Полная версия
Parnas
В 1819 году Тютчева приняли в Объединение любителей российской словесности. После чего было опубликовано первое стихотворение юноши- «Послание Горация к Меценату».
Затем Фёдор Тютчев поступил в Московский университет на факультет словесности. Благодаря высокому уровню интеллекта юноша оканчивает обучение на три года раньше положенного срока.
После получения образования Тютчев с отцом отправляется в Санкт-Петербург. Менее чем через месяц молодой поэт уже служил в коллегии иностранных дел в качестве губернского секретаря. Некоторое время спустя Тютчев становится внештатным атташе Российской дипломатической миссии.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО В ГЕРМАНИИ
Во время службы в Германии, на заре 20-х годов, началась творческая биография Ф.И. Тютчева. В этот период он серьёзно увлекается поэзией: он знакомится с творчеством Германии и переводит произведения Гёте и Шиллера. Свои первые творения поэт отправляет в журнал «Галатея», тем самым приобретая свою первую известность. К концу 20-х годов Тютчев достигает ошеломительных результатов в области поэзии. В это время на свет появляются стихотворения: «Зима недаром злится», «Как океан объемлет шар земной», «Весенняя гроза». В 1836 году в журнале «Современник» выходит более 15 стихотворений поэта.
С этого момента Фёдор Тютчев получает всеобщее признание и популярность на всю Империю.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОССИЮ
В 1844 году после многочисленных отъездов Тютчев возвращается на родину. Однако литературная деятельность поэта приостанавливается. Он поступает на государственную службу в Министерство иностранных дел, а в 1848 получает должность цензора. С этого момента Тютчев работает на поприще публицистики. Печатает статьи, где активно отстаивает свои политические взгляды. Поначалу они были консервативными, а ближе к концу жизненного пути позиция поэта приобрела чуть ли не реакционные черты.
В 1854 году на свет появляется первая масштабная работа Тютчева- сборник стихотворений. По словам современников Ф.И. Тютчева, двигателем его творчество было чувство влюблённости. Романтический настрой всегда присутствовал в произведениях поэта. Настоящей музой Тютчева стала его возлюбленная- Елена Денисьева. В последние годы жизни Фёдор Иванович создавал любовные стихотворения, пронизанные тёплыми и искренними чувствами. Произведения этого периода считаются одними из лучших за все годы его творческой деятельности.
В «Денисьевский цикл» вошло множество выдающихся произведений, в их числе оказались стихотворения: «Весь день она лежала в забытьи», «Есть в осени первоначальной» и др.
Весь творческий путь Фёдора Тютчева литературоведы делят на три периода:
• Начальный 10-20-е гг.
Первые шаги на пути к становлению Тютчева как поэта. Поиск собственного стиля
• Второй. 20-40-е гг.
Выработанный оригинальный способ стихосложения, опора на романтические мотивы.
• Третий. 50-70-е гг.
Политическое творчество, в последние годы жизни- любовная лирика.
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ТЮТЧЕВА
Лирика Ф. И. Тютчева имеет ряд своих особенностей, которые выделяют его произведения на фоне поэзии других авторов. Поэт широко использовал в своём творчестве приём психологизма, поэтому его лирика весьма философична.
Лирический герой Тютчева постоянно пребывает в сомнениях, он желает понять истину человеческого существования. Автор мастерски изображает страдания и переживания человека, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами.
Отличительной чертой поэзии Тютчева является и то, что поэт никогда не продумывал заранее тему своего стихотворения. Фёдор Иванович действовал, исходя из собственных переживаний, чувств и эмоций, опираясь на впечатления после увиденного явления.
Основные тематики в творчестве Ф.И. Тютчева:
Любовная
Пейзажная
Философская
Гражданская
Хаос и космос
Особенности творчества Тютчева – кратко о философии поэта
Помимо литераторской деятельности Ф.И. Тютчев также работал дипломатом. Благодаря своей работе, поэт часто бывал заграницей, но, будучи в отъезде всегда тосковал по родине. Историческое воззрение поэта образовывалось путём сравнения жизни в России и других странах. К анализу истории он подходил с философской точки зрения.
Большинство стихотворений Тютчева философской и гражданской тематики связывает одно: общий пафос. В своих произведениях поэт подолгу размышляет о смысле бытия и человеческого существования, вопросах хаоса, выстраивает зависимость между днём и ночью. Это отражено в стихотворениях:
«О чём ты воешь, ветр ночной»
«Сижу задумчив и один»
В поэзии Тютчева преобладает философская тематика, даже если в стихотворении описаны красота природы или любовь.
Особенности лирики Тютчева – кратко о значении природы
Ф.И. Тютчев мастерски описывал красоту природы во всём её многообразии. Все пейзажи, описанные Тютчевым обретают невидимое творческое начало. Поэт создал множество прекрасных произведений о природе, например:
«Люблю грозу в начале мая»: Увиденная Тютчевым в мае гроза, произвела на поэта неизгладимое впечатление, подтолкнув на написание данного стихотворения. Автор представляет грозу чем-то радостным и весёлым, потому что она олицетворяет приход весны.
«Есть в осени первоначальной»: Поэт изображает осеннюю пору во всей её красе. В своём стихотворении Тютчев отражает человеческие переживания, возникающие в это время года.
«Есть в светлости осенних вечеров»: С помощью красочных метафор и эпитетов автор описывает успокаивающее действие осени на человека.
«Рим ночью»
«Полдень»
Художественные особенности лирики Тютчева в стихах о любви
Любовная лирика Фёдора Ивановича наполнена философскими мотивами. Поэт пытается понять суть глубоких чувств, размышляя на тему их возникновения. Однако Тютчев уверен, что невозможно передать всю красоту и полноту любви словами. Стихотворения о любви:
«Не раз ты слышала признанье»;
«Она сидела на полу»;
«В разлуке есть высокое значенье»;
«Последняя любовь» и т.д.
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
19 марта 1809- 21 февраля 1852 гг. (42 года)
«Что есть жизнь? Это разрушение мечты действительностью…»
Реализм- литературное направление, в котором творил Н.В. Гоголь.
Николай Васильевич Гоголь- известный писатель, критик, драматург, прозаик, публицист, классик русской литературы, оказавший большое влияние на русскую и зарубежную литературу. Известен как прозаик: писал повести и занимался драматургией, а также пробовал себя на поприще профессиональной критики.
РАННИЕ ГОДЫ
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в деревне Сорочинцы Полтавской губернии, которая на тот момент входила в состав Российской империи. Будущий писатель был дворянского происхождения и изначально носил фамилию Гоголь-Яновский. Отец Николая Гоголя- Василий Гоголь-Яновский был коллежским асессором и служил в почте, но в 1805 году подал в отставку и поженился. Вскоре в кругу его общения появляется экс-министр Дмитрий Трощинский, который жил в соседней деревне. Вместе друзья создали домашний театр. Василий Гоголь-Яновский сам писал комедии на украинском языке, которые потом ставили на сцене этого театра. Его жена- Мария Косяровская вышла за него замуж в 14 лет. Она никогда не выезжала на балы и находила своё счастье в тихой семейной жизни.
От своего отца Николай Гоголь получил любовь к театру и литературной деятельности, а от матери- суеверность, мистический взгляд на вещи и хорошую наблюдательность.
Николай Васильевич был третьим ребёнком в семье: первые двое сыновей родились уже мёртвыми. Известно, что до родов мать будущего писателя молилась Николаю Чудотворцу. Именно в его честь и назвали появившегося на свет мальчика. Потом в семье родилось ещё восемь детей, однако выжить удалось только девочкам: Елизавете, Ольге, Анне и Марии. Николай Васильевич любил проводить свободное время с сёстрами, вследствие чего он даже начал увлекаться рукоделием.
Литература начала интересовать мальчика с ранних лет. Отец часто брал Николая с собой в поля и просил придумать рифму словам «солнце», «небеса», «степь». В возрасте пяти лет Гоголь самостоятельно записывал свои первые сочинения. На формирование мировоззрения будущего писателя большое влияние оказала мать: она часто рассказывала детям истории о леших, домовых и прочей нечисти. В будущем её рассказы отразились в произведениях Николая Гоголя.
ОБРАЗОВАНИЕ
В 1821 году Н.В. Гоголю удалось поступить на обучение в Гимназию высших наук в городе Нежине. Будущий писатель не отличался особой прилежностью: на лекциях он отвлекался, к экзаменам готовился за день до их начала, за что часто был наказан розгами. Однако Гоголь обладал феноменальной памятью. Больше всего Николай любил изучать рисование и русскую словесность, он очень любил творчество Пушкина. Надо отметить, что Гоголь и сам занимался сочинительством: в период своего обучения в гимназии он написал поэму «Разбойники» и повесть «Братья Твердиславичи», которые он опубликовал в собственном рукописном журнале «Звезда».
В то же время по инициативе Николая Гоголя в гимназии образовался театр. Молодой человек сам выбирал пьесы для постановок, готовил необходимые декорации и подбирал «актёров», а также сам выступал на сцене. Гоголю пророчили актёрское будущее, потому что он обладал невероятным талантом.
В 1825 году не стало отца Николая Васильевича. Он очень тяжело перенёс потерю родного человека и даже хотел сброситься с окна верхнего этажа. Мать не могла сама сообщить об этом сыну, поэтому попросила директора гимназии подготовить Николая к данному известию. После смерти отца семью настигли финансовые трудности: мать ничего не смыслила в хозяйстве. Тогда Николай Васильевич предложил продать лес, который по завещанию принадлежал ему. Через некоторое время будущий писатель отказался от своего наследства полностью, чтобы оно перешло сёстрам.
В 1827 году Гоголь создаёт поэму «Ганц Кюхельгартен», в которой повествуется о юноше, отказавшемся от любви ради мечты о Греции. В следующем году Николай Васильевич оканчивает обучение в гимназии и решает переехать в Петербург.
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ
Первый раз Николай Васильевич Гоголь пытался проявить себя в роли писателя, когда был студентом. Молодому человеку нравилось творчество Александра Сергеевича Пушкина, поэтому он всячески ему подражал.
В то время Николай Васильевич ещё не знал, в каком жанре собирается писать свои произведения. Он создавал множество фельетонов и стихотворений, но не оставлял без внимания и другие литературные жанры. Нужно отметить, что поначалу Гоголь не относился к литературной деятельности серьёзно.
В 1828 году будущий литератор уехал в Петербург, где его ждало множество трудностей и неудач. Гоголь хотел получить должность чиновника, а также пробовал себя в роли актёра, но все его попытки не увенчались успехом. По этой причине Николай Васильевич начал свою литераторскую деятельность, впоследствии чего стал известен на всю Россию.
На пути ко всеобщему признанию Гоголь проделал долгий путь со множеством трудностей и разочарований. На первом этапе ему удалось издать всего два своих стихотворения. После написания «Идиллии в картинках» на молодого писателя обрушилась масса критики. Это событие заставило его скупить все книги на свои деньги и сжечь их. Но несмотря на неудачу, Николай Гоголь не опустил рук, а продолжил усердно работать и даже сменил жанр. В 1830 году была опубликована его повесть «Вечер на кануне Ивана Купала», в которой было множество мистических и фантастических моментов.
Вскоре в биографии Гоголя произошло важное событие: он познакомился с Дельвигом, который согласился печатать произведения молодого писателя в своём издании. После этого начинающего писателя заметили, и ему удалось лично познакомиться с Пушкиным и Жуковским.
Когда Александр Сергеевич Пушкин прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ночь перед Рождеством», он высоко оценил талант писателя.
В этот период Николай Гоголь серьёзно увлёкся историей Малороссии. Он даже написал несколько произведений на основе изученных материалов, в их числе оказался и прославившийся на всю Россию «Тарас Бульба». Он даже писал письма своей матери с просьбами как можно красочнее описать жизнь простых людей, живущих в деревнях.
В 1835 году на свет появляется его знаменитая повесть «Вий», в которой присутствует множество мистических и фантастических явлений и сущностей.
В 1841 году Николай Васильевич пишет свою известную повесть «Шинель».
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА
Николай Васильевич Гоголь считается основоположником нового литературного направления, так называемого «гоголевского направления». Гоголь развивал свой литературный талант под влиянием Александра Сергеевича Пушкина. Для его творчества характерно особое внимание к социальным проблемам, нежели к любовным; насмешливое изображение пороков николаевской России. В центре гоголевских произведений всегда стоял человек.
Зачастую в произведениях Николая Васильевича реальный мир соединяется с миром мистики и фантастики. Реальные личности встречаются с фантастическими сущностями. Данное указание на двоемирие Гоголя говорит о романтическом направлении, которое было характерно для произведений раннего творчества писателя.
Начал свой творческий путь Николай Васильевич как писатель-романтик, но отталкиваясь от привычных романтических традиций, он направляет своё творчество в другое, совершенно новое русло. Гоголь настолько точно и ясно отображал бытовую жизнь своего народа, что большинство его произведений относятся к реализму.
Однако реализм Гоголя достаточно своеобразен. Некоторые исследователи вовсе не считают Николая Васильевича реалистом, другие определяют его стиль, как «фантастический реализм». Это происходит из-за того, что Николай Гоголь- мастер фантасмагории. В большинстве его произведений содержатся элементы мистики и фантастики. Создаётся ощущение искривлённой реальности, что связано с важными элементами творчества писателя- гиперболой и гротеском.
Николай Гоголь правдиво отображал реальную действительность во всём её многообразии. В своих произведениях он смог изобразить коррупцию и чинопочитание, используя при этом приём сатиры. Проблемы, которые писатель поднимал в своих произведениях, сохраняют свою актуальность и по сей день. Гоголь- писатель, который изобразил жизнь помещиков и чиновников, создал образ «маленького человека».
Композиции произведений Гоголя тоже весьма своеобразны. В их основе лежат события, имеющее общественное значение. Зачастую писатель использует гиперболу при описании деталей: вещей, одежды, интерьера. Пейзажи в его произведениях служат для более точного раскрытия внутреннего мира персонажей.
Особенности построения текста:
Лирические монологи;
Большое количество экспрессивно-окрашенных предложений
Широкое использование эпитетов;
Гоголевский юмор: «смех сквозь слёзы»
Юмор. В творениях Николая Васильевича Гоголя много юмора, в котором преобладает абсурдное начало. Писатель не раз признавался, что передавал своим персонажам собственные душевные пороки. В конце творческой карьеры Гоголь переживал глубокий душевный кризис и даже был на грани психического расстройства.
Сатирическое изображение героев. Для красочного сатирического изображения персонажей, Гоголь тщательно подбирал множество подробностей и преувеличивал их. В основном, это бытовые подробности: вещи, одежда, место жительства героев. Именно так созданы портреты персонажей «Мёртвых душ».
В романтических произведениях Гоголя даны живописные описания природы для красочного отображения красоты пейзажей. В реалистических же произведениях пейзаж является одним из средств характеристики героев.
Периоды творчества с характеристикой:
Ранний период творчества Гоголя: фантастика выходит на передний план, например, в произведениях появляется нечистая сила. Это связано с фольклором и с романтической литературой («Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки»).
Петербургские повести отодвигают фантастику на второй план, мистические явления как бы растворяются в действительности. Элементы фантастики проявляются в произведениях не прямо, а косвенно. Например, как сон («Нос»), бред («Записки сумасшедшего») или неправдоподобные слухи («Шинель»).
В произведениях последнего периода творчества Н. Гоголя фантастический элемент практически отсутствует. События изображаются скорее странные, нежели мистические («Ревизор», «Мёртвые души»).
РОЛЬ ОПИСАНИЙ:
Николай Васильевич Гоголь- мастер художественных описаний. Один из любимых приёмов писателя- детализация. Гоголь мастерски пользовался этим приёмам, придавая тексту художественную выразительность и экспрессивную окраску.
ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА
Образ Петербурга присутствует во многих произведениях Николая Васильевича Гоголя («Ночь перед Рождеством», «Ревизор», «Повесть о капитане Копейкине» из «Мёртвых душ»). Также у Гоголя есть целый цикл петербургских повестей.
В произведениях Гоголя Петербург предстаёт фантасмагорическим, полупризрачным городом, в котором мистическое переплетается с реальным, а реальное с фантастическим. Но также в повестях Николая Васильевича присутствует глубоко реалистическое видение Петербурга.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:
Гоголь тонко чувствовал народно-разговорную речь, поэтому мастерски применял её на письме. В своих произведениях писатель часто пользовался диалектизмами и украинизмами.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
15 октября 1814 – 27 июля 1841 гг. (26 лет)
«Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя.»
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
Романтизм и реализм- литературные направления, в которых творил М.Ю. Лермонтов.
Михаил Юрьевич Лермонтов- один из величайших русских литераторов, известный как автор прозы, а также поэтических произведений, получил признание ещё при жизни. Драматург, талантливый художник. Его творчество, сочетающее в себе острые социальные темы и философские мотивы, оказало большое влияние на поэтов и писателей XIX-XX веков.
РАННИЕ ГОДЫ
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. По линии матери его род был очень знатным. Бабушка Михаила, Елизавета Алексеевна принадлежала к роду дворян Столыпиных. Министр Пётр Столыпин приходился Михаилу Юрьевичу Лермонтову троюродным братом.
Мать будущего писателя, Мария Михайловна, в возрасте 16 лет влюбилась в военного Юрия Лермонтова, отличающегося особой привлекательностью, но имеющего репутацию легкомысленного молодого человека. Наблюдательная мать девушки отговаривала её от этого брака, понимая, что счастливой семейной жизни не будет. В молодом человеке ей не нравилось ничего: ни происхождение, ни финансовое положение, ни сомнительная репутация.
Елизавета Алексеевна не ошиблась: выйдя замуж за Юрия, Мария почувствовала себя глубоко несчастной. Муж, отличавшийся свободолюбивым нравом, продолжал безбожно гулять, не скрывая это от своей жены. Но и этого для мужчины было недостаточно: вскоре он завёл роман с няней своего маленького сына. Терпеливая Мария объясняла Лермонтову-старшему, что такое поведение недопустимо, однако он и слушать не хотел жену. Измена для Юрия не считалась грехом, поэтому свою вину он никогда не признавал. Однажды, не желая слушать очередные упрёки жены, Лермонтов сильно ударил её по лицу.
Мария жила в постоянном стрессе, но этот удар стал для неё последней каплей. Это событие сломило девушку. Вскоре она впала в депрессию, а спустя некоторое время умерла от чахотки. Маленький Михаил, которому на тот момент было всего два года, остался без присмотра и опеки. Елизавета Алексеевна, обвинявшая Юрия в ранней смерти дочери, мальчика Лермонтову-старшему не отдала, а сама занялась его воспитанием. Однако, чтобы выдворить наглого отца будущего писателя, потребовалось немало усилий. Елизавете Алексеевне пришлось выплатить ему вексель в размере 25 тысяч рублей. Избавившись от Юрия Лермонтова, бабушка вплотную занялась воспитанием внука.
Елизавета Алексеевна сделала очень многое для своего внука. Она не жалела на него средств ни на образование, ни на лечение. В детстве Михаил болел диатезом (золотухой). Но русские доктора не умели лечить эту болезнь, поэтому бабушке приходилось нанимать иностранных врачей. Однако, несмотря на старания врачей, мальчик всё детство страдал от диатеза. Болезнь сделала его весьма раздражительным, поэтому мальчику было сложно находить общий язык со сверстниками.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.