bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Святослав Сахарнов

Как открывали Землю

© Сахарнов С. В., насл., 2023© Никитина Т. Ю., ил., 2000

© Станишевский Ю.А., ил., 2000

© ООО «Издательство АСТ», 2023

Как открывали Землю

От автора

Когда я начал писать эту книгу, то понял, что рассказать историю открытия Земли не по силам одному человеку. Открывателей было так много – одни из них путешествовали пешком или ездили на лошадях, верблюдах, другие были моряками и плавали на кораблях, третьи летали на аэропланах и дирижаблях. Все они совершили столько путешествий, что для описания их нужно много-много книг. И тогда я вспомнил свою молодость. В то время я плавал матросом на трехмачтовой шхуне. По команде «Ставить паруса!» бежал к передней мачте, карабкался на нее и, повиснув на высоте четырехэтажного дома, распускал и крепил парус – вязал окоченевшими от ветра пальцами жесткие веревочные узлы. Каждый раз, когда я взбирался наверх, видел, как отступает горизонт и показываются невидимые до того берега и дали.



Я понял, что лучше всего мне описать открытия, совершенные на кораблях. А если в книгу попали и другие путешествия, то это оттого, что Океан, хотя и велик, но воды его достигают не всех мест. Так родилась эта книга. Книга о бесстрашных и первых.

Первые мореходы

Из маленькой гавани вышел неуклюжий, с тремя рядами весел, корабль. Было это почти две с половиной тысячи лет назад. Корабли в те времена не несли флагов, и нам не разглядеть – чей он?

Корабль плывет неделю за неделей и, наконец, приходит к огромной горе, по форме напоминающей уснувшего медведя. Это один из двух мысов, запирающих выход из Средиземного моря в океан. Их называли Геркулесовыми столбами.

Путь окончен, корабль пристает к берегу. Молчаливые рабы оставляют весла и, понукаемые надсмотрщиками, начинают таскать из трюма на берег остроконечные глиняные кувшины с маслом и соленой рыбой. Скоро начнется торг. Местные жители принесут шкуры зверей и тяжелые тусклые слитки олова.



Несколько дней будет стоять здесь корабль, и каждый день моряки будут с опаской прислушиваться к рокоту волн: там, за горой, бушует Океан, внушает страх и ужас отважным морякам, и они все больше утверждаются в том, что Земля – это плоская тарелка, в центре которой расположено Средиземное море, а вокруг, кольцом сжимая сушу, – грозный и пугающий беспредельный Океан.

Глава 1. Солнце с правой руки

На узкой полосе земли, между Ливанскими горами и Средиземным морем, жил отважный маленький народ – финикийцы.

Маленькая страна то и дело подвергалась нашествию соседних государств. Чтобы заплатить дань завоевателям, финикийские моряки должны были служить в их флоте.

Плавание, о котором пойдет речь, совершили финикийские моряки, находясь на службе у египетского царя – фараона Нехо.



Древнегреческий историк Геродот пишет, что Нехо приказал финикийцам начать плавание в Красном море и вернуться в Египет через Гибралтарский пролив. Что финикийцы исполнили приказ и на третий год прибыли в устье Нила. «И они рассказывали вещи, которым другие могут верить, а я не верю, – заключает ученый грек свой рассказ, – будто, огибая Африку, они имели солнце с правой руки…» Последнюю фразу надо запомнить. Она очень важна для нашего рассказа.

Как могло протекать это путешествие? Давайте попытаемся представить.

Ветры и течения у берегов Африки изменчивы. В Индийском океане у африканского берега полгода ветры дуют в одном направлении, полгода в обратном. Следом за ними меняют свое направление и течения. Для того чтобы совершить тысячемильное плавание и не погибнуть, древние моряки должны были знать эту особенность и правильно ее использовать. Выйдя на простор Индийского океана и повернув круто на юго-запад, моряки смогли поднять паруса: течение было попутным и ветер дул в корму. Зеленые берега, мимо которых они плыли, оказались густо населены. Высаживаясь на берег, моряки охотились на антилоп, а заходя в устья рек – на бегемотов. В проливе, отделяющем остров Мадагаскар от материка, их корабли подхватило сильное, идущее на юг, течение. Тропический зной постепенно падал, воздух становился суше. На ночь корабли приставали к берегу, финикийцы видели далекие зарева костров у хижин туземцев. Наконец путешественники достигли мыса, за которым берег поворачивал на север. Здесь моряки пристали к берегу, разбили лагерь и, вспахав землю, посеяли пшеницу.

В ноябре собрали и обмолотили урожай и снова пустились в путь. Скоро пришлось взяться за весла: достигли района безветрий. Всякий день к полудню здесь над берегом вырастают огромные снежные горы облаков. Облака закрывают солнце, наливаются чернотой. Наконец на берег, покрытый густыми влажными вечнозелеными лесами, и на штилевой, словно политый маслом, океан обрушивается тропический ливень. Дождевые струи падают так плотно, что кажется – корабли окружены белыми стенами. Гребцы бросают весла и берутся за черпаки – корабли тогда еще не имели сплошной палубы и вода быстро наполняла их…

Прошли Гвинейский залив. Часто отстаивались в устьях рек. Воды рек кишели крокодилами. Порой на берег выходили стада обезьян.

Постепенно тропические леса исчезли. Ветер стал засыпать палубы кораблей тонким песком. Медленно проплывали мимо безжизненные берега. Второй год путешествия подходил к концу.

В декабре опять остановились. Берег был зеленым, климат сухим, похожим на средиземноморский. Опять посеяли хлеб, собрали урожай и через полгода отправились в путь. Что-то подсказывало – конец путешествия близок! И вот однажды моряк, стоявший у мачты, с радостным криком протянул вперед руку: знакомая, похожая на спящего медведя гора поднялась из воды. Корабли вошли в Средиземное море!

Какой прием ожидал путешественников в Египте? Могла быть торжественная встреча: ведь они не только выполнили волю фараона, но и привезли столько удивительных новостей! А могло случиться и так: за войнами, которые непрерывно вел Египет, их возвращения просто не заметили. И что уж совершенно точно: если бы не несколько строк в книге ученого Геродота, их подвиг не остался бы в памяти людей.

Почему мы сегодня так уверены, что плавание, описанное Геродотом, на самом деле было? Ответ заключается в той фразе, которой ученый заканчивает свое сообщение. Огибая Африку, моряки видели солнце с правой стороны!

Нужно действительно достичь самой южной оконечности Африки и плыть с востока на запад, как сделали это финикийцы, чтобы солнце оказалось справа. Для Геродота, который жил, как все египтяне и греки, в Северном полушарии, это представлялось неправдоподобным. Здесь всякий, плывя с востока на запад, видит солнце слева.

Значит, бесстрашные и упорные мореплаватели древности в самом деле побывали в Южном полушарии и обошли кругом огромный африканский континент.


Глава 2. Греки у берегов индии

Древняя Греция была могущественным государством. Расположенная в восточном углу Средиземного моря, она после многочисленных войн и морских походов основала свои города-колонии на огромном пространстве от Гибралтара до Азовского моря.

В те времена географическая наука – наука о Земле – еще только зарождалась. В первые книги и на первые карты попадали те сведения об окружающем мире, которые греки получали, ведя войны или торгуя в далеких от родины землях.

Греческие колонисты, жившие на берегах Черного моря (они называли его Гостеприимным морем), сообщали о таинственной стране, которая простирается на север и восток от их колоний. Она, мол, населена кочевниками-скифами, которые странствуют по бескрайним степям, перегоняя с места на место огромные стада лошадей и коров. А далее – сами греки там не бывали, а передавали чьи-то рассказы – расположена земля, покрытая густым лесом, а за ней – «отдаленнейшие местности», где всегда идет снег.

Сведения о Малой и Средней Азии принесли в Европу участники военных походов царя Александра Македонского. Здесь я хочу рассказать о морском походе, также предпринятом греками по указу знаменитого полководца.

Двадцатитысячное греческое войско трижды нанесло поражение персидскому царю Дарию, владевшему огромной территорией от Египта до Индии. Преследуя персидские войска, греки вступили в междуречье Тигра и Евфрата и достигли района нынешних городов Самарканда и Ташкента. Здесь завоевателей встретили пустыни, такие знойные, что в них исчезали, пересыхая, даже полноводные реки, и горы столь огромные, что, казалось, преодолеть их невозможно. Но неутомимый и властный Александр повел войско прямо в горы. Войско миновало долины нынешнего Афганистана, преодолело перевал и оказалось в Индии. Земли Индии густо населены, с возделанными обширными полями, с богатыми городами. Индийские воины, с которыми теперь приходилось сражаться грекам, умело пользовались двухколесными колесницами и выводили на поле сражения слонов, на спинах которых были укреплены башенки – оттуда вели стрельбу лучники.



Завоеватели, измученные долгим походом, уже не годились для сражений. Армия Александра повернула обратно.



Александр приказал построить в устье реки Инд флот и морем отправить домой больных и раненых. Под командованием полководца Неарха флот пустился в плавание. Это было первое плавание европейцев у берегов Индии. Корабли греков прошли вдоль нынешнего Пакистана, вошли в Персидский залив.

От Неарха европейцы впервые узнали о том, что где-то далеко на востоке, за Индией, есть еще страны с многолюдными городами. Это были слухи о Китае и Японии.

Глава 3. Мореходы севера

Норманнами – северными людьми – звали обитателей нынешнего Скандинавского полуострова. Скудная каменистая почва и суровый климат не баловали норманнов. Море воспитывало отвагу, привычку к лишениям и презрение к смерти. Норманны рано научились строить суда и не боялись долгих морских походов. Морской разбой стал ремеслом. Разоряя окрестные берега, норманны прошли все побережья Англии и Франции, Испании, через Гибралтарский пролив проникли в Средиземное море.



Случалось, что, подхваченные штормом, корабли норманнов достигали далеких, никому не известных островов. Так норманны заселили Исландию. А однажды несколько их ладей под командой Эйрика Рыжего пристали к новому берегу. Было лето, в распадках между скалами зеленели луга. Гренландией – Зеленой страной – назвал Эйрик Рыжий эти земли.

Сын Эйрика – Лейв Эйриксон – отважился пуститься еще дальше на запад. После многодневного плавания его корабль очутился близ сурового негостеприимного берега. Не видя ни людей, ни животных, норманны плыли на юг. Постепенно теплело, на берегу появились луга, а затем и лес. В узкой, защищенной от ветра бухте сделали стоянку, из дерна и бревен построили жилища. С наступлением весны норманны с удивлением обнаружили, что на каменистых кручах вдоль ручьев растет… дикий виноград.

Винландом – Страной винограда – называют предания места, где было поселение Лейва.

В Винланде норманны столкнулись с местными жителями – скрелингами. Одетые в звериные шкуры, вооруженные луками и копьями, краснокожие скрелинги вступили с завоевателями в борьбу. Скрелинги сражались яростно. Превосходство норманнов в оружии – у них были железные мечи и щиты – не помогло. Они были вынуждены вернуться в Гренландию.

…Уже в нашем веке были найдены старинные карты норманнов, на которых обозначен Винланд. Ученые поняли: мореплаватели побывали в Северной Америке, их поселение было на острове Ньюфаундленд. Здесь найдены остатки жилищ, построенных из бревен и дерна, а также предметы – железный меч и камень со старинными буквами, которые могли привезти сюда только жители средневековой Европы.


Глава 4. Путешествие венецианцев

Город Венеция расположен в устье реки По, на низких песчаных островах. По мере роста города его дома полностью закрыли острова, а протоки и каналы сделались улицами. В Венеции люди до сих пор разъезжают по улицам на лодках. Не удивительно, что в этом городе каждый житель – гребец. А в те времена сотни галер – узких гребных судов с одной мачтой и цветным квадратным парусом – стояли на рейде города. Отсюда они совершали плавания во все концы света. Понятно, почему Венецию называли городом купцов и мореплавателей.

Марко Поло, как все венецианцы, любил море и путешествия. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, из далекого странствия вернулись его отец и дядя. Они побывали на востоке при дворе властителя огромной империи хана Хубилая… И вновь венецианцы отправляются на Восток, чтобы вести там торговлю. Они взяли с собой и Марко.



Корабль, на котором отплыли венецианцы, скоро вошел в сирийский порт Аккра. Отсюда надо было пробираться к Ормузу – главной гавани на морском пути в Индию.

С удивлением смотрел Марко на пестрые и шумные азиатские города. После влажной и теплой Венеции днем здесь казалось нестерпимо жарко, а ночью – холодно. За время пути Марко научился управляться с конем и верблюдом, стрелять из лука, владеть мечом. Продвигались так медленно, что успевали выучить язык народа, через земли которого шли.



Порт Ормуз, куда в конце концов пришли путешественники, разочаровал их. Корабли, которые готовились к отплытию в Индию, были так не похожи на ладные, крепко сработанные галеры венецианцев! В книге, которую спустя много лет напишет Марко, будет сказано: «корабли у них плохие, и немало их погибает, потому что не сколочены железными гвоздями, а сшиты веревками из коры…» Вот почему путешественники решили не рисковать и дальше опять двинулись посуху.

После зеленых долин Афганистана дорога пошла вверх. С трудом преодолевая крутые подъемы, переходя вброд мелкие стремительные реки с ледяной водой, венецианцы достигли расположенного на большой высоте плоскогорья. Двенадцать дней ехали по пустынной равнине, не встречая ни жилья, ни деревьев, ни травы. Не было слышно голосов птиц и зверей. Тихо, безжизненно вокруг.

Спустившись с гор, караван очутился на проторенной дороге, по которой, судя по верблюжьим и конским следам, часто ездили. Это был Великий шелковый путь. По этому пути вывозили из Китая шелковые ткани в Афганистан и Персию.

Путь шел через пустыню. Гоби – назвали ее местные жители. «Пустыня та, скажу вам, великая, за целый год, говорят, не пройти ее вдоль…» – станет вспоминать потом Марко.

Когда караван пересек пустыню, навстречу ему бросился отряд конных воинов. Путники не сразу поняли, что это почетная охрана, присланная ханом Хубилаем для чужеземцев.

Хан Хубилай принял венецианцев как старых друзей. Хан, наверное, понимал, что вернуться сюда им было не так-то просто. Одолеть такую дорогу – настоящий подвиг.



Хану особенно полюбился юный Марко, его живой ум, его многосторонние знания. Марко был зачислен на ханскую службу и, выполняя поручения хана, с готовностью ездил по его владениям. У Марко Поло был острый глаз. Он первый рассказал европейцам про черные камни, которые горят, как дрова (уголь), про деньги, сделанные не из металла, а из бумаги (европейцы ее тогда не знали), про особую ханскую службу, которая доставляет из города в город письменные приказания и даже записки частных лиц (почта), про порошок, «изрыгающий» пламень (порох), про мудреный прибор на кораблях, помогающий морякам держать верный курс (компас). Ничему этому не поверят первые читатели книги Марко Поло, сочтут за выдумку – ведь для Европы все это было внове.

Последнее поручение хана было – доставить властителю Персии в жены одну из его дочерей. Невесту везли морем вокруг Индии. Марко поло вел целую флотилию. Путь оказался долог. Пять месяцев прожили на острове Суматра, построили там крепость, охотились и торговали. Побывали в Индии и на Цейлоне. Наконец после двадцати шести месяцев плавания флотилия вошла в гавань порта Ормуз.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу