bannerbanner
История одной казачьей станицы
История одной казачьей станицы

Полная версия

История одной казачьей станицы

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

Полковник Б. Р. Хрещатицкий попытался воспользоваться этими связями, постоянно добиваясь для 52-го Донского казачьего полка наименования «Резервный Гвардейский казачий полк». Он разработал Положение о сводной гвардейской бригаде казачьего резерва и особый значок гвардейского казачьего резерва. Самое интересное, что его потуги не пропали даром и генерала он всё-таки получил.

Так вот, в этом 52-м Донском казачьем полку помощником по хозяйственной части был офицер, вписавший немало страниц в историю станицы Гундоровской, это Андриан Константинович Гусельщиков.

Надо сказать, что помощник по хозяйственной части в казачьем полку – это не просто завхоз, пересчитывающий портянки, это фактически правая рука командира полка. Не зря в 10-м Донском казачьем полку из помощника по хозяйственной части командиром этой воинской части был назначен полковник Фарафонов, а в 52-м Донском казачьем полку предшественником Гусельщикова служил полковник Анатолий Александрович Траилин, ставший командиром 1-го Донского казачьего полка.

В войну А. К. Гусельщиков вступил подъесаулом, командиром 3-й сотни 52-го Донского казачьего полка. Первое его боевое дело было 5 сентября 1914 года, когда при захвате города Синява, на пути в Краков его сотне удалось захватить кассу, несколько орудий и автомобиль. Затем полк перебросили к Перемышлю, где он участвовал в боях по блокаде этой крепости. О том, как заведующий хозяйством полка Гусельщиков содержал полк, лучше всего говорит выписка из приказа от 27 мая 1916 года по 1-му Туркестанскому армейскому корпусу, которому был придан 52-й Донской казачий полк: «52-й Донской казачий полк представился в составе 4 штаб-офицеров и 28 обер-офицеров. Вид людей блестящий. Все молодец к молодцу, прекрасно и однообразно одеты, в новых шинелях и фуражках. Амуниция в порядке. Оружие в хорошем состоянии, если не считать отдельных шашек, требующих большей отточки. Патроны и обоймы в порядке. Сёдла и вьюки в исправном виде. Большая часть лошадей хорошего сорта, от двух и выше вершков роста… Тела лошадей, в общем, хороши».

52-й Донской казачий полк, как и многие казачьи полки, во время стабилизации фронта в 1916 году снаряжал за линию фронта партизанские отряды. Во главе одного из них стоял гундоровец хорунжий Королёв, гвардеец, красотой которого восхищались на императорских смотрах казачьей гвардии. Вот как о проводах партизанского отряда 52-го Донского казачьего полка возле деревни Долматовщизна написано 16 июля 1916 года в журнале военных действий полка:

«Сегодня в 18 часов партизанская команда в составе 37 членов под командой хорунжего Королёва в конном строю и при полном снабжении выделилась из полка и после напутственного молебствия в штабе дивизии была отправлена на погрузку. Казаки, трогательно простившись с родным полком, бодро и весело отправились в неизвестность».

Справедливости ради следует отметить, что гундоровцы из 52-го полка отличались не только на смотрах и в партизанских боях. Были и такие, которые поднаторели на жалобах командованию. Вот что заявили на смотре походного атамана некоторые из казаков: «…станицы Гундоровской старший урядник Пётр Стариков, младший урядник Владимир Попов и казак Стефан Изварин жаловались, что не получали бельевых денег за 14-й и 15-й год. Кроме того, они получили натурой лошадь в 125 рублей и по 50 рублей наличными, а жаловались на то, что ушедшие раньше на войну казаки получали по 200 рублей».

Ценность этой информации только в том и состоит, что благодаря заявленным жалобам сохранились в архивах фамилии этих казаков, а вот ответов на эти жалобы найти не удалось.

Глава 3. Образ жизни – казачий

3.1. От хлеборобства богатым не будешь…

Описание того, какой была станица Гундоровская в последней четверти XIX века и чем в ней занимались, мы можем найти в неофициальной части газеты «Донские областные ведомости» от 3 сентября 1875 года, в которой опубликована небольшая статья жителя станицы Фёдора Ермолова такого содержания:

«Станица Гундоровская расположена на правом берегу Донца и на левом берегу Каменки в углу их соединения. Местоположение занимает прекрасное, но не совсем удобное для поселения. Оно представляет собою высокий холм, изрезанный глубокими оврагами и балками, каковые при заселении представляют большие препятствия.

С северной стороны станица окаймлена лесом, растущим по обеим сторонам Донца, а с востока и юга – хуторами и садами. Здания в станице деревянные, число которых простирается до двухсот. Дома крыты большею частью соломою. Тесовых и железных крыш до шести процентов. Эти дома составляют самый центр станицы. Под домами, находящимися в центре, устроены лавки торговцев, число которых простирается до одиннадцати. На самой середине станицы возвышается каменная пятиглавая церковь с деревянной колокольней. На площади около церкви по праздникам бывают базары, на которых продают съестные припасы и разного рода топливо.

Ярмарка в станице бывает 15 августа. Рогатый скот, овцы и лошади продаются на этой ярмарке по хорошим ценам. Торг продолжается не свыше пяти дней. Приезжих торговцев с красными и бакалейными товарами бывает мало. Зато трактиров много. Жители станицы занимаются преимущественно земледелием. Торговли нет. Училище для мальчиков открыто в станице в 1862 году, а для девочек – в 1868 году. Станичники в настоящее время, видимо, стараются всеми мерами дать образование своим детям, не только мальчикам, но и девочкам.

Станица существует в настоящем месте не более 15 лет. В прежнее время она была на левой стороне реки Донца. Но, находясь на низком месте, затапливалась во время половодья водою. Поэтому станичники решились было переселяться на другое более удобное место».

Как видно из этого описания, в станице Гундоровской, как, впрочем, и в соседних с нею станицах – Луганской, Митякинской и Каменской – основным промыслом для населения являлись земледелие и животноводство. А ведь ещё за двести лет до этого времени, в самом начале существования названных станиц, казакам было запрещено заниматься сельским хозяйством.

Донской войсковой атаман Фрол Минаев в 1689 году, приезжая за жалованием в Москву, в расспросных речах, утверждал следующее:

«Беглые приходят к ним на Дон и на Хопёр, и на Медведицу непрестанно… и завели было всякую пашню, и они (казаки), увидав то в нынешнем году во время съезду всех казаков, великих государей к годовому жалованию, приняли по всем городкам войсковой свой приговор, чтоб никто нигде хлеба не пахали и не сеяли, а если станут пахать, то бить до смерти и грабить, и кто за такое ослушание кого убьёт и ограбит, и на того суда не давать, и кто хочет пахать, и те б шли в прежние свои места, кто где жил».

Сами казаки о своём образе жизни говорили так: «Питаемся, словно птицы небесные, не сеем, не пашем, не собираем в житницы». Когда казаки начали заниматься выращиванием зерна и других даров земли, то все сельскохозяйственные работы – пахоту, сев или косовицу – они проводили всей станицей и при полном боевом снаряжении. Приходилось по-прежнему постоянно остерегаться разбойничьих набегов кочевников.

После взятия Азова и окончания всех бурных событий петровского времени – от подавления булавинского восстания, до победы в длительной и изматывающей Северной войне, донское казачество, чтобы обеспечить себе и своим семьям хотя бы сносное пропитание и меньше зависеть от монарших милостей, было вынуждено заняться хлебопашеством. Благо, для этого на Дону и Северском Донце были все условия: достаточно много плодородной земли, относительно благоприятный климат и постоянно растущее население юга России, которое и стало основным потребителем, как тогда говорили, «произведений хлеборобского промысла».

Трудились казаки на своей земле до «седьмого пота», питались сухарями и ключевой водой, чернели лицом от сжигающего кожу солнца, худели телом. Но в удачные времена этот тяжеленный труд вознаграждался хорошим урожаем хлеба насущного. Слово «урожай» не зря было такого знакомого корня. Его ждали, в него верили, о нём, долгожданном и полновесном, самозабвенно молились и дома, и в церкви.

В основе нелёгких земледельческих трудов лежал, прежде всего, ручной труд, те самые пудо-футы мужской и женской мускульной силы. Только к концу XIX века появились орудия труда, несколько облегчившие труд казака, да и то ненамного.

С 70-х годов XIX века в Донской области начали применяться «буккера» – плуги новейшей, на тот момент, конструкции, которые заменили устаревшие «сабаны». Из Германии поступали плуги Сакка и Эккерта, рядовые сеялки, конные и ручные молотилки, механические веялки, куколеотборные машины или триера. Появились сенокосилки, сноповязалки, конные грабли, сенные прессы. Одновременно прежние деревянные бороны стали заменяться боронами с железными зубьями. На полях использовались катки для прикатывания посевов. В обиход земледельцев вошли жатки-лобогрейки, их ещё называли «чубогрейки», с ручным сбрасыванием скошенных стеблей зерновых культур. В усадьбах помещиков, а чуть позже и у богатых казаков, стали появляться локомобили с паровыми двигателями, которые применялись для разных целей, но в основном для молотьбы хлебов.

В среднем доходы от земледелия были невелики, и казаки сокрушённо восклицали: «От земледелия богат не будешь, но и с голоду не помрёшь». И довольно часто в разговорах использовали и другую, ставшую крылатой пословицу: «Что посеешь, то и пожнёшь; как потопаешь, так и полопаешь».

Многими казаками постоянно владела идея о справедливом переделе земли. В правовом отношении для передела земли юрта станицы Гундоровской препятствий не существовало. Препятствия возникали в основном морального характера. Вот как об этом писали «Донские областные ведомости» 20 сентября 1875 года:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Сажень – древняя мера длины, которая составляла 2 метра 16 сантиметров.

2

Пуд – 16, 38 килограмма, фунт – 409 граммов, мера для сыпучих тел -26,24 литра, а вес, в зависимости от плотности.

3

Старинные меры длины: аршин -71 сантиметр, вершок – 4,4 сантиметра.

4

Охотниками в то время называли добровольно вызвавшихся на выполнение боевого задания казаков.

5

Хунхузами на той войне называли промышляющих разбоем китайцев, которые во время боевых действий воевали на стороне японцев.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7