bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Жизнь налаживалась и требовала его участия в жизни людей.

Глава 5

Через неделю деревянная беседка уже украшала палисадник. Она была открытого типа шестиугольной формы с решетчатым каркасом, а крыша – в виде шатра. Издалека она напоминала «ромовую бабу», именно такое название ей и дали. Внутри беседки стоял большой круглый стол и скамейки по периметру. Глядя на беседку, женщины шутили, что «баба» даже палисадник украшает. Работы по установке детской площадки и песочницы тоже начались. Жители дома с удовлетворением наблюдали за преображением двора, особенно радовались дети. Они крутились вокруг строителей и мешали им.

Лариса Степановна и Клавдия Петровна познакомились с Зинаидой Карловной и нашли общий язык. Она оказалась весёлой и активной. Павел Андреевич ожидал этой встречи с опаской, но художнику удалось найти подход к каждой из женщин и объединить их в общие интересы. Женщины несколько дней занимались посадками быстрорастущих вьюнов вокруг беседки, а мужчины выполняли самую грязную и сложную работу. Когда всё было готово, все члены племени собрались за круглым столом и официально, под общий смех надели красивые тесёмки на левые запястья. У всех членов были украшения зелёного цвета, а у вождя – красного. Эдуард сказал, что накануне он читал об индейцах и узнал много интересного. Особенно ему понравились их девизы, и некоторые из них он даже выписал, чтобы выбрать девиз и для их племени. Его предложение вызвало смех. Они стали предлагать сделать вождю головной убор из перьев, а вместо штанов носить повязку.

– Вы зря смеётесь, – немного смутился художник. –Читая о них, я был тронут их мудростью. Они поклонялись Матери Земле и считали, что всё взаимосвязано: природа, люди, небо, Луна, Солнце, звёзды и всё живое. Они считали, что всё от Создателя. Почему же на мне прикоснуться к этой мудрости? Мы уже в том возрасте, когда пора начинать думать о мудрости души.

– Ладно, не обижайся, – сказал Павел Андреевич. – Мы не против мудрости, нам иногда её очень не хватает. Зачитай, что выписал.

Эдуард достал бумажку из кармана и посмотрел на всех присутствующих в поисках одобрения.

– Читай, – улыбаясь, сказала баба Лара. – Потом танец по вызову дождя выучим. Клава научится шаманить, а Зина петь ритуальные напевы, а ты, вождь, будешь ответственным за добычу дичи, чтобы племя прокормить.

Взрыв смеха привлёк к себе внимание людей во дворе, но члены племени никого не замечали.

– А кто будет отвечать за наше нравственное перевоспитание и учить нас мудрости? – вставила Клава.

– Я знаю, – Зина по-ученически подняла руку вверх. – Мои соседи. Умнейшие люди. Они лёгкие на подъём и любят всякие приключения. Замечательная парочка. Он профессор философии, а она преподаватель английского языка. Я им, кстати, рассказала про нас, и они очень просили их принять в наше племя. И даже по приказанию вождя готовы пройти любой ритуал на испытание. Ну что, примем?

– О, Господи! – только и смог сказать Павел Андреевич под несмолкаемый смех. Он облокотился на стол, обхватив ладонью лоб.

– Зови,– сказала баба Лара и, прикрыв рот рукой, изобразила зов предков племени, издавая вибрирующий звук.

Эдуард склонился от смеха. Листок в его руке дрожал под звуки племенной женщины, а Зинаида Карловна, утирая смешливые слёзы, пыталась по сотовому телефону пригласить соседей за круглый стол. Они не заставили себя долго ждать и через пять минут стояли перед беседкой. Было такое впечатление, что они выскочили в чём были, не снимая даже домашних тапочек. Невысокий худощавый мужчина лет 65, с коротко остриженными волосами и маленькой бородкой рыжеватого цвета был одет в летние домашние штаны в красно-синюю клетку и красную футболку с надписью «Берегите природу», а маленькая худенькая женщина с молодёжной короткой стрижкой волос пепельно-фиолетового оттенка была в лосинах леопардовой расцветки и в белой футболке с изображением жирафа.

– Я Геннадий Алексеевич, можно просто Гена. А это – моя жена Ирина Марковна.

– Можно просто Ира, – добавила она. – Мы сидели на балконе и завидовали вашему веселью, а когда Зиночка позвонила, то сразу прибежали. Примете?

– Что ж не принять, – ответил Павел Андреевич, – вы как раз по внешнему виду подходите по всем параметрам, даже без прохождения испытаний.

Все опять рассмеялись, чем смутили новых членов. С ними сначала познакомились, а потом объяснили все шутки, и семейная пара сразу включилась в общение.

– Так, так. Интересно послушать мудрые цитаты, – высказал нетерпение Геннадий Алексеевич. – Эдуард, не томите.

– Ладно, – художник опять встал и развернул бумажку, – только, пожалуйста, давайте без смеха, а то уже все мышцы живота болят.

– Ничего, это полезно, – добавила Зинаида Карловна, – читай, племени нужен девиз. Мы потом напишем его на нашей беседке.

– Ага, – не упустила возможности вставить слово баба Лара, – кровью, во время шаманских ритуалов.

Эдуард решил всё-таки зачитать свои записи и повысил голос, чтобы привлечь внимание всех присутствующих. Все и правда затихли, но улыбка на их лицах осталась, но, когда художник начал читать, у всех лица стали серьёзными.

– «Жизнь подобна тропе… и все мы должны идти по ней… Идя, мы обретаем опыт, который подобен клочкам бумаги, брошенным перед нами на дорогу. Мы должны поднять эти кусочки и положить в карман… Потом, однажды, у нас накопится достаточное количество клочков бумаги, чтобы сложить их вместе и увидеть, что они говорят…»(Фрэнк Дэвис, пауни).

– Сейчас эти клочки бумаги заменяют фотографии, – высказал мнение философ, – смотришь на снимки разных лет и рассуждаешь, каким был и каким стал. Извини, Эдуард. Продолжай.

– «У каждого из нас есть особый дар для другого, потому что у нас у всех есть чем поделиться» (Джон Питерс (Медленная черепаха), вампаноаг).

Художник перевёл взгляд на друзей и стал говорить воодушевлённо и искренне, казалось, что он приоткрывает какие-то тайны:

– А ведь и правда. Мы накопили какие-то определённые знания. Почему мы сомневаемся, что наши знания не так ценны для других? Каждый из нас столкнулся с какой-то проблемой и преодолел её – это и есть опыт. Почему бы не поделиться. Только перед этим, я считаю, надо спросить собеседника, а готов ли он выслушать. Не навязывать, не давать советов, а просто рассказать, а тот, кто выслушал, вправе сам принимать решение. И если он решит, что не готов самостоятельно справиться, и попросит помощи или поддержки, вот здесь наш опыт и пригодится.

После своих рассуждений Эдуард смутился и даже немного покраснел.

– Что-то меня на философию потянуло. Это, наверно, ваше присутствие, Геннадий Алексеевич, на меня так повлияло. У вас с коллегами беседы, наверное, посерьёзнее.

– Бывают, но, поверьте, с вами интереснее. Вы говорите от души, а они, за малым исключением, от ума. Что там у вас дальше записано?

– Притча. Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину: «Внутри каждого человека идет борьба двух волков. Один волк – это зло: гнев, зависть, жадность, надменность, гордыня, жалость к себе, ложь, обиды, эгоизм. Другой волк – это добро: мир, любовь, надежда, спокойствие, скромность, доброта, щедрость, честность, сострадание, верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько секунд задумался, а потом спросил:

– А какой волк победит?

Ответ старого индейца был прост:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» (притча племени Чероки).

Несколько секунд длилась тишина. Молчание прервал философ.

– Индейцы имели свою цивилизацию, религию и свою мудрость, основанную на природе. У них есть чему поучиться, хотя многие их считали дикарями. Есть ещё одна фраза, которую приписывают к индейской мудрости, но я не буду утверждать точно, просто не знаю. Она звучит так: «Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал».

– Я недавно размышлял о смысле жизни и осознал, что потерял его, – продолжил тему Павел Андреевич. – Моя жизнь стала мрачной, тоскливой и пустой. Я превратился в одинокого, убитого горем человека, а самое главное, отчего меня даже бросило в жар: я понял, что стал бесполезным. И тогда я решил: надо не просто жить, а ощущать в себе движение жизни. Для этого нужны отношения с людьми. Для этого надо заниматься тем, что нравится мне лично. Для этого надо с благодарностью вспоминать тех, к кому привязан сердцем. Встретив всех вас, у меня появилось желание общаться с вами, быть вам полезным, даже в роли вождя племени.– Он улыбнулся. – Спасибо вам. Вы возвращаете меня к жизни.

– Рано ты нас благодаришь, – сказала баба Лара. – Мы не такие «пушистые»и, как племенные женщины, кровушки твоей выпьем немало.

Все опять засмеялись.

– Ладно, потерплю, – ответил вождь. – У кого есть варианты девиза?

– Можно я скажу? – робко произнесла баба Клава.

– Что ты ещё придумала, помимо «вождя седовласых»? После твоих слов жизнь начинает бить ключом,– ответила подруга.

– Нет так нет.

– Говори уже.

– «Священная тропа добрых дел приведёт нас к радости», – произнесла она со смущением.

– Я так и знала. Теперь всю ночь учить и осмысливать твой девиз, – разрядила философскую направленность беседы баба Лара.

Все заулыбались. Им был понятен смысл сказанного и негласно одобрен.

– Вы молодец, Клавочка, – высказалась Зинаида Карловна, – я поддерживаю. Кто за, прошу поднять руки. Отлично. Единогласно.

– Клавдия Петровна, – обратился к ней Геннадий Алексеевич, – а вы правы, ведь даже в библии написано: «Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его. И если какой человек видит доброе во всяком труде своём, то это – дар Божий» (Ветхий завет. Гл. 3. Екклесиаст).

Мы живём не только ради удовлетворения своих инстинктивных потребностей: голод, жажда, сон, самосохранение, размножение и т. д. Современный мир всё чаще и чаще демонстрирует нам свою безучастность и корысть. Людям стало тяжело адаптироваться в этом мире. Все больше людей теряют смысл жизни.

Почему мы всего боимся в этой жизни? Да потому, что мы не ощущаем себя в ней, отвергаем свои жизненные условия и предъявляем другим чрезмерные требования, чтобы они за нас сделали то, что сами не можем. А надо принять себя со всеми своими слабыми и сильными сторонами, со своими убеждениями и привычками, принять те условия, в которых живём. Жить той жизнью, которая сложилась: с переживаниями, с неприятностями, с болезнями и обидами, но учиться этому противостоять, нарабатывать опыт преодоления. Если опыт не приобретается, то ситуации повторяются. Жизнь всё равно заставит задуматься и понять свои ошибки. Всё дается по силам. Мы так развиваемся.

Но нам мало просто жить. Нам надо, чтобы жизнь была достойной. Альберт Эйнштейн писал: «Достойна только та жизнь, которая прожита ради других людей». Помогая другим, мы становимся счастливее и делаем мир лучше. Нам необходимо проявлять эмоциональную открытость, сострадание и участие, чтобы услышать в ответ искреннюю благодарность. Тогда мы чувствуем ценность своей жизни. Эволюция человека проходит именно через эту благодетель. И много великих умов писали об этом.

Взять к примеру Вальтера Скотта: «Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли» или Бенедикта Спинозу: «Кто ни разумом, ни состраданием не склоняется к подаянию помощи другим, тот справедливо называется бесчеловечным». Как вам? А что происходит сейчас. Век противоречий. Сейчас только и слышишь: «Люби себя»,«Принимай меня таким, каков я есть». А какой ты есть? Ты сам знаешь? Есть такая фраза «Познай самого себя». Это античное изречение, написанное на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, где находился Дельфийский оракул

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4