bannerbanner
ДК. За темно-зеленым бархатом воспоминаний
ДК. За темно-зеленым бархатом воспоминаний

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Татьяна Татьянина

ДК. За темно-зеленым бархатом воспоминаний

Глава I: "Когда деревья были большими…". Вместо предисловия.


Тенистая дорожка вдоль от основной дороги.

Шелест листвы над головой.

Какие же огромные деревья!


Здесь будут мои воспоминания о тех временах, когда деревья над этой тенистой дорожкой были большими. А идти по ней было событием, которое каждый раз означало встречу с праздником, с творчеством, с интересными людьми. Означало встречу с Домом Культуры завода “Рабочий Металлист” или современным Детско – Юношеским Центром “Ровесник”.


К моему собственному удивлению, столкнувшись с непростой болячкой и оставшись на несколько месяцев маломобильной, совсем не энергичной, как обычно, и обессиленной сложным курсом лечения. А еще, с огромным количеством времени, преимущественно в позе "лежа" под потолком. Диагноз, который в народе называют "страшным", запустил в голове карусель разных воспоминаний. Все таки сорок с небольшим лет насыщенной, местами непростой, но прекрасной, интересной, активной и одним словом классной жизни уже позади. И как говорится, есть что вспомнить! При всей насыщенности моей жизни и огромном количестве ярких, впечатляющих, интересных событий, происходивших со мной, одним из самых теплых, каких – то по особенному родных и щемящих душу, запомнившихся до мелких деталей и отчетливых образов из прошлого, к моему искреннему удивлению, стал период жизни с Домом Культуры завода “Рабочий Металлист”. Или как он называется уже в современности Детско – Юношеский центр “Ровесник” в городе Кострома.


Заранее, в самом начале этой книги, сухо и без эмоций оговорюсь, что эта книга никем не была мне заказана и не носит рекламный характер.

Это книга – воспоминаний. Искорка искреннего желания, загоревшаяся в моей душе во время болезни. Желания написать книгу о "Ровеснике". И разгорелась эта искорка в процессе воспоминаний и их упаковывания в ровные строчки авторских страниц в настоящий творческий пожар.

Вы держите в руках или читаете в электронном варианте то, что в итоге у меня получилось. А знаете, что меня всерьез заботило во время написания этой книги?! Это то, чтобы ничего не упустить и ничего не забыть вам рассказать. Волнуюсь, потому что хочу поделиться с вами всеми воспоминаниями, с мельчайшими деталями, которые помогут погрузиться в те далекие времена, которые встретятся вам на страницах этой книги.


Итак, про не заказной характер книги предупредила. А теперь можно возвращаться к своему эмоциональному языку автора.


Я предлагаю вам вместе со мной прогуляться по тем воспоминаниям, которые дороги моему сердцу!

Уверена, что всех, кто любит Дом Культуры или Детско – Юношеский Центр "Ровесник" и был с ним связан, эти воспоминания не оставят равнодушными!


Запасайтесь чашечкой крепкого, свежезаваренного чая и пойдемте вместе в ДК!

Да! Да! Именно в ДК!

Так в нашей семье называли ДЮЦ "Ровесник" задолго до того, как он им стал. Ведь изначально это был Дом Культуры завода “Рабочий Металлист”. А Детско – Юношеским Центром "Ровесником" он стал гораздо позже. Но давайте обо всем по – порядку.


История самого здания, творческих коллективов и той атмосферы, которую невозможно, к сожалению, восполнить ни в одном другом здании, кроме того, что называлось когда – то Домом Культуры на улице Садовой, кажется дом 19.

Коротко ДК!


И то и другое, увы, погибло, в эпоху отвоевывания земель с целью получения прибыли и навара. Но об этом чуть позже…

Сейчас, возможно, для кого-то создалась тревожная интрига. Ну и пусть. В этой книге без купюр воспоминания и моя дань памяти и уважения "Ровеснику". В этой книге авторские мысли и заключения. Я допускаю, что мое мнение может не совпадать с вашим, уважаемый читатель. Я к этому готова. Не претендую на истину в последней инстанции.

Помните?! Раньше в советских газетах на последней странице были сноски навроде: “Мнение редакции может отличаться от мнения автора”. Вот и здесь так же, если что.


Итак, чай заварен.

Начнем!


Интересного вам чтения и погружения в воспоминания, дорогой читатель!

Глава II: "Итак, она звалась Татьяной…"


Маленькая девочка, укутанная в бабушкин пуховый платок, в теплых валенках, гордо вышагивала по той самой дорожке, над которой тенисто склонялись деревья. Словно защищая и намеренно прикрывая красивое желтовато – белое двухэтажное здание с колоннами от посторонних глаз с дороги.


Девочка шла за руку с бабушкой.

Ее бабушка не случайный человек в этом здании.

А слева, по ходу движения, в аккурат напротив центрального входа в это красивое здание, которое девочке тогда казалось не просто зданием, а настоящим дворцом, стоит огромный, темно – зеленый, немного угрожающий всем своим видом советский танк Т 34. Танк, символ такого же, на котором Герой Советского Союза Юрий Белоногов совершил свой подвиг во времена Великой Отечественной Войны. Многие думают, что это тот самый танк, но нет. Танк самого Юрия сгорел. Просто такая же модель, как дань памяти. А на своем танке в годы Великой Отечественной Войны Юрий Белоногов подорвал себя в окружении фашистов, за что и удостоился посмертно звания Героя Советского Союза.


Но вернемся к той бабушке…

Бабушка Нина. Нина Павловна Болотова. Бессменный и самый известный и успешный начальник пионерского лагеря имени Юрия Белоногова. В годы правления Нины Павловны лагерь приобрел свое уникальное лицо и стал одним из лучших пионерских лагерей в Костроме и области. Лагерь завода "Рабочий металлист", куда ежегодно приезжали отдыхать не только детишки работников самого завода, но и жителей Заволжья.

Лагерь ежегодно посещали иностранные делегации и целые смены иностранных пионеров из дружественных, тогдашнему Советскому Союзу, стран. Поляки, болгары, румыны во времена Советского железного занавеса бывали у бабушки в лагере. Студенты Костромского Педагогического, тогда еще, Института имени Н.А. Некрасова, в том числе и под вожатским предводительством моего отца – студента историко – педагогического факультета проходили в лагере педагогическую практику. Усовершенствовали свои навыки общения с детьми и оттачивали методы воспитания подрастающего поколения. Бабушка дружила с "пионер – факом" (кто помнит, именно так в студенческом братстве в те времена называли историко – педагогический факультет Костромского Педагогического Института имени Н. А. Некрасова).

Во времена бабушки лагерь расцвел и стал кузницей педагогических кадров, вожатых и методистов. Сам Анатолий Николаевич Лутошкин заглядывал к бабуле в лагерь.

Надежда Силуянова, Леонид Алейников (мой отец), Татьяна Федоровна Асафова, Самойлова Анна Юрьевна, Чернов Лев Алексеевич, Мирочник Борис Исаакович, Олег Рудольфович Голованов и многие – многие другие получили вожатские и методические путевки в профессиональную педагогическую жизнь именно в этом лагере.


Замечательный пионерский лагерь при заводе, не менее замечательный Дом Культуры при заводе. Как видим, у завода "Рабочий Металлист" были правильные цели по воспитанию молодежи и правильная миссия, как сказали бы сейчас.

Завод достойно справлялся с этой миссией, и мы еще поговорим об этом в следующих главах моих воспоминаний.

Бабушка Нина тоже являлась сотрудницей завода "Рабочий Металлист" и пришла туда на работу в семнадцать лет. В бухгалтерию, помощником бухгалтера. А когда началась Великая Отечественная Война и нашей стране всерьез угрожала гибель, а нации вымирание от рук немецко – фашистских захватчиков, бабушка добровольцем ушла на трудовой фронт. Ей было тогда всего лишь восемнадцать лет, в столь юном возрасте, молодой девчонкой она трудилась в тылу. А вернувшись на завод продолжала свой трудовой путь на “Рабочем Металлисте”. Нина Павловна была активисткой, коммунисткой, общественницей, умницей, красавицей, хорошим человеком. А самое главное – Нина Павловна Болотова была моей любимой бабушкой!

Незаменимая, самая лучшая, моя бабушка Нина! И эта книга отчасти мое признание в любви не только Дому Культуры, но и моей неповторимой бабушке Нине.


А я, как вы уже догадались, та самая девочка Таня, которая шла с бабушкой в детстве в ДК.


Тенистая дорожка вдоль от основной дороги.

Шелест листвы над головой.

Какие же огромные деревья!


Бабушка с внучкой бодро и весело шли и разговаривали:

– "Бабушка! А что здесь делает эта большая военная машина?!"

– "Это танк, Танюшка! Он здесь, как символ и напоминание нам всем о подвиге Юрия Белоногова. Молодого смелого парня – танкиста, который вместе со мной работал на заводе и ушел добровольцем на фронт! Напоминание потомкам, о том, чтобы мы все помнили! Помнили и не смели забывать ту страшную войну и какой ценой нам досталась Великая Победа!"


Сейчас я думаю, как же хорошо, что моя бабушка, прожив непростую, но тоже интересную и насыщенную событиями жизнь, дожив почти до девяносто лет, не застала того, что происходит в нашем мире сейчас. Не застала толерантных к “голубизне” и различным психическим и сексуальным девиациям. Не узнала, что можно с самого детства вместо профессии и ответа на вопрос “А кем ты хочешь стать, когда вырастешь?!” выбирать не профессию, предназначение, а пол (гендер)! Не слышала призывов к фашизму. Не видела по телевизору немецкую свастику на современных мундирах украинских военных. И в общем, не слышала современных новостей и того, как наш современный мир потихоньку сходит с ума.

Как же все-таки хорошо, что она всего этого не застала!


Бабушка умерла за день до наступления 2013 года. А через год, уже без нее, в легендарном и значимом 2014 году “Крым стал наш”, а происходящее на Донбассе и в Украине яростно набирало свои сумасшедшие обороты.


Задумалась сейчас на мгновение, как же все-таки интересно устроен мир и наша жизнь, и как плотно и глубоко в жизнь современного человека втирается политика.


Пишу и вспоминаю о ДК и о “Ровеснике”, но никак не получилось уже дважды обойти тему политики и коммерции. Так уж устроен современный мир и современные мы. Анализируем. Делаем выводы.

Глава III: "Сказочный дворец из детских воспоминаний".


Мы шли с бабулей нога в ногу…

Опустив глаза вниз, я увидела прикольные ступеньки из металлической плитки в рубчик.

– “Какое интересное крыльцо у этого дворца!” – подумала тогда я.

Мы подошли к двери! Красивой, деревянной, вскрытой лаком, огромной высоты, с длинной красивой деревянной ручкой. Ручка была похожа своей формой на бабушкину скалку, которой она дома раскатывает тесто на пирожки. До ручки мне тогда еще было не достать. Бабушка потянула дверь за ручку на себя. Для этого ей пришлось приложить некоторые усилия, и мы оказались в небольшом тамбуре. И буквально сразу оказались у второй, почти такой же красивой, тяжелой, деревянной двери. Разница в ней была только в том, что во вторых дверях были вставлены небольшие стеклянные квадратные окошечки. Это еще больше украшало и без того красивые входные двери.

Снова приложив усилия (А двери, кто помнит, и правда, были тяжелыми! Даже когда я выросла, я открывала их с приложением некоторых усилий.) мы прошли вторую дверь и оказались уже в большом тамбуре с батареями на стенах, в половину окрашенных в насыщенно зеленый цвет. И в этом тамбуре красовались точно такие же, как и в предыдущих, деревянные двери с маленькими стеклянными квадратными окошками и ручкой в виде бабушкиной скалки для теста.

– “Ого! Сколько тут дверей!” – подумала я. “Наверное мы идем в очень важное место!”

И я с нетерпением ждала, когда же откроется последняя дверь!

Я была в каком – то трепетном ожидании того, что будет за ними. Ведь я только что зашла в здание дворца, как мне казалось тогда. И значит за этими большими дверями должно быть очень красиво или как минимум, очень интересно.

Когда бабушка открыла передо мной третью, последнюю дверь, я сделала шаг вперед и увидела, что я точно оказалась в сказке и мои детские ожидания полностью подтвердились! Тогда я поняла, что неспроста со стороны улицы это здание казалось мне настоящим дворцом с колоннами! Войдя внутрь я обомлела! Я помню эти детские ощущения и сейчас, спустя столько лет! А ведь этим детским воспоминаниям примерно тридцать восемь – сорок лет!

– “Вау! Куда же привела меня бабушка! И куда же завели меня мои заснеженные валенки! Это настоящая сказка! Это дворец! А я наверное скоро попаду на бал!” – подумала тогда я.

Встав в изумленном оцепенении прямо у дверей, я уставилась на огромную, невероятной красоты новогоднюю елку!

Она еще не горела огоньками. Но мне это было еще и неважно! На ней было столько искрящейся мишуры, гирлянд из гофрированной бумаги и разных игрушек, что лампочки и огоньки это уже было второстепенным и совсем неважным в моем детском тогдашнем сознании. Я разглядела все игрушки, которые были видны со входа, не поднимая головы.

Помню пластмассовые бело – голубые фигурки Снегурочек, которых очень много тогда висело на елке. Они, выглядели как гирлянды из игрушечных Снегурочек.

Помню, как медленно стала поднимать глаза вверх, и мое изумление нарастало все больше и больше. Видимо, у меня по мере запрокидывания головы вверх стал открываться рот. Мои детские эмоции были на пике! Елка, которую я видела перед собой, была настолько высокой, едва ли не до потолка здания этого сказочного дворца! Она была прекрасным сказочным великаном в моем тогдашнем представлении и детском мироощущении!

Она была огромной, шикарной, красивой!

И этот запах свежей новогодней хвои!

Я чувствую его по памяти и сейчас!


Какой же замечательный жизненный период – быть маленькой!

“Когда деревья были большими…”

Елка стояла посредине холла. Начиналась она на первом этаже. А продолжалась, раскинувшись своими пышными еловыми ветками между красивыми балконами с колоннами второго этажа. Практически под куполом этого дворца, почти доставая до него!

Конкурировать по красоте с новогодней елкой тогда могла лишь люстра из этого дворца! Но находясь под впечатлением от елки, как вы понимаете, уже не до люстры! И красоту и шикарность люстр в Доме Культуры я оценила уже намного позже, будучи в ДК уже повзрослевшей девушкой.


В общем, пришли мы тогда с бабушкой на новогоднее представление вокруг елки. Почему-то само представление я сейчас уже не помню, хотя с того самого первого раза мы несколько лет подряд потом ходили на новогоднюю елку в ДК. Но зато вот еще одно яркое воспоминание тех новогодних, волшебных дней.


Справа и слева от этого большого холла, где стояла красавица елка, были лестницы на второй этаж. Просторные, красивые, с деревянными толстенькими лаковыми перилами, наверное из такого же дерева, как входные двери.

По лестнице справа мы с бабушкой поднялись на второй этаж, и еще раз повернув направо оказались на балконе второго этажа перед хореографическим классом. Ну конечно, это я уже потом узнала, что это хореографический класс, когда повзрослевшей пришла заниматься танцами в “Ровесник” к потрясающей, хрупкой, грациозной, изящной и пластичной Елене Николаевне Шалмановой. А тогда, маленькой девочкой лет трех – четырех, мы с бабушкой встали в небольшую очередь перед дверями этого класса. И я снова наполнилась ожиданием чего-то необычного.

Двери класса были открыты, но в дверях стоял стол, проходить было нельзя. Бабушка достала из лаковой, черной сумочки длинную, горизонтальную, новогоднюю открытку, сложенную пополам и дала ее мне. На открытке был нарисован Дед Мороз, новогодняя елка, огромная гирлянда через всю открытку с разворотом и какие-то сказочные звери танцующие под елкой хоровод. А внутри разворота отпечатаны буквы на пишущей машинке и поставлена синяя печать. Сбоку было какое – то место, то ли для отрыва, то ли для отрезания.

Я тогда, конечно, еще не читала, но бабуля объяснила, что мы стоим в очереди, чтобы получить новогодний подарок для меня от самого Деда Мороза. И чем ближе к столу мы подходили, тем отчетливей появлялся новый запах. Запах, перебивающий насыщенный аромат новогодней ели. Этот запах, раздававшийся из хореографического класса, был в моем тогдашнем детском представлении каким-то очень вкусно – конфетным и кондитерским ароматом. И кстати сказать, еще долгое время потом ассоциировался у меня именно с новым годом. Так же, как запах мандаринов, едва ли не у всех, рожденных в СССР.

Конфетки, шоколадки, вафли "Артек" и полусухой, крохотный мандаринчик внутри подарочной коробки от Деда Мороза. Весь этот подарочный набор пах невероятно вкусно.


Я протянула женщине в очках открытку. Видимо она прочитала в ней, что Дед Мороз просит передать девочке Тане, то есть мне, новогодний подарок, и незамедлительно исполнила просьбу Деда Мороза – вручила мне подарок.

– “Вау! Как же это классно! Спасибо!” – крепко сжимая коробку с подарком в руках, сказала я.

Надо отметить, что Дед Мороз и все эти советские профсоюзы у бабушки, мамы и папе на работах не обделяли меня подарками! За что им огромное спасибо от девочки Тани, рожденной в СССР. И как минимум, три подарка от Деда Мороза у меня дома на каждый Новый Год всегда было.

Но не в обиду маме, папе и их профсоюзам, тот подарок, который мы с бабушкой ходили получать на второй этаж Дома Культуры по красивой новогодней открытке с синей печатью, был самым вкусным! Видимо именно за счет ощущений и атмосферы самого Дома Культуры.

Честно говоря, вспомните сами, в советских подарках от разных профсоюзов были разными только упаковки. А внутреннее содержание подарка с карамелькой “Снежок”, ириской “Золотой ключик”, леденцом “Барбарис” и конфетами “Мишка на Севере” и “Красная Шапочка”, а еще большой – пребольшой конфетой “Гулливер” и упаковочкой вафли “Артек” было абсолютно одинаковым. И конечно же, гвоздь программы в любой подарочной коробке – повидавший виды, уставший от длительного путешествия из Абхазии, полузасохший, кислый, но такой вкусный в нашем советском детстве, товарищ Мандарин!


Задумалась. Знаете о чем?!

Вот вспомнила про “тетю в очках”, которая выдавала нам подарки. Их, кстати, было две. Разные, но кажется, обе в очках. Спустя годы, я узнала их. Они продолжали работать в "Ровеснике" и являлись бессменными зажигалками и звездами отдела организационно – массовой работы Дома Культуры, а потом и "Ровесника".


Одна из них – не просто зажигалочка, еще и путеводный огонек всего отдела и по духу и по фамилии. Руководитель отдела организационно – массовой работы Галина Анатольевна Огонькова. Замечательный человек, творческая личность, бессменный начальник и предводитель всех, как теперь модно называть, аниматоров и методистов сначала Дома Культуры, а в последствии и ДЮЦ “Ровесник”. Человек, преданно отдавший “Ровеснику” и творческой работе все свои рабочие активные, трудовые, будни и, как минимум, половину своих законных выходных!


А вторая “тетя в очках”, Наталья Владимировна Митрофанова – хореограф, методист, обаятельная, улыбчивая, талантливая и творческая личность, так же верно преданная “Ровеснику” со времен Дома Культуры, как говорится, от и до.

Глава IV: Темно-зеленый бархат кулис


Само здание Дома Культуры с высоченными потолками, просторными кабинетами, огромными светлыми окнами и красивыми белыми, шелковыми занавесками, стянутыми горизонтальными подхватами, образующими горизонтальные волны поперек окон. А еще деревянные брусочки лакового паркета. Помните их? Те что елочкой были направлены друг к другу, создавая диагональный узор и делая помещения с таким паркетом какими-то особенно шикарными что-ли. В Доме Культуры был большой и малый зал. Заходя в большой зал, я испытывала трепет каждый раз, вне зависимости от того, сколько лет мне было. Мое сердце билось в такие моменты чаще. Особенно, когда ты смотришь на этот большой зал со сцены!


Из воспоминаний мамы и бабушки в тот зал приезжал на гастроли сам Андрей Миронов, и они ходили на его концерт в этот зал. Были гастроли и других известных советских артистов, кинозвезд, вокалистов и творческих коллективов. Завод “Рабочий Металлист” во времена своего активного периода, по воспоминаниям моей бабушки, поддерживал Дом Культуры. Все торжественные и развлекательные мероприятия завода проходили именно в ДК. И оснащение Дома Культуры, и ассортимент библиотеки при ДК, дорогие красочные костюмы для творческих коллективов, которые существовали в ДК, музыкальные инструменты, необходимые пособия и декорации. Всем необходимым завод снабжал и оснащен Дом Культуры в далекие советские времена.

Как тут не выразить сожаления о том, что к опасному моменту в 2015 году, когда прежнему Дому Культуры и современному ДЮЦ “Ровесник” потребовалась защита и помощь, завод “Рабочий Металлист” уже не был таковым и за долго до этого стал банкротом и был распродан с молотка. Собственно та же учесть постигла и здание ДК, увы!

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу