Полная версия
Дизайн-проектирование развивающей среды для детей
Таким образом, возрастной диапазон посетителей площадок расширился, и они стали превращаться в своего рода общественные центры. Издавались сборники с чертежами каруселей, горок, лавочек. Но, все же, большинство дворовых площадок и в довоенный период, и в 50-х – 60-х годах были очень бедными, а отношение к ним было достаточно поверхностным.
Тем не менее, именно тогда начал складываться «золотой стандарт» детской игровой площадки, включавший подвесные и наземные качели, маленькую карусель (которая раскручивалась молодёжью до космических скоростей), деревянную или металлическую горку, металлическую конструкцию для лазания, песочницу с грибком-навесом, а также скамейки для родителей. К этому богатству мог прилагаться отдельный теневой навес. Иногда этот набор дополнялся деревянными качалками, которые, в отличие от современных, могли не иметь ограничителей и потому иногда переворачивались. Подвесные качели также могли иметь втулки, которые позволяли делать полный оборот вокруг оси, что автор данной книги и проделывал неоднократно. Кроме того, на некоторых площадках сооружались небольшие сцены для проведения различных мероприятий.
В 60-х годах отдельные элементы площадок стали расписывать по мотивам народных сказок.
В 70-х годах такие наборы получили статус типовых, но, производились, как правило, на местных предприятиях. По этой причине формы и материал игровых элементов варьировались.
Распространению стандартных подходов способствовала массовая застройка жилых кварталов по принципу открытой планировки с обширными дворами.
Тогда же в некоторых дворах появились неглубокие плескательные бассейны. Но, сложности с поддержанием чистоты заставили от них отказаться и разрушающиеся бетонные ванны остались памятниками ушедшим временам.
С началом эпохи покорения космоса началось массовое сооружение горок стилизованных под ракету в самых различных вариациях.
На Западе в 60–70-е годы детские площадки оказались в фокусе внимания дизайнеров и архитекторов. Этот период ознаменовался попытками архитекторов подойти к сооружению детских площадок с теми же мерками, что и к «большой» архитектуре, что привело к серии экспериментов в области формообразования. Идея была хороша – раз без детских площадок нельзя обойтись, то почему нельзя сделать их полноценным элементом городского ландшафта, важной в эстетическом плане частью городской архитектуры? В процесс проектирования площадок начал проникать средовой подход, который отличается тем, что архитектор или дизайнер пытаются не просто благоприятно расположить отдельные игровые элементы, а создать особую среду способную через разнообразные пространственные вариации предоставить детям более широкие возможности для игр и компенсировать монотонность окружающей застройки,
При сооружении детских площадок стали использовать масштабные металлические и деревянные конструкции, а также такие капитальные материалы как железобетон и натуральный камень. В подходах дизайнеров и архитекторов этого периода трудно заметить существенную разницу, но, все же, можно отметить, что дизайнеры, как правило, обращают больше внимания на проработку каждого отдельного объекта и не останавливаются перед применением новых материалов, например – пластмассы.
Стандартное оборудование на таких площадках уходило на второй план, а на первом оказывались необычные скульптурные формы, фактически – модернистские арт-объекты, контрастировавшие с привычными элементами городской среды и способные подарить новые, нетривиальные пространственные ощущения. Конечно, такие площадки почти не тиражировались и были скорее исключением, чем правилом, тем не менее, подобные эксперименты проводились во многих странах, в том числе – во Франции, Японии и США.
Габриэла Буркхальтер проводила сбор и анализ данных о детских площадках в период с 1950-х по 1980-е годы в мировом масштабе. Начиная с 2013 года, на основе этих данных в разных странах организовывались тематические выставки, где исторический материал дополнялся современными концепциями. Как уже упоминалось выше, в конце 2016 года арт-проект «Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы» проходил в московском музее «Гараж».
В материале посвящённом выставке можно найти следующий комментарий: « Вплоть до 1980-х годов (а изредка такие прецеденты встречаются и сегодня) детские игровые площадки служили пространством для социальных экспериментов, основой для смелых проектов в области образования и поводом преобразить городской ландшафт за счёт создания ярких, оригинальных скульптурных объектов. Архитекторам, урбанистам, художникам, родителям и детям предлагалось покинуть привычное, типичное и комфортное пространство уже освоенного ими города и отважиться на проживание нового, необычного опыта.
Являясь местом, где пересекаются такие сферы, как детство и обучение, городское планирование и развитие публичных пространств, архитектура и искусство, детские площадки упорно сопротивлялись институциональным и идеологическим типизациям и развивались собственными, порой революционными путями. Тем не менее попытки осознать ценность детских площадок как объектов культурного наследия предпринимались крайне редко и несистематично, поэтому их история в значительной степени была утрачена и не поддаётся детальной реконструкции – пусть даже у всех нас есть личные воспоминания об этом уголке, где мы встречались с друзьями, приобретали новый опыт и сталкивались с первыми рисками, исследуя городскую среду обитания».
В каталоге подобной выставки проходившей в том же году в Цюрихе представлен интересный материал, являющийся результатом кропотливого труда по поиску, отбору и систематизации информации.
Среди наиболее известных представителей скульптурного направления – французский коллектив Group Ludic, работавший в 60-70-х годах. В основе большинства площадок этой группы – сферы из переработанных вторичных материалов.
Ниже на снимках представлены игровые площадки построенные в 60-х – 70-х годах во Франции, Великобритании и США.
На следующих иллюстрациях фрагменты площадок спроектированных известным ландшафтным архитектором Полом Фридбергом (Riis Plaza, Jacob Riis Houses, New York, 1965).
Но, если внимательно присмотреться к этим площадкам и представить себе возможные источники травм, то можно увидеть, что во многих случаях, детям «предлагается» падать на твёрдые поверхности или даже выступающие углы. Это противоречит логике безопасности. К примеру, работающие в кинематографе каскадёры всегда очень тщательно готовят территорию, убирая даже небольшие камни и мусор способные нанести травму.
В СССР 70-е и начало 80-х годов ХХ века также отмечены интересом к детским площадкам со стороны архитекторов, что объясняется, в первую очередь, реакцией профессионального архитектурного сообщества на общемировые тенденции. В течении двух десятилетий в разных городах СССР были реализованы оригинальные проекты площадок. Архитекторы использовали комплексный подход к планировке участка, прокладывали дорожки, задействовали рельеф и использовали не только металл и дерево, но и железобетон.
В первую очередь это относится к территориям, которые получали статус «подшефных», например – к жилым комплексам построенным для работников какого-либо крупного предприятия. Крупные детские площадки строились и в городских парках в дополнение к обычным аттракционам. К сожалению, в масштабах страны такие проекты все же были скорее исключением, чем правилом. К тому же, установить авторство этих сооружений практически невозможно, так как для архитекторов они были «побочным продуктом».
Несколько интересных площадок были построены по проектам студентов-архитекторов и дизайнеров – например, в Харькове. Но, найти фотографии таких площадок автору не удалось.
На иллюстрации игровая площадка построенная в 80-х годах в Тобольске.
К этому же времени относятся космические игровые формы Тернопольского парка «Топильче», построенные из металла, а потому частично сохранившиеся. Подобных конструкций в Советском Союзе было великое множество.
Большинство фундаментальных площадок все же представляли собой имитацию деревянной или бетонной крепости с декоративными элементами. Особенно распространёнными в России были площадки сооружённые с использованием традиционной технологии «сруба».
Характерным элементом того времени были и спортивные дворовые площадки. Как правило, они представляли собой обнесённую металлической сеткой баскетбольно-волейбольную площадку. При этом, в большинстве случаев, волейбольная сетка отсутствовала в принципе. В средней климатической полосе и севернее, во дворах можно было увидеть ограждение хоккейных площадок. Однако заливались такие площадки далеко не всегда. Тренажёры, в современном понимании этого слова, также отсутствовали.
Игровые площадки детских садов, как правило, имели те же элементы, только меньшего масштаба и более примитивные. Часто на таких площадках можно было встретить деревянные стилизованные паровозики с вагончиком или грузовые автомобили с кузовом.
Обязательный атрибут площадки детского сада – навес от дождя. Отличительная черта площадок – большая декоративность. Как правило, это были росписи по мотивам сказок (иногда – копии работ Ивана Билибина) или герои мультфильмов. Причём, со временем мультипликационные мотивы получали все большее распространение.
Нужно отметить, что физические возможности и характер игровой деятельности детей 2 – 7 лет значительно отличаются. Это делает необходимым дифференцирование игрового оборудования по возрастным группам. Но, на практике, игровые площадки для групп разного возраста, чаще всего, представляли собой (и представляют сегодня) абсолютно одинаковые наборы. Кроме того, количество и качество оборудования, сильно зависело от финансовых возможностей организации в ведении которой находилось дошкольное учреждение. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев говорить о профессиональном проектировании не приходилось.
60 – 80-е годы – эпоха активного участия жителей в оформлении дворовых игровых площадок. Вообще, во второй половине 20 века, в отношении своих дворов жители проявляли значительно большую активность, чем в 21 веке.
Характерным элементом таких площадок были полосы препятствий, которые сооружались из вкопанных торцом в землю отрезков брёвен и старых автомобильных покрышек. Покрышки можно назвать универсальным материалом, который широко использовался в самодеятельном благоустройстве дворов в советские времена и, с таким же успехом, используется и сегодня. Причём, количество вариантов конструкций не поддаётся счёту.
Элементы площадок раскрашивались и расписывались самодеятельными художниками, часто – с привлечением самих детей. Результат, конечно, был достаточно примитивным. Иногда по инициативе жильцов на площадках устанавливались самодельные деревянные скульптуры (как правило, также сомнительного художественного качества). В русскоязычном сегменте Интернета можно найти фотографии таких композиций способных испугать не только ребёнка.
С другой стороны, на детских площадках городских парков авторами таких работ, как правило, были профессиональные художники.
Конечно, детские площадки 60 – 80-х годов нельзя назвать безопасными. Несмотря на существование нормативов, предписывавших, к примеру, что вокруг конструкций для лазания, качелей, каруселей должна быть зона безопасности очищенная от других конструкций и имеющая покрытие смягчающее падение (песок, мелкий гравий), на практике эти требования соблюдались только в тех случаях, когда проектированием площадок (вернее – размещением оборудования в рамках благоустройства новых жилых районов) занимались профессиональные архитекторы. «Самодельщики», как правило, об этих нормативах и не слышали. Чаще всего территория детских площадок представляла собой просто вытоптанный грунт превращающийся в грязь после каждого дождя.
В 80-х годах массовая застройка типовыми домами привела к типизации оборудования площадок и большему вниманию к нормам безопасности. С другой стороны – изготовление и установка новых площадок стали обязанностью ЖЭКов, что привело к максимальной экономии средств, и, одновременно, примитивизации и снижению художественных качеств детских игровых комплексов. Несмотря на то, что в ряде проектных институтов продолжалась разработка нового игрового оборудования, эти проекты, как правило, не реализовывались.
Тем не менее, нормативная обязательность сооружения детских площадок при благоустройстве придомовых территорий, определила дальнейший процесс их эволюции. Постепенно появлялись новые элементы (чаще всего – позаимствованные из зарубежной практики). Один из элементов получивших широкое распространение и у нас, и за рубежом – конструкция для лазания сконструированная по принципу «геодезического купола» разрабатывавшегося американским дизайнером Р.Б. Фуллером.
В 80-х годах большое распространение получили двухъярусные площадки, часто, как стилизация крепости. Со второго уровня можно было спускаться по горкам, трубам или лестницам. Этот тип площадок позднее закрепился как основной.
Все же, несмотря на стремление архитекторов обеспечить хотя бы минимальный уровень благоустройства, кризисное состояние экономики и нехватка средств приводили к тому, что не обеспечивались даже скромные строительные нормативы. Стандартные «детские наборы» множества дворов были минимальными. К тому же, фактическое отсутствие дизайна в СССР приводило к практически полному отсутствию действительно грамотных разработок, учитывающих возрастные и эргономические требования. И хотя игровое оборудование являлось традиционным учебным заданием в дизайнерских ВУ3ах (а их в РСФСР было три), в большинстве случаев на эти проекты не обращали никакого внимания. Игровая среда жилых районов и детских садов была полностью отдана архитекторам, для которых это направление было маловажным, и «самодельщикам». Кроме того, отсутствие обратной связи между практикой эксплуатации и проектированием приводило к тому, что новые проекты зачастую оказывались хуже ранее предлагавшихся.
Хоть и не очень внушительная статистика травм привела к тому, что, в начале 1980-х годов, в ряде стран, в том числе в США, были приняты более строгие нормы регулировавшие сооружение детских площадок (что повлияло и на советскую практику). Это, в свою очередь, привело к разработке ряда модульных комплексов, на основе которых, в зависимости от конкретных условий места, можно было сооружать разные по размерам и конфигурации игровые площадки. Такое оборудование производилось (и производится) промышленным способом, исключало необходимость в «самодеятельности» и соответствовало нормам безопасности. Фактически, именно тогда была заложена основа современной практики проектирования детских площадок. Пример такой модульной системы, разработанной дизайнером Джеймсом Туми на основе деревянных, металлических и пластиковых элементов, можно увидеть в брошюре «Дизайн США» приуроченной к прошедшей в Москве в 1989 году выставке.
Пластиковые элементы начинают особенно широко применять с начала 80-х годов.
За прошедшие десятилетия именно модульные площадки из металла, дерева, фанеры и пластика получили в мире наибольшее распространение. Появилась мощная индустрия по производству детских игровых площадок.
Безусловно, модульный принцип прогрессивен и целесообразен с точки зрения стоимости и безопасности. Однако, именно тогда начался период, который сейчас многие называют кризисным. Дело в том, что с площадками случилось то же самое, что происходит с любым серийно выпускаемым промышленным продуктом – они стали одинаковыми или очень похожими.
Да, в 70-е годы уровень площадок колебался в диапазоне от «профессиональная и интересная» до «убогая». Тем не менее, многие, даже самодеятельные, площадки обладали своей индивидуальностью, иногда – оригинальными неповторимыми чертами. С приходом модульных конструкций «туризм» в соседний двор стал бессмысленным. Кроме того, благодаря рекламе, а позднее и Интернету, стало очень легко копировать конструкции. В итоге, мы можем встретить похожие площадки не только в соседних европейских городах, но и в странах юго-восточной Азии. Произошла всемирная игровая унификация. К этому стоит добавить, что и на новейших площадках в основном повторяются те же элементы, которые получили распространение ещё в 50-е годы ХХ века.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.