Полная версия
Не яблоко, а виноград? В поисках истины
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Библия. Бытие 3: 22—24).
5. Жизнь на Земле
«…И в тот день, когда Адам вышел из рая Едем, он принес в приятное благоухание жертву благовонную: ладан, и халван, и стакти, и сенегал, утром с восходом солнца, в день, когда он покрыл свою срамоту. И в тот день заключились уста всех зверей, и скота, и птиц, и того, что ходит (ногами), и того, что движется, так что они не могли более говорить, ибо до сего все они говорили между собою одними устами и одним языком. И Он изгнал из сада Едем всякую плоть, которая была в саду Едем; и рассеялась всякая плоть по своим породам и видам в места, которые для них были созданы (удобны). Только Адаму Он повелел покрывать свою срамоту8 – ему одному между всеми зверями и скотом. Ради сего Он на скрижалях повелел всем, знающим правду закона, покрывать свою срамоту и не обнажаться, как обнажаются язычники.
И в новолуние четвертого месяца Адам и его жена вышли из рая Едем, и жили в земле Елдад, в той земле, где они были созданы. И Адам дал имя жене своей Ева» (Книга Юбилеев IIӀ).
Для меня было удивлением, что до грехопадения все животные могли говорить, как люди. Но ведь даже в наше время есть подтверждение этому факту, например, попугаи.
«…Когда они были изгнаны из рая, то сделали себе шатер, и провели там семь дней, рыдая и глубоко скорбя в большой печали. Но через семь дней они захотели есть и начали искать пищу, но не нашли ничего. Тогда Ева сказала Адаму: «Мой господин, я хочу есть. Иди, и найди что-нибудь для нас, чтобы мы могли поесть. «Возможно, Бог сжалится над нами и позовет нас туда, где мы были прежде». И Адам ушел и шел семь дней по всей земле, и не нашел никакой пищи, или даже похожего на то, что обычно ел в раю. И Ева сказала Адаму: «Ты убей меня? И тогда я смогу умереть, и возможно Бог вернет тебя в рай, поскольку на мне грех изгнания тебя оттуда». Ответил Адам: «Воздержись, Ева, от таких слов, иначе Бог пошлет другое проклятие на нас. Как можно, что бы я поднял руку мою против плоти собственной? Нет, давай уйдем и отыщем кое-что для нас, где бы мы могли жить, что-то похожее на то, откуда нас изгнали». И они шли и искали девять дней, и не нашли ничего, что имели в раю, но нашли только животных для пищи. И Адам сказал Еве: «Это Бог, послал нам животных и скот, чтобы есть; но мы обычно ели пищу ангелов. Однако праведно и правильно будет, если покаемся перед Богом, который создал нас. Так давай раскаемся с большим покаянием, и возможно, Бог будет милостив к нам и пожалеет нас и даст нам частицу чего-то для существования». И Ева сказала Адаму: «Что такое раскаяние? Скажите мне, какую жертву я должна принести? Давай не будем возлагать слишком большую жертву, которую мы не сможем принести, ибо тогда Бог не услышит наши молитвы: и отвернет Свое лицо от нас, потому что мы не смогли выполнить того, что обещали. Мой господин, какую жертву ты придумал (чтобы дать) мне, поскольку я принесла скорбь и муку тебе?» И Адам сказал Еве: «Ты не можешь принести так много как я, но принеси (такую жертву) насколько у тебя хватит сил. А я проведу сорок дней, постясь, но ты сделай это в речке Тигр и выбери камень и стань на него в воде до шеи своей в глубине реки. И не позволяй никакой речи исходить из уст твоих, так как мы не достойны, чтобы обращаться к Богу, поскольку наши губы нечисты от незаконного и запрещенного плода. И стой в реке тридцать семь дней. А я проведу сорок дней в воде Иордана, возможно Бог сжалится над нами». И Ева ушла в реку Тигр и сделала так, как Адам сказал ей. И Адам ушел в реку Иордан и стоял на камне до его шеи в воде. И Адам сказал: «Я говорю тебе, вода Иордана, скорби со мной, и собери ко мне все плавающие (создания), которые есть в реке, и пускай скорбят со мной вместе. Не за себя пускай скорбят они, а за меня; поскольку это – не они, согрешили, но я». И тот час, все живые существа прибыли и окружили его, и, с того часа, вода Иордана стояла, и ее поток остановился. И прошло так восемнадцать дней; тогда Сатана разгневался и преобразился в яркого ангела, и пришел к реке Тигр, где была Ева, и нашел ее скорбящей, и сам дьявол притворился скорбящим с нею, и начал плакать и сказал ей: «Выйди из реки и не плачь больше. Перестань горевать и скорбеть. Почему ты все еще беспокоишься и твой муж Адам? Бог услышал ваш плач и принял ваше раскаяние, и все мы, ангелы просили от Вашего имени, и молили Бога; и он послал меня, чтобы вывести тебя из воды и дать тебе еду, которую ты имела в раю, и из-за которой ты плачешь. Теперь выйди из воды, и я приведу тебя к месту, где ваша еда уже приготовлена». И Ева услышала и поверила, и вышла из воды, и ее плоть (дрожала) от холодной воды подобно траве. И когда она вышла, упала на землю, и дьявол поднял ее и привел ее к Адаму. И когда Адам увидел ее и дьявола с нею, он плакал и кричал громко, и сказал: «O Ева, Ева, где – твое раскаяние? Как же ты снова поддалась нашему искусителю, тому, чьими стараниями мы были изгнаны из нашей обители в раю и духовной радости?» И когда она услышала это, поняла, что дьявол убедил ее выйти из реки; и она упала лицом на землю и ее горе, стон и плачь, были удвоены. И она взмолилась и сказала: «Горе тебе, дьявол. Почему ты нападаешь на нас и по какой причине? Что хочешь сделать с нами? Что мы сделали тебе? Почему ты хочешь нас наказать? И почему возмещаешь свою злобу на нас? Разве мы забрали твою славу и обесчестили тебя? Почему ты изматываешь нас, и будешь ли преследовать нас до смерти грехами и завистью?» И с тяжелым вздохом, дьявол сказал: «O Адам! вся моя враждебность, зависть, и горе – для тебя, так как это – из-за тебя у меня забрали славу, которой я обладал на небесах посреди ангелов, и из-за тебя был сброшен на землю». Адам ответил: «Что сделать я могу? Что я сделал уже, и какой мой грех против тебя? Посмотри ты не получил никакого вреда или ущерба от меня, почему ты преследуешь меня?» (Житие Адама и Евы [Латинская версия] I – XII).
Далее дьявол рассказывает Адаму и Еве историю своего свержения, описанную выше, и обвиняет их в своем падении. Но не гордыня ли стала истинной причиной свержения дьявола и его ангелов с небес? Если бы он не возгордился и поклонился Адаму, как того велел Бог, то остался бы на своем месте. Все люди, которые обвиняют других в своих бедах, уподобляются Сатане, так как по своей гордыне не могут признать самих себя виновными. И дьявол входит в сердца таких людей и говорит за них.
Сатана по своей гордости отказался покланяться Адаму и решил стать выше самого Создателя, чем навлек на себя Его гнев. После чего Сатана не раскаялся в своем грехе, а решил, что в его падении виноват не он сам и его гордыня, а Адам. Ведь если бы не было Адама, то ничего этого бы и не произошло. И стал всеми силами искать пути для того, чтобы Адам был так же, как и он изгнан из рая.
Как же часто и мы обвиняем людей или обстоятельства в своих неудачах, чтобы по своей гордости не чувствовать своей вины и не нести ответственности за свои поступки.
«… Когда Адам услышал, что дьявол сказал, он взмолился и плакал, и сказал: „O Бог мой, моя жизнь находится в руках твоих. Уведи этого искусителя, далекого от меня, поскольку он здесь, чтобы уничтожить мою душу, и забрать у меня славу, которую он сам потерял“. И в тот же миг дьявол исчез. Но Адам продолжил свое покаяние, и стоял в течение сорока дней (до конца) в воде Иордана» (Житие Адама и Евы [Латинская версия] XVII).
6. Первое убийство на земле
«…И у них не было ни одного сына до первого юбилейного года. И после сего он познал ее. Он же обрабатывал свою землю, как был научен в саду Едем.
И в третью седмину во второй юбилей родила она Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван» (Книга Юбилеев IIӀ-IV).
Из «книги Юбилеев» я узнала, что у Адама и Евы были не только сыновья, но и дочь Аван, которая впоследствии стала женой Каина. Ответ на вопрос, который оттолкнул меня когда-то от чтения Библии, был найден. И для меня стал очевидным тот факт, что все мы на Земле братья и сестры.
«…И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Библия. Бытие 4: 2—10).
«…И в первую седмину третьего юбилея Каин убил Авеля, ибо Он (Бог) принял дар от руки его милостиво, а от руки Каина жертву плодов не милостиво. И он убил его на поле, и его кровь вопиет от земли к небу, восклицая, что он убит. И Бог наказал Каина за Авеля, которого он убил, и сделал его проклятым на земле за кровь его брата, и проклял его на земле, ради чего на небесных скрижалях написано так: „Да будет проклят, кто убивает своего ближнего по злобе, и все видящие это должны говорить: да будет так! И человек, который видит и не объявит сего, да будет проклят, как он!“ Ради сего мы9 являемся к Господу, Богу нашему, возвещать все грехи, которые совершаются на небе и на земле, во свете и во тьме, и всюду» (Книга Юбилеев IV).
«…И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Библия. Бытие 4: 11—15).
«…И после этого, Адам и Ева были друг с другом и когда они спали, Ева сказала Адаму, своему господину: «Мой господин, Адам, слушай, я видела во сне этой ночью кровь моего сына Амилабеса, которого называем Авелем, которая льется в уста Каина, его брата и он пьет ее без жалости. Но Авель умолял оставить ему хоть каплю крови, и все же, Каин не послушал его и выпил все; и жизни не осталось в Авеле, и душа вышла из уст его уст. И Адам сказал: «Давай встанем и пойдем, посмотрим, что с ними случилось. (Я боюсь), чтобы искуситель не напал на них где-нибудь».
Адам и Ева пошли и нашли Авеля убитого рукой его брата Каина. И Бог сказал архангелу Михаилу: «Скажи Адаму: „Это не тайна, да и ты сам знаешь, что Каин твой сын – порождение гнева. Но не огорчайся, поскольку я дам тебе взамен другого сына; он покажет все, что ты должен будешь сделать, но не говори ему ничего“. И так же молвил архангел Адаму. Эти слова коснулись его сердца и также сердца Евы, хотя она горевала по Авелю их сыну» (Апокалипсис Моисея II—III).
«…И Адам и его жена скорбели об Авеле четыре седмины10. И в четвертый год пятой седмины11 он утешился, и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя – Сиф; ибо он сказал: „Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его“. В шестую седмину он родил свою дочь Азуру. И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого, юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох» (Книга Юбилеев IV).
«…У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Библия. Бытие 4: 18—24).
«…И Адам познал свою жену Еву, и она родила еще девять сыновей. И в пятую седмину сего юбилея12 Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса13. И он первый начал призывать имя Господне на земле. И в седьмой юбилей в третью седмину Энос взял свою сестру Ноаму в жены, и она родила ему сына в третий год пятой седмины, и он нарек ему имя Каинан. И в восьмой юбилей в конце его Каинан взял свою сестру Муалелиту в жены, и она родила ему сына в девятый юбилей, в первую седмину, в третий год той седмины, и он нарек ему имя Малалел. И во вторую седмину десятого юбилея Малалел взял себе в жены Дину, дочь Боракиэла, дочь сестры его отца, – себе в жены, – и она родила ему сына в третью седмину в шестой год, и он нарек ему имя Иаред; ибо в его дни сошли на землю Ангелы Господни, которые назывались стражами, чтобы научить сынов человеческих совершать на земле правду и справедливость.
И в одиннадцатый юбилей Иаред взял себе жену, по имени Барака, дочь Разузаила, дочь сестры его отца, в четвертую седмину сего юбилея. И она родила ему сына в пятую седмину, в четвертый год юбилея, и он нарек ему имя Енох. Он был первый из сынов человеческих, рожденных на земле, который научился письму, и знанию, и мудрости; и он описал знамения неба по порядку их месяцев в книге, чтобы сыны человеческие могли знать время годов в порядке их отдельных месяцев. Он прежде всех записал свидетельство, и дал сынам человеческим свидетельство о родах земли, и изъяснил им седмины юбилеев, и возвестил им дни годов, и распределил в порядке месяцы, и изъяснил субботние годы, как мы ему возвестили их. И что было, и что будет, он видел в своем сне, как произойдет это с сынами детей человеческих в их поколениях до дня суда. Все видел и узнал он, и записал во свидетельство, и положил сие, как свидетельство, на земле для всех сынов детей человеческих и для их родов14. И в двенадцатый юбилей в седьмую седмину взял он себе жену именем Адни, дочь Даниала, дочь сестры его отца. И в шестой год этой седмины она родила ему сына, и он нарек ему имя Мефусалаг15» (Книга Юбилеев IV).
«…И в четырнадцатый юбилей взял Мефусалаг Адину, дочь Азраела, дочь сестры его отца, себе в жены, в третью седмину в первый год, и он родил сына и нарек ему имя Ламех. И в пятнадцатый юбилей в третью седмину взял себе Ламех жену, по имени Битанос, дочь Баракела, дочь сестры его отца, себе в жены; и в эту седмину она родила ему сына, и он назвал его Ноем, говоря: «Он утешит меня о всех моих трудах и о земле, которую проклял Бог» (Книга Юбилеев IV).
7. Смерть Адама и Евы
«…Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет, и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей» (Библия. Бытие 5:1—4).
«…Адам жил девятьсот тридцать лет; и он заболел, и вопил громким гласом, и сказал: «Все мои сыновья придите ко мне, чтобы я мог видеть вас, прежде чем умру». И собрались все, из трех частей земли. И его сын Сиф, сказал ему: «Отец Адам, что у тебя болит?» И он говорит: «Мои дети, меня тяготит грех». И они говорят ему: «Какой грех?» И Сиф ответил и сказал ему: «Возможно, отец, ты вспомнил, плод из рая который ты съел, и горюешь по нему? Если это так, скажи мне, (и) я пойду и принесу плод из рая. Я посыплю пыль на свою голову и буду плакать и просить, чтобы Бог выслушал меня и послал своего ангела (и принес мне плод из рая), и я принесу его тебе, и твоя боль прекратится». Адам говорит к нему: «Нет, мой сын Сиф, ведь я имею много грехов и болею!». Сиф же говорит ему: «И как это сошло на тебя?».
И Адам сказал ему: «Когда Бог создал нас, меня и вашу мать, через которую я умираю, Он разрешил нам есть из каждого дерева, которое находится в раю, кроме одного, из которого сказал, не есть, ибо тогда мы умрем. И пришел час для ангелов, которые охраняли твою мать, поклоняться Богу, и я был далек от нее, и враг знал, что она была одна, и дал ей, и она ела, из дерева которого ей сказали, не есть. Тогда она дала и мне, чтобы я съел.
И Бог разгневался на нас, и Бог вошел в рай и призвал меня страшным гласом и сказал: «Адам, где ты? И почему прячешься ты от лица моего? Разве дом способен скрыться от своего строителя?» И он говорит мне: «Так как ты оставил мой завет, я поддам твое тело семидесяти двум ударам; скорбь первого удара – боль глаз, второго удара – глухота, и так же все удары принесут свою скорбь и падут на тебя также».
И когда он сказал это своим сыновьям, Адам застонал от ран и боли и сказал: «Что я наделал? Я очень страдаю». И Ева плакала и сказала: «Мой господин, Адам, встань и передай мне половину своей скорби, и я вынесу это; поскольку это из-за меня, что сейчас происходит с тобой, из-за меня тебя мучает боль». Но Адам сказал Еве: «Встань и иди с моим сыном Сифом к раю, и посыпьте пылью ваши головы и плачьте и просите Бога помиловать меня и послать мне ангела из рая, чтобы Он дал мне елей из дерева жизни, и принесите его мне, и я помажу себя, и боль покинет меня».
Тогда Сиф и Ева пошли к раю, и Ева видела своего сына, и дикого зверя, нападающего на него, и Ева плакала и сказала: «О горе мне, когда я прибуду в день Суда Божьего, и все те, кто грешил, проклянут меня говоря: «Ева не сдержала заповедь Бога». И она молвила зверю: «Ты злой зверь, как ты не боишься бороться с образом Бога? Как случилось, что твои уста открыты? Как случилось, что зубы твои сделались сильными? Почему ты не подчиняешься нам? Ведь когда-то ты был создан Богом». Тогда зверь взмолился и сказал: «Это – не твое дело, Ева, а твоя жадность и скорбь, это из-за тебя правление зверей воскресло, как только уста открылись, чтобы съесть из дерева, с которого Бог приказал не есть. Из-за этого я преобразился. Теперь ты не сможешь ответить, если я начну порицать тебя». Тогда Сиф приказал зверю: «Умолкни, утихни, исчезни прочь от образа Бога до судного дня». Тогда говорит зверь Сифу: «Смотри, я исчезаю прочь от образа Бога». И он пошел в свое логовище.
И Сиф пошел с Евой к воротам рая, и они плакали там, и просили Бога прислать ангела и дать им елей милосердия. И Бог послал архангела Михаила, и он сказал Сифу: «Сиф, человек Божий, не утомляй себя молитвами и просьбами о елее с дерева милосердия, чтобы помазать твоего отца Адама. Это произойдет не сейчас, а в конце времен. Тогда восстанет плоть от Адама и до того большого дня, – когда все люди станут безгрешными. И будут, восхищаться раем, и Бога будут иметь в сердце своем. И они больше не будут грешить перед лицом Его, для злого их сердца будут закрыты, и зло в их сердца не просочится, и будут они делать добро и служить только Богу. Но ты возвращайся к отцу своему, потому, что шесть сроков его жизни уже прошли, и он будет жить три дня от сего дня и умрет. И когда его душа отойдет, ты должен созерцать это и быть с ним».
Так молвил ангел и отступил от них. И Сиф и Ева прибыли в хижину, где лежал Адам. И Адам сказал Еве: «Ева, что ты накликала на нас? Ты призвала на нас большой гнев, который есть смерть, [которая будет преследовать весь род человеческий]». И он сказал ей: «Созови всех наших детей и детей наших детей и расскажи им о нашем согрешении» (Апокалипсис Моисея V—XIV).
Далее Ева рассказывает детям историю о своем грехопадении, описанную в четвертой части данной книги. Мы этот отрывок опускаем и читаем дальше:
«…И когда Ева сказала это своим сыновьям, то Адам уже лежал, и плохо ему было, и умирать собрался от болезни, которая обрушилась на него, она говорит к нему: «Как так получается, что ты умираешь, а я живу и как долго я должна жить после твоей смерти? Скажите мне». И Адам говорит ей: «Видишь, не суждено тебе умереть до меня, но может, мы оба вместе должны умереть? Тогда приляг в моем месте. Но когда я умру, помажь меня и не позволяй никакому человеку притрагиваться ко мне, до ангела Божьего. Поскольку Бог не забыл меня, и будет искать Свое создание; и теперь встань скорее, и молись Богу, пока я не испущу дух в руки того, кто дал его мне. Поскольку мы не знаем, как должны встретить своего Создателя, будет ли Он разгневанный на нас, или будет милосерд и захочет пожалеть и принять нас».
И Ева встала и вышла наружу и упала на землю и начал говорить: «Я грешила, O Боже, я грешила, O Боже Всех, я грешила против тебя. Я грешила против избранных ангелов. Я грешила против Херувима. Я грешила против Твоего страшного и непоколебимого Трона. Я грешила пред Тобой». Так просила Ева на коленях; и увидела ангела человеческого рода, и он прибыл к ней, и поднял ее и сказал: «Встань, Ева, (от вашего раскаяния), и смотри на Адама, мужа своего и как вышла душа из его тела. Встань и созерцай его дух, который переносят наверх к Создателю». И Ева встала и вытерла слезы своей рукой, и ангел сказал ей: «Поднимись из земли». И она пристально глядела прямо в небо и созерцала колесницу света, которую переносят четыре ярких орла, (и) это невозможно было видеть любому человеку, рожденному женщиной и выразить славу о них, или созерцать их лицо и лицо ангелов, сопровождающих колесницу, и, когда они прибыли на место, где был ваш отец Адам, приостановилась колесница и вместе с ней Серафим. И я созерцала золотые кадила, между вашим отцом и колесницей, и все ангелы с кадилами и ладаном вошли и пожертвовали ладан и дули на него, и дым ладана скрыл небесные тверди. И ангелы пали и поклонялись Богу, громко плача и говоря: «JA’EL, Святой, прости его, поскольку он – Твой образ, и создание Твоих святых рук» (Апокалипсис Моисея XXXI—XXXIII).
«…ангел вострубил и призвал всех ангелов (и они были), лежащие на их лицах, и они кричали громко в ужасном гласе и сказали: «Слава благословенному Богу и всем его созданиям, поскольку Он пожалел Адама, создание рук Его», но когда ангелы сказали эти слова, прибыл один Серафим с шестью крыльями и схватил Адама и унес его в Ахирусианское озеро и трижды омыл его в присутствии Бога.
И Бог говорил к нему: «Адам, что же ты сделал? Если бы ты твердо держал мою заповедь, не было бы теперь радости среди тех, кто подстрекал тебя к этому. Все же, я говорю тебе, что я поверну их радость в печаль, и так же вашу печаль я поверну в радость, и я верну вас к прежней славе. И воссядешь ты на троне своего обманщика16. И он будет брошен в бездну, и откуда будет видеть тебя сидящим выше вместо него, тогда он будет осужден, вместе с теми, кто послушались его, и его будет ранить то, что он узрит тебя сидящим на его благородном троне».
И он оставался там три часа, и после этого Отец всех, восседавший на святом троне протянул свою руку, и взял Адама, и передал его архангелу Михаилу, говоря: «Вознеси его в Рай к третьему Небу, и оставьте его там до дня страшного суда, когда я буду судить мир». Тогда Михаил взял Адама и отправил его туда, куда велел ему Господь.
Но после всего этого, архангел спросил о захоронении останков. И Бог приказал, чтобы все ангелы собрались в Его присутствии, во всем порядке, и чтоб у всех собранных ангелов были в руках кадила или трубы. И по сему, Бог святого причастия прибыл, и четыре ветра принесли Его и херувимы, и ангелы с неба сопровождали Его, и они прибыли на землю, где было тело Адама. И они прибыли в рай, и все листья рая благоухали так, что все мужчины, рожденные Адамом, уснули от аромата, кроме одного Сифа, потому что он был рожден «согласно назначению Бога». Тогда тело Адама лежало в раю, на земле, и Сиф оплакивал его. Тогда Бог молвил архангелу (ам) Михаилу, (Гавриилу, Уриилу, и Рафаилу): «Идите в Рай в третье небо, и сотките льняное покрывало и заверните в него тело Адама и принесите «аромат елея» и разотрите по нему. И три больших ангела так и сделали и подготовили тело к похоронам. И Бог сказал: «Принесите также тело Авеля». И они принесли другое льняное покрывало и также подготовили тело Авеля. Так как он не был погребен со дня, когда Каин его брат убил его; однако грешник Каин прилагал большие усилия чтобы похоронить (досл. скрыть) (его), но не смог, поскольку земля не хотела принимать тело Авеля, коробилась земля, и глас вышел из земного покрова, говоря: «Да не войдет в землю тело твоего брата, до того времени, пока не вернется в землю тот, кто был взят из нее первым». Тогда, ангелы взяли Авеля и поместили его под камень, где был захоронен его отец Адам. И оба были захоронены, согласно заповеди Бога, и в месте, где Бог взял пыль для сотворения Адама, и в этом месте были вырыты две могилы. И Бог послал семь ангелов в Рай и велел им принести много ароматных благоуханий и полить ими землю, и они взяли два тела и поместили их в место, которое они должны были вырыть и построить.