bannerbanner
О смоленских ремесленниках
О смоленских ремесленниках

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Надо сказать, что экипажная мастерская Егора Иванович Петрова в 60-х годах 19 века очень быстро развивалась, расширяя производство. По спискам мастеров 1862 года у Петрова 4 подмастерья-каретника и 3 подмастерья обойщика. А вот на 1869 год, Петров, записанный в кузнечный цех, имел 23 подмастерья и 19 учеников. Возможно, развитие шло не без помощи брата Егора Ивановича, гласного градской думы Степана Ивановича Петрова.

Иногда противостояние мастеров с подмастерьями выливалось и вовсе в рукоприкладство. 12 сентября 1867 года в Ремесленную Управу явился кузнечного цеха мастер Тимофей Антонов. Шмыгая разбитым носом и светя на весь присутственный кабинет Управы густо-фиолетовым налитым синяком под глазом, мастер обвинил своего подмастерье крестьянина деревни Скаргозино Богородицкой волости Корнея Иванова в рукоприкладстве. Не сошлись, мол, в размере жалования. Не стоило мастеру выводить из себя здорового молодого мужика, который последние лет восемь (включая ученичество) только и делал, что день напролёт кувалдой махал. Поняв всю тяжесть своего поступка, Корней Иванов посчитал за лучшее сбежать из города.

Башмачный мастер рославльский мещанин Лазарь Захарович Михелев жалуется в Управу на своего подмастерье смоленского мещанина Дмитрия Фёдорова. Два года Фёдоров жил и работал у башмачника, а вот в конце 1866 года у мастера с подмастерьем случился разговор за жизнь. Обсуждали они перспективы на следующий год. Бия себя в грудь недоделанным башмаком, Фёдоров клялся и божился в полном своём почтении к мастеру, обещая никогда не переходить к другому мастеру. Смог растрогать старика и выговорить себе аванс в 20 рублей серебром, в счёт будущего жалования. Довольный башмачник к Рождеству набрал много заказов, а хитрый подмастерье с деньгами сбежал в Смоленск.

В том же 1866 году от серебряных дел мастера смоленского мещанина Ивана Демьяновича Титова отошёл подмастерье бельский мещанин Василий Егорович Ильвов. Отошёл-то вроде как по договорённости с мастером, но остался должен оному аж восемь рублей 16 копеек серебром. Думая, что Ильвов устроится на работу в Смоленске к другому цеховому по серебряному делу мастеру, Титов обратился ы Управу с просьбой выяснить у кого работает его бывший подмастерье, чтобы через старшину цеха истребовать от нового работодателя долг. Оказалось, что Ильвов уехал на родину в Белый и записан ли он там в цех, Управе не известно. Титов пишет в Бельское уездное полицейское управление прошение о взыскании с Ильвова долга.

В октябре 1867 года ельненский мещанин Леон Иванович Варсанович подал в Ремесленную управу жалобу на мастерицу пекарского дела Каролину Шульц. Поступивши к ней на пекарню подмастерьем, Варсанович два месяца с августа по сентябрь трудился не покладая рук. Однако в начале октября Леон получил из Ельни известие о том, что мать его находится при смерти. Желая застать мать ещё живой, Варсанович собрался ехать в Ельню и взялся просить у Шульц расчета. Каролина заявила, что не может отпустить подмастерье, так как он взял оплату вперёд. Или возвращай деньги, или отрабатывай. Деньги Варсонович вернул, но туту же вздорная баба выставила новую претензию. Как мне, мол, работать, без одного из подмастерий? Приводи на своё место другого работника, а опосля и паспорт свой получишь. А чтобы Леон не сбежал, Шульц выкрала ночью у него из каморки пальто и другие вещи. Управа, не получив от мастерицы Шульц удобоваримых объяснений, передала жалобу приставу 1-й части Смоленска. Присовокупив, что Каролина Шульц неоднократно замечена в притеснении и ненадлежащим расчете своих подмастерий, за что и была несколько раз оштрафована в пользу ремесленной казны. По мнению Управы, дело Варсоновича имеет уголовный характер, почему им и должна заниматься полиция.

В декабре того же года уже та самая Каролина Шульц, жительница города Радома, смоленского живописного цеха булочного мастерства мастерица несёт жалобу к приставу. С 1-го августа 1865 года приняла она на работу в свою пекарню бывшего дворового господ Кардо-Сысоевых Смоленского уезда Ольшанской волости Рафея Николаева. Договорились и об оплате его работы по 2 рубля серебром в месяц. Работал молодой человек по рабочей книжке, выданной Ольшанским волостным правлением. Договорились мастерица с подмастерьем о работе и в следующем году. А вот в ноябре 1866 года Рафей, выпросив авансом 14 рублей 14 копеек в счёт зарплаты за 1867 год, сбежал. В жалобе обвиняет Каролина своего подмастерье в краже двух пар рукавичек, стоимостью по 15 копеек серебром, да шерстяного шарфа, стоящего 75 копеек. Также мадам Шульц заявляет полиции, что ей известно местоположение бежавшего работника. Рафей Николаев трудится ныне у булочного мастера Филиппа Иванова в доме Глуховского, что в 1-й части города у Молоховских ворот на Благовещенской улице. Требует Каролина вернуть ей от Николаева деньги в сумме, ей же посчитанной, 24-х рублей, а также просит пристава уведомить Ремесленную Управу о неправомочных поступках Филиппова и Николаева для наложения на них взыскания от сословного управления. Прилагает при жалобе ту самую рабочую книжку Рафея Николаева. Когда дело касалось больших заказов, а значит и больших денег, господа цеховые мастера при договорах с подмастерьями не гнушались и прямого обмана. Портновского цеха мастер Фридрих Гроте летом 1867 года заимел большой заказ, похоже, от военного ведомства. Хотя по спискам 1869 года в мастерском Гроте числилось ни много ни мало аж восемь подмастерий, мастер, оценив возможности своего предприятия, отправился в Могилёв. Там он сговорил трёх портных Гарега Шевеля Крола, Давида Израилева и Шолома Сандлера, пообещав выплатить за штуку товара по двадцать пять копеек сверх обычной могилёвской цены. Писаного контракта не заключали, поверяя друг другу на слово. Евреи, почуяв неплохой «гешефт», уже в начале июля приехали в Смоленск и взялись за работу. Трудились, не разгибая спины, не поднимая глаз от раскройного верстака, спали и то урывками. Заказ мастерская Гроте выполнила вовремя. Но вот когда могилёвские портные явились к Гроте за расчётом, начался сущий цирк и кошмар. Хитрый немец посчитал всё, что только можно. И в работе использовалась машина, установленная в мастерской, и денег я вам выдавал на расходы да на проезд до Смоленска. Мастер предъявил залётным портным прейскурант собственной мастерской, в котором цены были на разные изделия выше могилёвских всего где на 5, где на 10 копеек. Поняв, что Гроте пытается их надуть и не выполнить свои обещания по оплате работы, евреи устроили форменный скандал. Гроте, хоть и был натуральным немцем, пригрозил вызвать полицию и послал иудеев по всем знакомому в Российской Империи маршруту, который здесь нам воспроизводить невместно, уж очень похабный. Однако ж могилёвцы поняли сей посыл по-своему, и отправились прямиком в Ремесленную Управу. У нас, мол, все ходы записаны, сколько чего мы пошили знаем и требуем оплатить работу по тем расценкам, о которых был словесный договор с мастером Гроте. Управа вызвала Фридриха Гроте для разбора дела. Немец погорел на собственной пунктуальности. В расчетных книжках подмастерий он всю их работу скрупулезно записал. Как мастер не размахивал перед носом старшин прейскурантом собственной мастерской, ремесленный голова посчитал, что слово цехового мастера нерушимо и верно. Старшины насчитали в результате, что Крол заработал за три месяца у Гроте 64 рубля 55 копеек серебром, Сандлер 52 рубля 50 копеек, а Израилев сдал мастеру работы на 60 рублей 10 копеек. Гроте обязали выплатить деньги наёмным подмастерьям и вернуть им расчетные книжки и паспорта. Еврейские портные запросили у Управы взыскать деньги с Гроте на проезд до Могилёва, на что Сергей Григорьевич Акимов, ремесленный голова, пообещал вкатить каждому штраф за работу без регистрации в Управе. Стеная о несправедливости жизни и бормоча под нос проклятия, могилёвцы уехали. А вот Гроте был оштрафован в пользу ремесленной казны за наём подмастерий из-за черты осёдлости без регистрации их в Ремесленной Управе аж на 30 рублей серебром.

За каждого подмастерье цеховой мастер вносил в ремесленную казну полтора рубля серебром в год. Ученики ценились намного дешевле, всего в тридцать копеек серебром. Исходя из данных по цехам на 1862 год, мы имеем следующие списки мастеров:

Списки о мастерах, подмастерьях и учениках смоленских ремесленных цехов на 1862 год

сапожный цех

1.Кузьмицкий, 4 подмастерья, 6 учеников, 4 рубля 80 копеек годового взноса в ремесленную казну

2. Дмитрий Иванов, 1помастерье 2 ученика, 2 рубля 10 копеек годового взноса

3. Алексеев, 4 подмастерья 7 учеников, 8 рублей 10 копеек

4. Рыжиков, 3 подмастерья 5 учеников, 6 рублей

5. Алексей Иванов, 2 ученика, 60 копеек

6. Козьма Иванов, 1 подмастерье 1 ученик, 1 рубль 80 копеек

7. Фёдор Иванов, 1 подмастерье, 1 ученик, 1 рубль 80 копеек

8. Корней Артёмов, 1 ученик, 30 копеек

9. Разгладин, 1 подмастерье, 1 ученик, 1 рубль 80 копеек

10. Ефим Поляков, 1 подмастерье, 1 рубль 50 копеек

11. Селивёрст Сажинский, 1 ученик, 30 копеек

12. Фёдор Доброродов, 2 ученика, 60 копеек

13. Иван Александров, 1 ученик, 30 копеек

14. Василий Иванов, 1 подмастерье, 1 рублю 50 копеек

15. Зальцман, 2 подмастерье, 4 ученика, 4 рубля 20 копеек

16. солдат Бобков, 1 подматерье, 2 ученика, 2 рубля 10 копеек

17. Иван Игнатов, 1 подмастерье, 3 ученика, 2 рубля 40 копеек

18. Терентий Уваров, 1 ученик, 30 копеек

19. Пётр Иванов, 3 ученика, 90 копеек

20. Тихон Соболев, 2 ученика, 60 копеек

21. Семён Яковлев, 2 подмастерья, 3 рубля

22. Капитон Кузнецов 2 подмастерья, 3 рубля

23. Клименков, 1 подмастерье, 2 ученика, 2 рубля 10 копеек

24. Петров, 1 подмастерье, 5 учеников, 3 рубля

Итого по цеху 51 рубль 60 копеек серебром

кузнечный цех

Зубакин 2 ученика 60 копеек ремесленного сбора

Петров 10 подмастерий 4 ученика 16 рублей 20 копеек

Клименков 1 подмастерье 2 ученика 2 рубля 10 копеек

Трущенков 1 подмастерье 3 ученика 2 рубля 40 копеек

Григорий Викторов 3 ученика 90 копеек

Гурьев 2 ученика 60 копеек

Яков Ярыгин 1 ученик 30 копеек

Иван Ярыгин 1 ученик 30 копеек

Харитон Петров 1 подмастерье 1 ученик 1 рубль 80 копеек

Евмен Никитин 1 ученик 30 копеек

Евграф Крюков 1 подмастерье 1 рубль 50 копеек

Тимофей Антонов 1 подмастерье 1 ученик 1 рубль 80 копеек

Кожевников 1 подмастерье 1 рубль 50 копеек

Яков Бельский 2 ученика 60 копеек

Козьма Фомин 1 подмастерье 1 ученик 1 рубль 80 копеек

Регбицкий 1 ученик 30 копеек

Козловский 1 подмастерье 1 ученик 1 рубль 80 копеек

Кресновский 1 ученик 30 копеек

Иван Карпов 1 подмастерье 1 рубль 50 копеек

Итого по цеху: 38 рублей 70 копеек

портновский цех

Акимов 4 подмастерья 7 учеников 8 рублей 10 копеек

Васильчиков 1 ученик 30 копеек

Дубинский 1 подмастерье 1 ученик 1 рубль 80 копеек

Илья Тимофеев 4 ученика 1 рубль 20 копеек

Котов 2 подмастерье 8 учеников 5 рублей 40 копеек

Лавр Михайлов 2 ученика 60 копеек

Дмитрий Павлов 1 подмастерье 2 ученика 2 рубля 10 копеек

Соколенко 5 подмастерье 7 рублей 50 копеек

Павел Прохоров 2 ученика 60 копеек

Парфён Богданов 1 ученик 30 копеек

Сиротин 1 подмастерье 3 ученика 1 рубль 80 копеек??? (но так записано)

Макаров 2 подмастерье 4 ученика 4 рубля 20 копеек

Гусев 2 подмастерье 6 учеников 4 рубля 80 копеек

Марья Прокофьева 1 подмастерье 3 ученика 2 рубля 40 копеек

Попова 11 учеников 3 рубля 30 копеек

Козинский 3 подмастерье 1 ученик 4 рубля 80 копеек

Итого по цеху: 44 рубля 40 копеек серебром

столярный цех

Ласкин 1 подмастерье 1 рубль 50 копеек

Гаврилов 1 подмастерье 2 ученика 2 рубля 10 копеек

Лавр Богданов 1 подмастерье 1 рубль 50 копеек

Щепетков 2 подмастерье 5 учеников 4 рубля 50 копеек

Зальцман 2 ученика 60 копеек

Бекин 3 подмастерье 1 ученик 4 рубля 80 копеек

Е.И. Петров 4 каретника 2 ученика 6 рублей 60 копеек

3 обойщика 2 ученика 5 рублей 10 копеек

Клименков 3 подмастерье 2 ученика 5 рублей 10 копеек

Трущенков 3 подмастерье 4 рубля 50 копеек

Капитон Екимов 1 подмастерье 6 учеников 1 рубль 20 копеек??? (но так записано)

Зайцев 2 подмастерье 7 учеников 5 рублей 10 копеек

Петр Чепиков 1 подмастерье 1 ученик 1 рубль 80 копеек

Яков Алексеев 1 ученик 30 копеек

Иван Матвеев 1 подмастерье 1 рубль 50 копеек

Ковалёв 8 подмастерье 3 ученика 12 рублей 90 копеек

Байков 2 подмастерье 3 рубля

Итого по цеху : 62 рубля 70 копеек

Серебряный цех

Лотт Спиридонов 1 ученик 30 копеек

Иван Титов 1 ученик 30 копеек

Дмитрий 2 ученика 60 копеек

Демьян Волков 1 ученик 30 копеек

Фёдор Трофимов

Иван Ларионов вычеркнут из списка

Итого по цеху: 4 рубля 80 копеек

печной цех

Иван Карцов 2 подмастерье 2 ученика 3 рубля 60 копеек

Кривошеев 2 подмастерье 3 рубля

Павел Щепетков 2 ученика 60 копеек

Сергей Тетеркин 2 ученика 60 копеек

Александр Елисеев 6 подмастерье 9 рублей

Иван Грибский 1 подмастерье 1 рубль 50 копеек

Павел Богданов вычеркнут

Итого по цеху: 18 рублей 30 копеек

живописный цех

Семён Арсеньев 2 подмастерье 3 рубля

Новожёнова 1 ученик 30 копеек

Т. Щипотов 2 ученика 60 копеек

Тихон Клименков 1 подмастерье 1 рубль 50 копеек

Максим Квасников 1 подмастерье 1 рубль 50 копеек

Дубровинский 1 подмастерье 1 рубль 50 копеек

Марья Егорова 2 подмастерье 3 рубля

Фених 1 подмастерье 1 рубль 50 копеек

Лопатин 2 подмастерье 2 ученика 3 рубля 60 копеек

Петрова 4 подмастерье 2 ученика 6 рублей 60 копеек

Бочаров 10 подмастерье 15 рублей

Итого по цеху: 38 рублей 10 копеек

Полистаем Устав Ремесленный. «134. Подмастерьям, как простым работникам мастерства, живущим трудами рук своих, запрещается в городе иметь в найме для своих работ подмастерьев и учеников.

135. Подмастерью запрещается, без уведомления Управы, работать по мастерству другого цеха; но он вправе у мастера из другого цеха производить всякую работу, коронному его цеху принадлежащую.

136. Подмастерьям для собственной работы без мастера жить вместе нескольким и продавать делаемые ими вещи запрещается; на фабриках подмастерья и без мастера жить могут.

137. Подмастерью, находящемуся в найме у мастера, запрещается без ведома его брать и производить работу.

138. Подмастерье должен быть почтителен мастерам и семейству того мастера, где работает.

139. Подмастерье не должен сметь ночевать вне дома своего мастера, без его ведома и дозволения; наипаче же запрещается ему сманивать с собою учеников в трактиры и непозволенные собрания.» 1785 апреля 21 дня (16188) глава 10.

Как видим большей частию одни запреты. Но ведь есть же путеводная звезда, к которой должен стремиться каждый, зовущийся цеховым подмастерьем. Что поэтому поводу говорит Устав?

«142. Если подмастерье, пробыв в сём звании, согласно статье 130, три года и усовершенствовавшись в своём ремесле, пожелает быть мастером и имеет уже двадцать один год от роду, то может просить об испытании и производстве его в мастера на основании следующей статьи 143.

143. Желающий получить звание мастера, представляет в цеховой управе пробную работу. Управа, призвав в качестве экспертов, присяжных мастеров (где таковые, по многолюдству цеха могут быть избираемы) или, если нет присяжных, то лучших мастеров цеха, назначить желающему получить звание мастера испытание, и свидетельствует представленную им пробную работу…» 1785 апреля 21 (16188) ст. 123, п.п. 68, 69

Вроде бы всё просто, докажи своё мастерство итебя признают мастером. Однако, это в идеале. А вот понять реалии нам поможет история подмастерья Афони. Упаси Бог, ни в коем случае не сантехника, хотя ассенизаторский обоз в 1866 году в губернском городе Смоленске имелся, но вряд ли кто-то бы признал этих плохо пахнущих работничков ремесленниками. Нет, вовсе даже портновского цеха подмастерье рославльский мещанин Афанасий Филиппович Буренков. Представил он в портновский цех пробную работу, да и соответствовал всем требованиям статей Устава Ремесленного. Но…

Был созван цеховой сход для решения судьбы Буренкова. Не успели ещё старшина цеха Андрей Христофорович Котов и мастер сергей Григорьевич Акимов, по совместительству ремесленный голова, усесться в президиуме, как посыпались выкрики с мест. Понаехали, понимаешь, тут… Работы и так мало в Смоленске…Куда ещё новых людей записывать в мастера? … Голова как мог, пытался урезонить буянов. Мол, я понимаю вашу реакцию, этот вопрос мы поставим ребром, рассмотрим со всех сторон, усугубим и углубим, так сказать. Но сейчас-то у нас на повестке совсем другой вопрос – стоит ли признавать Буренкова мастером. Котов, чувствуя настроение собравшихся, однозначно ответил, что нет. Ремесленный же голова, поднаторевший в бюрократических делах, разъяснил всем собравшимся, что надо не просто сказать «нет», а отказать под благовидным предлогом, во избежание дальнейших разбирательств. Вот тут фантазия портных и развернулась по-полной. С такой характеристикой, каковую написали на сходе мастера портновского ремесла, Буренкова не то что в цех, в аду не взяли бы и третьим помощником мелкого беса-кочегара, поддерживающего огонь под самым дальним котлом от трона Великого Чёрного, сиречь Вельзевула. Цитируем: «…как Буренков, живши у нескольких из нас подмастерьем всегда отличался дерзостию и непослушанием, и никогда не мог произвести расчета без ссор и суда, то цеховые мастера портновского цеха не желают видеть Буренкова в своём обществе, как нетерпимого ими…». Афоне же в Ремесленной Управе сказали по-простому, обломись, мол, моя черешня. Не бывать тебе мастером, что и прими как данность.

Буренков, не желавший всю жизнь проходить в подмастерьях, поступил точно по требованиям статей Устава Ремесленного, сначала написав жалобу в градскую думу. В думе посоветовали молодому человеку выкупить за 7рублей 50 копеек промысловое свидетельство, да и заниматься портновским ремеслом. Но Афоня не просто хотел кормиться с иголки и нитки, а быть уважаемым ремесленником, именоваться цеховым мастером, иметь все привилегии ремесленного сословия (вывеску, мастерскую, возможность нанимать подмастерий и брать учеников). Следующую жалобу понёс наш герой уже в Губернское Правление. Чиновники затребовали от Ремесленной Управы объяснений. Из Управы прислали копию приговора цехового схода. Чиновники, прочитав характеристики соискателя, вызвали его на разговор. Что ж ты, друг ситный, с такой пониженной социальной ответственность ломишься в цеховые. И тут Афанасий, что твой карточный шулер тузов из рукава, начал выкладывать перед изумлёнными чинушами документы. У многих, говорите, мастеров жил и работал. А вот вам расчетная книжка подмастерья, в которой русским по белому указано, что весь положенный срок я прожил и отработал у одного мастера – Орлова. Скандалил, говорите, да ссорился при расчетах? Дак вот вам аттестат за подписью того же мастера о моём приличном поведении, честности и добросовестности. А ещё и свидетельство частного пристава об отсутствии полицейского преследования и отличном поведении.

Обалдев от таких поворотов сюжета, Губернское Правление направило в Ремесленную Управу грозную бумагу, в которой требовало выдать Афанасию Филипповичу Буренкову свидетельство на производство мужского портновского мастерства, с записью в цех. Взыскать с Буренкова стоимость оного свидетельства в 5 рублей серебром. Также указывалось, что крайне неприличновводить в заблуждение чиновников губернской администрации, а в их лице и Его Высокопревосходительство господина генерал-губернатора. Однако ж Ремесленная Управа не спешила выдавать свидетельство Афоне. А тот, имея на руках, копию с постановления Губернского Правления, уже и мастерскую открыл, и подмастерье нанял, и заказы на пошив принимает. И тут, судя по всему, по собственной инициативе в мастерского Буренкова нагрянул с проверкой старшина портновского цеха Котов. Составил протокол о том, что Буренков, не имея мастерского свидетельства производит портновское мастерство и имеет подмастерье. По требованиям Устава Ремесленного все материалы и инструменты, найденные в мастерской, подлежали конфискации в пользу Ремесленной Управы. Вот тут чуть до драки не дошло. Буренков суёт под нос старшине постановление Губернского Правления, Котов декламирует наизусть и с чувством статьи Ремесленного Устава. Решили, пущай ремесленный голова решает. Акимов, взвесив все за и против, протокол Котова выбросил, да и выдал-таки упёртому мастеру Афоне ремесленное свидетельство.

Надо сказать, что Буренков «упирался рогом» совсем не зря. За долгие годы, состоя в цеху, смог Афанасий Филиппович заработать и почёт, и уважение, да и капитал. Как минимум один раз, в 90-х годах 19 века избирался цеховым старшиной. В документах податного инспектора города Смоленска в первой полицейской части упоминается дом Буренкова. Да настолько немаленький, что в оном доме на 1900 год находилась столярная мастерская мастера Цеховского. Такая вот непростая жизнь была у подмастерьев смоленских цехов. Есть несколько списков, где под разными годами подмастерья расписаны поимённо. Самый информативный список 1892 года мы рассмотрим немного позже, попробовав увязать его с данными поданными в тот же год из Смоленской Ремесленной Управы вице-губернатору. А сейчас списки подмастерий разных цехов на 1869 год:

живописный цех

мастер Андрей Давидович Чумаков, подмастерье Михаил Степанов

мастер Феодосий Степанович Неволин, подмастерье Пётр К… неразборчиво (Если фамилии мастеров написаны чернилами, то подмастерья и ученики грифельным карандашом. Многое стёрлось и нечитаемо)

красильного мастерства мастер Арефий Глебов, подмастерья: Трофим Иванов, Степан К…

красильного мастерства мастерица Мавра Воронова, подмастерья: Ларион Данилов, Корней Никитин

пекарского мастерства Иван Яковлевич Болотников, подмастерье Николай Николаев

пекарского мастерства Каролина Шульц подмастерья: Иван Марков, Иван Давыдов

пекарского мастерства Андриан Гауч, подмастерье Авдей Фёдоров

пекарского мастерства Максим Квасников, подмастерья: Абрам Фёдоров, Антон Потапов

пекарского мастерства Трофим Иванович Михайлов, подмастерье Тимофей Александров

пекарского мастерства Семён Дроздовский, подмастерье Фёдор Арсентьев

пекарского мастерства Иван Киритов, подмастерье Григорий Фёдоров

пекарского мастерства Павел Добров, подмастерье Данила Афанасьев

пекарского мастерства Филипп Квасников, подмастерье Логин Меданович

бараночного мастерства Семён Ла…., подмастерья: Василий Емельянов, Антон Д…, Василий Денисов, Макей Емельянов, Фёдор Яковлев

бараночного мастерства Иван Егорович Бочаров, подмастерья: Владимир Григорьев, Андрей Селивёрстов, Яков Андриянов, Никита Фролов, Аникей Никаноров.

серебряный цех

часового мастерства Файвель Берх, подмастерье Павел Петров

часового мастерства Лейба Берх, подмастерье Юлиус Готтендорф

серебряного мастерства Иван Демьянович Титов, подмастерья: Николай Думин, Данила Сереев

серебряного мастерства Логгин Васильевич Спиридонов, подмастерья: Василий Гаврилов, Андриян Лукьянов

серебряного мастерства Дмитрий Корольков, подмастерья: Пётр Степанов, Тимофей Никитин

медного мастерства Митрофан Добровольский, подмастерья: Владимир Петров, Парфён Иванов

переплётного мастерства Абрам Берсон, подмастерья: Василий Сидоров, Василий Андреев

портновский цех

мастер Сергей Григорьевич Акимов, подмастерья: Иван Тихонов, Григорий Ермолаев, Нифонт Петров, Илья Константинов, Стефан Силаев

мастер Андрей Христианович Котов, подмастерья: Иван Петров, Иван Кондратьев

мастер Матвей Кондратьевич Орлов, подмастерья: Василий Сидоров, Михаил Титов, Елисей Леонов, Алексей Ефимов, Александр Аникин, Леон Афанасьев

мастер Александр Васильевич Овсянник, подмастерье Михаил Дмитриев

мастер Афанасий Филиппович Буренков, подмастерья: Кирей Яковлев, Яков Никитин, вычеркнуты Александр Алексеев, Ефим Дмитриев

мастер Макар Семёнов, подмастерья: Ефим Михайлов, Михей Никитин, Ефим Семёнов

мастер Парфён Богданов, подмастерья: Андрей Ильин, Иван Петров, Абрам Петров

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2