Полная версия
Китайский новаторский марксизм. Сочинения Чэн Эньфу. Том 5
Китайский новаторский марксизм: сочинения Чэн Эньфу
Том 5 (2003–2004)
БЛАГОДАРИМ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ КОМИТЕТ ЛКСМ РФ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. М.В. ЛОМОНОСОВА ЗА АКАДЕМИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ И ПОМОЩЬ В ПУБЛИКАЦИИ
Главный редактор:
Академик КАОН Чэн Эньфу, Доктор экономических наук;
Профессор МГУ Н.Г. Осипова, Доктор социологических наук
Ученый секретарь:
Переводчик: Ли Чжожу – Главный редактор Ассоциации мировой политической экономии, аспирант социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
© Чэн Эньфу
© Главный перевод Ли Чжожу
© ООО «Издательство Родина», 2023
Общее предисловие «Сочинения Чэн Эньфу»
Мао Цзэдун хорошо сказал: «С грохотом Октябрьской революции марксизм-ленинизм был доставлен нам». Коммунистическая партия Китая, возглавляемая Мао Цзэдуном, объединила марксизм-ленинизм с китайской действительностью и, опираясь на огромное количество трудового народа, захватила власть и создала Китайскую Народную Республику в 1949 году. Я родился во второй год нового Китая и получил глубокое влияние и образование под влиянием марксизма-ленинизма и его китайской теории. После окончания университета я всегда занимался преподаванием и исследованием китайского и зарубежного марксизма и его политической экономии, а также организовывал академические группы для сохранения верности к марксистской теории и обновления марксистской теории.
Си Цзиньпин сказал: «Мы хотим, чтобы мир знал не только «Китай на кончике языка», но и «Китай в научных кругах», «Китай в теории» и «Китай в философии и социальных науках». (Си Цзиньпин об управлении (том 2), Пекин: Издательство иностранных языков, 2017, с.340). «Мы должны хорошо уметь уточнять идентифицирующие концепции, создавать новые концепции, категории и выражения, которые легко понимаются и принимаются международным сообществом, а также направлять международное академическое сообщество на проведение исследований и дискуссий.» (Си Цзиньпин об управлении (том 2), Пекин: Издательство иностранных языков, 2017, с.346). Инновационная марксистская теория», в создании которой я веду ведущую роль, – это попытка внести инновации разной степени наследия в области экономики, философии, политологии, социализма, международного коммунизма, международных отношений и т. д., служащие как процветанию марксистских гуманитарных и общественных наук в Китае и мире, так и борьбе за права и интересы рабочего класса и трудового народа в Китае и мире. Он также способствует здоровому взаимодействию между марксизмом в современном Китае как руководящей идеологией лидеров в управлении партией и государством и как академической идеологией ученых при написании книг.
Что такое современная политическая экономия рабочего класса? «Капитал» К. Маркса, «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса, «Империализм как высшая стадия капитализма» В.И. Ленина и «Экономические проблемы социализма в СССР» И.В. Сталина – четыре вехи марксистско-ленинской политической экономии. Ф. Энгельс однажды назвал «Капитал» К. Маркса «научной формулировкой политической экономии рабочего класса», «библией» рабочего класса. «Новаторская марксистская теория», с одной стороны, синтезирует труды К. Маркса и строит современную систему политической экономии с «пятипроцессной структурой» (непосредственный процесс производства, процесс обращения, совокупный процесс производства, национальный экономический процесс, международный экономический процесс). С другой стороны, она научно отказалась от современной западной экономики и построила современную систему политической экономии с «структурой пяти взглядов», и постоянно обогащает и совершенствует теорию, политику и методы современной политической экономии с атрибутами рабочего класса.
В середине девятнадцатого века К. Маркс и Ф. Энгельс в своем «Манифест Коммунистической партии» уже рассмотрели различные направления социалистической мысли, и Ф. Энгельс писал: «…социализм всех оттенков: социализм сознательный и бессознательный, социализм в прозе и в стихах, социализм рабочего класса и буржуазии. И действительно, это чудовище из чудовищ, этот социализм не только стал вполне респектабельным, но он уже носит фрак и небрежно разваливается на диванах в салонах… «. Двадцатый и двадцать первый века по-прежнему отмечены существованием различных теоретических и практических моделей социализма. На основе синтеза идей классиков марксизма и лидеров многих коммунистических партий я предлагаю теоретическую систему, основанную на общей тенденции общественного развития человечества и объективной диалектике, с «тремя стадиями социализма» в качестве ядра для изучения и обращения.
Что такое настоящий современный марксизм? В.И. Ленин отмечал, что «Диалектика истории такова, что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами. ««Нет ничего важнее, как сплочение всех марксистов, сознавших глубину кризиса и необходимость борьбы с ним, для отстаивания теоретических основ марксизма и коренных положений его, искажаемых с самых противоположных сторон путем распространения буржуазного влияния на разных «попутчиков» марксизма.» Не только во времена В.И. Ленина существовала такая проблема кризиса, но и в XXI веке существует такая же серьезная проблема. Академическая группа «Инновационная марксистская теория» в своей борьбе против антимарксизма и псевдомарксизма во всех его формах разработала ряд унаследованных, критических и инновационных идей, которые можно изучать и на которые можно ссылаться.
Что является ключом к современному международному коммунистическому движению? К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали «единство пролетариев всего мира», В.И. Ленин – «единство пролетариев всего мира с угнетенными народами и угнетенными нациями», И.В. Сталин – «необходимость объединения всех трудящихся независимо от национальности», а Мао Цзэдун – «единство революционных народов мира». Мао Цзэдун подчеркнул «единство революционных народов мира». Новаторская марксистская теория» предполагает, что в значительной степени ключ к будущему развитию мирового социализма и международного коммунистического движения зависит от уровня и эффективности современного пролетарского единства, и что для реализации «единства пролетариев всего мира», о котором говорится в «Манифест Коммунистической партии «. Он считает, что для реализации «единства пролетариев всего мира», о котором говорится в Коммунистическом манифесте, на данном этапе следует усилить работу по многоформенному или многоходовому единству, и подчеркивает, что марксисты и левые должны обратить внимание на ряд важных стратегических и тактических вопросов. Это включает новый тип сотрудничества между рабочим классом, его политическими партиями и учеными, а также между Китаем и остальным миром, чтобы укрепить власть мирового рабочего класса, поддерживать общую глобальную безопасность, противостоять гегемонии «согласованного неоимпериализма» и способствовать формированию сообщества человеческой судьбы. Как отметил Г.А. Зюганов в своем выступлении на Форуме КПК и марксистских партий мира в июле этого года: «Большая часть планеты рассматривает концепцию сообщества общей человеческой судьбы как уникальную возможность жить в мире и развиваться в гармонии. Двигаясь к этой цели – можно будет построить новый, справедливый мир, основанный на уважении суверенитета всех государств и бережном отношении к культурам и традициям всех народов.»
«Для жизни идеалы незаменимы». (Лев Толстой «Последний дневник») «У каждого человека есть определенный идеал, и этот идеал определяет направление его усилий и суждений». (Собрание сочинений Альберта Эйнштейна). Я следую примеру многих выдающихся марксистских интеллектуалов и коммунистов в Китае и за рубежом, которые «помнят о великих идеалах коммунизма» (слова Си Цзиньпина), «работают на благо человечества» (слова К. Маркса), «служат народу». «(по словам Мао Цзэдуна).
Все эти основные идеи в той или иной степени изложены в данном сборнике. Однако «мы можем познавать только при данных нашей эпохой условиях и лишь настолько, насколько эти условия позволяют. «. Наши научные теории и политические идеи развивались с изменением практики и условий в Китае и за рубежом, и мы приветствуем критику читателей и исправление неизбежных несоответствий.
Поздравляем вас со 100-летием основания великого и славного Союза ССР в 2022 году! В то же время я очень благодарен Президиуму ЦК КПРФ под председательством Г.А. Зюганова, благодарен В.И. Кашина и К.П. Обухова и группе переводчиков во главе с Ли Чжожу и редакционной группе издательства, моим коллегам-соавторам трактата, китайским и зарубежным товарищам, друзьям, родным и близким, которые оказывали и будут оказывать поддержку и помощь, и я приветствую всех вас!
Чэн Эньфу
Район Сюйхуэй, Г. Шанхай, КНР
20.08.2022
Научный комитет «Сочинения Чэн Эньфу»
Председатель:
Чэн Эньфу
Главный профессор Университета Китайской академии общественных наук, академик Академии общественных наук Китая
Член комитета:
Сонь Чаолун:
исследователь, доктор наук, Пекинский университет
Чжан Ян:
доцент, кандидат наук, Китайский университет политических наук и права
Дин Сяоцинь:
профессор, доктор наук, Шанхайский университет финансов и экономики
Гао Цзянькунь:
доцент, кандидат наук, Фуданьский университет
Сун Шаоюн:
профессор, доктор наук, Северо-Западный политехнический университет
Ван Сюэцзюнь:
профессор, доктор наук, Северо-восточный педагогический университет
У Вэньсинь:
профессор, доктор наук, Шаньдунский университет
Лу Баолинь:
профессор доктор наук, Фуцзяньский педагогический университет
Сяо Бинь:
доцент, доктор наук, Сямэньский университет
Главный ученый секретарь:
Ли Чжожу
Редакционный директор Всемирного общества политической экономии, магистр социологии
Примечания к пятому тому
Данный том посвящен теоретическим и практическим вопросам в восьми областях.
(i) Об экономических системах в различных типах стран и экономическом развитии в Восточной Азии в 20 веке
1. Каковы различные экономические системы и их тенденции? В статье «Исследование экономических систем различных типов стран в XX веке» в качестве репрезентативных экономических систем выделяются следующие: во-первых, изменение в экономической системе свободного рынка США, управляемой государством. Во-вторых, изменение рыночной экономики Японии, управляемой государством; в-третьих, изменение социальной рыночной экономики Германии; в-четвертых, эволюция от командно-плановой системы в Союзе ССР к беспорядочной свободной рыночной системе при Б.Н. Ельцине, а затем к контролируемой государством рыночной системе при Путине; и в-пятых, переход от плановой социалистической к рыночной социалистической системе в Китае. В статье подчеркивается, что существует закономерность смены экономических систем, и что институциональные изменения всегда развиваются и отступают извилистым путем. В современном мире существуют четыре основных противоречия: справедливость и эффективность, государственная и частная собственность, государство и рынок, открытость и защита, которые пронизывают экономическую систему и экономическую политику и выражаются как взаимодополняющие друг друга. С точки зрения непрерывной социализации и глобализации экономики, старый и новый кейнсианство более совершенны, чем неолиберализм, а общая тенденция направлена на усиление национального или международного регулирования; рыночная социалистическая экономическая система, в которой общественная собственность на ресурсы является основой, а государственное регулирование распределения является доминирующим, превосходит или лучше, чем частная собственность на ресурсы.
Это рыночно-капиталистическая экономическая система, в которой распределение власти является основой, а государственное регулирование – руководством к действию. Это соответствует экономической диалектике отрицания.
2. можно ли отрицать роль правительства в руководстве экономикой из-за финансового кризиса в Корее в 1998 году и многочисленных проблем в экономике Китая? В статье «Сравнительный анализ характеристик экономического роста Китая и Кореи» проведен сравнительный анализ экономического развития Китая и Южной Кореи с 1953 по 2000 год с целью найти характеристики и схожие причины изменений экономического роста и колебаний в Китае и Южной Корее, указывается, что между высокими темпами экономического роста Китая и Южной Кореи есть сходство. Во-первых, экономический рост был обусловлен высоким уровнем сбережений и инвестиций при «сильном правительстве», со стратегией несбалансированного экономического роста; во-вторых, высокий экономический рост сопровождался индустриализацией; в-третьих, высокий рост и высокая волатильность существовали в процессе экономического развития; и в-четвертых, экономический рост стал все больше зависеть от внешних факторов, при этом внешний долг стал составлять большую долю ВВП. Кроме того, в этих двух странах в процессе высокого экономического роста увеличился разрыв между доходами городского и сельского населения и усилилось неравенство в социальном распределении. Хотя корейский финансовый кризис обнажил некоторые проблемы корейской экономики, первопричину кризиса нельзя полностью отнести на счет «провалов» правительства, то же самое можно сказать и о проблемах Китая.
3. Должно ли развитие экономического сотрудничества в Восточной Азии оторваться от «гусиной структуры», возглавляемой Японией? В статье «Экономическая реструктуризация и сотрудничество в Восточной Азии» отмечается, что в эпоху ускоренной экономической глобализации и растущего доминирования экономики, основанной на знаниях, страны Восточной Азии должны как можно скорее отказаться от «структуры гуся» во главе с Японией и сформировать «структуру двуглавого орла» во главе с Японией и Китаем. «или «структуру треножника», в которой Япония, Китай и Южная Корея являются тремя ногами триады, чтобы увеличить скорость промышленной реструктуризации и совместно добиться модернизации капитало- и техноемких отраслей; региональную экономическую структуру «АСЕАН + Китай + Япония + Южная Корея». Постоянное совершенствование механизмов и организаций регионального экономического сотрудничества и создание Азиатского валютного фонда на основе равенства и взаимной выгоды создадут хорошую платформу для эффективного сотрудничества в Восточной Азии и азиатских экономик в целом.
(ii) На сайте Интегрированные инновации и школы философии и социальных наук
1. должны ли философия и социальные науки быть интегрированными и оригинальными и процветающими школами мысли? Цель статьи «Фокус на оригинальности и процветании для продвижения китайской стипендии «состоит в том, чтобы подчеркнуть, что, во-первых, она показывает, что для всестороннего развития нации необходимо руководствоваться философскими и социальными науками. Если развитие технологий зависит от естественных наук, то развитие экономики, политики, идеологии и культуры зависит в основном от общественных наук. В определенном смысле роль общественных наук даже более важна. Во-вторых, Дэн Сяопин в 1980-х годах говорил, что мы должны противостоять «левым» и препятствовать «правым», и что «левые» – это главное, чему нужно противостоять. «Это тоже догматизм, который привел к глубокому кризису веры в нашем обществе по многим направлениям. В-третьих, нам необходимо прояснить и создать механизм здорового взаимодействия между политическим (официальным) марксизмом и академическим марксизмом, действительно реализовать подход «двойной сотни» и позволить развиваться различным школам мысли внутри марксизма, а немарксистские академики могут существовать и развиваться соответствующим образом, но не могут занимать позицию мейнстрима. В-четвертых, академическая группа Новой марксистской школы экономики во главе с автором выдвинула ряд оригинальных теоретических идей, таких как «теория позитивного и негативного взаимодействия и взаимодополняющих изменений» о взаимосвязи справедливости и эффективности, «четыре основных типа» реформы рыночной экономики, «новая ценность живого труда в целом» и «Новая теория единства ценности живого труда», «Теория ориентированной на рынок общественной высокой эффективности», «Теория новой системы управления государственными активами с одним правительством, двумя системами и тремя уровнями классификации», «Теория трех этапов социализма». «Теория трех стадий социализма», «Теория современных глобальных основных экономических противоречий» и др.
2. Какова историческая линия развития философии и социальных наук в Китае и за рубежом? В статье «Историческая линия развития китайских и зарубежных философских и общественных наук», которая была представлена автором на коллективном учебном заседании Политбюро ЦК КПК в мае 2004 года, объясняется, что философия и общественные науки являются для людей важными инструментами для понимания и преобразования мира, а также важной силой для продвижения исторического развития и социального прогресса. Исследовательский потенциал и достижения философских и общественных наук являются важной частью всеобъемлющей национальной мощи. Построение социализма с китайской спецификой невозможно без процветающего развития философии и общественных наук под руководством марксизма. Атрибуты, характеристики и важность философских и общественных наук хорошо видны из исторической линии развития философских и общественных наук в Китае и за рубежом.
3. основными идеями статей «Процветание и развитие философских и общественных наук для продвижения комплексных инноваций в политической экономии», «Развитие новой западной политической экономии и инновации политической экономии в Китае» и «Интегративные инновации в экономике и построение Шанхайской школы экономики» являются, во-первых, опыт изучения «Мнения о дальнейшем процветании и развитии философии и социальных наук» ЦК КПК, разработка различных определений новой политической экономии и ее сравнение с другими смежными дисциплинами. Сравнение новой политической экономии, новой политической экономии
Второй – реформировать политическую экономию Китая, опираясь на разумное ядро западной новой политической экономии. Вторая – реформировать китайскую политическую экономию, опираясь на разумное ядро западной новой политической экономии, включая: осуществление двустороннего исторического вилочного исследования экономики и политологии; введение допущения о несоответствии интересов; создание «всеобъемлющей парадигмы неомарксистской экономики» (в то время «Шанхайская школа экономики», основанная автором в 1995 году в Шанхае). «Шанхайская школа экономики», которую я основал в Шанхае в 1995 году, была названа с региональной точки зрения, но с теоретической точки зрения школа была названа «Новая марксистская школа экономики»). Это означает продвижение и преодоление; продвижение классической марксистско-ленинской экономики и преодоление современной западной экономики; отражение двух видов практики; отражение как восточной и западной практики рыночной экономики, так и социалистической практики с китайской спецификой; демонстрация двух видов инноваций; наличие как определенных традиционных разработок в экономике, так и ее парадигмальной революции. В-третьих, инновационным является указание на объективную связь экономики и красоты, возможность и необходимость их объединения, внедрения эстетических знаний и методов в изучение теоретической экономики и даже создания экономической эстетики или эстетической экономики. Категории «экономическая красота» и «экономическое уродство» должны быть построены заново. Экономическая красота – это свойство экономической деятельности человека, которая является институционально справедливой, упорядоченной и гармоничной в своем развитии. Она проявляется в ряде экономических вещей, таких как справедливое распределение богатства, упорядоченная рыночная конкуренция, сбалансированное предложение и спрос, разумная производственная структура, умеренный экономический масштаб, симметричные индивидуальные права и обязанности, согласованная система управления, активные производственные агенты, комфортная рабочая среда, научный образ жизни и потребления.
4. Как правильно воспринимать экономическое мышление Дэн Сяопина и теорию использования экономического строительства Китая? В статье «Диалектическое экономическое мышление Дэн Сяопина и его актуальность» утверждается, что Дэн Сяопину принадлежит ряд важных замыслов и рассуждений об экономическом развитии, реформе и открытости на начальном этапе социализма. Всестороннее и точное понимание содержащихся в них диалектических взглядов может постепенно объединить идеологическое понимание людей и активно содействовать нынешнему процессу построения благополучного общества и модернизации, а также реализации научного взгляда на развитие. Например, Дэн Сяопин подчеркивает как продвижение рыночной экономики, так и приверженность социализму, заявляя, что «между социализмом и рыночной экономикой нет фундаментального противоречия»; это общий отказ от идеи, что эти два понятия находятся в жесткой оппозиции друг к другу. В статье «Какую экономическую теорию использовать для социалистического экономического строительства с китайской спецификой – Дискуссия с профессором Ван Токио» подчеркивается, что для управления строительством социалистической экономики с китайской спецификой следует использовать базовую теорию марксизма-ленинизма и его китаизации и современную социалистическую политическую экономию, но не базовую теорию современной западной экономики. Теория современной западной экономики об экономическом человеке, теория защиты только индивидуальных прав собственности и теория ограниченности ресурсов является ошибочной или односторонней.
(iii) Некоторые теории современной западной экономики
Научный обзор, сравнение и оценка трех основных теорий современной западной экономики, оказавших наибольшее влияние на китайскую и мировую экономику.
1. Как можно объективно оценить новое кейнсианство? В статье «Деконструкция новой кейнсианской теории эффективности заработной платы и безработицы» указывается, что новое кейнсианство – это новая школа мысли, возникшая в 1980-х годах, которая выступает за государственное вмешательство и является теоретическим рубежом западной макроэкономики, а его новизна заключается в том, что оно заменяет теорию «липкости» других кейнсианских школ теорией «липкости». Она объясняет экономические колебания и недобровольную безработицу в капиталистических обществах с помощью теорий «липкости» цен и «липкости» заработной платы, тем самым компенсируя недостаток микрооснований первоначальной кейнсианской теории занятости. Таким образом, недостаток микрооснований первоначальной кейнсианской теории занятости был устранен, и возрождение государственного интервенционизма было поддержано.
2. как объективно оценить неолиберальную экономику? В статье «Исследование современными зарубежными учеными неоконсервативной экономической мысли» утверждается, что многие западные ученые, включая Самуэльсона, точно описали идеологические характеристики неолиберальной экономики, назвав ее «правой экономикой» или неоконсервативной экономикой; разъясняются основные коннотации этой тенденции современными зарубежными учеными. В статье также разъясняются теории современных зарубежных ученых об основном значении этого направления, его подъеме и идеологической гегемонии, его практических последствиях, его связи с глобализацией и о том, как преодолеть неоконсерватизм, а затем дается краткий комментарий к ним; анализируется эволюция истории человеческой социально-экономической мысли и основная тенденция мирового экономического развития, и делается вывод, что по сравнению с марксистской экономикой, западной радикальной экономикой, старой и новой кейнсианской экономикой неолиберальная экономическая мысль в целом консервативна и отстала, хотя и в ней есть некоторые разумные зерна мысли. Есть некоторые разумные зерна мысли.
3. Как можно объективно оценить Новую институциональную экономику? В статье «Генезис, особенности и общая оценка новой школы институциональной экономики-С точки зрения Шанхайской экономики» рассматривается формирование новой институциональной экономики в связи с серьезными недостатками мейнстримной западной микроэкономики и макроэкономики в пренебрежении институциональным анализом, а также в связи с антикейнсианством и реформами в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, исследуются основные характеристики новой институциональной экономики, которая имеет академические корни как в старом, так и в новом институционализме. Исследуются основные черты новой институциональной экономики, которая имеет академические корни как в старой институциональной экономике, так и в новом институционализме, и в целом рассматривается академический прогресс и теоретические заблуждения этой школы; отмечается, что определение институтов в новой институциональной экономике не очень точно по сравнению с марксистской институциональной экономической теорией, теория на тему институциональных изменений несколько односторонняя, в теории о природе институтов отсутствует подход классового анализа, а иерархия институтов и их взаимосвязи не полностью объяснены.