Полная версия
Ведьма в Царьграде
Малфрида тоже насторожилась, ловила далекие звуки. Так и есть, долетает издали какое-то гудение, глас труб.
– Ой-ой-ой! – тоненько заскулил Куря, упал на колени, стал рвать траву и бросать себе на голову. Но потом заметил, что русичи на него недоуменно смотрят, и выкрикнул зло: – Что глядите, пучеглазые? Это знак, что великий Куеля умер! О горе, горе!
И опять стал визжать, царапал себе лицо, пока Святослав не встряхнул его. Смотрел серьезно, казалось, что и с него хмель слетел в единый миг.
– Что ты, Куря, из себя кликушу[74] строишь? Воешь, точно баба плакальщица на похоронах. Али мы не понимаем, что ты все это время только и ждал-дожидался, когда родич твой к вашему Тенгри отправится? Теперь же ты великий хан огромной орды. И не выть тебе, а власть забирать надо. Эй, Семецка, отдай Куре своего каурого. Сам со мной поедешь. Надо же нам выказать почет на похоронах хана.
И он с самым независимым видом прицепил к поясу богатую саблю Кури, показывая, что теперь он его побратим и по закону чести Куря не посмеет повелеть своим людям схватить того, с кем поменялся оружием.
Они уже поскакали, когда Малфрида догнала Святослава и спросила, разумно ли им ехать прямо в гнездовье врагов? Святослав только глянул из-под насупленных бровей.
– Мы – гости хана. Нам ничего не грозит. А Куря сказал, что у них в полоне сам витязь Волк находится. И обещался отдать его мне в дар.
«Чего во хмелю не пообещаешь», – подумала ведьма. Но, с другой стороны, хмель с этих молодцев враз будто степным ветром сдуло. Они держались уверенно, даже когда въехали в становище печенегов, когда отовсюду стали стекаться люди, а Куря поднял руку и что-то громко прокричал, отчего схватившиеся было за оружие степняки расступились, опустили свои копья и луки, глядя на спешивающегося подле молодого хана Святослава его воинов и чернявой бабы в темно-алом одеянии.
Куря, бросив повод кому-то из подбежавших слуг, сперва указал на своих спутников и что-то сказал, а потом выхватил нагайку и давай стегать обступивших его воинов. При этом кричал что-то визгливо.
– Это он их наказывает, что не нашли его вовремя, – разобрал Святослав. Сам еле сдерживался, чтобы не рассмеяться. Все же горе в стане, хан умер.
Куря вскоре опомнился, стал голосить вместе со всеми. Но в какой-то миг будто передумал горевать, оправил пояс с большой и еще непривычной ему рукоятью меча Святослава и с показной солидностью двинулся туда, где над высокой белой юртой на шесте свисали три пышных рыжих хвоста – знак орды Цур, как пояснил Святослав, уже знавший от Претича, какой бунчук у какого племени.
У той же юрты стоял и хан Куркутэ с волчьим хвостом на шапке. Ведьма вспомнила, что Куркутэ слывет одним из самых непримиримых по отношению к Руси – вон как поглядел на прибывших с Курей русов. Надо бы его присмирить…
Но присмирить хотелось почти всех. Ибо в стане стоял страшный шум, этакое прилюдное показное горе. Малфриду это раздражало. Но она лишь молча наблюдала, как катались в пыли, выражая свое отчаяние, батыры, многие царапали себе лица, посыпали голову пылью, женщины визжали так пронзительно, что в ушах звенело. Немудрено, что среди такого шума и живность заволновалась, ржали и вздыбливались кони, блеяли овцы, истошно орали ослы, мычали коровы. Да еще и собаки носились, заливаясь лаем. Но как только бунчук с лисьими хвостами опустили, в знак того, что о смерти хана оповещено, шум стих почти мгновенно. Бабы перестали гомонить, взяли подойники и направились к скотине, иные деловито рассаживались с рукоделием, мужчины тоже поднимались, стряхивали пыль с одежды, сходились кучками, разговаривали. Кто-то даже засмеялся, но на него шикнули. Все же горе в орде. Только животные еще шумели, и этого шума было достаточно, чтобы Малфрида не сразу разобрала, что говорит ей Святослав. Да и не слушала она. Напряженно глядела в спину входившего в ханскую юрту Куркутэ, отправляя посыл: ты устал, хан, тебе все равно, что происходит, тебя в сон клонит и ничего не волнует тебя.
К русичам приблизился невольник в каких-то обносках, кланяясь, по-славянски пригласил гостей следовать за ним.
– Да ты никак из наших краев, дед, – обратился к нему Святослав, разглядев курносый нос утицей и серые глаза седого пленника.
– Так и есть, родимый, из северянского[75] племени я, сам родом из-под Чернигова. Раньше меня звали Здыбом, а тут… эх… какашкой кличут. Я уже и привык, ведь столько годков в плену… Дивно, что родной говор не забыл. Может, выкупишь меня, витязь? Я еще сильный, пригожусь, собакой верной тебе буду. А мне только одного надо – вольный разлив Десны перед смертью увидеть.
Он еще что-то говорил, но князь перебил:
– Если ты тут давно, Здыб, может, знаешь и другого пленника, рыжий такой, на вяряга похож и Волком его называют.
Старик даже отшатнулся.
– Чур меня, чур! О ком вопрошаешь, гость дорогой? Забудь его.
Однако когда его расспросили, ответил, что печенеги страсть как боятся этого пленника, держат его в глубокой яме, прикрытой сверху камнем, на который наложено заклятие. Пленника хорошо стерегут, к тому же там то и дело шаманы толпятся, повторяют наговоры, опасаясь, чтобы страшный враг не вырвался. Но он все равно беснуется, а то и выть по-волчьи начинает. Страшный враг, от такого чего угодно ожидать можно.
– Ну, кому враг, а кому и друг, – отмахнулся Святослав. – А для меня будет любо, если освободим его. Да и Куря обещался отдать нам строптивого пленника.
Старый северянин Здыб только покачал плешивой головой. Проводил гостей хана в отведенную для них юрту, куда вскоре пришла какая-то коренастая печенежка, принесла кумыс и вареный рис с кусочками копченого мяса.
– Слышь, князь, а чего это бабы у них прогорклым салом воняют, – повел носом вослед ушедшей женщине Семецка. – Поглядеть, так баба как баба, а тхнет от нее, как от скотины. Неужто помыться трудно? Река ведь рядом…
Ему не ответили, располагались на разостланных овчинах, осматривались. Крыша и стенки юрты, искусно сплетенные из прутьев, были затянуты войлоком, наверху – круглое отверстие, откуда проникал свет, в луче которого плясали пылинки, поднятые от брошенных на землю овчин. Русичи поели, поговорили, потом стало клонить в сон. Все же тревожная ночь и последовавшие потом возлияния вызвали усталость. Опасность им пока не грозила, вот и заснули кто где, только богатыря Инкмора Святослав поставил в дозоре. Все же с печенегами ухо надо держать востро.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Корзно – накидка, застегивающаяся на плече.
2
Понева – запашная славянская юбка.
3
Див – демонический дух, существо непривлекательного вида, обитающее на верхушках деревьев и пугающее путников странными звуками.
4
Пушевик – живая коряга, дух непроходимых чащ.
5
Глуздырь – грудной младенец, малыш.
6
Мары – темные духи, владеющие человеком, когда он в беспамятстве или слаб.
7
Об этом рассказывается в романе «Ведьма княгини».
8
Травень – май.
9
Исполох – сильный испуг, помешательство от страха.
10
Суложь – жена.
11
Вятичи – восточнославянское племя, проживающее по берегам верхней и средней Оки. Из всех славянских племен вошло в состав Руси последним, уже при завоеваниях Святослава.
12
Ромеи – так называли разноэтническое население Византийской империи (ромеи – от слова «римляне»; жители Византии считали себя потомками Римской империи); Царьград – Константинополь, столица Византии, современный Стамбул.
13
Повой – головной убор замужних женщин, своего рода шапочка с налобником.
14
Лихоманка – тяжелая болезнь, лихорадка.
15
Каганец – глиняный светильник.
16
День Матери Земли отмечался 10 мая.
17
Об этом рассказывается в романе «Ведьма и князь».
18
Гонт – особая деревянная черепица, каждая досочка которой натиралась олифой и отливала желтизной, что при дневном освещении создавало впечатление позолоты.
19
Гридница – обширный покой, где князья пировали или собирались с боярами на совет.
20
Рось – правый приток Днепра.
21
Кочевые или полукочевые народы, проживающие в степях близ границы Руси.
22
Ряд – договор.
23
Нарочитый – знатный, уважаемый, именитый.
24
Ясыр – налог в лице пленников, живой товар.
25
Самват – крепость севернее древнего Киева, где обычно жили дружинники князей.
26
Финно-угорские племена, проживавшие на севере России.
27
Вик – слово, обозначающее поход. Отсюда и «викинг» – походный человек.
28
Базилевс – император; Константин Багрянородный – византийский правитель из Македонской династии. Номинально правил с 913 года, фактически – с 945 года.
29
Роман Лакапин – византийский император с 920 по 944 год.
30
Сулица – небольшое копье, дротик.
31
Перун – бог-громовержец у славян; Велес – божество богатства и покровитель путников; Сварог – бог огня и покровитель кузнечного дела.
32
Урок – фиксированный размер дани, введенный княгиней Ольгой вместо существовавшей ранее системы полюдья, когда князь с дружиной ездил по своим племенам и брал сколько где посчитает нужным, что часто приводило к злоупотреблениям.
33
Погост – место, куда с округи свозили дань. При Ольге Русь системой погостов была разделена на административно-территориальные округа с центром на погосте, где находился ее ставленник, который и принимал определенную по уроку дань.
34
Правда – так на Руси называли закон. У каждого племени был свой, полная попытка создать единый закон для Руси (правду) была произведена лишь при правнуке Ольги Ярославе Мудром.
35
Вервица – шкурка белки в значении денежной единицы.
36
Дева лебединая – полудева-полуптица, существо необыкновенной красоты и обольстительности.
37
Волочайка – гулящая девка, наложница, шлюха.
38
Гульбище – галерея на подпорах, проходившая вдоль основного строения.
39
Городня – бревенчатый сруб, иногда засыпанный внутри землей, чтобы был прочнее; из этих срубов-городен возводились городские укрепления.
40
Об этом рассказывается в романе «Ведьма и князь».
41
Кмети – полноправные воины в дружине.
42
По обычаю взрослым мог считаться только семейный мужчина.
43
Тиуны – управляющие по хозяйству.
44
Волоки – сухопутный участок между двумя реками.
45
Об этом рассказывается в романе «Ведьма».
46
Повалуша – верхнее холодное помещение над горницами, чердак.
47
Подол – низинный прибрежный район в Киеве, место, где обычно проходили торги и устраивались рынки.
48
Толмач – переводчик.
49
Об этом рассказывается в романе «Ведьма и князь».
50
Ярила – божество силы и жизни, смелости и удачи. Его день отмечался 5 июня.
51
Тенгри – верховное божество у кочевников: считалось, что он бог Небо, бог Гром.
52
Доля – добрая судьба, Недоля – злая.
53
Вои – непрофессиональные воины из ополчения.
54
Детские – воспитывавшиеся при дружине отроки, которых сызмальства готовили к ратному делу.
55
Ирий – рай по славянским верованиям: край, где всегда весна и куда улетают в зимнее время певчие птицы.
56
Перунница Магура – служащая богу битв Перуну дева, схожая со скандинавскими валькириями. Павшим в бою дает напиться живой воды, прежде чем заберет их души в Ирий.
57
Кромка – граница реального мира.
58
Гридень – лучший воин в дружине.
59
Блазень – призрак, обиженная душа не погребенного или не проведенного с положенными почестями мертвеца.
60
Об этом рассказано в романе «Ведьма и князь».
61
Матица – основная балка в доме, поддерживающая кровлю.
62
Бунчук – древко с привязанным хвостом какого-нибудь зверя, опереньем птицы. Служило опознавательным знаком или символом власти рода.
63
Отрок – член младшей дружины, что-то типа оруженосца.
64
Братанич – сын сестры, племянник.
65
Покон – обычай; от слова «испокон».
66
Заборол – верхняя площадка крепостной стены.
67
Уличи – восточнославянское племя, обитавшее одно время вдоль нижнего течения Днепра.
68
По закону печенегов власть доставалась не сыну, а племяннику по жене.
69
Калита – напоясная сумка, кошель.
70
Игрецы – невидимые свободные духи.
71
Поршни – кожаная обувь: кусок дубленой кожи, обжатый на деревянной колодке по форме ступни. Крепился ремешками или шнурами.
72
Большая Медведица и Малая.
73
Квочка – Полярная звезда.
74
Кликуша – сумасшедшая, юродивая.
75
Северяне – славянское племя, обитавшее по реке Десне и окрестностям с центром в Чернигове.