bannerbanner
Королевство Фессалоники в Латинской Романии
Королевство Фессалоники в Латинской Романии

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Вячеслав Лялин

Королевство Фессалоники в Латинской Романии


O отважный маркиз, господин де Монферрат!

Слава Господу, который возлюбил Вас!

Вы завоевали, получили и отдали больше,

чем любой некоронованный человек в христианском мире.

Раймбаут де Вакейрас, французский трувер

Введение

Растянувшееся на столетия крестоносное движение, вызванное желанием освободить захваченные мусульманами христианские святыни в Палестине и Сирии, со временем получило самые различные формы и направления.

В самом начале это были походы в Иерусалим, организованные Римскими папами, для освобождения города, а потом для удержания его под своей властью. Для защиты Иерусалима понадобились новые походы на Восток. Однако после крестоносное движение стало развиваться и вышло из своих первичных рамок. Оно изменилось и качественно и территориально. Римские папы стали нарекать «крестовым» любой поход против религиозных противников. Крестоносное движение было распространено на испанскую «реконкисту», войну христианских государей на Пиренейском полуострове, стремившихся отвоевать земли у мусульман, захвативших Испанию ещё в начале VIII века. После религиозные походы были организованы на юг Франции против альбигойцев, особого христианского течения распространившегося в средние века в Лангедоке. Были организованы крестовые походы против политических противников Римских пап в Италии, Германии, Фландрии, Испании.

Статус «крестовых» получили непрерывные походы тевтонских рыцарей в Пруссии, против язычников. Крестовые походы направлялись в Эстонию, Финляндию и Польшу. Даже против восставших «гуситов» в Чехии, вздумавших молиться на родном языке, организовывались крестовые походы.

В общем, крестоносное движение было весьма обширным, затронувшим все страны Европы и продолжительным. Историки включают его в рамки XI – XVIII веков.

Несколько обособленно от всего крестоносного движения стоит четвёртый крестовый поход 1202 – 1204 годов. Его отличие от предыдущих и последующих походов разительны, поскольку его цели и задачи сильно отличались от итогов.

Четвёртый крестовый поход, организованный заботами папы Иннокентия III должен был отправиться в Палестину, чтобы поддержать тамошних христиан. Так как их положение на «Святой Земле» было критическим. В 1187 году мусульмане захватили Иерусалим, а вслед за ним многие ранее контролируемые христианами земли. Даже ставший новой столице Иерусалимского королевства город Тир едва удалось отстоять, благодаря стойкости и военному мастерству Коррадо (Конрада) Монферратского. Поэтому папа Иннокентий III чтобы не прослыть в истории, как церковный лидер, утративший святыни, настойчиво призывал светских сеньоров «взять крест». Призыв церкви был услышан и многие французские рыцари решили отправиться в «Святую Землю».

Однако получилось так, что крестоносцам испытывающим недостаток финансирования фактически пришлось стать венецианскими наёмниками. Они вместо того, чтобы отправиться в Палестину на помощь христианам, вынуждены были воевать с Византийской империей, то есть с православными христианами. Итогом их военного предприятия стал захват Константинополя и разгром Византийской империи.

Возникшие на развалинах Византийской империи многочисленные государства крестоносцев, как и вообще все государства, основанные в результате христианских походов на Восток, просуществовали не долго. Их нестабильность была основана на отрыве господствующего класса, латинян, более часто их именовали франками, от местного населения. Их высокомерие и открытое пренебрежение к местным традициям не позволяло сложиться мощным монархиям в окружении враждебных государств. Государства крестоносцев на Востоке держались лишь благодаря финансовой и военной помощи из Европы. Римские папы считали своим первейшим долгом удерживать под своей властью «Святую Землю» и находящиеся там христианские святыни.

Однако, несмотря на прямое попечение Рима о христианских владениях в Палестине их дела год от года шли хуже и хуже. Христиане едва удерживали разрозненные островки владений в основном возле крупных укреплённых городов и замков. К счастью для крестоносцев после смерти правителя Египта Саладина его наследники вели между собою борьбу за власть, и им было не до христиан. Поэтому мусульмане охотно шли на заключение продолжительных перемирий.

С отклонением четвёртого крестового похода от намеченной цели и завоевание крестоносцами Константинополя в 1204 году поставило христианское движение в глубокий кризис. С одной стороны Рим был не прочь включить в свою юрисдикцию христианские земли Православной церкви, а с другой лишался возможности поддерживать католические государства в Палестине.

С захватом рыцарями Константинополя крестоносцы в Палестине лишились военной поддержки. Образование Латинской империи на развалинах Византии привело к раздвоению крестоносного движения на две линии. Теперь Римским папам приходилось направлять средства и в Палестину и в Константинополь. Так же стали поступать и многие рыцари. Они уже не желали отправляться в «Святую Землю», а предпочитали исполнять обет «христова воинства» в более благоприятном и безопасном месте в Греции и Малой Азии. Более того известны случаи когда рыцари из Иерусалимского королевства перебирались в Латинскую империю поступая на службу к Константинопольскому императору. И это, наряду с другими причинами привело к падению католического владычества, как в Палестине, так и в Греции.

Но, даже лишившись конкретных владений, многочисленные монархи и знатные сеньоры, исключительно благодаря участию в крестоносном движении вознесённые на вершину власти, не желали расставаться со своими, хотя и призрачными, высокими титулами. Найдя убежище в Европе, они продолжали именоваться королями и суверенными графами.

С точки зрения средневекового юридического права, если какая-либо монаршая династия или владетельный род теряли свои владения вследствие военного завоевания, это вовсе не означало утрату ими владельческих прав. Они сохраняли за собой титулы своих предков. Это титулы претензий. Таких случаев в средневековой Европе было предостаточно. Иногда, даже несколько лиц претендовали на высокородный титул, отстаивая свои права в жестокой вооружённой борьбе. Проигравшие в династической борьбе отказывались от своих претензий на титул. Но бывало и так, что какой-либо титул оспаривался между разными династиями или ветвями одного рода в течение нескольких поколений.

И если даже отпрыски настоящих королевских династий, не отказывались от «титулов претензий», то чего же было ожидать от новоиспечённых королей и императоров, чьи титулы возникли в результате крестовых походов. И хотя европейские монархи смотрели на этих новоиспечённых корольков свысока, не особо признавая их легитимность, но это ни сколько не умаляло их значения.

К примеру, Германские императоры, стремившиеся возродить империю Карла Великого, прохладно относились даже к своим коронованным соседям, а королей Иерусалима и вовсе не считали себе ровней. Справедливости ради следует указать, что Германские монархи, именуемые в исторической науке императорами Священной Римской империи, не считали себе ровней даже Византийских «василевсов», именуя их лишь «королями ромеев». Такой же монетой германцам платили византийцы, признавая за ними лишь королевский титул.

Многие крестоносцы, ни при каких обстоятельствах не имевшие возможности достичь королевского звания в Европе, волею судьбы становились монархами на Востоке. Немало рыцарей и баронов достигли высочайших званий в Палестине и в Греции. Это, наряду с христианским долгом и семейной традицией подстёгивало рыцарей отправляться в крестовые походы.

Особенно много суверенных владений образовалось после четвёртого крестового похода. Когда рыцари захватили Константинополь и многие территории низвергнутой Византийской империи, образовав собственное государство – Латинскую империю. И хотя верховным правителем латинян в Греции и Малой Азии считался Константинопольский император значительная часть суверенных герцогов и графов признавали свою зависимость от императора чисто номинально.

Вторым по могуществу и значимости владением, образовавшимся на землях разгромленной Византийской империи, стало королевство Фессалоники, располагавшееся на севере Греции и получившее своё название по своей столице.

Фессалоники располагались на берегу Фессалоникского залива, называемого так же заливом Термаикос, Эгейского моря, к западу от полуострова Халкидики. Город был вторым по величине, после Константинополя, мегаполисом в Византийской державе.

Это был античный город, основанный ещё македонцами и получивший своё наименование от имени сестры царя Александра Великого. Расцвету Фессалоник способствовало его выгодное географическое положение. Город располагался на пересечении торговых путей из Константинополя в Европу и из Пелопоннеса на Балканы.

В IV веке при Римском императоре Константине Великом, основателе города Константинополя, в Фессалониках был построен большой порт. После Византийские императоры укрепили город мощными стенами и башнями, превратив его в непреступную крепость. Один из претендентов на Византийскую императорскую корону дука Диррахия Василаки в 1078 году заняв Фессалоники, провозгласил себя императором. Правда, в дальнейшем он потерпел поражение.

Через столетие Фессалоники стали ареной борьбы византийцев с южно-итальянскими норманнами. Норманны в 1185 году смогли захватить город, подвергнув его страшному разорению. Освободить Фессалоники византийцам удалось лишь в 1195 году, незадолго до вторжения крестоносцев.

Именно Фессалоники в 1204 году выбрал своей столицей один из лидеров четвёртого крестового похода могущественный северо-итальянский сеньор Бонифаций Монферратский, проиграв на выборах в Константинопольские императоры.

Его притязания на Фессалоники были основаны на родовом праве, так как ранее город с титулом кесаря был пожалован в удел его родному брату Реньери Монферратскому женившемуся на Византийской принцессе.

Чтобы как-то удовлетворить свои амбиции Бонифаций принял титул короля, в дальнейшем рассчитывая расширить свои владения за счёт завоевания Пелопоннеса. Однако на севере у Фессалоникской монархии объявился грозный противник в лице Болгарского царства. Чтобы противостоять болгарской агрессии, король Бонифаций вынужден был признать свою зависимость от Латинской империи.

Однако помощь Константинопольского императора оказалась недостаточной. Болгарская угроза не была ликвидирована. В 1207 году Бонифаций Монферратский погиб в стычке с болгарами.

Новым Фессалоникским королём стал его малолетний сын Деметрио I. При юном монархе реальная власть принадлежала его матери и ставленникам Константинопольского императора. В 1224 году королевство, просуществовав всего двадцать лет, было ликвидировано. Оно стало самым недолговечным владением латинян в Византии. Фессалоники были захвачены эпирскими ромеями.

Король без королевства Деметрио I Монферратский бежал под защиту императора Священной Римской империи Фридриха II, завещав в 1230 году последнему свои права на Фессалоникский престол. Права на корону, в свою очередь император Фридрих II, довольствовавшийся более значимым номинальным титулом Иерусалимского короля, в 1239 году вернул семье Монферратских маркизов, в лице потомком старшего брата Деметрио I – маркиза Гульельмо VI.

В семье Монферратских маркизов титул оставался до 1284 года. Последний его носитель Гульельмо VII умер, не оставив потомства. Его наследницей стала сестра Иоланда-Ирина (1274 – 1317) передавшая права на Фессалоникскую корону своему супругу Византийскому императору Андронику II Палеологу (1259 – 1332), и без того владевшему Северной Грецией. А после смерти брата Джованни I, так же не оставившего потомства, Иоланда-Ирина получила в управление родовые земли в северной Италии. Её сын Теодор I Палеолог (1290 – 1338) стал Манферратским маркизом и формально к нему перешли права на Фессалоникскую корону, хотя его потомки ни когда не пользовались этим титулом. Вообще итальянская ветвь Византийской императорской династии Палеологов отделилась от своей родины. Они стали католиками и интересовались лишь итальянскими делами. Палеологи владели Монферратом до 1533 года. А после до 1708 года знатные итальянские сеньоры Гонзага, правители Мантуи, наследовавшие Моферратский маркизат путём брака. Они, после Палеологов, номинально могли претендовать на титул королей Фессалоники, но даже не вспоминали об этом.

В 1713 году Монферратское владение перешло к Савойским графам, во второй половине XIX века объединившим под своей властью всю Италию.

Однако так получилось, что Монферратские маркизы оказались не единственными наследниками Фессалоники. В 1266 году этот королевский титул стали использовать и Бургундские герцоги, отпрыски младшей линии французской королевской династии Капетингов. И хотя бургундцев ни чего не связывало с родом Монферрратов их нельзя назвать самозванцами. Бургундские герцоги, желая возвысить себя и выделиться из среды французской знати, не имея возможности обрести монаршие права, купили королевский титул, или точнее права на Фессалоникское королевство, у последнего Константинопольского императора Бодуэна II де Куртене.

Бодуэн II в 1261 году лишился Константинополя и сам превратился в странствующего по Европе изгоя. Беглый император нуждался в средствах и охотно торговал ставшими уже архаичными титулами приказавшей долго жить Латинской империи. И он имел на это определённые права, так как его предки, ещё во время существования Фессалоникского королевства были сюзеренами этой монархии.

Королевский титул был украшением в перечне высоких званий Бургундских герцогов до 1320 года, пока герцог Эд IV (1295 – 1350) продал права на Фессалоники и Ахейское княжество в Пелопоннесе герцогу Людовику Бурбонскому (1279 – 1341) и князю Филиппу Тарантскому. Но они не воспользовались королевским званием, после чего титул Фессалоникских королей исчез.

Глава 1. Крестовый поход

Начало похода

В исторической науке Клермонскую речь Римского папы Урбана II, произнесённую 27 ноября 1195 года, принято считать началом крестовых походов на Восток. Когда большое количество христиан, простых людей и воинов отправились в далёкую Палестину освобождать «Гроб Господень», захваченный мусульманами. Разрозненные отряды крестоносцев, пройдя долгий путь и преодолев большие трудности, добрались до Иерусалима. После многодневной осады 14 июля 1199 года крестоносцы предприняли штурм города. Они прорвали оборону мусульман и проникли в город. Мусульмане были разбиты. 15 июля были подавлены последние очаги сопротивления возле мечети Омара и башни Давида.

Первый крестовый поход увенчался успехом. Иерусалим был освобождён от почти пяти векового господства мусульман. Многим казалось, что само провидение покровительствовало крестоносцам. Это было удивительно, как такими незначительными силами рыцари смогли разгромить огромные мусульманские армии и завоевать многие города в Палестине и Сирии.

Итогом первого крестового похода стало создание нескольких крестоносных государств в Палестине и Сирии. Самым главных из них стало Иерусалимское королевство.

Однако к концу XII века положение крестоносцев на Востоке стало критическим. 2 ноября 1187 года султан Египта и Сирии Саладин захватывает Иерусалим. Вызванный этим печальным событием третий крестовый поход 1189 – 1192 годов окончился почти безрезультатно. Крестоносцы не решили главной задачи. Им не удалось вернуть Иерусалим.

Согласно Яффскому договору от 2 сентября 1192 года между королём Ричардом I Львиное Сердце Английским и египетским султаном Саладином было гарантировано трёхлетнее перемирие между крестоносцами и мусульманами. При этом «Святой город» остался под властью мусульман. Христианам предоставлялось право беспрепятственного посещения «Гроба Господня» и других Святых мест.

В 1187 году столица Иерусалимского королевства была перенесена в город Тир. Территория, контролируемая крестоносцами, сильно уменьшилась, протянувшись узкой береговой линией от Яффы до Бейрута и незначительными владениями вокруг Триполи и Антиохии.

Поэтому вступивший на папский престол в 1198 году Иннокентий III, не желая отставать от своих предшественников, считал своей главной задачей освобождение Иерусалима. Он объявил о подготовке очередного, четвёртого по счёту, крестового похода.

Французский священник Фульк из Нейи сумел вновь разжечь религиозный пыл у северофранцузских феодалов, собравшихся на рыцарский турнир в замке Экри. Там «взял крест» правитель Шампанского графства Тибо III де Блуа (1177 – 1200) и его двоюродный брат граф Луи Шартрский. Их примеру последовали многие знатные сеньоры. Чуть позднее к крестоносцам присоединился граф Бодуэн IX Фландрийский (1171 – 1205), приходившийся зятем графу Шампанскому. Они первоначально стали во главе движения.

Однако во время подготовки к крестовому походу 24 мая 1200 года скоропостижно скончался граф Тибо III Шампанский. Тогда рыцари выбрали себе нового руководителя, предложив командование знатному итальянскому сеньору маркизу Бонифацию I Монферратскому (около 1150 – 4 сентября 1207). Маркиз Бонифаций I владел значительным феодом на севере Италии.

Монферратская сеньория располагалась в западной части Пьемонта между Альпами и рекой По, и граничила с Савойей, Миланом и Генуэй. Это было пограничное владение, состоявшее в вассальной зависимости от императоров Священной Римской империи, поэтому Монферратские сеньоры именовались маркграфами – маркизами. Правившая в Монферрате династия Алерамичей обладала абсолютной властью в своих землях, не делясь правами с Римской курией и вольными городами, оставаясь ревностными приверженцами императоров, партии гибеллинов.

Маркиз Бонифаций происходил из знатной семьи и был связан родством с королём Филиппом II Августом Французским, императором Священной Римской империи Генрихом VI и Германским королем Филиппом Гогенштауфеном, приходясь им двоюродным дядей. Монферратский маркиз так же состоял в родстве с родом де Блуа, владевшим Шампанским графством. Его свояченица королева Изабелла Иерусалимская во втором браке состояла в браке с графом Анри II Шампанским. Так же Монферратские маркизы были тесно связаны с Византийскими императорами.

Два его брата Коррадо (1145/47 – 28.04.1192) и Раньери (1163 – 19/31.08.1182) были женаты на византийских принцессах и занимали видные должности при императорском дворе. Из них Раньери Монферратский открыто боролся за императорский престол в Византии, имея реальные шансы захватить власть.

Семья Монферратский маркизов имела давние крестоносные традиции. Именно участие Монферратских маркизов в крестовых походах на Восток возвысило этот род, вознеся их до монаршего уровня.

Представители рода маркизов Монферратских в середине XII и начале XIII веков играли заметную роль в крестовых походах и в Иерусалимском королевстве и Византийской империи.

Отец Бонифация I – маркиз Гильельмо V Старый (1135 – 1191) участвовал во втором крестовом походе 1147 – 1149 годов, откликнувшись на призыв короля Людовика VII Французского. Он командовал собственным отрядом рыцарей в союзе со своим единоутробным братом графом Амадеем III Савойским (1095 – 1148), умершим во время похода на Кипре. У них была общая мать Жизела Бургундская (1075 – после 1133), дочь графа Бургундии и Макона – Гильома I Великого (умер 12.11.1087), из Иврейской династии.

Гильельмо V Монферратский в Палестине принял участие в длившейся четыре дня с 24 по 29 июля 1148 года неудачной осаде Дамаска. Находясь в Византии, Гильельмо V Старый сблизился с императором Мануилом I Комниным, выдавшим свою дочь за младшего сына Монферратского маркиза – Раньери (1163 – 1182).

В 1183 году маркиз Гульельмо V вновь отправился в Палестину, где занял видное место при дворе своего родного внука Иерусалимского короля Бодуэна V Монферратского (1178 – 1186), правившего в 1185 – 1186 годах. Он получил в лен замок Святого Ильи, ныне город Тайбе. 4 июля 1187 года Монферратский маркиз в битве при Гаттине, когда новый Иерусалимский король Ги I де Лузиньян (1159 – 18.07.1194), правивший в 1186 – 1194 годах, выступил против мусульман, осадивших город Тиверию в графстве Триполи, был пленён.

Франкская армия, проделав многокилометровый бросок в условиях пустыни и обессилев от голода и изнурительной жары, потеряла боеспособность. Рыцарей на марше атаковали мусульмане. Франки, отбыв нападение, укрепились на Гаттинском холме, но были окружены и перебиты. Лишь незначительные силы во главе с Антиохийским князем Бодуэном III де Пуатье и сеньором Сидона Рено де Гранье вырвались из окружения. В плен попало множество знатных рыцарей, в том числе король Ги I де Лузиньян.

Разгром христианской армии позволил султану Саладину 2 октября 1187 года вступить в Иерусалим. Иерусалимское королевство было разгромлено. В ноябре этого же года Саладин осадить город Тир, ставший главной резиденцией крестоносцев.

Оборону Тира возглавлял второй сын маркиза Гильельмо V Монферратского – Коррадо (Конрад) (умер 1192). Он 14 июля 1187 года в составе пизанской или генуэзской эскадры, состоявшей из двух галер, прибыл из Константинополя в Тир. С ним было несколько рыцарей и личная свита. Перед этим Коррадо Монферрат два года провёл при Константинопольском дворе, где играл значительную роль. Жители Тира перед лицом мусульманской опасности упросили Коррадо возглавить оборону Тира.

Коррадо (Конрад) Монферратский, будучи человеком решительным, принял командование, обязав горожан клятвенно признать его наследственным сеньором Тира, и изгнал из города непокорных и колеблющихся жителей и воинов. Он укрепил город, отремонтировав стены и углубив ров. Он призвал новых воинов из числа гарнизонов захваченных мусульманами крепостей. Чтобы привлечь в город генуэзцев и пизанцев Коррадо увеличил их привилегии и пожалования.

Султан Саладин, не решаясь атаковать Тир, шантажировал Коррадо, пытаясь выторговать сдачу города в обмен на свободу его отца. Но сеньор Тира не пошёл на провокацию и отстоял город. Атаки мусульман с суши и моря были отбиты. В ночь на 1 января 1188 года Саладин снял осаду города и отступил.

Маркиз Гильельмо V был, в конце концов, освобождён в 1188 году. Он умер в Тире во владениях сына Коррадо в 1191 году.

Гильельмо V Монферратский был женат на Юдифь Австрийской, родной тётки императора Священной Римской империи, погибшего в 1190 году во время третьего крестового похода, Фридриха I Барбароссы. У них была огромная семья. Юдифь родила десять детей. Из их шести сыновей двое: Фридрих и Оттон выбрали духовную карьеру. Остальные четверо стали крестоносцами.

Старший из братьев – Гильельмо (умер 1777), по прозвищу «Длинный Меч», в 1176 году в Палестине женился на сестре Иерусалимского короля Бодуэна IV из Анжуйской династии, правившего в 1174 – 1185 годах, – Сибилле, и получил в качестве приданного графство Яффы и Аскалона, располагавшееся у границ Египта. Гильельмо Длинный Меч умер в июне 1177 года от малярии. Сибилла, уже после смерти мужа родила сына – Бодуэн V, в 1185 – 1186 годах бывшего Иерусалимским королём.

Второй из братьев – Коррадо Монферратский, в исторических работах на немецкий манер его именуют Конрадом, в 1185 году женился на сестре Византийского императора Исаака II Ангела – Феодоре и, получив титул кесаря, занимал видное положение при императорском дворе. Он содействовал императору Исааку II в подавлении мятежа Алексея Враны в Константинополе в 1186/87 году. Затем, вызвав против себя недовольство придворной знати, вынужден был перебраться в Палестину, где возглавил оборону Тира, став его сеньором. Коррадо дважды отстоял Тир в 1187 и 1188 годах, разгромив мусульман.

Коррадо Монферратский не впустил в город потерявшего авторитет разгромленного мусульманами Иерусалимского короля Ги I де Лузиньяна и его супругу королеву Сибиллу Анжуйскую, требовавших передать им Тир. Поскольку город, после потери Иерусалима, фактически стал столицей королевства.

Коррадо в 1190 году присоединился к участникам третьего крестового похода, сражаясь в армии короля Ричарда I Английского. Он привёл из Малой Азии в Палестину остатки войск погибшего императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.

После смерти 21 ноября 1190 года в Акре королевы Сибиллы Анжуйской, её супруг Ги I де Лузиньян, бывший Иерусалимским королём лишь по праву жены, утратил права на трон. Наследницей престола стала сводная сестра покойной королевы Изабелла. И хотя королева Изабелла была замужем за знатным иерусалимским сеньором Онфруа IV Торонском, Коррадо Монферратский добился развода и для королевы, и для себя. Поскольку ещё был женат на Византийской принцессе. Его поддержали мать королевы Изабеллы – Мария Комнина, отчим Балиан Ибелин, папский легат епископ Убальдо Ланфранчи и многие знатные иерусалимские бароны, видевшие в Коррадо военачальника способного ликвидировать мусульманскую угрозу. 24 ноября 1190 года Коррадо и королева Изабелла были обвенчаны Филиппом де Дрё (1158 – 2.111217), епископом Бовэ, приходившимся двоюродным племянником жениху. Епископ Бовэ был сыном графа Робер I де Дрё (около 1123 – 11.10.1188) и внуком короля Людовика VI Французского (1.12.1081 – 1.08.1137) и Аделаиды Савойской (около 1100 – 18.11.1154).

На страницу:
1 из 2