Полная версия
Краткое изложение книги «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности». Автор оригинала – Стивен Кови
Саммари книги «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности»
Автор оригинала Стивен Кови
Автор пересказа – Александра Журавлева
Об авторе
Книга «Семь навыков преуспевающих людей» стала в США национальным бестселлером и принесла ее автору, Стивену Кови, всемирную известность. Кови является лектором и автором теории руководства, личной эффективности, семейных и межличностных отношений. Он стоит во главе учебно-консультационного центра, где помогают отдельным людям и коллективам повысить свою продуктивность благодаря взаимопониманию и творческому руководству.
Часть I. Принципы и стереотипы. От внутреннего к внешнему
Один из сыновей Кови не успевал в школе, в обществе вел себя инфантильно, физически был слабо развит. Над ними часто смеялись другие люди, но Кови с женой хотели ему помочь и постоянно подбадривали, внушая позитивный настрой. Однако все их усилия были тщетными, сын перестал себя уважать.
В то время Кови должен был подготовить двухмесячный курс овладения основами общения и восприятия для руководителей IBM. В ходе подготовки он заинтересовался тем, как образуются восприятия и как они влияют на поведение. Так он перешел к изучению теории вероятности и самосбывающихся пророчеств, или «эффекта Пигмалиона». Он понял, что в жизни следует учитывать не только действительность, но и ту призму, через которую мы ее воспринимаем.
Это помогло ему решить проблему с сыном. Оказалось, что для того, чтобы помочь ребенку приобрести уверенность в себе, нужно было измениться самим родителям.
Этика имиджа и этика характера
В XVIII–XIX веках считалось, что залогом успеха являются такие черты характера, как честность, скромность, верность, умеренность, мужество, справедливость, терпение, трудолюбие, искренность. В этот список входило и «золотое правило нравственности»: «Поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе». Но после Первой мировой войны центр внимания сместился от этики характера к этике имиджа. Успех стали рассматривать как результат создания общественного имиджа (выгодного представления о себе), системы правил и образцов поведения, умений и приемов, служащих «смазкой» при взаимодействии с другими людьми.
Развитие этики имиджа в основном пошло по двум направлениям: одно занялось правилами поведения в обществе, а другое внедрением в сознание положительной установки. Последняя выражается в таких формулах, как «Правильное отношение – залог правильного решения»; «Улыбкой скорее завоюешь друзей, чем серьезностью»; «Разум способен добиться всего, что только может вообразить».
В остальном этика имиджа сводится к откровенному манипулированию, почти шарлатанству, и предлагает арсенал средств, с помощью которых можно добиться хорошего отношения к себе со стороны других людей.
Достоинства подлинные и мнимые
Отдельные элементы этики имиджа, например формирование личности, овладение искусством общения, выработка стратегии влияния и положительное мышление, полезны и важны для достижения успеха. Но они вторичны. Невозможно заставить людей вести себя так, как не ведешь себя сам. Неискренность рождает недоверие; несмотря на самые искусные методы все действия будут восприняты как манипулирование.
Отношения между людьми похожи на фермерство: что посеешь, то и пожнешь. На коротком отрезке времени или при кратковременных контактах можно пустить в ход обаяние и произвести благоприятное впечатление, но в длительных отношениях это не пройдет.
Власть стереотипа
«Семь навыков успеха» воплощают основополагающие принципы плодотворной человеческой деятельности. Чтобы понять их, нужно разобраться в собственных стереотипах.
Каждый владеет своей моделью мира, похожей на карту. Если у человека неверная карта, то сколько бы усилий он ни прикладывал, все равно попадет не туда. Все множество карт в голове у каждого человека делится на две группы: отображения реальной действительности и ценности или идеалы, то есть то, где предметы и явления предстают такими, какими мы хотим их видеть. Все, что с нами происходит, мы воспринимаем сквозь призму этих карт. Мы редко задумываемся об их точности и иногда даже не отдаем себе отчета в их существовании. Их формируют семья, школа, церковь, коллеги, друзья, условия жизни и популярные теории.
Отсюда вывод: отношение к проблеме и поведение в первую очередь зависят от сложившихся стереотипов. Поэтому в долгосрочной перспективе не получится просто изменить подход к проблеме и свое поведение, нужно пересматривать свои представления.
Каждый убежден, что единственный видит мир незамутненно, однако это не так. Пытаясь описать явления окружающей действительности, мы описываем себя, свое представление о них. Чем полнее мы отдаем себе отчет в наличии у нас определенных представлений, чем внимательнее прислушиваемся к другим и считаемся с их мнением, тем шире наш кругозор и объективнее точка зрения.
Видение и бытие
Проблема в воспитании сына Кови была в том, что они были тщеславными родителями, пленниками этики имиджа. Им нужно было сломать стереотип, радикально перестроить семейную жизнь, что помогло им взять ситуацию в свои руки.
Система взглядов, основанная на принципах
В основе этики характера лежит аксиома о существовании принципов, от которых зависит успех деятельности. Принципы так же объективны, бесспорны и незыблемы, как закон всемирного тяготения в физике.
Люди смотрят на жизнь и взаимоотношения с окружающими сквозь призму своих представлений, или карт, составленных на основании их жизненного опыта. Что же касается объективной реальности, или «местности», то она сплошь утыкана «маяками», принципами, лежащими в основе развития и процветания личности. Эти принципы вплетены историей в ткань общества; они – корни человеческого опыта, вобравшего в себя опыт каждого рода, любого общественного установления, выдержавшего проверку временем.
Эти принципы то и дело напоминают о себе; степень их осознания людьми и умения жить в согласии с ними ведет либо к жизнестойкости и стабильности, либо к упадку и краху. Они самоочевидны и универсальны, являются необходимым условием человеческого существования, изначально присутствуют в сознании всех людей.
К примеру, принцип справедливости, из которого произросла концепция права. Даже маленькие дети от природы наделены чувством справедливости. На честности и постоянстве держится доверие, без которого невозможно деловое сотрудничество и в общем все рассчитанные на долгую перспективу связи между людьми. Далее идет человеческое достоинство; затем долг, сопряженный с потребностью внести свой вклад в дело свободного и счастливого развития человечества. С ним тесно связано понятие добродетели.
Еще есть принцип потенциала: каждый постепенно его раскрывает, обнаруживая в себе таланты. С ним тесно связаны становление, развитие и прогресс – процесс реализации потенциала, самовыражения и самоутверждения личности, в свою очередь требующие терпения, заботы и поощрения.
Принципы отличаются от правил. Правила действуют в определенной ситуации, принципы являются фундаментальными истинами. Будучи полностью усвоенными, то есть преобразованными в навыки, принципы могут послужить основой для выработки правил.
Принципы – ограничители, помогающие нам соотносить свое поведение с непреходящими ценностями. Они фундаментальны и неоспоримы, потому что самоочевидны. Чем точнее наши представления о мире совпадают с верными принципами, тем они надежнее.
Принцип развития и шанса
Этика имиджа притягательна, потому что обещает быстрый, не требующий особого труда способ достичь высокого качества жизни и установить тесные взаимоотношения с другими людьми. Однако к долговременному успеху она не приводит. Например, чтобы установить хорошие отношения с женой, детьми, друзьями или сослуживцами, нужно научиться слушать. Это требует больших эмоциональных затрат. Процесс слушания включает в себя такие компоненты, как терпение, открытость и искреннее стремление понять. Все эти качества относятся к высокому уровню развития личности.
В сфере бизнеса последствия попыток ускорить естественный процесс развития наблюдается, когда администрация пытается «купить» более высокие производительность труда, качество продукции либо обслуживания, дисциплину и сознательное отношение к труду за счет красноречия, искусства улыбаться, перестановки кадров и так далее. Но при этом она упускает из виду, что между сотрудниками нет доверия, соответственно, нет и долговременных успехов.
Новый уровень мышления
Для решения этих проблем нужна не этика имиджа, а иная, более высокая система взглядов, основанная на принципах, точная «карта» осмысленного бытия и взаимодействия людей. Этот новый уровень мышления и есть то, что называется «Семь навыков успеха». Он опирается на коренные свойства личности, идет «от внутреннего к внешнему» и подходит к личной и межличностной деятельности с точки зрения ее эффективности.
Суть этого подхода в следующем: если вы хотите иметь счастливую семью, нужно быть человеком, способным вырабатывать положительную энергию и нейтрализовать отрицательную. Хотите иметь послушных сына или дочь, будьте всепонимающими, способными к сопереживанию, последовательными и любящими родителями. Хотите иметь больше самостоятельности на работе, будьте ответственным, полезным, высокоэффективным работником. Принцип «от внутреннего к внешнему» предлагает начать с себя, то есть с жизненной философии, а также свойств характера и мотивов. Он подразумевает, что личные победы предшествуют коллективным; прежде чем дать – и попытаться сдержать – обещание другим, нужно научиться выполнять обещанное самому себе. Бессмысленно ставить имидж впереди личности, пытаться улучшить отношения с другими людьми, не избавившись от собственных недостатков.
* * *Из-за мощного влияния среды и господствующей в настоящее время этики имиджа, переход к принципу «от внутреннего к внешнему» становится для многих трудной, исполненной драматизма ломкой стереотипа.
Семь навыков – общее представление
Характер определяется привычками, они представляют собой неизменные, часто неосознанные образцы, которые постоянно, изо дня в день выражают характер человека, обусловливая как жизненный успех, так и жизненную неудачу. Разорвать силу привычки может оказаться подчас так же тяжело, как оторваться от земли.
Стадии зрелости
«Семь навыков» обеспечивают последовательный и комплексный подход к повышению индивидуальной и коллективной продуктивности, способствуют нашему поступательному движению от зависимости к независимости и далее – к взаимозависимости. В детстве мы зависимы от взрослых, по мере взросления становимся все более самостоятельными, но постепенно понимаем, что в природе все взаимосвязано: существует единая экологическая система, обеспечивающая порядок в мире, включая общество. Далее мы открываем для себя, что наши достижения зависят от участия других людей; человеческая жизнь, так же, как и природа, оказывается взаимозависимой.
Зависимые люди нуждаются в других, чтобы получить от них то, что им нужно. Например, эмоционально зависимые люди страдают от неуверенности, когда другие люди не проявляют к ним симпатии. Интеллектуально зависимые позволяют другим решать за них все проблемы.
Независимые могут добиться этого ценой собственных усилий, за счет своего интеллекта. Но это еще не вершина, хотя современное общество и превозносит независимость. Во имя ложно понятой идеи независимости люди разбивают семьи, бросают своих детей и отвергают все виды социальной ответственности. Реакции и поведение людей, которые «сбрасывают оковы», «освобождаются», «самоутверждаются», «делают то, что хотят», нередко позволяют заподозрить новую зависимость, от которой невозможно убежать, потому что она – внутренняя, а не внешняя. Мы позволяем чужим слабостям и недостаткам разрушить нашу эмоциональную жизнь, ощущаем себя жертвами других людей и не подвластных нам обстоятельств.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.