bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Еврейские организации в Третьем рейхе

В гитлеровском рейхе расизм – учение о неравенстве человеческих рас, причем в наиболее примитивной его форме, – стал не просто идеологией и политикой, но и самой основой государства, целью которого было завоевание господства «высшей» арийской (нордической) расой. Согласно нацистской расовой доктрине, каждый немец имел врожденное предрасположение к тому, чтобы занимать главенствующую позицию по отношению к «низшим» типам людей, в жилах которых течет «худшая» кровь. Таким образом, расистские концепции становились аргументами в пользу господства немцев над миром. Любые ведущее к этой цели средства полностью оправдывались.

На расовой основе шла консолидация «арийского народного сообщества». Для национальной консолидации немцев по «чистоте крови» нацистам нужен был «вечный враг», в борьбе против которого следовало сплотиться. Между «национально-социальным» государством Гитлера и чудовищными преступлениями нацизма была прямая связь. Расовая теория и практика национального социализма служила идейной подготовкой к расовой войне и обоснованием ненависти к «врагам высшей расы»; ограбление и массовое убийство «расовых врагов» поддерживало на плаву социальное государство Гитлера. Роль «врагов высшей расы» отводилась евреям.

Враги «высшей расы»

Политика дискриминации евреев началась сразу после прихода Гитлера к власти. С января 1933 г. до 1 сентября 1939 г. в Германии на государственном, земельном, коммунальном уровне было проведено 1448 антиеврейских акций, по 20 мероприятий каждый месяц. Этого было более чем достаточно, чтобы сделать немцев, в целом равнодушных к проблемам еврейского меньшинства, враждебными или недоброжелательными по отношению к евреям.

В апреле 1933 г. нацисты развернули кампанию бойкота магазинов и лавок, принадлежавших евреям. В том же году евреи были уволены с государственной службы. Накладывались ограничения на адвокатов еврейского происхождения; началось изгнание евреев-профессоров из высших учебных заведений. Была установлена 1,5-процентная норма для учащихся-евреев.

Степень расовой нетерпимости нацистов с годами все более нарастала: нацистский антисемитизм был не только религиозным, политическим или социально-бытовым, но прежде всего расовым: еврейство определялось по крови. 15 сентября 1935 г. на съезде НСДАП в Нюрнберге были провозглашены расовые законы – «О гражданстве рейха» и «Об охране германской крови и германской чести», единогласно принятые сессией рейхстага, специально созванной в Нюрнберге по случаю съезда нацистской партии.

Согласно закону «О гражданстве рейха», гражданином мог быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Такая формулировка фактически означала лишение евреев немецкого гражданства.

Закон «Об охране германской крови и германской чести» запрещал «осквернение расы» – брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови», наем евреями домашней прислуги из женщин «германской или родственной ей крови» моложе 45 лет, а также демонстрацию евреями национального или имперского флага и использование тканей сходной расцветки. Нарушение закона влекло уголовное преследование.

14 ноября 1935 г. была принята поправка к закону о гражданстве рейха, где было определено, кого считать евреем, и установлены категории лиц с еврейской кровью. Расовыми вопросами и контролем над соблюдением Нюрнбергских законов в Третьем рейхе занимались: «генеалогическое бюро» при личном штабе рейхсфюрера СС Гиммлера, управление по расовым вопросам при центральном аппарате НСДАП, соответствующий отдел главного управления имперской безопасности, децернат (отдел) в составе гестапо. Всего в центральном аппарате нацистского государства, партии и СС «еврейским вопросом» занимались более 100 подразделений.

«Хрустальная ночь»

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. нацистами был организован еврейский погром, который смерчем прошел по всей Германии. Он получил название «Хрустальная ночь». Другое название ноябрьского погрома – «Ночь битых стекол». Узнав, что в эту ночь было разбито стекол на 5 млн. марок и эту сумму страховые компании должны были возместить потерпевшим, премьер-министр Пруссии Герман Геринг сказал шефу полиции безопасности и СД Рейнхарду Гейдриху: «Лучше бы вы убили 200 евреев, вместо того чтобы уничтожать столько ценностей». 5 млн. марок страховщики действительно выплатили. Однако эти деньги были вместе с другой еврейской собственностью «ариизированы» нацистами.

Следствием «Хрустальной ночи» было инициированное Герингом создание 11 февраля 1939 г. «Имперского центра по еврейской эмиграции». Центр возглавлял сначала начальник гестапо Генрих Мюллер, а с октября 1939 г. – руководитель «еврейского реферата» гестапо Адольф Эйхман. На судебном процессе в Израиле в 1961 году Эйхман утверждал, что перед ним была поставлена задача максимально ускорить процесс оформления выездных документов, при этом вытянув у отъезжающих как можно больше денег.

Историк Вольфганг Бенц, на рубеже XX и XXI веков возглавлявший Центр исследований антисемитизма при Берлинском техническом университете, отмечал, что ноябрьский 1938 года всегерманский еврейский погром стал поворотным пунктом в истории Третьего рейха: «Как никакое иное событие, он показал цинизм нацистского режима, продемонстрировавшего отказ даже от видимости конституционности. Антисемитизм и ненависть к евреям, которые всегда пропагандировала нацистская идеология, обрели примитивную форму физического насилия и преследований. “Хрустальная ночь” стала вершиной пути к “окончательному решению” – к убийству нацистами миллионов евреев по всей Европе». Коллега Бенца Франк Байор подчеркивал: «Между ноябрьским погромом и последовавшим затем убийством евреев существовала прямая преемственность».

К началу Второй мировой войны евреи в Германии были отгорожены от так называемого «немецкого народного сообщества» сотнями законов и распоряжений, претворяемых в жизнь не только убежденными нацистами, но и большинством простых немцев, а также чиновниками, юристами, полицией, армией, прессой, школой и т. д. Евреи были лишены не только своих гражданских прав, но и, как правило, потеряли свои рабочие места и места на студенческой скамье. Евреи лишались большинства гражданских и имущественных прав, попали под надзор полиции, в их паспортах ставился красный штамп «J» («юде») и вписывалось второе принудительное имя: мужчинам – Израиль, женщинам – Сара. Нормы снабжения евреев по продуктовым карточкам были значительно ниже «арийских»; на «отоваривание» карточек отводился лишь один час – с 16 до 17 часов. За торговлю и обмен вещей на продукты на черном рынке полагался концлагерь.

Вопреки всему

Однако еврейская жизнь в Третьем рейхе продолжалась вопреки всему. Ее центром был Берлин: накануне прихода нацистов к власти в нем жило более 160 тыс. евреев. «В Высшей школе иудаизма занимались студенты, изгнанные из университетов, и преподавали уволенные профессора. Философ Мартин Бубер стал директором Центра еврейского образования для взрослых, где читали лекции по еврейской культуре и традициям народа. Был создан Народный еврейский университет, в Берлине работала раввинская семинария; евреи шли в синагоги, даже те, кто позабыл туда дорогу, – там можно было найти поддержку, почувствовать себя среди своих. Молодежные сионистские организации устраивали экскурсии, фестивали песен, сборы у костра, спортивные соревнования и театральные представления, отмечали еврейские праздники. Молодежь обучалась на фермах сельскохозяйственным работам, готовясь к переезду в Эрец Исраэль; в многочисленных кружках слушали лекции по еврейской истории и изучали язык иврит», – писал израильский историк Феликс Кандель.

До Второй мировой войны в Германии действовали еврейские благотворительные общества, которые оказывали помощь нуждающимся за счет местных пожертвований и поступлений от американской благотворительной организации «Джойнт». Благотворители разносили по домам продовольствие и одежду, опекали стариков и больных, создавали курсы переквалификации для тех, кому нацисты не позволяли работать по специальности.

Имперское представительство немецких евреев

В начале 1933 года было создано «Имперское представительство немецких евреев» во главе с председателем «Общего союза раввинов в Германии» берлинским раввином и философом доктором Лео Беком. «Имперское представительство немецких евреев» в первые годы нацистской диктатуры явно недооценивало нарастающей опасности. В начале 1934 года, когда нацистский антисемитизм уже проник во все сферы жизни Германии, один из лидеров этой организации Отто Хирш выступал против «поспешной эмиграции»: он верил, что в «новой Германии» евреи смогут вести достойное существование. В 1935 году организация вынуждена была изменить название на «Имперское представительство евреев в Германии»: по Нюрнбергским законам евреям было отказано в праве быть немцами.

Отношения этой организации с сионистским движением были весьма напряженными. Если сионисты призывали евреев без промедления переселяться в Палестину, то их противники называли такую эмиграцию «преждевременной» и даже, как сказал один из руководителей существовавшей с 1893 года старейшей и самой крупной еврейской организации Германии, «Центрального объединения немецких граждан еврейской веры», Альфред Хиршберг, «преступлением против сионизма».

Союз национально-немецких евреев

Попытки немецких евреев приспособиться к национал-социализму окончились печально. В этом плане показательна история «Союза национально-немецких евреев». Ни одна из еврейских организаций Германии не была темой стольких еврейских анекдотов, как эта. В начале 1930-х годов о ее членах в шутку говорили, что они участвуют в нацистских шествиях под лозунгами «Бей нас!», «Долой наше иго!», «Мы – наше несчастье» (по аналогии с антисемитским высказыванием немецкого историка XIX века Генриха фон Трейчке «Евреи – наше несчастье»). Однако члены союза воздерживались от изображения свастики, пения нацистского гимна «Хорст Вессель» и нацистского приветствия. Основателем организации был доктор Макс Науман, юрист по образованию и капитан по воинскому званию, участник Первой мировой войны, кавалер двух Железных крестов. Он состоял в умеренно-правой Немецкой народной партии и был ярым антикоммунистом. Науман считал, что в Германии есть национально-немецкие евреи, патриоты немецкого отечества, и есть сионисты, преданные еврейской нации; большинство же немецких евреев – это «промежуточники», не решающиеся избавиться от пережитков еврейского «племенного чувства». Коренные немецкие евреи, утверждал Науман, расово близки немцам-арийцам и могут войти в немецкую «народную общность». Но из этой общности исключаются три группы: «ост-юден» (евреи-иммигранты из стран Восточной Европы, составлявшие 1/5 всех немецких евреев); сионисты, которые сами отказались от принадлежности к немецкой нации; и евреи-левые, от социал-демократов и коммунистов до художников-авангардистов, ибо приверженность левым взглядам и космополитизм – это не немецкая черта.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

После прихода нацистов к власти большинство граждан поспешило примкнуть к НСДАП. Число членов партии, насчитывавшей в начале 1933 год 1 млн. человек, буквально в течение нескольких месяцев выросло до 2,5 млн. человек. В 1937 г. количество «партайгеноссен» достигло 8,5 млн. человек.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4