Полная версия
Сказка становится былью
Андрей Тихомиров
Сказка становится былью
«Подводное царство»
Современные научные исследования подтверждают ранее высказанные идеи, объясняющие различные «чудеса», в данном случае существование «подводного царства».
«Российская Газета» сообщает о том, что в Мексике подводные археологи из Национального института антропологии и истории (INAH) обнаружили древний сенот майя, внутри которого нашлось уникальное каноэ. Анализ этой и других находок показал, что исследователям удалось найти то, что майя считали входом в загробный мир. Краткий отчет об исследовании, представленном в рамках 12-го Международного конгресса майянистов, опубликован на сайте INAH. Сообщается, что само каноэ было обнаружено подводными археологами еще два года назад. С тех пор оно проходило анализ в лабораториях Мексики и за рубежом. Специалисты пришли к выводу, что каноэ использовалось только в ритуальных целях. Хотя оно изготовлено в традициях майя, эта лодка не могла держаться на воде, так как имела очень тяжелые нос и корму. Следовательно, она была создана в символических целях, для подношения богам. Более того, вокруг каноэ были обнаружены 38 скелетов, в том числе плюсневая кость человека, стопа взрослой женщины, а также кости броненосца, собаки, индейки и орла. Все находки были сделаны при погружении археологов в затопленный сенот Сан-Андрес, расположенный под одноименным археологическим памятником. Сенот – это форма карстового рельефа, естественный провал, образованный при обрушении свода известняковой пещеры, в которой протекают подземные воды. Народы майя считали сеноты священными местами. Города обычно строились вокруг таких объектов. Для майя это были и источники воды, и сакральные места для жертвоприношений. Кроме того, легенды гласили, что сеноты являются порталами в загробный мир. Майя верили, что внутри этих естественных структур находятся входы в подземный мир, по которому бродят и боги, и души умерших людей. Известно, что в ряде городов майя строили под главными храмами искусственные подземелья, имитирующие настоящие сеноты. В данном случае после двухлетнего исследования археологи пришли к выводу о том, что сенот Сан-Андрес в верованиях майя точно считался входом в загробный мир. И главным доказательством этого они называют жертвенное каноэ. Кстати, его длина составляла 2,15 метра, ширина – 45 сантиметров, а высота – 36,5 сантиметра. По словам археолога Хесуса Гальегоса, преобладание костей броненосца и наличие плюсневых костей человека наводят экспертов на мысль о ритуальном использовании каноэ и его размещении в пещере до того, как она была затоплена. Известные способности броненосца плавать и даже ходить по дну, надолго задерживая дыхание, были намеком на то, что это животное без проблем могло войти в подземный мир. Это отвечает представлениям майя о затопленных пещерах, как о порталах в космогоническое пространство. Кстати, изначально археологи считали, что находки относятся к позднему классическому периоду (830-950 гг. н.э.), которым датируются практически все предметы в сеноте Сан-Андрес. Но радиоуглеродное датирование древесины каноэ показало, что органический материал датируется XVI веком.
Из книги Тихомирова А.Е. и Тихомировой М.А., Наука о сказках – 2. "Ridero", Екатеринбург, 2021
Сказка с научными комментариями. Научные комментарии в скобках.
Морской царь и Василиса Премудрая
За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. (За тридевять земель – в древнем счете по девяткам: тридевять – двадцать семь, тридесять – тридцать, так же и двунадесятые праздники – 12 главных православных праздников по старинному русскому счету, сравните с немецкими числительными, которые читаются с последней цифры). Поехал царь по чужим землям, по дальним сторонам; долгое время домой не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивава-царевича, а царь про то и не ведает.
Стал он держать путь в свое государство, стал подъезжать к своей земле, а день-то был жаркий-жаркий, солнце так и пекло! И напала на него жажда великая; что ни дать, только бы воды испить! Осмотрелся кругом и видит невдалеке большое озеро; подъехал к озеру, слез с коня, прилег на брюхо и давай глотать студеную воду. Пьет и не чует беды; а царь морской ухватил его за бороду. (Царь морской – это, скорее всего, вождь или жрец, охраняющий свои владения).
– Пусти! – просит царь.
– Не пущу, не смей пить без моего ведома! (Говорят на одном языке).
– Какой хочешь возьми откуп – только отпусти!
– Давай то, чего дома не знаешь.
Царь подумал-подумал – чего он дома не знает? Кажись, все знает, все ему ведомо,– и согласился. Попробовал – бороду никто не держит; встал с земли, сел на коня и поехал восвояси.
Вот приезжает домой, царица встречает его с царевичем, такая радостная; а он как узнал про свое милое детище, так и залился горькими слезами. Рассказал царице, как и что с ним было, поплакали вместе, да ведь делать-то нечего, слезами дела не поправишь.
Стали они жить по-старому; а царевич растет себе да растет, словно тесто на опаре – не по дням, а по часам, и вырос большой.
«Сколько ни держать при себе, – думает царь, – а отдавать надобно: дело неминучее!» Взял Ивана-царевича за руку, привел прямо к озеру.
– Поищи здесь, – говорит, – мой перстень; я ненароком вчера обронил.
Оставил одного царевича, а сам повернул домой. Стал царевич искать перстень, идет по берегу, и попадается ему навстречу старушка.
– Куда идешь, Иван-царевич?
– Отвяжись, не докучай, старая ведьма! И без тебя досадно. (Ведьма – от «ведать» – знать, сравните – Веды – с санскрита дословно – священное знание. По суеверным представлениям, восходящим к язычеству, женщина-колдунья, которая, благодаря тайным связям с «нечистой силой», якобы способна причинять несчастья людям, вредить животным. По народным поверьям, ведьма служит дьяволу. В средние века церковная инквизиция преследовала и публично истребляла женщин, подозреваемых в колдовстве).
– Ну, оставайся с богом!
И пошла старушка в сторону.
А Иван-царевич пораздумался: «За что обругал я старуху? Дай ворочу ее; старые люди хитры и догадливы! Авось что и доброе скажет». И стал ворочать старушку:
– Воротись, бабушка, да прости мое слово глупое! Ведь я с досады вымолвил: заставил меня отец перстень искать, хожу-высматриваю, а перстня нет как нет!
– Не за перстнем ты здесь; отдал тебя отец морскому царю: выйдет морской царь и возьмет тебя с собою в подводное царство.
Горько заплакал царевич.
– Не тужи, Иван-царевич! Будет и на твоей улице праздник; только слушайся меня, старухи. Спрячься вон за тот куст смородины и притаись тихохонько. Прилетят сюда двенадцать голубиц – все красные девицы, а вслед за ними и тринадцатая; станут в озере купаться; а ты тем временем унеси у последней сорочку и до тех пор не отдавай, пока не подарит она тебе своего колечка. Если не сумеешь этого сделать, ты погиб навеки у морского царя кругом всего дворца стоит частокол высокий, на целые на десять верст, и на каждой спице по голове воткнуто; только одна порожняя, не угоди на нее попасть!
Иван-царевич поблагодарил старушку, спрятался за смородиновый куст и ждет поры-времени. (Верста – древняя русская мера длины, равная 500 саженям, около 1 км).
Вдруг прилетают двенадцать голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! (Превращения – явления древнего оборотничества, "священная" цифра 12 – от 12 месяцев – фаз Луны. Число 12 делится без остатка на 2, 3, 4, 6, а следующее число 13 ни на что не делится – получается «чертова дюжина»). Поскидали платья и пустились в озеро: играют, плещутся, смеются, песни поют.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.