
Полная версия
Восточный фронт. Черкассы. Тернополь. Крым. Витебск. Бобруйск. Броды. Яссы. Кишинев. 1944
В то время как германские войска сидели, окруженные русскими частями и набившись как сельди в бочки, в убогих крестьянских хатах, при мерцающем свете огарков свечей и масляных ламп, в штабах кипела работа – там разрабатывали планы, оценивали возможности, организовывали, рассылали донесения, отдавали приказы, руководили и управляли. И наконец, штаб генерала Штеммермана разработал план осуществления прорыва. Выглядел он так. Прорыв должен был быть осуществлен 16 февраля под прикрытием темноты с рубежа Хильки – Комаровка тремя глубоко эшелонированными ударными клиньями. При этом следовало наступать без артиллерийской подготовки, передовые части должны были бесшумно приблизиться к врагу, ошеломить его, открыв огонь в упор, пробить бреши в кольце вражеского окружения, чтобы дальнейшим таранным ударом все запертые в котле войска смогли достичь передовых позиций деблокирующей группировки.
Каждый из трех ударных клиньев состоял из одной дивизии, каждая дивизия должна была следовать тремя эшелонами:
1-й эшелон – пехота с легким стрелковым оружием.
2-й эшелон – тяжелое оружие: полевые орудия, противотанковые пушки, минометы и т. д.
3-й эшелон – артиллерия и обоз.
Для дивизий были установлены районы сосредоточения и атаки: Правый фланг: корпусная группа «Б» в селе Хильки, направление удара: по возвышенности южнее Петровского – южная окраина Журжинцы.
Центр: 72-я пехотная дивизия в низине в 1,5 километра юго-восточнее селения Хильки, направление удара: на лес у поселка Журжинцы – севернее высоты 239 – Октябрь.
Левый фланг: 5-я моторизованная (автор ошибается – с октября 1943 года это танковая дивизия. – Ред.) дивизия СС «Викинг» с бригадой СС «Валлония» в Комаровке, двигаются параллельно 72-й дивизии южнее и мимо высоты 239.
Общая численность всех этих соединений приближалась к 40 тысячам человек.
Арьергард образовали 57-я и 88-я пехотные дивизии. Им предстояло на равнине под Шендеровкой прикрывать тыл идущих на прорыв войск, а затем после переданного по радио условного сигнала последовать за ними. При этом 57-я дивизия с еще несколькими подчиненными ей, но ранее не входившими в ее состав частями, насчитывавшая около 3500 человек, должна была следовать за дивизией СС «Викинг», а несколько более слабой 88-й дивизии предстояло двигаться за 72-й дивизией. Общая численность арьергарда составляла примерно 6500 человек, его обоз и тыловые службы уже находились при дивизиях, идущих на прорыв.
Все еще бывшие на ходу танки, штурмовые и самоходные орудия должны были принимать участие в прорыве, все ненужные транспортные средства, оборудование, даже личные вещи солдат должны были быть уничтожены и брошены. Каждый участник прорыва должен был иметь при себе только личное оружие и столько боеприпасов, сколько мог унести.
Несмотря на этот приказ, многие части увозили с собой своих раненых товарищей на телегах или артиллерийских тягачах.
С наступлением рассвета в день прорыва VIII авиакорпус должен был прикрывать идущие на прорыв части с воздуха, нанося удары с воздуха по неприятелю, находившемуся на флангах района прорыва. Деблокирующим частям вне пределов котла предстояло нанести мощные удары по противнику, чтобы оттянуть его на себя и связать, что облегчило бы положение прорывающихся частей.
Таков был вкратце план, который обеспечивал спасение по сию пору находящихся в окружении бойцов.
Время поджимало, каждый час становился бесценным. Но уже в ходе подготовки к выполнению этого плана, 15 и 16 февраля, стали возникать одна трудность за другой. Причем начались они уже с момента передачи приказа. Полевые телефоны уже давно были разбиты, а установленные на телегах полевые радиостанции работали ненадежно.
Тем не менее в течение обоих дней подготовка к прорыву шла полным ходом, повсюду пылали костры, сжигалось все, что надо было бросить. Громыхали взрывы, уничтожавшие лишние орудия и то вооружение, которое уже не было нужно, – чтобы все это не попало в руки врага. При этом приходилось постоянно отбивать вражеские атаки и отвечать на артиллерийский огонь, который неприятель вел по котлу. Диаметр котла уже сжался до 3,5 километра, так что он мог простреливаться вражеской полевой артиллерией насквозь. Шендеровка, которая была взята нами всего несколько часов тому назад и на улицах которой еще валялись трупы своих и вражеских солдат, была переполнена войсками, которые вели приготовления к прорыву. Повсюду – на улицах, в садах и даже в хатах – ютились КП различных частей, стояли орудия, подбитые танки, грузовики и телеги, прибывавшие, собирающиеся и ожидающие приказа части.
Вечером 15 февраля генерал Штеммерман по рации потребовал не только увеличить количество оставляемого снаряжения, но и возложил на 8-ю армию дополнительную задачу. Группа Штеммермана была еще в состоянии прорвать вражеские позиции перед ее собственным фронтом (внутреннее кольцо окружения), но осуществить второй прорыв (внешнего кольца окружения) она наверняка не сможет. Это было произнесено совершенно ясно.
Группа армий «Юг» радировала в ответ: «Пароль – «Свобода», цель – Лысянка. Выступление 16 февраля в 23.00».
Среда, 16 февраля.
Шендеровка стала воротами в ад. Дорога на исходные позиции для всех частей проходила по единственной деревенской улице – она стала началом пути к свободе для трех первых дивизий, общего обоза и всех тыловых служб обоих корпусов. По невообразимо грязной, разъезженной улице медленно пробирались вперед, скользя и с трудом вытаскивая ноги из грязи, бесконечные войсковые колонны, тащились грузовики и телеги, цепляясь друг за друга, сталкиваясь и тормозя общее движение. Поскольку русские не могли не заметить передвижение такой массы войск в котле, то по ним открыла огонь русская артиллерия, к которой присоединились сверхтяжелые минометы и «сталинские органы», методично кромсая передвигающихся людей и нанося новые тяжелые потери. Под обстрелом был даже один-единственный мост. В него попали несколько снарядов и ракет. Разбитые грузовики, павшие лошади, взрывающиеся снарядные ящики, горящие телеги, убитые и раненые, пламя горящих хат перекрыли движение по тесной улице. В воздухе висели разрывы снарядов, дым и чад, крики и стоны тяжелораненых, залпы нашей собственной артиллерии, спешащей выпустить последние снаряды. Со всей этой какофонией смешивался отрывистый лай наших зениток, которые вели огонь по вражеским пикирующим бомбардировщикам и штурмовикам, несшим смерть в виде бомб и огня бортового оружия. И несмотря на все это, с севера, запада и востока к Шендеровке подходили все новые и новые части. Пути назад им не было, и лишь на юго-западе открывался путь к свободе.
Летящие на бреющем полете Хе-111 доставили запрошенные боеприпасы в ящиках, сбрасывая их на лету. Падая между колоннами, ящики с громким треском разбивались.
В 15.00 III танковый корпус принял последнее сообщение по радио: «Октябрь взят!» Это несколько успокоило.
Однако из тыловых областей котла приходили совсем другие донесения. На северо-востоке, у населенного пункта Стеблев, русские части с танками вклинились в идущие к рубежу прорыва 57-ю и 88-ю дивизии. Лишь с огромным трудом солдатам этих дивизий удалось оттеснить врага и ликвидировать опаснейший прорыв. Но в результате этого передовые вражеские части стали ближе к Шендеровке, в которой грудились массы наших войск. Пришлось также снова отбивать уже было занятое пространство для исходного удара на юго-западе. Под ударами дивизии СС «Викинг» Комаровка за эти утренние часы уже в четвертый раз перешла из рук в руки. Также снова была захвачена и Новая Буда. Тем самым наша передовая в районе Шендеровки сдвинулась километра на три назад.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Вуткани – поселок на востоке Румынии в уезде Васлуй. (Примеч. пер.)
2
Сравните его с выражением: «Там, где ступила нога германского солдата, он уже никогда не отступит». (Здесь и далее со знаком* – Примеч. авт.)
3
Выражение «бункер» появилось в годы Первой мировой войны и означало тогда отдельное бетонное цилиндрическое сооружение, особенно распространенное в 1917 году на равнинных пространствах Фландрии (в вышеописанных случаях – блиндажи; в таких же условиях воевали и части Красной армии. – Ред.)
4
Для сравнения приведем здесь пример организации русской обороны периода лета 1943 года, когда русские ожидали крупное германское наступление в районе севернее Белгорода и южнее Орла. Тогда через всю Курскую дугу протянулись три линии русской обороны, каждая на расстоянии 10–20 км от другой, полностью занятые войсками, противотанковыми орудиями, артиллерией и танками. За ними находились еще три оборудованные, но незанятые оборонительные позиции, отстоящие друг от друга на 40–80 км. Только для земляных работ русскими было привлечено тогда 300 тысяч человек гражданского населения.
5
Один советский «фронт» соответствовал приблизительно одной немецкой группе армий. (Фронты насчитывали от 100–200 тысяч человек до 700–800 тысяч человек и чаще соответствовали (или даже уступали) немецким армиям. – Ред.)
6
В начале 1944 года обычная структура полностью укомплектованной советской танковой армии состояла из двух танковых корпусов, механизированного корпуса, других соединений и частей и вспомогательных служб. Штатная численность достигала 46–48 тысяч человек, 620 танков и 19 °CАУ, до 750 орудий, минометов, боевых машин реактивной артиллерии.
7
Это проявилось уже и – в противоположность первым военным годам – во все уменьшающемся числе перебежчиков из нее.
8
Восточный вал (нем. Ostwall) – стратегический оборонительный рубеж немецких войск, оборонительная линия, частично возведенная вермахтом (немецкими войсками) осенью 1943 года на Восточном фронте во время Второй мировой войны. Восточный вал был разделен на два рубежа – «Пантера» и «Вотан» – и проходил по линии река Нарва – Псков – Витебск – Орша— река Сож – среднее течение реки Днепр (основа Восточного вала) – река Молочная.
9
Гнилой Тикич – река в Киевской и Черкасской областях Украины; одна из двух составляющих, наряду с рекой Горный Тикич, реку Тикич, которая далее впадает в реку Синюха, в свою очередь являющуюся левым притоком реки Южный Буг, бассейн Черного моря. Берет начало на Приднепровской возвышенности, течет в южном направлении. Длина реки 157 км, площадь водосбора около 3150 кв. км. В верхнем течении берега круты, местами обрывисты, далее левый берег становится все более низинным и болотистым. Эта небольшая речка сыграла важную историческую роль во времена Великой Отечественной войны, когда проходила Корсунь-Шевченковская операция советских войк (24 января – 17 февраля 1944 г.) Февраль 1944 года выдался необычайно теплым, поэтому Гнилой Тикич, ширина которого обычно не превышает 5–6 м, разлился до 30 м в ширину, став грозной преградой для немецко-фашистской группировки, пытающейся прорваться из окружения в районе городка Корсунь-Шевченковский к отступающей массе фашистских войск. Значительная часть техники ушла на дно, пытаясь переехать на другой берег в местах ледяных заторов, не выдерживавших ее веса. Часть немецких солдат пыталась преодолеть ледяную реку вплавь, но лишь около 1,5 тысячи человек из 15 тысяч прорывавшихся из окружения смогли это сделать. Остальные погибли либо были взяты в плен.
10
5-й гвардейская танковая армия и 6-й танковая армия.
11
ЛАГ – общепринятая аббревиатура названия «Лейбштандарт Адольф Гитлер».
12
Корпусная группа: в ходе арьергардных боев на Днепре летом 1943 года германские фронтовые дивизии понесли тяжелые потери, которые не были восполнены. Их боевая численность находилась в неблагоприятном соотношении с численностью тыловых и вспомогательных служб, которые понесли значительно меньшие потери. Поэтому Верховное командование сухопутных войск приняло решение объединить каждые три ослабленные дивизии в одну так называемую корпусную группу.
Такая корпусная группа соответствовала примерно пехотной дивизии обычной численности и состояла из трех дивизионных групп (= трем пехотным полкам) и двух полковых групп (= двум батальонам).
Таким образом, на Восточном фронте возникло шесть корпусных групп (от «А» до «Ф»).
13
Это соединение состояло из бельгийских добровольцев.
14
Котел под Черкассами – таково немецкое название описываемых событий, русские называют его Корсуньским (Корсунь-Шевченковским. – Ред.) котлом.
15
Превосходство противника в пехоте выражалось соотношением 1:10, по артиллерии 1:8, по танкам 1:30 ко всем находившимся в котле силам. (Перед началом Корсунь-Шевченковской операции превосходство советских войск было по живой силе в 1,7 раза, в артиллерии в 2,4 раза, в танках в 2,6 раза. В дальнейшем с подтягиванием немецких деблокирующих сил соотношение менялось не в пользу Красной армии. – Ред.)
16
Бертен В. История 16-й танковой дивизии.
17
«III тука» – немецкое фронтовое прозвище пикирующего бомбардировщика «Юнкерс-87», русское прозвище – «лаптежник» (за обтекатели неубирающегося шасси).
18
Так в тексте. На самом деле Люсьен Липпер имел звание штурмбаннфюрера (майора) СС и звание оберштурмбаннфюрера (подполковника) СС получил посмертно.
19
См.: Ставс Р. 1-я танковая дивизия.