4). Кроме того, если сказать, что мы развивали веру, принимая Христа, и что Бог предвидел эту веру и, поэтому, избрал нас, значит, всего лишь сделать еще шаг назад – ибо, откуда же в нас взялась вера в виде духовного потенциала для этого развития? Остаётся только заключить – спасительная вера во Христа в человеке появляется под действием Святого Духа, по воле Отца небесного.

Священное Писание в отношении действия благодати Божьей на истинных христиан и наличия в таковых веры дает конкретный ответ: «Сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8). Тоже самое можно сказать и о добре совершаемом нами. Всё что в нас есть доброго, от Бога исходит, от Его избрания нас в число Божьего народа. Но те, кто оспаривает эти Библейские истины, отвергая, или намеренно не замечая, существование избрания людей Богом к вечной жизни, по сути, приписывают славу самим себе в деле своего спасения. Однако вместо того чтобы оспаривать эти вещи относительно Божьего избрания, как дара Божьего, таковым должно делать то, что повелел нам Святой Дух через апостола Петра: «Более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2.Пет.1:10).

Отцы Церкви уделяли особое внимание Божьему Избранию, а Блаженный Августин так пишет об Избрании Богом верующих в своём теологическом труде «О предопределении святых»: «Избрал не потому, что мы сами по себе собирались быть святыми и непорочными, но избрал и предопределил, чтобы мы были. Сотворил же сие по благоволению воли Своей, чтобы никто на хвалился своей волей, но Божией волей в отношении себя; сотворил сие по богатству благодати Своей, по благоволению Своему, которое прежде положил в возлюбленном Сыне Своем, в Котором и мы сделались наследниками, будучи предопределены к тому по намерению: не нашему, но Того, Кто всё совершает, вплоть до того, что совершает в нас и само хотение» (Филип.2:13).

10. О БОЖЬЕМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ

Предопределение – детерминированность (определяемость) поведения человека до или при его рождении исключительно волей Всемогущего Бога-Отца.

Посредством Библейского Догмата «О предопределении» одни люди ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮТСЯ Отцом небесным к подобию Сына Божьего, а других Бог ОСТАВЛЯЕТ во грехах на ту участь, которую заслужили все грешники, то есть к погибели в аду, ибо в соответствии с Законом Божьим все люди согрешили и достойны наказания смертью.

Почему одних грешников, заслуживающих наказания в аду по Божьей справедливости, Отец небесный предопределяет их жизни к святости и праведности во Христе, наделяя их даром спасительной веры, а других оставляет в неверии, обрекая на гибель в аду, это познать творению не дано. Есть тайны, которые Бог сокрыл от человека и человечества в целом.

Догмат «О предопределении» соответствует Библейскому тексту из Послания апостола Павла к Римлянам 8:29—30 обращенного в Новом Завете только к верующим: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Для тех, кого Бог не избрал до сотворения мира к жизни вечной, предопределения к святости во Христе не существует. Непредопределенных к святой жизни Бог оставляет без духовного изменения в том состоянии, в котором они пребывают в силу своей греховной сущности. Следовательно, ложный догмат о «Двойном предопределении» для верующих и неверующих выдуман врагами Библейской Истины с целью дискредитации учения «О предопределении» и дискредитации тех христиан, которые верят в догмат Божьего Предопределения. Всегда нужно помнить, что Божье предопределение в подобие Сына Божьего распространяется в Новом Завете только на людей избранных Богом до сотворения мира ко спасению, то есть в будущем на потенциально верующих людей. Предопределять же неизбранных к тому чтобы они жили во грехах, Богу нет необходимости, так как все люди рождаются грешниками. Да и Бог не может быть инициатором греха людей. Поэтому в Библии нет места второму предопределению – предопределению к грешной жизни неизбранных.

В настоящее время немало тех, кто пытается извратить или не замечать Догмат о Предопределении избранных в подобие Сына Божьего. Но истинно верующим нужно помнить, что Божье Предопределение было открыто в Святом Писании христианам с древних времен. Блаженный Августин писал: «Сам Спаситель, посредник между Богом и людьми, человек Иисус Христос, также является яснейшим светом предопределения и благодати».

Необходимо также отметить, что догмат «О предопределении» требует осторожного применения, дабы не использовать его некорректно по отношению к отдельным личностям, делая выводы о том, кто из них предопределён Богом к святой спасительной вере во Христа, а кто из них оставлен в неверии.

11. О БОЖЬЕМ ПРИЗВАНИИ

Призвание – Действие Святого Духа, выраженное в отношении какого-либо отдельного человека, побуждающее и мотивирующее его к тому или иному направлению благой деятельности в особых целях Божественного промысла; это может быть призвание на путь спасения, а также на реализацию различных видов деятельности, для верующих это, как правило, служение Богу.

Божье призвание является следствием Божьего избрания ко спасению и Божьего предопределения к подобию Господа нашего Иисуса Христа, то есть к святости и праведности избранного ещё до сотворения мира человека. Бог начавший Свой труд по спасению посредством избрания грешника непременно доводит начатое дело до его призвания.

Блаженный Августин пишет: «Итак, уразумеем призвание, коим становятся избранными: не те, кто избирается, потому что уверовал, но кто избирается, чтобы уверовать. Ибо сие призвание Господь достаточно открывает, когда говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Иоан.15:16).

В универсальный сюжет призвания входит сопротивление того, кто призван. Невероятно, но призванный всегда сопротивляется действию Бога. И он по-своему прав! Это как если бы хромому велели стать танцором или немому – спеть арию. Но почему бы не выбрать для этого более подходящих исполнителей? И вот здесь – отличительной особенностью того, что мы назвали Божьим призванием, – вместе с призванием создается другая, новая природа человека. Он получает всё необходимое для исполнения призыва. Изначальные, данные свойства человека оказываются несущественными.

Почему так?

От этого вопроса мы можем только пребывать в недоумении. В самом деле: почему бы не выбрать блестящего оратора, чтобы он говорил с народом? Почему бы не послать менее строптивого человека, который сразу же ответил бы: «Да, я сейчас же пойду в Ниневию и всё им расскажу». Нет, почему-то почти всегда выбирается исключительно сопротивляющийся материал. Быть может, для того, чтобы была очевиднее, как говорится, слава Божия, сила, которая совершается в бессилии, – вот, вновь из ничего, из праха творится человек, когда это нужно. Но может быть, есть другая готовность и пригодность, которых сам человек в себе не знает – и на основании которых он и призывается? Во всяком случае, для многих Библейские истории призвания как-то проясняют ту высочайшую ценность, которой в христианстве наделяется послушание Богу. Но для иконоборцев это скорее покорение Всемогущему Богу, а не послушание, потому как человек является Божьим Творением. Всемогущий Бог не будет всемогущим, если Божье творение будет превосходить Его силой своего человеческого сопротивления. А следовательно в призвании, на путь спасения и служения, человек не просто послушен Богу, а скорее покорён Богом раз и на всегда.

12. О БОЖЬЕМ ОПРАВДАНИИ

Человек, согласно Священному Писанию, оправдывается верою, а не делами. Кирилл Лукарис писал в XVI веке, что говоря «верою», христиане имеют в виду то, к чему вера эта прилагается, а прилагается вера к правде и праведности Иисуса Христа, посредством веры постигнутая нами по воле Божьей и данная нам во спасение. Таким образом, верующие во Христа оправдываются не своими делами, коих никогда не будет достаточно для оправдания, а оправдываются праведностью Христовой, которая в полноте своей свята, безгрешна и Божественна, в которую христиане верят и на которую уповают ради спасения. Только праведности Христовой достаточно для оправдания людей от их грехов, а человеческая праведность всегда идет параллельно греху и ею на Суде Божьем оправдаться будет невозможно. Такова истина, при которой не умаляются значения дел. Ибо Божественная истина учит христиан не пренебрегать делами, которые являются средством и свидетельством нашей веры, ибо, как сказано в Священном Писании: «вера без дел мертва» (Иак.2:26).

На страницу:
1 из 4